Занятие по обучению грамоте "Звуки С-Сь. Зимнее путешествие".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Занятие по обучению грамоте для детей с ОНР (подготовительная группа) - "Звуки С-Сь. Зимнее путешествие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_s_pervyy_variant.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки  С – С’.«Зимнее путешествие»

Программные задачи:

1.Совершенствовать умение детей определять место звука «с» в слове (начало, середина, конец), называть его акустические признаки.

2. Продолжать учить выполнять звуковой анализ слова (на примере слова:СОМ).

3. Упражнять в подборе слов с заданным звуком, родственных слов к  слову «снег».

4. Упражнять в составлении предложений по опорным картинкам.

5. Формировать умение составлять предложение из заданного количества слов, анализировать предложение.

Материал:

- Демонстрационный: проектор, экран, указка.

- Раздаточный: фишки синего, красного цвета; карточки для определения места звука в слове.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

Дети свободно стоят на ковре.

Логопед:

Поздоровайтесь друг с другом,

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

А теперь соседу справа

Ты улыбку передай,

Утра доброго желай,

С нами в путешествие приглашай!

II.Сообщение темы занятия.

Логопед: Чтобы  узнать,  какие звуки  помогут нам сегодня  путешествовать, отгадайте  загадки. А ещё нам будет помогать волшебный экран.

Загадки:

1.Что видим мы, взглянув в оконце?

Нам ярким светом светит…(солнце).

2. Белое покрывало всю землю одело (снег) (отгадки на экране).

- Какой звук вы слышите в начале слов «солнце», «снег»? (звук «С»)

Логопед:Сегодня мы будем учиться слушать и выделять   звуки «с–с’», а для этого я предлагаю вам отправиться в зимнее путешествие на поезде (имитация движения поезда под музыкальное сопровождение).

Логопед:Остановка на звук: с-с-с-с.

III.Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Остановка 1.

Логопед: Доехали до леса (картинка зимнего леса на экране). Как здесь легко дышится! Сделайте глубокий вдох через нос и длительный выдох через рот.

- Какой чистый воздух в лесу! Вдохните, на выдохе произнесите: «Прозрачный воздух чист и свеж!»

Дети выполняют упражнение на дыхание.

Продолжим наше  путешествие. Занимайте  свои  места в поезде.

Дети садятся за столы.

Логопед: Какие звуки  помогают нам  сегодня  путешествовать? (звуки «с-с’).

- Чтобы определить, что помогает нам  произносить  этот звук , произнесите звукС,  глядя  в зеркало.

Дети произносят.

Логопед:Что помогает нам произнести этот звук? (язык и нижние зубы).

Логопед:  А теперь послушайте, поёт голосок или спит, когда мы  произносим  звукС? (спит). Значит звук «с» какой? (глухой).

- Звук «с» - согласный, глухой, в словах бывает твёрдый или мягкий. Твёрдый звук С обозначаем синей фишкой, а мягкий звук С’ – зелёной фишкой.

Логопед:Посмотрите на экран и по схеме расскажите о звуке С. (На экране появляется схема звука).

IV.Произношение звука в слогах, слоговых сочетаниях.

Остановка 2. Игра «Верни снежок».

Логопед:Выйдем из поезда и поиграем в снежки. Я вам бросаю снежок (слог со звуком «с»), а вы возвращаете мне такой же, но со звуком «с’»:

са – сясо – сё   су – сюсы – си   ас – ась   ос – ось

Речевая игра «Эхо:

Раздаётся ниоткуда

Эхо,как лесное чудо.

Повторяйте все за мной,

Словно микрофон лесной.

ес – ес – ес – мы идём в лес,

са – са – са–в лесу живёт лиса,

ось – ось – ось – важно ходит лось,

сну – сну – сну – видим мы сосну.

V. Произношение звука в словах.Звуко – слоговой анализ слов.

 Игра «Снежинки на дерево».

Логопед: Посмотрите на волшебный экран. Перед вами дерево (на экране), на нём только голые ветки, ему холодно.

Сейчас вы будете называть разные определения к слову «снег» и на дерево будут падать снежинки.  Чтобы дерево не замёрзло в зимнюю стужу, нужно укутать его снежком.Слова должны быть со звуком «с» или «с’».

Логопед:Снег(какой?) (чистый, свежий, сырой, серебристый, красивый, светлый, пушистый, сверкающий, переливающийся, блестящий, искрящийся, скрипучий, рассыпчатый, хрустящий, настоящий).

Логопед:В поезде всем путешественникам обычно предлагают разные напитки. Назовите напитки со звуками «с»,«с’» (сок, морс, кисель).

- Разберём  слово «сок».

- Какой 1-й звук? (звук «с»).

- Звук «с» - согласный, глухой, твёрдый.

- Какую фишку положим? (синюю).

- Назовите 2-й звук? (звук «о»).

- Звук «о» какой? [a](гласный).

- Какую фишку положим? (красную).

- Назовите 3-й звук? (звук «к» - согласный, глухой, твёрдый).

- Какую фишку положим? (синюю).[b]

- Сколько звуков в слове СОК? (3 звука).

- Проверим, сколько слогов в слове СОК? (хлопаем в ладоши – 1 слог).

- Почему в слове СОК 1 слог? (1 гласный звук «о»).

Логопед: Поможет вам проверить правильность выполнения задания волшебный экран (схема появляется на экране).

- Назовите слово по схеме: СОК

VI. Физминутка.

Остановка 4. «Танец  снежинок»

У нас  еще  одна остановка. Вы хотели бы оказаться на лесной полянке? Выходите  из поезда.

Логопед:  Вокруг себя повернись и в снежинки превратись!(метод эмпатии).[c](музыкальное сопровождение физминутки).

На полянку, на лужок              идут по кругу

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,                 приседают

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок –         бегают легко по залу, кружатся и приседают

Завертелся наш снежок

Кружатся снежинки,                   кружатся на месте

Белые пушинки.

Полетели, понеслись,                бегают врассыпную, приседают со

И под ёлкой улеглись.

Тихо спят снежинки,                 сложеными ладошками

Белые пушинки.

Логопед: Вокруг себя повернись и в детей превратись. Наше  зимнее путешествие продолжается, занимайте  свои  места.

VII. Определение позиции звука «с» в словах (начало, середина, конец).

Работа с раздаточным материалом.

Логопед:Перед вами карточки с картинками. Нужно определить, где находится звук «с» в названиях картинок и нарисовать кружок (в начале, в середине или в конце слова) (дети выполняют задание самостоятельно).

VIII. Работа над лексико – грамматическим строем речи.

Логопед: У слова «снег» есть много слов – родственников.Мы будем называть слова, похожие на слово «снег» и собирать «снежки в ведро». Чтобы  помочь вам, я буду задавать вопросы-подсказки («снежки» падают в ведро на экране).

Игра «Снежки в ведро»:

- Какую бабу слепили из снега? (снежную).

- Как ещё можно назвать снежную бабу? (снеговик)

- Каким станет лес, если его занесёт снегом? (заснеженным)

- Как называется цветок, который первым появляется из-под снега? (подснежник).

- Когда идёт сильный снег, как мы его называем? (снегопад)

- Назовите птицу с красной грудкой? (снегирь)

- Что дети лепят из снега? (снежки)

- Кто приходит к нам в гости с Дедом Морозом? (Снегурочка)

- В сказке были семь гномов и…(Белоснежка).

- С неба летят красивые…(снежинки).

Логопед:Какая общая часть во всех этих словах? (снег).Посмотрите, полное  ведро снежков набрали!

Логопед: Послушайте: «Идёт снег». Сколько слов в предложении «Идёт снег»? (2 слова).

- Выложите схему этого предложения.

- Назовите 1-е слово (2-е)? (на экране последовательно появляется схема предложения).

- Составление предложений из 3-хслов (Идёт (какой?) пушистый снег) (схема на экране).

IX. Произношение звука «с» в связной речи.

Логопед: Звуки С и Сь[d] хотят научить вас рассказывать. Они приготовили картинки – подсказки.Для каждого предложения - своя картинка. С помощью  картинок  составьте рассказ о зиме, используя слова-родственники к  слову «снег» (опорные картинки на экране).

1.Наступила снежная зима.

2.Земля покрыта белым, пушистым снегом.

3.Зимой бывают метели, снегопады.

4.Зимой дети играют в снежки, лепят снеговика.

5.Зимой к нам прилетают снегири.

6.В Новый год к детям приходят Дед Мороз и Снегурочка.

Логопед:  составьте рассказ (все картинки на экране).

Логопед: Вы составилиинтересный рассказ о зиме и снеге с помощью картинок…[e]

X. Итог занятия.

Логопед: С какими звуками мы сегодня познакомились? (со звуками «с», «с’»). Расскажите о них (опорные схемы на экране).

Логопед:Вот и последняя остановка. (Дети выходят из-за столов).

Логопед: Вам понравилось наше зимнее путешествие?  Что больше всего вам понравилось? (ответы).

  -  Все  вы  сегодня старались, научились выделять звуки С и Сь, придумали много слов и предложений  с этими звуками, и поэтому они на память о нашем путешествии подготовили вам подарок, в названии которого есть звук С.

   А что это за подарок, узнаете, отгадав загадку:

Серебристы и легки

Сказочной зимою,

Что за чудо – мотыльки

Кружат над тобою? (снежинки).

Достает   шкатулку или по-зимнему  оформленную коробочку  со снежинками,  вручает детям.

Логопед:Скоро Новогодний  праздник, и вы  можете  украсить этими снежинками  свою группу.  

Нам пора возвращаться. Садимся в поезд и отправляемся в детский сад.[f](имитация движения поезда под музыку).

[a]Как определили?

[b]Сколько всего звуков?

[c]Хорошо бы  подобрать соответствующее муз.сопровождение.

[d]Может быть, звуки С и Сь?

[e]Может, что-то еще добавить к оценке.

[f]Опять движение –имитация под музык  на  выход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе "Путешествие на ковре-самолёте"

Автоматизация и дифференциация звука [Ш] на занятии по обучению грамоте с детьми среднего дошкольного возраста....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Книжное Царство – Мудрое Государство»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе, рекомендуемое проводить как итоговое занятие в конце учебного года....

Конспект занятия по обучению детей по ПДД «Увлекательное путешествие на вертолёте ДПС»

ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группы «Путешествие в страну «Пиши-читай».

Задачи: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях глас...

конспект бинарного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя "Зимнее путешествие в лес"

Занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по развитию связной речи на тему "Зима"...