Звуковая культура речи
консультация по логопедии по теме

Мартыненко Лариса Владимировна

Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его кругозор, его возможности в познании действительности, тем активнее проходит его психическое развитие. Большое значение имеет правильное чистое произношение ребенком звуков и слов. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.zvukovaya_kultura_rechi.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Звуковая культура речи

 

Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. Мать начинает разговаривать с малышом еще до его появления на свет, что важно для будущего психического развития благополучия малыша. Мать разговаривает с ним тогда, когда малыш не в состоянии что-либо воспринять или понять, но мозг маленького человека обладает врожденной повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста.

К 6 месяцам под влиянием общения с взрослым у ребенка формируется лепет. Это как бы своеобразная артикуляционная гимнастика, которая развивает фонематический слух (различение звуков речи): ааа-гуу, ба-ба-ба, да-да-да.  Формирование понимания слов начинается во второй половине первого года жизни и продолжается в течение всей жизни человека. К концу первого года жизни в речи ребенка появляются первые упрощенные слова: ляля, биби, коко.

Малыш не сразу может произносить слова  взрослого языка. На протяжении всего дошкольного возраста он осваивает правильное звукопроизношение и интонационные средства языка: темп, ритм, тембр, мелодику речи (вопросительную, утвердительную, восклицательную интонации, повышение и понижение голоса). Всеми этими сложными умениями ребенок овладевает в общении с взрослыми. Большое значение имеет целенаправленное, организуемое взрослым ознакомление детей со звучащим словом.

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомиться с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со смысловой и фонетической или звуковой стороной речи (слово состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них ударный и т.д.). В дальнейшем ребенок специально учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать их, анализировать слоговой и звуковой состав, «слышать» ударение.
            Такой путь в овладении звуковой стороной речи совершает каждый ребенок дошкольного возраста. Чтобы не было задержки в речевом развитии ребенка, взрослый должен своевременно приходить на помощь малышу и целенаправленно руководить развитием его речевой деятельности.

Правильная речь стимулирует общее и психическое развитие ребенка, формирует способность общения с окружающим миром. И обеспечивает хорошее восприятие материала в школе. Правильная речь: неторопливая, четкая, плавная, выразительная, с правильным произношением звуков и слов. Состоит она из 2-х разделов:

  • общие речевые навыки;
  • правильное произношение.

Общие речевые навыки: неторопливый темп и ритм, четкая дикция, умение подавать тихий и громкий голос, модулировать его, правильное речевое дыхание, ударение, выразительность и правильное произнесение слов.

Развитие органов артикуляторного аппарата

Мы правильно произносим различные звуки, как изолировано, так и в речевом потоке, благодаря подвижной и дифференцированной работе артикуляторного аппарата. Точность, сила, дифференцированность этих движений разрабатывается у ребенка постепенно в процессе речевой деятельности. Нарушения в строении артикуляторного аппарата являются предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения (например, короткая уздечка, толстый или малоподвижный язык, высокое или узкое небо, неправильный прикус и другие  отклонения в строении артикуляторного аппарата). Вырабатывать движения органов артикуляторного аппарата помогает артикуляторная гимнастика. Упражнения артикуляторной гимнастики нельзя использовать произвольно. Следует предусматривать те движения, в результате которых образуются звуки, составляющие фонематическую систему языка.

Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня, спинки и кончика (передняя, средняя и задняя части). Наибольшей подвижностью обладает кончик и передняя часть языка.

Кончик языка может:

  • опускаться за нижние зубы: звуки  С, З, Ц;
  • подниматься за верхние зубы: звуки  Т, Д, Н;
  • прижиматься к альвеолам: звук  Л;
  • дрожать под напором воздушной струи:  звук  Р.


Средняя часть наиболее ограничена в своих движения: она может только подниматься к твердому небу (при звуке Й и мягких согласных звуках).
Задняя часть языка может смыкаться к небом: звуки К, Г; или образовывать щель: звук Х.

Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не выпускать в бок выходящую воздушную струю или опускаться и пропускать струю воздуха в бок: звук Л.

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, что важно для произнесения гласных звуков.

Мягкое небо может опускаться и подниматься. Когда мягкое небо опущено, выдыхаемая струя проходит через нос, в результате чего образуются носовые звуки: М, Н.  Если мягкое небо поднято, то закрывает носовой проход и выдыхаемая струя идет через рот.

Обычно нарушаются следующие группы звуков:

  • свистящие  -  C, CЬ, З, ЗЬ, Ц
  • шипящие     -  Ш, Ж, Ч, Щ
  • сонорные     -  Р, Л, Й
  • заднеязычные  -  К, Г, Х


Существует три формы нарушения звуков: 

  • искажение (межзубное произношение звуков, боковое, горловое и т.д.);
  • отсутствие звука (ракета –  акета);
  • замена одного звука другим (рак - лак, мышка - мыска  и т.д.).

Причина искажения звуков: недостаточная сформированность  или нарушения артикуляционной моторики. Такие нарушения называются фонетическими (затруднена работа артикуляторного аппарата, при этом фонема не заменяется, а звучит искаженно)
Причина замены звуков: недостаточная сформированность или нарушение фонематического слуха (ребенок не слышит разницу между звуком и его заменителем). Такие нарушения называются 
фонематическими.

Чаще всего встречается смешенная форма нарушений: фонетико-фонематическая, когда одна группа звуков имеет замены, другая группа звуков искажается.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.

Ребенок должен: 

  • быть психически и соматически здоровым;
  • иметь нормальные умственные способности;
  • иметь нормальный слух и зрение;
  • обладать достаточной психической активностью;
  • обладать потребностью в речевом общении;
  • иметь полноценное речевое окружение.

Необходимо помнить:

  • Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его кругозор, его возможности в познании действительности, тем активнее проходит его психическое развитие.
  • Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Большое значение имеет правильное чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь ребенка формируется на основе устной и недостатки речи могут привести к неуспеваемости  в школе, к нарушению психологического равновесия.
  • Речь взрослого является образцом речи ребенка. Разумная семья всегда старается воздействовать  на формирование детской речи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...