Тема: "Волшебница - вода"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Мирошина Наталья Николаевна

МБДОУ «Красносельцовский детский сад»

Рузаевского муниципального района

 

 

 

 

 

 

              Тема: «Волшебница-вода»

    Конспект занятия для детей подготовительной

  логопедической группы, (итоговое).

 

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Подготовила: учитель - логопед

                                                       Мирошина Наталья Николаевна

                           

 

Зачачи:

 

• Образовательные:

- активизировать и расширять словарь по темам «Вода», «Зима», «Транспорт», «Флора и фауна Земли»; продолжать учить подбирать слова-признаки и слова-действия к словам «снег», «лед»; закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

- закреплять элементарное представление о круговороте воды в природе;

- закреплять названия водного транспорта и водных обитателей.

• Развивающие:

- упражнять в подборе слов-антонимов;

- совершенствовать умение согласовывать числительное со словосочетанием;

- закреплять навыки звукового синтеза слова;

- развивать фонематическое восприятие;

- продолжать учить составлять предложение по сюжетной картинке и зарисовывать их графически;

- корригировать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

- развивать познавательные способности, сообразительность.

• Воспитательные:

- воспитывать сочувствие, сопереживание, бережное отношение к водному ресурсу.

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Плакаты: «Круговорот воды в природе», «Агрегатные состояния воды», «Вид из окна».

2. Иллюстрации: водные объекты, природные явления из воды, водные обитатели, сюжетные картинки о воде.

3. Зеркала; бумажные капельки, снежинки, сосульки; снеговики из пазлов; магнитофон, аудиозаписи водных явлений, с голосом Снежной Королевы; ракушка; доска с маркером; панно со скотчем; мячик- «снежок».

* * *

 

Ход занятия.

Организационный момент

Логопед. Ребята, отгадайте загадку.

С горы, сбегая без труда,

Она гремит как гром.

В морозный день она тверда -

Руби хоть топором!

Нагрей ее и к небесам она

Взлетит тогда.

Теперь ты мне ответишь сам:

Зовут ее … (вода).

Сегодня мы с вами на занятии будем говорить о воде, да не просто о воде, а о волшебнице-воде. Как вы думаете, почему?

Дети. Вода бывает очень-очень разной - она может быстро бежать ручейком, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим паром.

Логопед. Вот какая она разная!

Рассказ о путешествии капельки в природе

Логопед. Вода в природе путешествует по кругу. Вспомним, как это происходит с помощью этой картины.

Дети с логопедом по плакату «Круговорот воды в природе» рассказывают об этом природном процессе.

Когда в тучке накапливается очень много капелек, им становится тесно. Тогда мама-тучка посылает капельки на землю, наказывает им пролиться теплым дождиком, напоить землю, растения, животных, пополнить водоемы, а затем возвратиться!

И вот летят капельки из тучки на землю. Попрыгают, поиграют, но скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками.

Встретились ручейки и стали большой широкой рекой. Плывут капельки в широкой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в глубокое море, а из моря перетекла в огромный океан.

Плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама-тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело.

Стали капельки легкими-легкими и потянулись вверх, и вернулись к маме-тучке. Она без них соскучилась, через некоторое время она их опять отпустит погулять на землю.

Давайте представим, что наш язычок превратился в капельку, и сейчас мы покажем язычком, как путешествует вода в природе.

Артикуляционная гимнастика

под аудиозапись

1. Надувание щек поочередно, обеих сразу (капельки накапливаются в тучке, тучка становится все больше и больше).

2. Выпускание воздуха изо рта постепенно (из тучки проливается дождь).

3. «Качели» (капельки капают из тучки на землю).

4. «Змейка» (капельки сливаются в тонкие ручейки, затем образуется широкая река).

5. «Лопатка» (из реки капельки попадают в море).

6. «Чашечка» (из моря капельки попадают в глубокий океан).

7. «Грибок» (подул сильный ветер, и в океане появились высокие волны).

8. «Горка» (в океане капельки катались по высоким волнам).

9. «Оближи верхнюю губу» (над океаном выглянуло яркое солнце).

10. «Качели» (капельки стали легкими и потянулись к маме-тучке).

 

Логопед. Капельки воды в природе ходят, «движутся» по кругу. Они выпадают из туч в виде дождя (снега), путешествуют по земле, а затем под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует.

Агрегатные состояния воды

в природе

Логопед с детьми подходит к плакатам об агрегатных состояниях воды.

Логопед. Когда вода выпадает из туч - в каком она состоянии? Если идет дождь - в жидком, если снег - в твердом. Когда испаряется с поверхности земли и возвращается в тучи, какое состояние приобретает вода? Газообразное. Где можно в природе встретить воду в жидком, твердом и газообразном состоянии?

Дети называют природные объекты и явления на агрегатные состояния воды.

Согласование числительного

со словосочетанием

Логопед предлагает с помощью цифр посчитать природные объекты, изображенные на иллюстрациях. Игра «1-2-5-9» со словосочетаниями широкая река, длинная сосулька, пушистая снежинка.

Образование существительных

с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Логопед. Ребята, давайте поиграем со снежком в игру «Назови ласково».

Дети называют природные объекты и явления, связанные с водой с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

снег - … (снежок)

капля - … (капелька)

река - … (реченька)

дождь - … (дождичек)

облако - … (облачко)

туча - … (тучка)

льдина - … (льдинка)

сосуля - … (сосулька)

лужа - … (лужица)

пруд - … (прудик)

Подбор прилагательных,

причастий, глаголов

к существительному

Дети слышат голос Снежной Королевы (аудиозапись), которая грозит оставить всю воду на земле в твердом состоянии - в виде снега и льда.

Логопед предлагает детям рассказать Снежной Королеве о снеге и льде и за каждый правильный ответ из ручейка класть капельку в ведро.

Снег (какой?) - белый, чистый, хрустящий, рыхлый…;

снег (что делает?) - идет, серебрится, сверкает, летит…;

лед (какой?) - холодный, хрупкий, прозрачный, твердый… .

В каких словах «живет» слово снег? - снежок, снегирь, подснежник, … .

В каких словах «живет» слово лед? - льдина, гололед, ледокол, … .

Снежная Королева просит детей собрать ее стражников-снеговиков, тогда, может, она передумает и оставит воду на земле в разных состояниях.

Игра «Собери снеговика»

(из пазлов)

Физкультминутка «Снеговик»

Дети показывают движения в соответствии с текстом.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла…

Но солнце припечет слегка -

Увы! - и нет снеговика.

Подбор антонимов

Игра со Снежной Королевой «Скажи наоборот». За каждый правильный ответ дети кладут по капельке в ведро. Используется аудиозапись с голосом Снежной Королевы, которая произносит следующий текст.

Снежинка легкая, а сосулька … (тяжелая).

Ручеек узкий, а река … (широкая).

Земля черная, а снег … (белый).

Родник чистый, а лужа … (грязная).

Вода холодная, а пар … (горячий).

Река близко, а море … (далеко).

Пруд маленький, а океан … (большой).

Горная река течет быстро, а равнинная … (медленно).

Звуковой синтез слов

Снежная Королева говорит, что заморозила всех водных обитателей. Логопед находит ракушку и говорит детям, что она нам поможет. Но от холода ракушка не может говорить целым словом, она произносит только звуки.

Логопед прикладывает ракушку к уху и произносит названия водных обитателей отдельными звуками.

Дети с помощью ракушки составляют из звуков названия водных обитателей - кит, сом, рыба, щука.

Работа над слоговой структурой слов

Логопед. Ребята, ракушка просит помочь разместить водных обитателей по водным объектам земли. Но сначала назовите, какие водные объекты «строит» вода? и определите количество слогов в их названиях.

Игра «Размести водных обитателей по своим водоемам»

Дети раскладывают картинки с изображениями водных обитателей на макеты водных объектов.

Составление предложений

по сюжетным картинкам

и рисование их графически

Далее Снежная Королева спрашивает детей, зачем им нужна вода.

Дети отвечают.

Логопед предлагает детям составить предложения по сюжетным картинкам и записать их графически на доске.

Логопед. Без воды не сделать очень многих простых дел. Воду ничем не заменить! Поэтому воду надо беречь. После пользования водопроводным краном его обязательно надо закрывать! По воде передвигается транспорт. Как он называется? Какой водный транспорт вы знаете?

Дети отвечают.

Игра «Закрой снежинкой водный транспорт».

Работа над мелкой моторикой

Логопед. Снежная Королева все равно вредничает и не желает оставить на Земле воду в разных агрегатных состояниях.

Логопед предлагает детям подумать, что же можно сделать. Как перехитрить Снежную Королеву?

Дети отвечают.

Логопед предлагает детям из собранных капелек в ведре выложить тучку, из которой прольется добрый, теплый дождик и проучит Снежную Королеву.

Дети под аудиозапись выкладывают тучку.

Сюрпризный момент. Вот что осталось от Снежной Королевы - «сугробики» на снежинках.

Детям раздают зефир на бумажных салфетках.

Итог занятия

Оценка работы детей.

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения занятия по экологии в подготовительной группе. Тема «Волшебница вода»

Программное содержание :Закрепить знания о разных состояниях воды, круговороте воды в природе, о значении волы в жизни растений, животных и человека. О том. что вода это «дом» для многих растений и жи...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

Методическая разработка на тему: «Волшебница-наша вода»

Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Мои дошколята самые активные, самые любознательные. У них очень много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Поэтому я решила ...