Родительское собрание "Развитие ручной умелости у детей 4-5 лет"
консультация по логопедии на тему

Волохова Наталья Николаевна

 

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точно­сти. Другими словами, фор­мирование речи совершается под влиянием импульсов, иду­щих от рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystyplenie_na_rod.sobranii_s_praktich._zadaniyami.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

Развитие ручной умелости

у детей 4-5 лет

Логопед. Послушайте «Сказку про пальцы».

              (Рассказываю, поочередно разгибая пальцы.)

Жили братья, не тужили, Но однажды приуныли. Стали думать и гадать,

Как же имена всем дать?

—  Я хоть ростом невелик,

      Но веселый озорник.

      Все стоите вы за мной.

       Буду зваться я Большой.

— Я указывать люблю

     На цветы и на Луну,

     Очень я внимательный,

       Палец Указательный.

—  Я стою посередине,

       Буду зваться я отныне

       Средний палец-удалец.

       Вот такой я молодец!

—  Меньше всех я братьев  ростом.

      Ох, как маленьким  непросто!

      Но меня легко узнать,

       Пусть Мизинцем будут звать.

Брат один, как ни гадал, Имя так себе не дал. Но его не обижают, Безымянным называют!

               Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

        Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук — один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребенка к учебе и тревожного его состояния. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук у ребенка 4—5 лет:

— рисует карандашами, мелками;

— собирает постройки из девяти кубиков;

— складывает бумагу более чем один раз;

— шнурует ботинки, лепит из пластилина.

Для развития ручной умелости дети дома должны:

— разминать пальцами глину, пластилин;

— катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, мелкие бусинки;

— выполнять пальчиковые игры и упражнения;

— рисовать ручкой, карандашами, мелом, гуашью, углем;

— вырезать ножницами и составлять из различных вырезанных фигур композиции;

— вышивать, вязать;

— играть с конструктором, мозаикой, кубиками, вкладышами, спичками, палочками;

— штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаблоны.

К 4 годам ребенок в состоянии выкладывать из спичек или палочек геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник). На этой основе можно создавать изображения различных предметов, интересных для ребенка.

Показываю родителям  схемы-образцы  и предлагаю  родителям выложить их из спичек. После выполнения задания родителям с детьми предлагаю просмотреть фрагмент игры – занятия  «Пальчиковая гимнастика».

Учимся правильно дышать

Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию — энергетической основы нашей речи.

Дыхание влияет на звуко-произношение, артикуляцию и развитие голоса. Особое значение оно имеет для детей с речевыми нарушениями. Работу над коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинается с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания.

Логопед. Сейчас мы с ребятами покажем несколько упражнений, и вам родители  предлагаем тоже попробовать.

Два ребенка показывают дыхательные упражнения.

Вдох и выдох носом.

Вдох носом, выдох ртом.

Вдох ртом, выдох носом.

Вдох и выдох ртом.

Упражнение «Хомячок» — пошмыгать носом, рот закрыт.

Упражнение « Собачке жарко».

При этих упражнениях нужно чувствовать движения стенки живота.

С помощью следующих упражнений развивается длительный выдох.

Упражнение «Согреть руки» — выдох со звуком х-х-хо.

Упражнение «Остудить воду» — выдох со звуком ф-ф-ф.

Упражнение «Бабочка» — сдувать бабочку на ниточке с цветка.

                         Бабочка на цветке сидела,

                         Ветер дунул — улетела.

                         Можно подуть на ватку, полоски бумаги.

Упражнение «Лодочки» — дуть на лодочку из пенопласта.

Упражнение «Футбол» — дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота.

Упражнение «Подводная лодка» — пускать через соломинку воздух в стакане воды. Нужно следить, чтобы выдох был полным, т.е. не прерывался для небольшого вдоха.

            Следующие упражнения развивают не только направленную воздушную струю, но и укрепляют язычные мышцы, что очень важно для постановки звуков.

Упражнение «Фокус» — язык чашечкой, сдувать ватку с носа.

Упражнение «Забей гол»:

— плавный выдох, губы трубочкой;

— плавный выдох,  губы в улыбке;

— плавный выдох, язык лопаткой;

— язык лопаткой, выдох толчками.

Для углубленного вдоха детям предлагается «Понюхать цветок», узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами.

Во время вдоха нужно следить, чтобы голова была приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались.

Логопед. А сейчас попробуем более сложное упражнение. Представим, что живот — воздушный шарик, заполняем его воздухом через нос, выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягиваем. Левая-рука на животе, правая на груди, при вдохе живот надуваете,  грудная клетка и плечи не поднимаются. Дети выполняют.

Это диафрагмальное дыхание, т.е. дыхание животом, — самое правильное и самое полезное. Оно способствует насыщению и увеличению скорости кровотока, доставляющего кислород и питательные вещества ЦНС. Используя этот тип дыхания, мы, по сути, постоянно тренируем важные функции организма:  сердечную,  нервную,  иммунные системы, что в свою очередь снимает психическое напряжение, поднимает настроение, укрепляет здоровье, увеличивает внимание, мышление. При таком благополучном состоянии все коррекционные процессы пойдут быстрее.

Попробуйте подышать дома с ребенком лежа — для лучшего расслабления, на живот можно положить игрушку или лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по «волнам». Упражняясь 5—10 мин с перерывами по 1 мин каждый день, вы заметите, что ребенок быстрее засыпает, становится спокойнее.

Такое дыхание учит человека расслабляться, быстро восстанавливать свои силы. Оно полезно не только детям с нарушениями речи, но и взрослым, которые испытывают физические нагрузки, стресс, перенапряжение, часто болеют простудными заболеваниями. Перед проведением дыхательной гимнастики в помещении необходимо вытереть пыль, проветрить его, воспользоваться увлажнителем воздуха.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после еды. Между занятиями и последним приемом пищи должен пройти хотя бы час. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Технология массажа в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Массаж — совокупность приемов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или другую среду.

Методика массажа и самомассажа, построенная с учетом клинико-физио логических принципов, — эффективное средство лечения, восстановления работоспособности, снятия усталости, предупреждения и профилактики заболеваний, активное средство оздоровления организма.

Рассмотрим один из видов массажа — самомассаж, который активизирует движение лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица и всего тела. Длительность одного сеанса 5—10 мин. Каждое упражнение выполняется 4—6 раз. Ребенок может  сидеть или лежать (после сна).

Для самомассажа мышц головы и шеи можно рекомендовать следующие упражнения.

«Я хороший» — поставить ладони обеих рук на голове ближе ко лбу, соединить пальцы в центре, провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковую поверхность или к плечам (движения медленные, поглаживание).

«Наденем шапочку» — исходное положение (и.п.) рук то же, двигать ладони вниз к ушам, затем по передней боковой части к подбородку.

Для лицевой мускулатуры

«Рисуем дорожки» — двигать пальцами от середины лба к вискам.

«Рисуем елочки» — двигать пальцами ото лба к вискам.

«Пальцевый душ» — легко постукивать пальцами по лбу.

«Глазки спят» — закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки, удерживать 3—5 с.

«Нарисуем усы» — двигать указательным и средним пальцами от середины верхней губы к углам рта.

«Веселый клоун» — двигать указательным и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, затем вверх к скуловой кости.

«Испечем блинчики» — похлопать ладошками по щекам.

«Умыли личико» — легкие поглаживающие движения ладонями обеих рук от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Для мышц языка

«Непослушный язычок» — пошлепать губами язык, произнося «пя-пя-пя».

«Покусывание» — легко покусывать язык, высовывая и убирая его назад.

«Поглаживание языка губами» — просунуть язык как можно дальше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.

Расслабляющий самомассаж кистей и пальцев рук:

— надавливать сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук изменить;

— растирать ладонями шестигранный карандаш, с постепенным увеличением усилий;

— растирать ладони движениями вверх-вниз;

— боковые поверхности сцепленных пальцев;

— разминать, затем растирать каждый палец вдоль, затем поперек;

— делать круговые движения положенным между ладонями грецким орехом, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой;

— надавливать не заточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращать карандаш вправо, влево;

— разминать кисти правой руки пальцами левой, и наоборот, затем поочередно их растирать.

«Вырос у нас кабачок»

(и.п. — пальцы в кулачках).

Вырос у нас чесночок,           Разогнуть указательный палец правой руки и            растирать круговыми-движениями.

Перец, томат, кабачок,           Разогнуть средний палец правой руки и  растирать круговыми движениями.

Тыква, капуста, картошка,

                                                     Разогнуть палец безымянный правой руки и                  растирать круговыми движениями.

Лук и немножко горошка,

                                                      Разогнуть мизинец правой руки и растирать      круговыми движениями.

Овощи мы собирали,

                                                  Разогнуть мизинец левой руки и растирать            круговыми движениями.

Ими друзей угощали,

                                                Разогнуть безымянный палец левой руки и  растирать круговыми движениями.

Квасили, ели, солили,

                                                  Разогнуть средний палец левой руки.

С дачи домой увозили.

                                                Разогнуть указательный палец левой руки и  растирать круговыми движениями.

Прощай же на год,

                                                  Разогнуть большой палец правой руки.

Наш друг — огород!

                                                    Разогнуть большой палец левой руки.

Массаж биологически активных зон

Ра-ра-ра. Погляди-ка, детвора.

Ладони приставить ко лбу «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны к центру.

Ря-ря-ря.

Взошла красная заря.

Раздвинуть указательный и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами.

Ре-ре-ре.

Растет рябина на горе.

Кулачками энергично провести по крыльям носа 7 раз.

Ри-ри-ри.

Клюют рябину снегири.

Пальцами легко «пробежаться» по щекам.

Массаж лица

Носик, носик! Где ты, носик?  

Провести кулачками по крыльям носа 4 раза.

Лобик, лобик. Где ты, лобик?

Всеми пальцами провести по лбу от середины лба к вискам 4 раза.

Щечка, щечка! Где ты, щечка?

Пальцами погладить щеки сверху вниз 4 раза.

Где ты, щечка?

Будет чистенькая дочка,

Погладить ладонями шею.

Будет чистенький сынок

Растереть ладошками уши.

И котенок-малышок.

Потереть ладони друг о друга.

Массаж биологически активных зон «Наступили холода»

Да-да-да, Наступили холода.

Потереть ладонями друг о друга.

Да-да-да, Превратилась в лед вода.

Провести большими пальцами рук по шее сверху вниз.

Ду-ду-ду, Поскользнулась я на льду.

Указательными пальцами помассировать крылья носа.

Ду-ду-ду, Я на лыжах иду.

Растереть ладонями уши.

Ды-ды-ды, На снегу есть следы.

«Растереть» лоб движениями в стороны от середины лба.

Массаж «Кисонька»

Са-са-са, Кисонька — краса.

Погладить ладонями шею.

Сы-сы-сы, Есть у кисоньки усы.

Кулачками провести по крыльям носа 7 раз.

Исы-исы-исы, Молоко для кисы.

Провести пальцами по лбу от середины к вискам 7 раз.

Иса-иса-иса, Бантиком играет киса.

Ладонями растереть уши.

Кукольный театр

Положительное влияние на развитие речи оказывают игры-драматизации с пальчиками, диалоги, настольный и кукольный театры. Ребята с удовольствием показывают кукольный театр родителям и сверстникам. Участие ребят в театральной деятельности помогает им преодолеть неуверенность в себе, воспитать волю и характер, развить внимание и память, речь и мышление. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный ритм дыхания, темп речи, ловкость, умение управлять своими движениями.

В конце мероприятия родители делятся впечатлениями, задают вопросы. Им раздаются памятки с рекомендациями по проведению дыхательной и пальчиковой гимнастики, самомассажа в домашней обстановке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование ручной умелости у детей со стертой формой дизартрии

Моя работа  по Исследованию  ручной умелости детей( в моем саду № 13 и детском саду №28 )со стертой формой дизартрии...

Развитие ручной умелости у детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7лет

Система работы по подготовке руки к письму у детей с ОНР....

Изобразительная деятельность как одно из средств развития ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста

В данной методической разработке представлены теоретические основы влияния изобразительной деятельности на ручную умелость у детей старшего дошкольного возраста, а также методика использования разнооб...

Рекомендации по развитию ручной умелости у детей ("отвели бутуза в сад")

Рекомендации для родителей :развиваем мелкую моторику (умелые ручки)....

Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи.

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше...

Оригами как средство ручной умелости для детей старшего дошкольного возраста

Созданная рабочая программа.  По ней я вела в детском саду кружок с детьми старшего возраста. Детям очень нравилось создавать своими руками из бумаги поделки....

Консультация для родителей "Ручной труд как один из видов занятий в детском саду, направленный на развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста"

Занятия «Ручной труд» способствуют снижению утомляемости ребенка, повышают его работоспособность, активизируют мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепо...