Интеграция искусств в развитии звуковой культуры речи дошкольников
консультация по логопедии по теме

Афанасьева Елена Владимировна

Более длительное нахождение детей внутри опреде­ленного познавательного контекста, уси­ливает эмоциональную включенность детей, позволяет взглянуть на одно и тоже явление, событие с раз­ных сторон, что даёт целостное представление о нём. Построение процесса обучения на интегративной основе позволяет гармонизиро­вать работу двух полушарий мозга. При таком подходе происходит слияние логического и образного мышления; рационального и эмо­ционального. Усвоение материала происходит тем глубже и полнее, чем более эмоционален ребёнок, чем радостнее его переживания.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsiya_iskusstv_v_razvitii_zvuk_kult_rechi.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Интеграция искусств в развитии звуковой культуры речи дошкольников.

             Анализ педагогической литературы показал, что смысл понятия «интеграция содержания образования» понимается в целом как взаимодействие разных видов деятельности, часто отождествляется с понятиями «межпредметные связи» и «комплексность».      

             В энциклопедическом словаре интеграция определяется как «восстановление, восполнение, сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и предметов», таким образом, речь идёт не о комплексности, а об объединении разных видов детской деятельности единым смысловым контекстом (общим содержанием). Если дети наблюдали то, что их заинтересовало (содержание раздела познавательного развития), им хочется узнать об этом что-то ещё. А педагог всегда поддержит этот интерес: прочитает об этом книгу (содержание раздела знакомства с художественной литературой), покажет видеофильм, и обсудит это с детьми (содержание раздела развития речи детей). Накопленные впечатления дети с удовольствием передадут в рисунке, «проживут» в спектакле, в сюжетно-ролевой игре.

              Процессы интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы – в этом случае они ведут к повышению уровня её целостности и организованности, так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных элементов.

              Ведущие российские педагоги  давно предлагают выйти за традиционные рамки и использовать принцип интеграции в целостном педагогическом процессе. Что же в системе дошкольного воспитания должно быть целостным?   В первую очередь представления детей об окружающем мире и общий взгляд педагогов разного профиля на современного ребёнка. Объединяющим ядром при этом выступает общий познавательный контекст. 

             Более длительное нахождение детей внутри определенного познавательного контекста, усиливает эмоциональную включенность детей, позволяет взглянуть на одно и тоже явление, событие с разных сторон, что даёт целостное представление о нём. Построение процесса обучения на интегративной основе позволяет гармонизировать работу двух полушарий мозга. При таком подходе происходит слияние логического и образного мышления; рационального и эмоционального. Усвоение материала происходит тем глубже и полнее, чем более эмоционален ребёнок, чем радостнее его переживания.      

            В практике дошкольных образовательных учреждений знакомые всем понятия – игра, игрушка, кукла, сказка, изобразительная деятельность, песок, музыка – всё чаще употребляются в непривычных словосочетаниях со словом «терапия». Это множество подходов относится к методу арт-терапии, которое основано на искусстве, в первую очередь  изобразительной и творческой театрализованной деятельности. Творчество естественно вплетается в жизнь ребёнка, являясь неотъемлемой частью его развития. Ребёнок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса драматизации или рисования – вот почему этот процесс для него так терапевтичен.

             Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает воспитателю в такой области, как  звуковая культура речи дошкольников.

              Развитие звуковой культуры речи основывается не только на нормальном функционировании универсальных физиологических основ производства речи, но и на эмоциональном переживании. Речь не является отдельной обособленной функцией. Её правильность и выразительность зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы добьёмся заметных результатов в работе над тонкой моторикой рук,  дыханием, слуховым и зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо скажется и на звуковой культуре речи детей.

          Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо.

             Усвоение и совершенствование звуковой стороны языка происходит на основе общения ребёнка с окружающими в различных видах деятельности. 

              Известно, что примерно до 10 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому среди множества способов передачи мыслей и чувств, сказочные истории являются надёжным каналом передачи ребёнку знаний. Сказки пробуждают эмоции, активизируют воображение и обеспечивают эффективное усвоение информации. Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребёнок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нём, творчески преобразует его. Ребёнок воспринимает всё происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем, будучи просто Ваней, Мишей или Таней.

              Сказка чрезвычайно многогранна, и это делает её эффективным развивающим средством. Развивающее значение имеют повторы, неторопливый темп и своеобразный ритм сказки. Педагогом она читается вслух или рассказывается. Так начинается развитие просодической стороны речи.

             Просодика – представляет совокупность ритмико–интонационных свойств речи (тембра, голоса, его силы, темпа, интонации).  Просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, её эмоциональное воздействие в процессе коммуникации. Такие характеристики звуковой культуры речи, как темп, громкость, дикция, во многом зависят от индивидуальных особенностей ребёнка, его темперамента, условий воспитания и той речевой среды, которая его окружает. Поэтому необходима специальная работа, чтобы научить ребёнка в зависимости от речевой ситуации менять как силу голоса, так и темп речи, пользоваться выразительными средствами речи уместно и сознательно. Здесь необходимо использовать игры и упражнения для развития речевого ритма, расширение высотного диапазона и силы голоса, учить детей изменять силу (громко – тихо) и диапазон (повышение и понижение) голоса вместе (сопряженно) с воспитателем, а затем вслед за ним (отраженно), такие игры, как «Кто как голос подаёт», «Громко – тихо», «Паровозик», «Дождик» - предложить детям имитировать капание дождя, изменяя силу голоса и темп речи (Начинается тихий грибной дождик –

Кап. Кап (тихо, медленно).

Кап, кап (быстрее).

Кап, кап, кап (очень быстро).

Дождь усиливается, громко стучит по крышам:

КАП!

КАП-КАП!

КАП-КАП-КАП!)

             Процесс работы над постановкой сказок, исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Одновременно ребёнок воспринимает высокохудожественные образцы родного языка.

             Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. Выполнение упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость) и способами их выражения. Без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность речи. Решению этих задач способствуют задания по карточкам-пиктограммам, чтение сказок, просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния, прослушивание музыкальных произведений. Особое внимание детей следует обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями).         Эффективный приём работы с детьми – использование картинок к сказкам, «говорящих картинок». Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности.  В работе над анализом и синтезом текста помогает рисование и раскрашивание картинок-эпизодов. Многие стеснительные дети, получив возможность самовыражения в игре за ширмой кукольного театра, почти сразу же начинают говорить гораздо свободней и выразительней, чем раньше. Многие, но не все. Сверхзастенчивые дети и за ширмой говорят еле слышно. Поэтому им стоит предложить специальные речевые игры и упражнения. Например, игра «КТО БОЛЬШЕ?». Надо произнести какое-либо слово с разными интонациями. Например, коротенькое «дай» можно сказать требовательно, просительно, умоляюще, робко, испуганно, возмущенно, обиженно и т.д. А «здравствуй» - радостно или уныло, удивленно или разочарованно, с любовью, с ненавистью, равнодушно, таинственно и проч. и проч. Уровень сложности этой игры зависит прежде всего от интеллектуального развития ребенка. Современные дети, особенно те, кто воспитывается на комиксах и стереотипных западных мультфильмах, довольно плохо различают оттенки эмоций. И уж тем более затрудняются их называть. Поэтому речевые упражнения являются не только раскрепощающими, но и развивающими.    

             Развивается при восприятии сказок и фонематическое восприятие. Например, в сказке «Репка» встречается присказка: «Расти, расти, репка, сладка. Расти, расти, репка, крепка». Аллитерация (повторение однородных согласных, придающее тексту особую звуковую и интонациональную выразительность), как будто передаёт хруст репки.    

            Важно сделать речь детей эмоциональной, образной. Программа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи дошкольника: анализ сказок, их исследование, рассказывание, фантазирование, импровизация, создание кукол и постановка спектаклей, рисование, пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки.

             Через перевоплощение в сказке дети раскрепощаются не только в речи, но и в движениях, передавая голосом и жестами повадки и характер животных. В песнях, используемых в сказках, в их плавном пропевании детям легче автоматизировать поставленные звуки, развить музыкальный слух.

             Прежде чем начинать работу над постановкой сказки, необходимо провести большую предварительную подготовку по формированию у детей правильного речевого дыхания, мимики, жестов, движений, интонационной выразительности речи.

             Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль над  речью окружающих и собственной. Потому материал по развитию движений речевого аппарата, ощущений от движений органов артикуляции лучше всего преподносить детям при помощи близких и понятных им сказочных образов. Например, «Сказка о Весёлом Язычке» - «Жил-был Весёлый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы). Дети улыбаются, обнажая нижние и верхние передние зубы, приокрывая рот, раздвигают зубы. Выглянул Язычок из домика..» и т. д. ;  или  другая сказка -  «В одной сказочной стране жил-был Ветерок.  Дети дуют на полоску бумаги, изображая Ветерок. Летал Ветерок, где хотел и никого не боялся!» и т.д. 

             Основной признак сказочной игротерапии – инструкция к игре в форме сказки, которая создаёт условия для более глубокого проживания ребёнком всего хода игры. Ребёнок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти её условия, не замечает, что его учат.

             Сказочная страна даёт множество возможностей для того, чтобы сделать процесс сказкотерапии зрелищным и увлекательным. В сказочной стране возможно всё. Поэтому главный ресурс, который забирает ребёнок из волшебного путешествия – это осознание собственных возможностей, которыми необходимо научиться пользоваться.

             «Воздействующим аппаратом» сказкотерапии являются основные виды сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные.

             Художественные сказки – это народные сказки и авторские истории. Народные сказки дают «концентрат мудрости», а авторские истории разбавляют его образами, чувствами, отношением.     Нам оставлено такое большое наследие, что есть из чего выбирать.работы.

Сказка А Милна в переводе Б. Заходера «Вини-пух и все-все- все». Вот однажды, гуляя по лесу, Пух вышел на поляну. На полянке рос высокий–превысокий дуб, а на самой верхушке этого дуба кто-то громко жужжал: «ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…» Сначала он подумал: «Это – жжжж неспроста! Зря жужжать нестанет. Само дерево жужжать не может. Значит здесь кто-то жужжит. А зачем тебе жужжать, если ты – не пчела?..» Через сказочные образы в сознание детей входят  звуки родного языка и слово с его тончайшими оттенками.

             Каждый из нас может быть сказочником. Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (буквы, звуки, цифры и др.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания и инструкции. В этих историях выполнение задания – это прохождение испытания, ряд выполненных заданий приводят героя к успеху.  «Жил- был Смешок. Вернее, он только что родился и Смешком ещё не стал. Как все дети, едва появившись на свет, он за… Ты думаешь, он заплакал? Ничуть не бывало. Он – смешно – сказать – засмеялся, да так заразительно, что мама тоже улыбнулась и сразу назвала его Смешок.  А как, думаете он смеялся? Ха-Ха-Ха! Хи-хи-хи, хо-хо-хо…» Смещение акцента на игровые задачи - общение персонажей, развитие сюжета – позволяет легче и быстрее достичь целей научения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие звуковой культуры речи дошкольников через систему игровых упражнений на музыкальных занятиях

Развитие звуковой культуры речи дошкольниковчерез систему игровых упражненийна музыкальных занятиях...

«Игры для развития звуковой культуре речи дошкольников»

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это часть общей речевой культуры, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, ...

Буклет для родителей "Развитие звуковой культуры речи дошкольников"

Распространение педагогических знаний среди родителей....

«Использование пальчиковой тантамарески для развития звуковой культуры речи дошкольников 4-5 лет»

laquo;Использование пальчиковой тантамарески для развития звуковой культуры речи дошкольников 4-5 лет», реализуется мною в условиях МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29 с.Красный О...

Задачи развития звуковой культуры речи дошкольников

Материал интересен и педагогам, и родителям....