Значение ИКТ в ранней диагностике речевых нарушений
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа) на тему

Данный материал предназначен для работы с детьми, имеющими задержку речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_v_diagnostike_rechevykh_narusheniy.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее выявление речевых недостатков у детей является  одним из обязательных условий своевременно начатой коррекционно – развивающей работы. Задача логопеда – сделать процесс диагностики наиболее оптимальным, подобрать индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывая его возрастные, интеллектуальные-личностные и физические возможности.  

Исходя из того, что современные дети, в большинстве случаев, испытывают значительные трудности в усвоении предлагаемой информации, понимании обращённой речи, гиперактивны, страдают дефицитом внимания, логопеды вынуждены искать новые пути подхода к диагностике речевых нарушений. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), на мой взгляд, удачно сочетают в себе все необходимые для диагностики компоненты: игровой характер заданий, разнообразное звуковое оформление, возможность более лёгкого усвоения инструкций при неоднократном повторении и, наконец, красочное оформление предлагаемого материала.

Все вышеперечисленные характеристики помогают развивать и поддерживать у ребёнка интерес к заданиям во время проведения диагностического обследования. Это особенно важно для детей, которые наряду с задержкой речи имеют задержку психического развития.                        

В своей работе, при проведении диагностики, мы используем следующие виды ИКТ:

- презентацию «Развитие речи у неговорящих детей»

- программу «Учимся говорить правильно»

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Презентация « Развитие речи у неговорящих детей» расчитана на возрастную категорию от 1,5 лет и представляет собой набор изображений- слайдов от простейших звукоподражаний до слов и предложений. Ребёнок видит доступные его восприятию картинки, часто встречающиеся в повседневной жизни предметы .  Все изображения реалистичны, общий фон не «загружен» лишней визуальной информацией. Возможно вариативное использование материала: увеличение или сокращение слайдов по усмотрению логопеда. В дополнение к изображениям предлагаются надписи в виде букв и  слов, что помогает детям соотносить вербальный образ буквы с визуальным.

Работа с презентацией помогает  выявить у детей уровень развития импрессивной и экспрессивной речи, слухового и фонематического внимания и, наконец, позволяет проводить диагностику в более непринуждённой форме, без лишнего напряжения со стороны ребёнка.

Программа «Учимся говорить правильно»  предназначена для детей  в возрасте от 1,5 до 7 лет и, соответственно, имеет более широкие возможности для проведения диагностики. Программа состоит из  следующих блоков:

- неречевые звуки

- звукоподражания

- речевые звуки

- развитие связной речи

Каждый блок, в свою очередь, состоит из нескольких видов игровых заданий, позволяющих определить уровень сформированности фонетических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий и связной речи у детей.

Задания на развитие слухового внимания с помощью неречевых звуков оснащены соответствующим звуковым оформлением, что позволяет детям определять источник звука в играх: «Угадай, что звучало?», «Угадай, кто позвал?».

Задания на выделение нужного звука и дифференциацию проводятся в играх « Поймай звук», «Разложи картинки в домики» и т. д.

Задания на развитие связной речи представляют собой вариативный подбор слов- признаков, слов- действий к предмету, помогают составить рассказ- описание, осуществлять последовательный  пересказ.

Каждая такая игра варьируется по трём уровням: от элементарного до более сложного. Кроме того,  логопед может дать ребёнку свою словесную инструкцию, упростить её, если у ребёнка нарушено понимание обращённой речи.  

Эти программы мы используем в дальнейшем и в коррекционно- развивающей работе.

Таким образом, можно сделать вывод, что ИКТ ни в коем случае не заменяют живого общения между логопедом и ребёнком, но лишь помогают специалисту разнообразить диагностическое обследование, сделать его интересным и непринуждённым.                                                                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциальная диагностика речевых нарушений (таблица).

Дифференциальная диагностика речевых нарушений (таблица для логопедов)....

"Дефференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

В данной презентации раскрыта диагностика речевых нарушений:-фонематическая дислалия и моторная алалия;-анамнез;-дети с ЗПР и ЗРР;-основные диагностические параметры;- обследование детей;-слабослышащи...

Методические рекомендации "Диагностика речевых нарушений у детей с билингвизмом"

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих образовательные учреждения, являются значительное количество детей с билингвизмом, что обусловлено значительной миграцией насел...

Методы и приемы ранней диагностики речевых нарушений у детей

Учитывая, что становление речи у ребенка связано с развитием сенсорной деятельности, психики, моторики, особенно тонкой, с раннего возраста важно уметь определить наличие у него речевых нарушений....

Ранняя диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Формирование базовых предпосылок правильного звукопроизношения в условия ДОУ.

     Современное  общество  требует  от  человека  хорошо  развитой  коммуникативной  функции,...

Ранняя диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Формирование базовых предпосылок правильного звукопроизношения в условия ДОУ.

       Развитие связной речи является ведущей задачей в развитии коммуникативно-речевой компетентности на ступени дошкольного образования, поскольку в связной речи реализует...

Ранняя диагностика речевых нарушений у дошкольников

Ранняя диагностика речевых нарушений у дошкольниковВ последние годы значительно увеличилось число детей с речевыми нарушениями. К сожалению, к специалисту-логопеду такие дети попадают перед школ...