Коррекционная НОД для детей 6-7 лет по формированию звукового анализа и обучению грамоте. Тема : «Звук [ЙОТ]. Буква «Й».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Курочкина Татьяна Александровна

Уважаемые коллги!

Предлагаю Вашему вниманию конспект коррекционной НОД для детей 6-7 лет, посещающих подготовительную к школе группу для детей с ТНР. Форма организации: фронтальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_nod_dlya_detey_6.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная НОД для детей 6-7 лет

 по формированию звукового анализа и обучению грамоте.

Тема :  «Звук [ЙОТ]. Буква «Й».

Цели: 

  1. Коррекционно- развивающие:
  • Познакомить детей со звуком [ЙОТ] и буквой «Й».
  • Учить выделять звук в словах.
  • Закрепить умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).
  • Учить анализировать слоги типа «АЙ».
  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать мелкую, общую моторику.
  1.  Общеобразовательные:
  • Закрепить знания цветов радуги.
  • Закрепить умение подбирать определения к существительному.
  • Закрепить понятие о порядковом счете.
  1.  Воспитательные:
  • Воспитывать чувство рифмы.
  • Воспитывать умение слушать и слышать сверстников.

     

I. Организационный момент:  

-Сядет тот, кто назовёт, про что можно сказать НАШ, НАША, НАШИ.

II. Изучение нового материала.

Знакомство со звуком  [ЙОТ], буквой «Й».

а) Выделение  звука из состава слова – отгадки:

                 Кто без нот и без свирелей

                 Лучше всех выводит трели

                 Голосистей и нежней.

                 Кто же это ?  

                                             (Соловей).

б) Имитационные игры:

     … «Укололи пальчик  -  АЙ»

    …  «Испугались             -  ОЙ»

    …  «Позови товарища -  ЭЙ»

в) Интонирование звука [ЙОТ] в словах  (щелчок на звук).

Логопед выставляет на наборное полотно картинки, в названиях которых есть звук [йот]. Дети произносят отраженно, выделяя голосом звук [йот] и выполняя движение пальцами руки.

Йод, каравай, майка, гайка, йогурт, соловей, лейка, иней.

Цвета: красный, синий, желтый, зеленый, черный.

Порядковый номер: первый, второй, третий, пятый, седьмой и т. д.

Звук [йот] очень редко встречается в начале слова.

г) Характеристика звука:

  • Звук [йот] согласный  (дети произносят звук и определяют место образования преграды для голоса),  звонкий (проверяем, «трудится» горлышко, или «отдыхает»),  всегда мягкий и никогда не бывает твердым  подбор слов со звуком [йот]).
  • [ЙОТ] - самый короткий согласный мягкий звук.

д) Знакомство с буквой:

  • Звук  [йот ] живет в букве- квартире «Й». как вы думаете, сколько мальчиков- звуков живут в этой букве? Почему один? (Потому что звук [йот] всегда мягкий и никогда не бывает твердым). Какого цвета костюмчик он носит? (Зеленый, потому что звук [йот] мягкий). Вместе с логопедом дети рассматривают букву, проговаривают, на что она похожа, из каких элементов состоит.

  • Ниткопись.

III. Пальчиковая гимнастика.

«Пой – ка,  подпевай-ка!».

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек - стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка  - воробей,

Эта птичка –  совушка,  сонная головушка.

Эта птичка- свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это –  развеселый  чиж.

Ну а это – злой орлан.

Птички, птички по домам.

IV. Закрепление нового материала.

а).  Найдите слова с новым звуком из пальчиковой гимнастики.

б). «Выбери слова, похожие по звучанию, помоги сочинить стихи»:

        ЗАЙКА,                                    СКАМЕЙКА,

        МАЙКА,                                   ЛИНЕЙКА,

        ЧАЙКА,                                    ЛЕЙКА.

  1)«Бежит по лесу зайка,

     На нем красивая …(майка).

  2) «Чайка в небе пролетает,                                                                  …(Зайка) в поле пробегает!»

  3) «Растут цветочки у скамейки,

    Мы поливаем их из …(лейки)».

  4) «Взяли в руки мы линейку

     Чтоб сделать ровную …(скамейку)».

в). Сосчитай по- порядку. (Порядковый счет цветков, окрашенных в цвета радуги.)

V. Физ. минутка.

1. «Я знаю семь цветов радуги».

2. «Физкультурник наш гусак».  

VI. Работа в «Кассах»:

а).  «Испугались?»  -  «ОЙ», добавь  букву «П»  слева =   П О Й.   

б).  «Укололи пальчик?»  -  «АЙ» , добавь  «М»  слева =  М А Й,   

       добавь     «КА»  и прочти  М А Й К А .    

в).  Выложи звуковую модель.

VII.  Итог занятия.

VIII.  Оценка работы детей.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА, ИЗУЧЕННОГО НА ЗАНЯТИИ:

I. Игра «Скажи КАКОЙ

     1. «Если ребёнок слушает взрослых и ведёт себя ХОРОШО»  -

 «он  ХОРОШИЙ». 

2. «Если ребёнок ХИТРИТ»  -  «он ХИТРЫЙ».

3. «Если ребёнок ЗЛИТСЯ»  -  «он ЗЛОЙ».

4. «Если ребёнок всех любит и ОТНОСИТСЯ  ПО ДОБРОМУ»  -  

«он  ДОБРЫЙ».

 5. «Если ребёнок ЛЮБИТ много ЗНАТЬ»  -  «он ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ».

II. Игра «Звёздный час»:

    «Из букв этого слова (показ на доске) составь и выложи в «Кассе» новые слова»:   М А Й К А

 

      М А Й,  А Й,  К А Й,  К А М А,  М А К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте. Тема: Звуки К, Кь и буква К.

Коррекционно-образовательные.  Закрепить характеристику звуков К, Кь, познакомить с буквой К. формировать умение определять первый звук в слове, учить читать, формировать навыки работы над предло...

Конспект занятия по обучению грамоте.Тема: Согласный звук [ш], буква Ш.

Задачи: познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения...

Конспект занятия по формированию звукового анализа и обучению грамоте. Тема: "Прогулка по осеннему лесу".

Программное содержание:Образователные задачи:1.Познакомить детей с гласными  звуками А, О, У, показать их артикуляцию. Учить произносить звуки  изолированно, в слогах, в слова...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема:" Гласный звук О, буква О"

Задачи: 1) Учить детей определять позицию звука в словах: начало, середина, конец. 2) Закрепить характеристику звука О, развивать умение детей выделять на слух звук О.3) Продолжать учить дет...

Формирование звукопроизношения и обучения грамоте. Тема занятия: «Звук и буква Р»

Цель: обучение умению правильно произносить звук и букву Р в устной и письменной речи....