Развитие речи. Звуки [з и з,] и буква З
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

Полякова Ирина Николаевна

Уточнить артикуляцию звуков [з] и [з,], упражнять детей в определении места звуков [з] и [з,] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з], [с,] и [с]. Объяснить значение слов – паронимов. (слова которые отличаются одним звуком. Ознакомить с буквой З большой и з маленькой, закреплять образы букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи:

Тема: Звуки [з и з,]  и буква З.

Цель: Уточнить артикуляцию звуков [з] и [з,], упражнять детей в определении места звуков [з] и [з,] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з], [с,] и [с]. Объяснить значение слов – паронимов. (слова которые отличаются одним звуком. Ознакомить с буквой З большой и з маленькой, закреплять образы букв.

Оборудование:  Маленькие зеркала на каждого ребенка, панно букв, мел, ножницы и вырезные буквы по количеству детей.

                          Ход занятия:

Дети, находясь в группе, дома, на улице, мы постоянно общаемся друг с другом. Благодаря чему мы можем общаться? Конечно, благодаря тому, что мы все можем разговаривать друг с другом.

          А люди разговорчивые

          Должны говорить разборчиво,

          Чисто, четко, внятно,

          Чтоб каждому было понятно.

Поэтому нам нужно упражняться в произношении звуков. Сейчас я назову вам несколько слов, а вы внимательно послушайте: сок, сарафан, сахар, собака, самовар, сапоги. С какого звука начинаются эти слова? Правильно, со звука [с]. А теперь посмотрите на эту цепочку букв. Что вы здесь видите? Конечно, вы видите разные буквы. Среди них есть буква  «С»? Молодцы! Такая буква действительно в этой цепочке букв есть. Одна? Правильно, букв «С» в цепочке 5.                                  

   Буквы посчитали, теперь давайте  поиграем. Игра называется « Не зевай – продолжай». Вы называете звуки по порядку, которые написаны на доске  в этой цепочке соответствующими буквами, и подбираете слово, которое начинается с этого звука. Я начну первой: Звук [а] – аист, теперь вы продолжайте,(звук [б]- бабочка, звук [б]- береза и т. д.)

Очень хорошо! А теперь вы будете пробовать изменять слова, которые я вам буду предлагать. Внимательно слушайте, к каждому слову, которое  я назову, нужно поставить впереди слова звук [с]. Итак, я начинаю:

Варить – сварить,

ходить – сходить,

клеить – склеить,

катать – скатать,

бегать – сбегать,

клевать – склевать,

летать – слетать,

петь – спеть.

Вот как хорошо мы с вами поиграли, у нас получилось много новых слов. Ребята, а сейчас послушайте стихотворение:

 (читая стихотворение, голосом выделяю звуки [з – з,]):

Найдем её мы в звёздочке,

И в золоте, и в розе,

В земле, алмазе, бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

Дети, вы обратили внимание, какой звук я выделяла голосом? Молодцы! Я действительно выделяла голосом звуки [з и з,]. Вот с этими звуками, нам и предстоит сегодня встретиться. Кто из вас, ребята, может рассказать, как образуется звук [з].

(Звук [з] образуется, когда губы чуть растянуты в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, а кончик языка слегка касается нижних зубов).

Вы заметили, что звук [з] произносится почти так же, как звук [с], только звук [з] произносится с участием голоса. Язычок в своем домике прижался к нижним зубкам, пустил ветерок, включил голосок и звонко – звонко запел: з – з – з. Получилась новая песенка – это песенка комара. Давайте все вместе позвеним з – з – з. Вот так поёт комар, когда летит и смотрит, кого бы укусить. Ну – ка позвеним ещё.  (выполняем упражнение и смотрим в зеркало)

 Звук [з] согласный,  бывает он твёрдым – забор, забава. Бывает мягким – зима, зяблик. Сейчас я снова предлагаю  вам поиграть. Это игра «Найди слово». Я читаю вам по три слова, вы, ребята, внимательно слушайте, и в прочитанных мною словах выделяете те слова, в которых есть и звук [з] и [с]: снежинки, салазки, зонтик; скамейка, глаза, слеза; сазан, узор, зорька; скакалка, узор, засов; маска, фазан, сервиз. Хорошо! Давайте назовем эти слова ещё раз.

 В этой игре ещё одно задание: надо определить в словах место звука [з], Где он находится: в начале слова, в середине слова, или в конце. Итак, первое слово:  «Слеза» – в середине;

                           «Сазан» – в середине;

                           «Засов» – в начале;

                           «Зоосад» – в начале;

                           «Сервизы» – в середине;

Замечательно! Поиграли, а сейчас немного поработаем. Вы должны образовать новые слова. Я читаю слова: соя, коса, лиса, Сима, а вам

нужно заменить звук [с] на звук [з]. Работать будем по двое. Каждый из вас должен объяснить, что обозначает каждое слово. Итак, начинаем (пример, коса – коза):

Коса – прическа у девочки;

Коза – домашнее животное;

Лиса – дикое животное;

Лиза – имя девочки;

Соя – растение;

Зоя – имя девочки;

Сима – имя девочки;

Зима – время года;

Прекрасно, дети, вы поработали, очень постарались, и думаю, много узнали нового, а главное сегодня вы узнали новые звуки [з] и [з,]. Но пока мы не знаем, как обозначается этот звук. Как изображается буква, которая соответствует звукам [з] и [з,]. (показываю детям букву З).

«З» - смешная завитушка

«З» - закручена, как стружка.

Ребята, этой буквой обозначаются звуки [з] и [з,]. Сейчас с помощью ножниц и буквенного конструктора каждый из вас изобразит букву «З».

(дети выполняют задание).

 Теперь посмотрите на доску. Я нарисовала на доске большую букву «В». В этой букве спрятались две буквы. Какие? Молодцы! Вы правильно подметили, в букве «В» спряталась буква «З». Устали? Сейчас можете поиграть в пальчиковые игры. Выберете игры по своему желанию.

 Итак, мы потрудились много, поиграли, а самое главное – на этом занятии мы с вами познакомились со звуками [з] и [з,] и буквой «З», которая соответствует этим звукам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ННОД по развитию речи «Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения»

Образовательная область: «Речевое развитие» Задачи:Способствовать развитию звуко -буквенного анализа.Способствовать развитию фонематического слуха.Учить определять место звука Р в словах и обозн...

Конспект НОД по обучению грамоте и развитию речи для детей подготовительной группы. Тема: «Буква и звук [Ж]»

Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Совершенствование грамматического строя речи,...

Занятие по развитию речи "Звук [п –п’] и буква «П п»"

Занятие по развитию речи для детей подготовительной к школе группы нацелено на ознакомление со звуками [п – п’], буквой «П п»....

Конспект занятия по развитию речи "Звук и буква С"

Цель:1) Знакомство со звуками (С) и (С*);2) Различение звуков (С) и (С*);3) Знакомство с буквой С;4) Закрепление понятия «родственные слова»....

Занятие по развитию речи "Звук"Ц" , буква "Ц" "

Конспект занятия  по обучению грамоте в подготовительной группе  "Звук [Ц]. Буква Ц"       Подготовила воспитательГБОУ Школа №2...