Логопедический массаж
статья по логопедии по теме

Камбулова Дарья

В помощь учителям- логопедам и родителям по проведению логопедического массажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_massazh.docx32.56 КБ
Microsoft Office document icon kartochki_po_massazhu.doc317.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический массаж 

Количество детей, страдающими тяжёлыми речевыми нарушениями, растёт с каждым годом. Увы, эта статистика ни для кого не секрет. Специалистов, готовых помочь таким детям, не так уж и много. Поэтому родители стараются сами овладеть определёнными методиками работы, приобрести необходимые навыки, чтобы реабилитировать своих детей в домашних условиях. Одним из таких необходимых навыков является, на мой взгляд, логопедический массаж. Он абсолютно незаменим при дизартрии ( ДЦП, синдром Дауна, минимальная мозговая дисфункция) и будет полезной процедурой при других, даже несложных, речевых нарушениях. При использовании массажа звукопроизношение нормализуется быстрее за счёт непосредственного воздействия на определённые участки артикуляционных органов. Активизируется и восстанавливается их деятельность, улучшается подвижность, нормализуется тонус, стимулируются кинестетические ощущения.

 В логопедии применяется массаж руками, вибромассаж (вибромассажёром, электрической зубной щёткой), зондовый массаж, точечный массаж.

Массаж лицевой мускулатуры начинают проводить уже в возрасте 1 мес , если есть показания. К этому возрасту у ребёнка может нарастать тонус в артикуляционных мышцах, и им потребуется расслабление. Расслабить лицевую и губную мускулатуру можно методом разглаживания:

 

  1. от середины лба к вискам;
  2. от бровей к волосистой части головы;
  3. от линии лба вниз через всё лицо к шее;
  4. от мочек уха по щекам к крыльям носа;
  5. по верхней губе от угла рта к середине.

 

Движения рук должны быть лёгкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Массаж необходимо проводить ежедневно, он должен занимать не более 3 мин. Каждое движение следует повторить 5-7 раз.

Хочу порекомендовать родителям приём из своей логопедической практики. Во время массажа лица я пою "массажную" песню из репертуара С. И Е. Железновых. Под эту песенку на процедуру соглашаются даже самые несговорчивые дети. Движения рук я, конечно же, согласовываю со словами песни.

Подмели метлищей— Стал двор чище.

Поскребли лопаткой— Стал двор гладким.

Снег собрали в кучу, Сделали кручу,

И по круче сани Покатились сами.

После этого проводится расслабление языка, для чего используется:

1) точечный массаж в подчелюстной ямке (вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью)—в теч.15сек

2) вибрация под углами челюсти (проводится двумя указательными пальцами обеих рук)—в теч. 15сек

3) похлопывание, поглаживание, вибрация языка деревянным шпателем (шпатель накладывается на кончик языка)—15 сек

4) нежное надавливание на язык стерильным бинтом до расслабления.

Расслабление языка необходимо проводить трижды в день.

Расслабление губ:

1) поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта;

2) поглаживание верхней и нижней губы к центру;

3) постукивание губ;

4) точечный массаж губ.

После указанных движений, совершаемых на лице ребёнка, проводят расслабление мышц шеи. Для этого применяют пассивные повороты головы в обе стороны, покачивание её вперёд. При расслаблении шейной мускулатуры происходит и некоторое расслабление корня языка.

Если же оральная мускулатура вялая, то приёмы массажа направлены на укрепление этой зоны. Для этого проводят поглаживание, растирание, глубокое разминание от центра к периферии (к ушам).

Укрепление лицевой мускулатуры:

1) поглаживание лба от середины к вискам;

2) поглаживание щёк;

3) разминание скуловой и щёчной мышцы.

С каждым разом сила движений нарастает, но они не должны стать болезненными и вызывать у ребёнка отрицательные реакции. Выполняют 8-10 повторений 2-3 раза в день.

Укрепление губной мускулатуры:

1) поглаживание, растирание, разминание, вибрация от середины верхней губы к углам;

2) поглаживание, растирание, разминание, вибрация от середины нижней губы к углам;

3) поглаживание носогубных складок к крыльям носа;

4) пощипывание губ.

Повторять по 8-10 раз 2-3 раза в день. Для укрепления лицевой и губной мускулатуры эффективно используется вибромассажёр.

Укрепление мышц языка с помощью деревянного шпателя:

1) поглаживание от средней части к кончику (продольные мышцы);

2) ритмичное надавливание на язык (вертикальные мышцы);

3) поглаживание из стороны в сторону (поперечные мышцы).

Кроме массажа деревянным шпателем, можно проводить разминание языка большим пальцем руки круговыми движениями по часовой стрелке, обхватив язык стерильным бинтом. Также применяются специальные массажные зонды (по Ф.А. Рау, по Л.С.Волковой). (Рис.) Родители могут приобрести комплект массажных зондов специально для своего ребёнка и содержать их в стерильности. Логопед обучит родителей проводить зондовый массаж языка. В наше время обучиться этому стало совсем просто: можно скачать обучающий видеоролик в интернете. Следует обращать внимание на то, как ваш ребёнок относится к прикосновениям металлического инструмента. Если вам удалось приучить ребёнка спокойно реагировать на эту процедуру или даже засыпать во время неё, смело продолжайте делать массаж дальше. Если же зондовый массаж вызывает резкие отрицательные реакции у вашего малыша, то необходимо взвесить, насколько необходимо такое "насилие". Даже в случае с ДЦП, когда без массажа никак не обойтись, разумнее будет заменить зондовый массаж на поглаживание и разминание языка пальцами рук, т.к. иногда дети отрицательно реагируют именно на прикосновение холодных металлических предметов. Массажными зондами можно воздействовать не только на язык, но и на мышцы лица, а также на руки.

В настоящее время предлагается немало различных упражнений для тренировки мелких мышц кисти. Все знают о связи мелкой моторики руки и речевой функции. Двигательная зона руки в коре головного мозга находится рядом с двигательной речевой зоной. А поскольку между зонами коры головного мозга нет чётких границ, то развивая одну функцию, мы опосредованно действуем и на другую. Всем известная игра-потешка "Сорока-белобока"—это, пожалуй, первый массаж кисти малыша. Для массажа прекрасно подойдут сосновые и еловые шишки, а также мячики с шипами, которые можно приобрести в зоомагазине. Их уместно использовать под песенку С. и Е.Железновых :

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек,

Вверх по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да-да-да,

Уходи, колючий ёж,

В тёмный лес, где ты живёшь…

В эзотерических магазинах продаются пружинные колечки для пальчиков. Можно смело приобретать их и использовать в наших логопедических целях, массировать детские пальчики.

Однако, сосредоточившись на тренировке кисти, и специалисты, и родители, забывают, что в работе руки большая нагрузка ложится на предплечье. Рука первоклассника с, казалось бы, развитой мелкой моторикой, быстро утомляется из-за ослабленных мышц предплечья. В случае ослабленной функции руки показан массаж мышц предплечья. Для этого Е.В.Новикова предлагает использовать логопедические зонды, а также подручные материалы, например, карандаш. (Рис.) Это снимет излишнее напряжение в руке, в результате чего улучшится почерк, увеличится скорость письма.

Причиной плохого почерка может быть не только слабость мышц руки, но и так называемый писчий спазм, когда при нарушенном акте письма сохраняются возможности выполнять рукой другие действия. При целенаправленном коррекционном логопедическом воздействии писчий спазм постепенно сглаживается. Неоценимую помощь в избавлении от него оказывает массаж биологически активных точек—точечный массаж. Такой массаж необходимо проводить курсами. Воздействовать на точки следует успокаивающе—лёгкими касательными вращениями по часовой стрелке.

Точечный массаж применяется также и в области лица. Его широко используют в практике ослабления гиперкинезов у детей с церебральным параличом. В основе такого логопедического массажа лежит перекрёстный точечный массаж, разработанный К.А.Семёновой. Массаж биологически активных точек возможно делать и вибромассажёром с применением соответствующей насадки.

Нельзя не вспомнить и о массаже, применяемом при заикании. Расслабление мышц лица, шеи и плечевого пояса—неотъемлемая часть комплексного коррекционного воздействия, проводимого при заикании.

Массаж—безусловно, полезная процедура. Но, хочу заметить, что уповать на него, как на волшебство, не стоит. Есть случаи, в которых логопедический массаж, если и не принесёт вреда, то и не сдвинет речь ребёнка с мёртвой точки. А в отдельных случаях он может даже и навредить. Поэтому, прежде чем приступать к массажу, проконсультируйтесь с квалифицированным специалистом.



Предварительный просмотр:

карточки

Массаж шеи.

Цель: Расслабление мышц шеи, плечевого пояса и корня

языка.

Описание:!. Проводят поглаживание шеи сверху вниз по

ходу лимфатических сосудов; 2. Производят поглаживание

гортани сверху вниз.

Методические рекомендации: Поглаживающие движения

осуществляются    2-мя руками . Поглаживание гортани

выполняют первыми фалангами пальцев. Массажные

движения должны быть очень лёгкими, максимально

расслабляющими мышцы. Необходимо следить за ответной

реакцией в других группах мышц. Движения выполняются

6-8 раз, 2-3 раза в день.

Массаж лба.

Цель: Приведение мышц лба в состояние покоя. Описание:!. Лёгкое поглаживание лба от висков к центру;2. Точечная вибрация мышц лба от висков к центру лба; 3. Лёгкое поглаживание лба от корней волос к линии бровей. Методические рекомендации: Поглаживающие движения выполняются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения осуществляются 6-10 раз, 2-3 раза в день. Вибрация выполняется подушечками указательных пальцев или вибромассажёром. Вибрация производится в едином быстром темпе, вращение по часовой стрелке, движения выполняются 3-4 раза, 2-3 раза в день.

Массаж области глазниц. Цель: Расслабление мышц окружности глаз. Описание /Поглаживание круговой мышцы глаза. Методические рекомендации: Перед проведением массажа ребёнок закрывает глаза. Поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Направление массажных движений- по часовой стрелке. Движения выполняются 4-6 раз, 2-3 раза в день. Движения должны быть очень лёгкими.

Массаж: щёк.

Цель: максимальное расслабление щёчной мышцы. Описание: 1. Выполняют вращательные поглаживающие движения по поверхности щёк;2. Вращательные поглаживающие движения с внутренней стороны щёк. Методические рекомендации: Массаж выполняется при помощи указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук. С внутренней стороны щёк- при помощи указательного пальца или зонда «ШАРИК».Все движения выполняются 7-10 раз, 2-3 раза в день. Вращательные движения осуществляются по часовой стрелке.


Точечный массаж щёк. Цель: Расслабление мышц лица.

Описание: Осуществляется массаж в точках ИН-СЯН, СЯ-ГУАНЬ, ЭР-МЭНЬ (массаж осуществляется в трёх точках одновременно).

Методические рекомендации: В зоне точки ИН-СЯН массаж проводится подушечкой большого пальца, в зоне точки СЯ-ГУАНЬ - подушечкой указательного пальца, в зоне точки ЭР-МЭНЬ - подушечкой среднего пальца. Успокаивающее воздействие достигается плавными круговыми поглаживаниями, с постепенным переходом к стабильному растиранию и, затем к непрерывному, без отрыва пальца, надавливанию, с изменяющимся усилием. Затем интенсивность уменьшается, и массаж прекращается. Вращения выполняются по часовой стрелке, длительность не более 1 минуты, 1 раз в день.

Массаж щёк.

Цель: Расслабление мышц щёк.

Описание: Лёгкое поглаживание от мочек ушей к крыльям

носа.

Методические рекомендации: Поглаживающие движения

осуществляются указательными, средними и безымянными

пальцами обеих рук. Движения выполняются 5-6 раз, 2-3

раза в день.


е

Массаж скуловой мышцы.

Цель: Расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта.

Описание:] Лёгкое поглаживание скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка. 2.Точечная вибрация скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка. 3.Лёгкое растирание скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка.

Методические рекомендации: Поглаживающие и растирающие движения выполняются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6-10 раз, 2-3 раза в день. Вибрация выполняется подушечками указательных пальцев. Вибрация проводится в едином быстром темпе, 3-4 раза, 1 раз в день. Вращение по часовой стрелке. Все движения должны быть очень лёгкими.


Массаж: круговой мышцы рта.

Цель: Расслабление круговой мышцы рта, её периферической и внутренней части; мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху, мышц, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз.

Описание: Лёгкое поглаживание круговой мышцы рта. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются подушечкой указательного пальца по часовой стрелке. Движения выполняются 8-10 раз, 2-3 раза в день.

Массаж губ.

Цель: Расслабление мышц губ.

Описание: 1. Поглаживание губ от краёв к середине губ; 2.

Лёгкое растирание губ от краёв к середине губ.

Методические рекомендации: Поглаживающие и

растирающие движения осуществляются подушечками

указательных пальцев. Движения выполняются 6-8 раз, 2-3

раза в день.

Массаж языка.

Цель: Расслабление продольных и поперечных мышц языка. Описание: 1. Лёгкое поглаживание языка от кончика к квр*м языка; 2. Лёгкое поглаживание языка из стороны в сторону. Методические рекомендации: Поглаживающие движения выполняются при помощи указательного пальца, зонда «ШАРИК» или при помощи леденца на палочке. Движения выполняются 8-10 раз, 2-3 раза в день.

Массаж языка.

Цель: Подавление гиперкинезов в мышцах языка.

Описание: Проводится точечный массаж языка в трёх

точках поочерёдно.

Методические рекомендации: Массаж осуществляется при

помощи зонда «ИГЛА» ( с тупым кончиком). Вращения

выполняются по часовой стрелке не более 10 секунд, 1 раз в

день.


Массаж: лба.

Цель: Укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание; 1. Поглаживание лба от середины к вискам; 2. Растирание лба от середины к вискам; 3. Разминание лба от середины к вискам.

Методические рекомендации: Поглаживающие и растирающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. При растирании кожа должна сильно натягиваться. Разминающие движения осуществляются вторыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук (сжатых в кулак). Все движения выполняются 7-8 раз, 2-3 раза в день.

Массаж лба.

Цель: Укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: 1. Проводят постукивание лба от середины к вискам;2. Проводят спиралевидные движения от середины лба к вискам;3. Пощипывание лба от середины к вискам. Методические рекомендации: Постукивание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Спиралевидные движения осуществляются подушечками указательных и средних пальцев обеих рук(спираль должна закручиваться против часовой стрелки). Пощипывание осуществляется большими, указательными и средними пальцами обеих рук. Все движения выполняются 7-8 раз, 2-3 раза в день.


(.5

Массаж лба.

Цель: Укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: 1. Растирание лба от бровей до волосистой части головы;2. Проводится массаж точек, находящихся над линией бровей, от середины к периферии. Методические рекомендации: Растирающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. При растирании кожа должна натягиваться, (брови должны приподниматься). Точечный массаж осуществляется подушечками указательных пальцев. Движения должны быть легкими, надавливающими, круговыми, против часовой стрелки. Все движения выполняются 7-8 раз, 2-3 раза в день.


Массаж щёк.

Цель: Стимуляция мышц, поднимающих угол рта. Описание: 1.Выполняют поглаживающие движения на поверхности щёк. 2. Постукивание щёк; движения осуществляются по кругу. 3. Пощипывание щёк; движения выполняются по кругу.

Методические рекомендации: Вращательные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Постукивания осуществляются большими, указательными и средними пальцами обеих рук. Все движения осуществляются против часовой стрелки по 7-8 раз, 2-3 раза в день.

Массаж щёк

Цель: Укрепление и активизация мышц, поднимающих верхнюю губу и угол рта, мышц, опускающих угол рта. Стимуляция большой скуловой мышцы, щёчной мышцы, подбородочной мышцы и мышц, опускающих нижнюю губу. Описание: 1. Массируется отрезок по дуге нижней челюсти от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ДИ-ЦАН. 2. ОЙточки ДИ-ЦАН до точки А. 3. Отточки А до точки ЦЗЯ-ЧЭ. 4. От точки 24 J до точки ЦЗЯ-Ч. 5.0т точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ТИН-ХУЭЙ. Методические рекомендации: Все массажные движения осуществляются способом поглаживания. Выполняется примерно 10 прохождений по всем отрезкам. Все точки поглаживаются против часовой стрелки.

Массаж: щёк.        |

Цель: Активизация и укрепление мышц, поднимающих верхнюю губу, угол рта и стимуляция щёчной мышцы. Описание: Массаж проводится в точках ИН-СЯН, СЯ-ГУАНЬ, ЭР-МЭНЪ(массаж проводится в трёх точках одновременно).

Методические рекомендации: В зоне точки ИН-СЯН массаж проводится большим пальцем, в зоне точки СЯ-ГУАНЬ- указательным пальцем, В зоне точки ЭР-МЭНЬ -средним пальцем. В начале производят поглаживание щёк, затем лёгкие пощипывания, после этого осуществляют лёгкие постукивания. Движения осуществляются против часовой стрелки. Пощипывание производить с силой, по степени терпения ребёнка, поглаживание- с ослабевающей силой. Массаж длится не более 10-15 секунд.

Массаж, направленный на уменьшение уровня саливации.

Цель: Уменьшение уровня саливации.

Описание: Проводится точечный массаж в углублениях под

языком, в 2-х точках одновременно.

Методические рекомендации: Массаж выполняется при

помощи зонда «ГРАБЛИ» или при помощи [указательного и

среднего пальца. Вращения осуществляются против часовой

стрелки, не более 10 секунд.


8


1 \

Точечный массаж.

Цель: Активизация и укрепление мышц лица.

Описание: Проводится массаж точек: БАИ-ХУЭИ, ИНЬ-ЦЗЯО,    .   -v    ЧДУЙ-ДУАНЬ.

Методические рекомендации: При массировании точек производятся импульсивные резкие надавливания, но в тоже время поверхностные и кратковременные( по 2-3 секунды, с последующим отрывом пальца от кожи на 1-2 секунды). Используется воздействие вращения, похлопывания и толкания пальцем. Вращение осуществляется против часовой стрелки. Выбор точек обусловлен эффективностью воздействия.  Массаж проводится 1 раз в день в комплексе с линейным массажем.

Массаж скуловых мышц.

Цель: Активизация мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта, укрепление скуловых мышц. Описание: 1. Поглаживание от середины подбородка к мочкам ушей. 2.Растирание от середины подбородка к мочкам ушей. 3.Проводят спиралевидные движения от середины подбородка к мочкам ушей. 4. Пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей. Методические рекомендации: Поглаживание, растирание и спиралевидные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Пощипывание выполняется большим пальцем, который находится на скуловой дуге и 4-мя пальцами, которые находятся под скуловой дутой. Все движения выполняются 7-8 раз, 2-3 раза в день.

Массаж губ.

Цель: Стимуляция и укрепление мышц губ, активизация моторных возможностей губ.

Описание: 1. Поглаживание губ от середины к углам. 2.Растирание губ о середины к углам. 3.Разминание губ от середины к углам. 4.Пощипывание губ от середины к углам, Методические рекомендации: Поглаживающие движения выполняются подушечками указательных пальцев, разминание- указательными и большими пальцами( логопед захватывает губы пальцами и проводит разминание), растирание- указательными пальцами; пощипывание-указательными и большими пальцами. Все движения выполняются 7-8 раз, 2-3 раза в день.

Массаж круговой мышцы рта.

Цель: Укрепление круговой мышцы рта.

Описание: 1.Поглаживание круговой мышцы рта.

2.Обкалывание круговой мышцы рта.

Методические рекомендации: Поглаживающие движения

выполняются подушечкой указательного пальца,

обкалывание следует проводить при помощи зонда

«ИГЛА»(или мягкой зубной щёткой).  Обкалывание

осуществляется против часовой стрелки. Интенсивность

обкалывания зависит от степени паретичности мышц. Все

упражнения выполняются по 6 раз, 1 раз в день.


Массаж губ.

Цель: Активизация мышц губ.

Описание: 1 .Похлопывание губ от середины к углам.

2.Обкалывание губ от середины к углам.

Методические рекомендации: Похлопывание проводят при

помощи металлического шпателя. Обкалывание губ следует

проводить при помощи зонда «ИГЛА» (или мягкой зубной

щёткой). Все упражнения выполняются 6 раз, 1 раз в день.

2 3

Массаж губ и носогубных складок.

Цель: Стимуляция и укрепление мышц, обеспечивающих

двигательные возможности губ.

Описание: Проводится точечный массаж губ и носогубных

складок.

Методические рекомендации: Массаж губ проводится от

середины к углам. Вращение против часовой стрелки.

Массаж носогубных складок проводится от крыльев носа к

углам губ. Точечный массаж проводится подушечками

указательных пальцев. Движения должны быть круговыми,

слегка надавливающими. Все движения выполняются около

6-7 секунд, 1 раз в день.


Массаж языка.

Цель: Укрепление и стимуляция продольных и поперечных

мыши языка.

Описание: 1.Поглаживание продольных мышц языка от

корня к кончику языка.  2.Поглаживание языка из стороны в

сторону, начиная от корня к кончику языка.  3.Ритмичные

надавливания на язык от корня к кончику языка.

4.Обкалывание от корня языка к кончику и по боковым

краям языка.

Методические рекомендации: Поглаживающие движения

проводятся при помощи указательного пальца, зонда

«ШАРИК»(или при помощи леденца на палочке).

Надавливания осуществляются при помощи металлического

шпателя. Обкалывание выполняется при помощи

зонда»ИГЛА». Обкалывание можно проводить по прямой,

зигзагообразно, волнообразно(логопед должен следить за

состоянием ребёнка), Обкалывание выполняется не более 7

секунд, 1 раз в день. Все движения выполняются 6-10 раз, 2-

3 раза в день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»

Автор рассматривает возможность  привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"

В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа  и самомассажа....

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ....

Методическая разработка занятия по теме: "Звук [Р]" (логопедическая технология логопедический массаж с элементами локальной гипотермии"

Предоставлен конспект занятия по постановке звука [Р]с применением логопедического массажа и локальной гипотермии....

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...