Главные вкладки

    Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами».Знакомство со звуком и с буквой Л.
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

    Живаева Евгения Александровна

    Занятие по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой Л"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ  д/с «Теремок» комбинированного вида.

    Конспект фронтального занятия по обучению грамоте

    (в подготовительной группе)

    «Путешествие  за сокровищами»

    подготовила

    учитель-логопед

    Кормилицына Евгения Александровна

    г. Ардатов

     2012

    Цели и задачи занятия

    Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому  анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музыку.

    Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя  с антонимами.

    Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность

    Оборудование:, дидактическая игра «Собери цветы», конверты с заданиями, раздаточный материал (звуковые фишки, солнечные лучики,  картинки, удочки, рыбки, маркеры, камешки), компьютерная презентация.

    Ход занятия

    I. Организационный момент. (Дети под музыку входят в зал)

    Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в зале. Давайте поздороваемся с ними все вместе.

    Дети: Здравствуйте!

    1. Психогимнастика

    Логопед: А сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик.

     (Дети встают вместе с логопедом в круг.  Звучит лирическая музыка.)

    Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.

    Дети здороваются друг с другом

    1. Проблемная ситуация:

    Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу Вас  позвать  в опасное путешествие. Дело в том, что я перебирала старые вещи  и нашла карту, где  спрятаны сокровища, к которым необходимо добраться на  корабле. Но мне нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе со мной?

    Дети: Да.                                                                                                          

    Логопед:  Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.                    

    Логопед: Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и на корабле очутись»

    Дети: Все вместе произносят волшебные слова.

    Дыхательная и артикуляционная  гимнастика

    Логопед: Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет нас теплое солнышко и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте мы подышим свежим воздухом (Ракета)

    Болтушка.

    Ходят по двору подружки –

    Две болтливые индюшки.

    Улыбка.

    У щенка малютки

    Уже большие зубки.

    Как покажет их Трезорка,

    Сразу в дом бежит Егорка

    Болтушка.

    Окошко.

    Широко разинув рот,

    Зевает толстый бегемот.

    Часики.

    Тик – так, тик – так –

    Ходят часики –

    Вот так!

    Развитие зрительного внимания

    Логопед: ( показывает детям на экране) Ребята вот карта, по мере выполнения заданий, корабль будет продвигается по карте). А что еще необходимо всем путешественникам в пути?

    Логопед: «1,2,3 – наш корабль вперед плыви!»

    3. Введение в тему.  Кораблик  приплыл к Протоке  Звуков. 

    Характеристика звука.

    Логопед:  Итак, первое испытание. (Конверт с предложением) Я сейчас прочитаю предложение, а Вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах? (Л)                                                        

    Лодка плыла по волнам.

    Логопед: Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)

    Дети: Согласный, потому что  есть преграда – язычок.                                          

    Логопед: Еще он какой?  

    Дети: Твердый, звонкий.                                                                        

    Логопед: Можем плыть дальше.

    II. Основная часть.

    Логопед:  Итак, мы приблизились к  озеру Перемен.

    Задание на развитие фонематического восприятия

    - Игра “Добавь звук” (с помощью мяча)

    Цель: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.

    Логопед: Я буду говорить слово, а вы постарайтесь изменить его так, чтобы звук Л был вторым в этом слове:                                                          

    сон – слон, газ – глаз, пот – плот, бок – блок, сух – слух, пан – план, кок – клок, сова – слова, куб – клуб.

    Логопед: Ребята, а что такое звуки?    

    Дети:  Звуки – то, что мы слышим и произносим

    Логопед: А где живет звук Л? (в букве Л)                                                

    Логопед: Ребята, скажите,  на что похожа эта буква?    (Ответы детей)        

    Логопед: Ребята, сейчас мы выйдем на Равнину Цветов.

    Ребята, вам не кажется, что эта поляна какая-то странная, как будто заколдованная. Смотрите, да здесь конверт. «Злой колдун заколдовал цветы, если расколдуете цветы, то отправитесь в путь дальше»

    - Игра “Собери цветы”.

    Цель: Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза

    Группа делится на три команды. Одна собирает цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук Л в начале слова, другая - цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук Л в середине слова, и третья команда – звук Л в конце слова.                                                                                                                                                                                                              

    Логопед : Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше.

    Логопед: Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный Пролив Противоположностей. Здесь нас ждет новое задание

    - Закончить предложение  словами-неприятелями

    Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.

    Пушинка легкая, а камень - …. (тяжелый)                                      

    Летом погода жаркая, а зимой - …. (холодная)                          

    Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)                                          

    Суп горячий, а компот - … (холодный)                                              

    Заяц трусливый, а лев - …. (смелый)                                                    

    Дедушка старый, а внук  - … (молодой)

     Волк летом сытый, а зимой … (голодный)                                          

    Асфальт шершавый, а камень … (гладкий)                                                

    Лужа мелкая, а река … (глубокая)                          

    Волшебница добрая, а колдунья … (злая).

    (Дети произносят предложения и проходят по ребристому мостику)

    Логопед: Теперь пора отдохнуть. Мы попали с вами на остров «Физминутки».

    5. Остров Физминутки  (Песенка «Ой, сестрица!» с движениями)

    Задание на чтение слогов

    - Игра «Рыболов» 

    Цель: Развитие мелкой и общей моторики, зрительного восприятия.

    Дети по очереди вылавливают магнитной удочкой из речки рыб со слогами, . Дети  проходят к столу и читают каждый  свое слово.

    7. Наш корабль плывет дальше. На горизонте река  «Богатых слов».

    Логопед: В этой реке водятся необычные рыбы. Пока судно в пути, предлагаю наловить рыбы на уху, но сначала надо всем размять  пальчики.

    Пальчиковая гимнастика.  

    .             Упражнения с массажным мячом

    .Ребята, а какая же уха без соли

    Развитие мелкой моторики.

    :  Ребята, здесь написаны правила поведения работы с солью, давайте повторим их вместе:

    В ладошки наши посмотри,

    В них доброту, любовь найди

    Своей любовью поделись.

    Здесь нельзя кусаться, драться!

    И нельзя солью кидаться!

    Можно строить и творить

    Будем с солью мы дружить!

    б)  Просыпать букву, которой мы обозначаем звук «Л»

    Логопед: Ребята, перед вами лежат листы бархатной бумаги – выберите кому какой цвет нравится, а теперь возьмите соль  щепоткой (предлагается несколько цветов- дети выбирают сами цвет,  с которым хотят работать) и просыпьте контур буквы на бумаге.

    Дети выполняют

    Логопед: Ребята, а какую букву вы сейчас рисовали солью? (букву Л)

    Логопед:  А чем буква отличается от звука?   (Буквы – мы видим и пишем)                                                            

    III. Итог.

    Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к  сокровищам.  Давайте посмотрим, что спрятано в ларце. А как же мы откроем замок? Нам нужен ключ.

    : Я вспомнила, у меня же  есть ключик, только я не зналаот чего он.

    (Дети раскрывают ларец, находят там угощения)

    - Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад.

    - Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь»

             - Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)

    - С каким звуком и буквой мы познакомились?

    - Где мы с вами побывали?

    - Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу.

    Список использованной литературы:

    1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
    2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000. – 48 с.
    3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: ”СОЮЗ”, 2004. – 192 с.
    4. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Составитель Марцинкевич Г.Ф. – Волгоград. Изд. “Учитель”, 2001. – 129 с.
    5. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. – 245 с.
    6. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М.: “Гном-Пресс”, 1999. – 64 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: звук [Ч], буква Ч

    Данное занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР, направлено на развитие звукослогового анализа и синтеза, фонематического слуха и восприятия. Так как ведущая деятельнос...

    Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в логопедической группе старшего возраста: "Гланые звуки и буквы"

    Тема занятия "Гласные звуки и бувы". Цель: развитие фонематического восприятия и формирование начального навыка звукового анаиза....

    Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР Тема: Звуки [С], [С’]. Буква С

    Занятие предназначено для обучение грамоте детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи....

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква М»

    Уточнить знания о звуках [М], [М\']; упражнять детей в выделении звуков [М], [М\'] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; продолжать закреплять графические навыки; ра...

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Поможем Золушке попасть на бал.Дифференциация звуков Л-Л\',Р-Р\'.Буквы Л, Р

    Дети отправляются в Сказочное Колролевство для того,чтобы помочь Золушке попасть на бал.Занятие направлено на закрепление правильного произношения звуков л,л',р,р' и умения дифференцировать да...

    Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква М".

    Знакомство с буквой М. Характеристика звука. Игры со звуками....

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада на тему «Звук [А], буква [А]»

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада на тему «Звук [А], буква [А]»Учитель-логопед: Заречнева Е.П.Цель: Познакомить дете...