Советы родителям "Проблемы речевой агрессии "
консультация по логопедии по теме

Советы родителям по формированию навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова, что является одним из важнейших моментов воспитания ребёнка в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проблемы речевой агрессии 31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы речевой агрессии

в педагогическом развитии

              Сегодня педагоги, психологи, социологи всё чаще говорят о речевой агрессии- явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества.

             Грубый, неуправляемый, настырный, агрессивный - такие нелестные эпитеты часто встречаются в описаниях речевого поведения современных дошкольников. Речевая агрессия, которую в самом общем виде можно определить, как грубое, оскорбительное, обидное общение, воплощается в оскорблениях и угрозах, грубых требованиях и отказах, обвинениях и насмешках; более скрыто, косвенно - в жалобах, клевете, сплетнях. При этом необходимо подчеркнуть, что употребление ребёнком ругательств - далеко не всегда демонстрация агрессии слова; часто это просто подражание некультурной манере общения взрослых (младшие дошкольники) или своеобразная словесная игра, соревнование «кто кого передразнит» (старшие дошкольники). Кроме того, необходимо различать агрессивное речевое поведение ребёнка- ситуативные вспышки грубости («дразнилки», «обзывательства», «визг», «нытьё», «бурчание») и агрессивность_ как общую склонность к проявлению агрессии, в том числе вербальной, которая постепенно становится устойчивой личностной чертой. Как показывают наблюдения за речью детей, большинство из них ещё в дошкольном возрасте демонстрируют очевидную склонность к речевой агрессии.

Речевая агрессия, имея под собой, благодатную социальную почву (семья, окружение сверстников, СМИ), становится устойчивой формой в общении конкретного ребёнка.

               Могут ли родители, воспитатели эффективно контролировать агрессию слова, своевременно предотвращая её в общении между детьми, избегая в собственной речи и в процессе педагогического общения? Очевидно, что речевая агрессия является не только недопустимой в этическом отношении, но и просто неэффективной с коммуникативной точки зрения.

               Прежде всего, необходим самоконтроль родителя над собственным речевым поведением. Часто мы теряем терпение, начиная раздражаться и возмущаться по поводу недостаточной сообразительности при рисовании домика или отсутствия ловкости во время завязывания шнурков. А ведь иногда бывает достаточно сохранить выдержку, продолжая говорить с ребёнком ровным, спокойным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев (Давай попробуем ещё раз» «Завтра у тебя получится лучше» «Нужно ещё потренироваться»), чтобы не спровоцировать ответную агрессию. Кроме того, следует отчётливо представлять уровень развития и реальные возможности ребёнка, пытаться посмотреть на проблемы его глазами и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.

Существуют также частные приёмы контроля над агрессией слова- способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях.

  • Прямое порицание – самый известный и популярный приём педагогического воздействия в ситуации негативных проявлений поведения ребёнка. С одной стороны, непосредственное словесное воздействие в форме упрёка, запрета, требования может иметь прямо противоположный результат- вызвать у детей ответные грубые отказ, возражение, протест; с другой стороны, иногда этот метод- единственно возможная реакция родителя на однозначно неприемлемые проступки.
  • Переключение внимания - иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребёнка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения внимания: предложение игрушки, перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.
  • Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций- зная «сильные» стороны личности ребёнка, взрослый в определённой ситуации актуализирует (озвучивает, словесно обозначает) эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребёнка, бросая ему вызов (способ подзадоривания) . Например: «Ты же умная, взрослая, терпеливая, способная девочка!» «Неужели это говорит наш Миша!» «Ну, Дима, никак не ожидала от тебя такого!» «Мне стыдно за тебя!»
  • Привлечение союзников - заручиться реальной или воображаемой поддержкой окружающих из числа детей, родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей. Например: «Не кричи, пожалуйста, - на тебя уже тётя смотрит» «Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!»
  • Апелляция к жалости- при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке ребёнка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, дискомфорт, стыд). Например: «Ты делаешь мне больно!» «Твои слова меня очень огорчили» «Пожалей меня, пожалуйста!»
  • Самонаказание - предложить ребёнку самому придумать себе наказание за проступок. Как бы передоверить ему собственную карательную функцию. Например: «Ты же любишь справедливость во всём. Вот и придумай себе наказание» «Как бы ты сам поступил с человеком, сделавшем то-то  и то-то?»

Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова- один из важнейших моментов воспитания ребёнка в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая агрессия

Данная информация позволяет родителям определить причину речевой агрессии ребенка и пути решения данной проблемы....

"Речевая агрессия"

материал для выступления перед родителями о речевой агрессии, о способах ее преодоления....

РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ У ДЕТЕЙ. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

Проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме можно обобщенно определить ...

Консультация для воспитателей и родителей "Проблема детской речевой агрессии".

В консультации представлены некоторые частные приёмы контроля над агрессией слова – способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях....

Речевая агрессия у детей

Консультация для воспитателей...

Советы психолога. Детская агрессия

Критерии агрессивности детей  дошкольного возраста. Правила работы с агрессивными детьми....

Проблема речевой агрессии в педагогическом общении. Основные методы коммуникативного воздействия при неконтролируемой речевой агрессии дошкольника.

Достаточно часто в педагогическом общении с дошкольниками возникают ситуации, когда воспитателю необходимо конкретно и однозначно продемонстрировать негативное отношение к высказыванию, проступку ребе...