Взаимодействия специалистов ДОУ по проблеме коррекции речи детей.
статья по логопедии по теме

Бурганова Екатерина Витальевна

В данной статье представлены основные направления и формы взаимодействия логопеда ДОУ с воспитателями, психологом, музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolodia_vsaimodeistvia_specialistov_dou.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технология взаимодействия специалистов ДОУ по проблеме коррекции речи детей, посещающих логопункт

Учитель -логопед

МБДОУ № 131 г.Мурманска

Бурганова Е.В.

В настоящее время перед логопедом, работающим в ДОУ, стоит большой комплекс коррекционно – развивающих задач, которые ему необходимо решить. Однако, ряд специфических особенностей работы на логопункте,  затрудняют их решение.

В связи с этим, в нашем ДОУ, в рамках логопункта, разработана система координации всех участников педагогического процесса.

Главная цель взаимодействия специалистов – повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ.

Выделены  основные этапы взаимодействия специалистов при построении коррекционно – образовательного процесса в ДОУ.

Этапы

Основное содержание

Результат

Организационный

Первичная психологическая, педагогическая и логопедическая диагностики детей с речевыми нарушениями, обследование физического развития и музыкальных способностей.

Заполнение индивидуальных карт развития детей.

Организация и проведение ПМП консилиума.

Создание индивидуальных коррекционных маршрутов помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье.

Разработка программ подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.

Проектирование программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.

Основной

Решение задач, заложенных в индивидуальных и подгрупповых коррекционных программ.

Осуществление логопедического мониторинга.

Корректировка коррекционного влияния участников образовательного процесса.

Устранение у детей отклонений в речевом, психическом развитии, повышение уровня физических и музыкальных способностей.

Заключительный

Оценка результативности коррекционной работы с детьми. Определение коррекционно-образовательных перспектив выпускников ДОУ.

Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком.

Изменение характера коррекционной работы или корректировка ндивидуальных и подгрупповых маршрутов.

 

В своей работе на логопункте взаимодействую с воспитателями, психологом, инструктором по ФИЗО, музыкальным руководителем.

Основное мое взаимодействие в плане коррекции речевых нарушений осуществляется с воспитателем. 

При организации совместной коррекционно-развивающей деятельности прослеживаются приоритные направления в работе учителя-логопеда и воспитателей, которые вы видите на слайде.

Приоритеты логопеда

Приоритеты воспитателя

Коррекция звукопроизношения

Осуществление контроля за правильным использованием поставленных или исправленных звуков

Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности через различные дидактические, подвижные игры для развития речи.

Развитие связной речи

Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.

Развитие артикуляционного аппарата.

Выработка правильного речевого выдоха

Проведение артикуляционных упражнений. Включение комплексов дыхательных упражнений   в режимные моменты.

Формирование лексико-грамматических категорий

Включение игровых упражнений на занятиях по развитию речи.

Воспитатели знакомятся с результатами ежегодного комплексного логопедического обследования детей через  «Экран звукопроизношения».

С целью осуществления постоянной и непрерывной коррекции речевых нарушений  ведутся тетради взаимодействия, из которых воспитатели берут задания для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Работа воспитателя в помощь логопеду становится направленной, конкретной и действенной. Опираясь на задания по индивидуальной работе в тетради,  воспитатель строит свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка.

Для эффективной корекционно-развивающей работы:

  • Разработано перспективное планирование совместной работы учителя – логопеда и воспитателей
  • Подобраны рекомендации с практическим материалом по различным направлениям коррекционной работы.

Наиболее удачной формой взаимодействия логопеда и воспитателей стали мастер – классы по различным направлениям коррекционной работы.

Также к начале учебного года составляется план работы учителя – логопеда по взаимодействию с педагогическим коллективом        

(на 2013 – 2014учебный год)

№ п/п

Тема

Формы работы

Сроки выполнения

1.

Результаты логопедического обследования в старшей и подготовительной группах.

Педагогический час

Сентябрь – Октябрь

2.

Формирование списка детей на зачисление для занятий в условиях логопункта

Заседание ПМПк

Сентябрь-октябрь

3.

Специфика организации образовательной деятельности детей зачисленных на логопункт.

Консультации для воспитателей.

Сентябрь

4.

Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков.

Практикум для воспитателей

Октябрь

5.

Индивидуальный подход в организации образовательной деятельности воспитателя с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Консультации, беседы с воспитателями.

В течение года

6.

Проведение комплекса ЛФК для детей, посещающих логопедические занятия.

Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре.

Сентябрь -

Октябрь

7.

Приемы работы воспитателя по развитию фонетико-фонематической стороны речи и лексико-грамматических представлений с детьми в собственно организованной и свободной деятельности

Памятки для воспитателей.

Декабрь

8.

Необходимость контроля за правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи, на занятиях и во время режимных моментов.

Беседы с воспитателями.

Декабрь

9.

Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей. Игры с чистоговорками.

Практикум для воспитателей.

Январь

10.

Пальчиковая гимнастика и различные способы развития мелкой моторики

Консультация для педагогов

Январь

11.

Игры для формирования грамматического строя речи.

Практикум для воспитателей.

Февраль

12.

Раннее обучение чтению детей с нарушением речи: проблемы и трудности.

Консультации, беседы с воспитателями.

Март

13.

Результаты обследования детей имеющих отклонение в речевом развитии. Рекомендации по составлению педагогических характеристик.

Беседы, консультации с воспитателями средней группы Изучение данных, обмен мнениями.

Апрель /

В течение года

14.

Совместная подготовка к детским праздникам.

Подбор речевого материала, разучивание стихов.

В течение года

Все чаще, дети зачисленные на логопункт, нуждаются не только в коррекции речевых нарушений, но также и в развитии интеллектуальных способностей и личностных качеств. Однако времени на проведение полноценной коррекционно-развивающей работы недостаточно. Поэтому взаимодействие с психологом считаю неотъемлемой частью своей коррекционной работы. 

Основными направлениями работы психолога взаимодействия являются:

  • Развитие познавательной сферы
  • Развитие личностных качеств, эмоционально – волевой сферы
  • Развитие коммуникативных навыков
  • Формирование произвольности (умение планировать свою деятельность)

       

      В начале учебного года разрабатывается перспективное планирование совместной деятельности учителя-логопеда и психолога. 

При проведении занятий мною в коррекционную работу также включаются игровые упражнения по развитию внимания, восприятия, внимания, мышления.

 У детей имеющих речевые нарушения наблюдаются недостаточное развитие общей и мелкой моторики, двигательной активности, быстрая утомляемость. Поэтому взаимосвязь логопеда и инструктора по физической культуре также необходима.

  Для координации нашей работы в начале учебного года мы разрабатываем циклограмму и перспективный план игр по профилактике данных нарушений.

Инструктор в ходе непосредственной образовательной деятельности включает эти игры.  

С целью развития основных движений, мелких мышц руки, слухового восприятия, двигательной памяти, музыкального слуха, воспитания чувства музыкального ритма а также развития основных компонентов звуковой культуры речи (интонации, ритмико – мелодической стороны) мною совместно с музыкальным руководителем проводится логоритмика. Музыкальный руководитель включает в занятия специально подобранные упражнения:

  • хороводы,
  •  игры с пением,
  • шумовые оркестры.
  • Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания,
  • ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве,
  • упражнения на различение музыкальных звуков по высоте,
  • распевки,  на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях,
  • этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.

Совместно с музыкальным руководителем нами создана картотека музыкальных игр с речевым сопровождением.

Ежемесячно мы координируем свою работу, выбирая лексический и дидактический материал.

Таким образом, правильное планирование помогает обеспечивать необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей, что способствует более эффективному и быстрому закреплению усвоенных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов дошкольного учреждения по коррекции речи у детей

Цели и задачи работы специалистов совместно с логопедом в ДОУ...

Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями (в нашем случае, ребенком с ЗПР), а так же функциональны...

Дневник взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции речи детей 4-го года жизни с речевым недоразвитием.

В Дневнике взаимодействия учителя-логопеда обобщен опыт работы автора с детьми трех— четырех лет, страдающими задержкой речевого развития....

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПО ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ЛОГОПУНКТ.

 Почти все дети в младшем возрасте имеют определенные проблемы с речью. И, конечно же, кто-то из детей справляются с этим самостоятельно в силу своих возрастных особенностей, а некоторым н...