Ранняя диагностика речевых нарушений у дошкольников
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

 Елена Валерьевна Макеева

 

Ранняя диагностика речевых нарушений у дошкольников

В последние годы значительно увеличилось число детей с речевыми нарушениями. К сожалению, к специалисту-логопеду такие дети попадают перед школой, в лучшем случае после пяти лет. Но самый значимый для развития ребенка возраст (3 – 5 лет) упущен. Отсюда масса проблем не только с устной речью, но и с письменной, которые особенно ярко проявляются при обучении детей чтению и письму в школе. А ведь внимательное отношение к ребенку с первых дней жизни дает возможность родителям заранее выявить речевые проблемы ребенка и вовремя принять меры по их устранению.

 

Родителям важно уделять как можно больше времени и внимания для общения с ребенком, для совместных игр, упражнений. Особенное значение имеет развитие мелкой моторики рук, потому что центры, ответственные за движения руки, и артикуляционные центры находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Развивая мелкую моторику рук, мы тем самым готовим почву для артикуляторных движений (всевозможные игры типа «Ладушки», «Идет коза рогатая»). Помимо пальчиковых игр хорошо проводить массаж пальцев, особенно тщательно массируя их кончики.

Родители должны внимательно относиться к общению с ребенком. Любое отставание в речевом развитии должно сразу насторожить грамотную маму. Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета (иногда он появляется к 2 годам, а в норме – к 4 – 6 месяцам), его необращенность к взрослому – все эти признаки являются симптомами речевых нарушений. Дальнейшее отставание проявляется в позднем появлении первых слов, медленном накоплении словаря. Фраза также появляется поздно, ее характеризуют невнятность, скомканность, аграмматичность, свернутость.

По мере роста ребенка речевые проблемы усугубляются, появляются стойкие нарушения звукопроизношения. У ребенка накапливается опыт дефектного произношения. Речь у такого ребенка неразборчивая, говорит «будто каша во рту», страдают все стороны устной речи.

Позднее развитие речи не должно оставлять родителей спокойными. Нельзя ждать пока ребенок «выговорится». Важно не упустить столь значимый в полноценном развитии ребенка сензитивный период (до 3 – 5 лет).

Только ранняя диагностика и своевременная квалифицированная помощь специалиста – логопеда помогут достигнуть успехов в работе по коррекции речи ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_diagnostika.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Ранняя диагностика речевых нарушений у дошкольников

В последние годы значительно увеличилось число детей с речевыми нарушениями. К сожалению, к специалисту-логопеду такие дети попадают перед школой, в лучшем случае после пяти лет. Но самый значимый для развития ребенка возраст (3 – 5 лет) упущен. Отсюда масса проблем не только с устной речью, но и с письменной, которые особенно ярко проявляются при обучении детей чтению и письму в школе. А ведь внимательное отношение к ребенку с первых дней жизни дает возможность родителям заранее выявить речевые проблемы ребенка и вовремя принять меры по их устранению.

 

Родителям важно уделять как можно больше времени и внимания для общения с ребенком, для совместных игр, упражнений. Особенное значение имеет развитие мелкой моторики рук, потому что центры, ответственные за движения руки, и артикуляционные центры находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Развивая мелкую моторику рук, мы тем самым готовим почву для артикуляторных движений (всевозможные игры типа «Ладушки», «Идет коза рогатая»). Помимо пальчиковых игр хорошо проводить массаж пальцев, особенно тщательно массируя их кончики.

Родители должны внимательно относиться к общению с ребенком. Любое отставание в речевом развитии должно сразу насторожить грамотную маму. Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета (иногда он появляется к 2 годам, а в норме – к 4 – 6 месяцам), его необращенность к взрослому – все эти признаки являются симптомами речевых нарушений. Дальнейшее отставание проявляется в позднем появлении первых слов, медленном накоплении словаря. Фраза также появляется поздно, ее характеризуют невнятность, скомканность, аграмматичность, свернутость.

По мере роста ребенка речевые проблемы усугубляются, появляются стойкие нарушения звукопроизношения. У ребенка накапливается опыт дефектного произношения. Речь у такого ребенка неразборчивая, говорит «будто каша во рту», страдают все стороны устной речи.

Позднее развитие речи не должно оставлять родителей спокойными. Нельзя ждать пока ребенок «выговорится». Важно не упустить столь значимый в полноценном развитии ребенка сензитивный период (до 3 – 5 лет).

Только ранняя диагностика и своевременная квалифицированная помощь специалиста – логопеда помогут достигнуть успехов в работе по коррекции речи ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение ИКТ в ранней диагностике речевых нарушений

Данный материал предназначен для работы с детьми, имеющими задержку речевого развития....

Ранняя диагностика возможного нарушения чтения и письма у дошкольников

В материале представлены различные виды заданий по профилактике дисграфии и дислексии в дошкольном возрасте...

РЕЗУЛЬТАТЫ ФРОНТАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Фронтальная диагностика речевых нарушений дошкольников. Презентация предназначена для воспитателей детского сада. Главной функцией диагностики должна быть функция определения условий, наиболее бл...

Методы и приемы ранней диагностики речевых нарушений у детей

Учитывая, что становление речи у ребенка связано с развитием сенсорной деятельности, психики, моторики, особенно тонкой, с раннего возраста важно уметь определить наличие у него речевых нарушений....

Ранняя диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Формирование базовых предпосылок правильного звукопроизношения в условия ДОУ.

     Современное  общество  требует  от  человека  хорошо  развитой  коммуникативной  функции,...

Ранняя диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Формирование базовых предпосылок правильного звукопроизношения в условия ДОУ.

       Развитие связной речи является ведущей задачей в развитии коммуникативно-речевой компетентности на ступени дошкольного образования, поскольку в связной речи реализует...

Диагностика речевых нарушений старших дошкольников

Презентация "Диагностика речевых нарушений старших дошкольников"....