Конспект выступления по теме: «Парасигматизм шипящий».
методическая разработка по логопедии по теме

Васькова Инесса Павловна

  При шипящем парасигматизме в момент произнесения звука губы слегка вытягиваются вперед и округляются, кончик языка оттягивается  вглубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, взгорблена, желобок по средней линии языка  не образуется, вследствие чего выдыхаемый воздух выходит изо рта рассеянной струей, теплой на ощупь.
Вместо свиста возникает шипение, звук сходен с мягким Ш и Ж (шанки, жямок).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vystupleniya_po_teme_parasigmatizm_shipyashchiy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект выступления по теме: «Парасигматизм шипящий».

План.

  1. Положение органов артикуляции.
  2. Предрасполагающие факторы.
  3. Методика исправления.

1.  При шипящем парасигматизме в момент произнесения звука губы слегка вытягиваются вперед и округляются, кончик языка оттягивается  вглубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, взгорблена, желобок по средней линии языка  не образуется, вследствие чего выдыхаемый воздух выходит изо рта рассеянной струей, теплой на ощупь.
Вместо свиста возникает шипение, звук сходен с мягким Ш и Ж (шанки, жямок).

Ребенок говорит так: «шанки» — вместо «санки», «лища» — вместо «лиса» и т.д.

2.  Шипящим парасигматизмом называют замену звука [с] звуком [ш’] , [щ].

Такое нарушение может возникать при прогении (дефект прикуса, при котором нижние резцы выступают вперед), а также  вследствие нарушения фонематического восприятия или снижения физического слуха. Так же у ребёнка с шипящим парасигматизмом очень вероятен гипертонус в мышцах языка, кончик языка не упирается в нижние зубы, а оттягивается назад, вглубь рта, язык излишне приподнят.

3.  Во время подготовительного 1-ого этапа работы над правильным призношением звука ребенок учится различать звуки [c] и [ш’] в устной речи и на письме (школьники), то есть идёт развитие фонематического слуха и зрительного восприятия, также, с помощью комплекса упражнений, учится удерживать широкий язык за нижними зубами и формировать узкую направленную холодную струю воздуха, идущую посередине языка.  Гипертонус снимается с помощью расслабляющего массажа и артикуляционных упражнений («Блинчик», «Накажем непослушный язык», «Забьём гол в ворота»).

  Упражнения на развитие речевого дыхания в помощь логопедам:

  Выполняются упражнения в свободной позе в положении стоя, сидя или лёжа. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок был расслаблен, не поднимал плечи и излишне не напрягал мышцы дыхательного аппарата. При выполнении дыхательных упражнений рот должен быть приоткрыт, сопутствующие движения органов артикуляционного аппарата недопустимы. Вдох глубокий и медленный, а выдох плавный и продолжительный. Все дыхательные упражнения направлены на выработку длительной, направленной воздушной струи, идущей по средней линии языка. Выполняется каждое упражнение по 5 раз.

Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания по своему назначению подразделяются на упражнения, вырабатывающие:

а) холодную воздушную струю, направленную вниз;

б) теплую воздушную струю, направленную вверх.

Упражнения,  вырабатывающие холодную воздушную струю, выполняются со слегка приоткрытым ртом и высунутым широким мягким языком - «лопаткой», лежащим на нижней губе. В этом положении длительно на одном выдохе произносится звук ф-ф-ф...

1.  «Подуем на султанчики». По сигналу  с силой дуть на султанчики (мелкие фигурки из тонкой бумаги, прикрепленные нитками к палочкам или полоскам картона, например: «листики на веточке», «бабочки» и т.п.) таким образом, чтобы они двигались и шелестели.

2.  «Задуем, свечу». По сигналу «Тихий ветерок» медленно дуть на пламя, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» стараться на одном выдохе задуть свечу.

3.  «Быстрый мяч». Ребенку предлагается сильно дунуть (на одном выдохе) вперед на ватный шарик, лежащий на столе.

4. «Загоним мяч в ворота». Упражнение выполняется аналогично, но ребенок должен «забить гол» в ворота, построенные на столе из двух предметов (кубиков и т.п.). Расстояние  между «штангами» постепенно уменьшют.

По мере овладения ребенком данными упражнениями язык убирается за нижние зубы, а затем упражнения отрабатываются с растянутыми в улыбку неплотно сомкнутыми губами.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков в помощь логопедам:

«Заборчик »

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить  «И». Удерживать так под счет от 5 до «Трубочка»

Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Чередовать « Заборчик» - « Трубочка».

«Открыть – закрыть заборчик»

Улыбнуться, сделать «Заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз.                                                                                                                     «Накажем непослушный язычок»                                                                          Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».                                                                                                                               «Блинчик»                                                                                                                 Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.              «Остудим блинчик»                                                                                               Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.                                                                                                                 «Почистим нижние зубки»                                                                                                          Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается.                                                                  ( зубы можно чистить и снаружи и внутри).                                                               «Горка»                                                                                                                             Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки). «Волшебная палочка»                                                                                               Улыбнуться, открыть рот и напряженным кончиком языка упереться в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, положить палочку (счетную или спичку)  и, сомкнув зубы с силой равномерно выдувать воздух. Должен слышаться длительный звук «С». Повторять упражнение с палочкой и без нее.

    На следующем 2-ом этапе идёт  постановка свистящих звуков:

При исправлении шипящего парасигматизма следует уделить внимание на:

  1. Разницу в месте артикуляции. При произношении звука «С» кончик языка находится у нижних резцов. А при произношении звука «Ш» язык поднят кверху.
  2. Различие выходящей воздушной струи. При произношении звука «С» воздушная струя сильная, узкая, холодная. При произнесении звука «Ш» воздушная струя сильная, широкая, теплая. Держа руку ребенка у рта взрослого, обратить внимание на разницу выдыхаемой воздушной струи. Ребенок должен  чувствовать эту разницу тепловых ощущений.

  Опорным звуком для постановки [с] при шипящем парасигматизме является звук [ф]. Ребенку предлагается произносить его, зажав широкий кончик языка между зубами. Постепенно язык переводится в зазубное положение, правильный звук автоматизируется и вводится в речь.

  При исправлении шипящего парасигматизма можно применить следующимй приём: следует объяснить правильную артикуляцию звука «С» и воспользоваться спичкой (зондом для свистящих, узким концом шпателя, пальчиком ребёнка). Это не дает возможность языку подниматься, что приведет к правильному звучанию звука «С».

  На следующем 3-ем этапе идёт автоматизация звука в слогах, словах  и фразах.

  На 4-ом этапе при шипящем парасигматизме обязательно требуется работа по дифференциации смешиваемых звуков.

 На 5-ом этапе проводится введение звука в повседневную речь: разучиваются скороговорки, стихи, ребёнок составляет  рассказы по сюжетным картинкам.

                                                   ( 5 этапов коррекционной работы по Филичевой).

           

   Выступление подготовил учитель-логопед логопункта МБДОУ №14: Васкова И.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект выступления на тему"Работа с родителями"

В нашем обществе обращается большое внимание на формирование всесторонне развитию личности. Вот почему очень важно повысить эффективность всех звеньев воспитательной работы. И, прежде всего­уровень во...

Конспект выступления на тему "«Использование легоконструирования в речевом развитии детей дошкольников»

В ходе занятия с лего-конструктором, повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать в парах, в группе, происходит развитие творческих способностей. Повышается мотив...

Урок-игра на тему: «Постановка шипящего звука [Ш]».

Цель – познакомить звуком [ш], с его особенностью, формировать умение выделять звук в речи; развивать фонематический слух, умение слышать и слушать; воспитывать культуру поведения при работе.Зад...

Конспект выступления на тему: "Как воспитать доброту"

Надо ли быть добрым? Актуальный в наше время вопрос. Прежде всего, доброта — это положительное качество человека, проявляющееся в отзывчивом отношении к другим людям, наличии гуманных намерений,...

Конспект выступления на тему: "Взаимоотношение педагога с семьёй. Умеем ли мы договариваться?"

Сотрудничество воспитателя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с дошкольниками, так как семья оказывает значительное влияние на развитие ли...