Использование образовательных технологий по преодолению фонематических нарушений в процессе коррекционного воздействия
методическая разработка (логопедия) по теме

Барышникова Светлана Михайловна

Материал будет интересен для учителей-логопедов, работающих над развитием фонематических процессов у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование образовательных технологий  по преодолению фонематических нарушений в процессе коррекционного воздействия

Подготовила:

учитель-логопед I кв.категории

С.М.Барышникова,

МКДОУ д/с №451 «Теремок»

Новосибирск


Система образования на сегодняшний день  предъявляет достаточно высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. В данном  случае  актуально говорить о готовности к школьному обучению. Одним из решающих моментов в достижении положительных результатов в этом вопросе является развитиеграмматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, что и лежит в рамках нашей профессиональной компетенции.

Род логопедической деятельности предполагает работу с детьми, имеющими речевые нарушения. Стоит отметить, что год от года  ситуация не становится лучше: количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет.

Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. По данным мониторинга учителей-логопедов общеобразовательных учреждений, большую часть детей, имеющих проблемы в обучении, составляют дети с несформированностью фонематических представлений, они  не обладают готовностью к обучению грамоте. Поэтому в рамках преемственных связей этот вопрос становится актуальным и для  учителей–логопедов ДОУ.

В  образовательной программеДОУ №451 «Теремок» отведено немаловажное место коррекционно-образовательному направлению, рассматриваемому в рамках образовательной области «Коммуникация».

Цель коррекции:  развивать речевую коммуникацию у детей с общим недоразвитием речи, преследуя, кроме частных коррекционных задач: формирование ОРН, мелкомоторных движений и т.д., основные задачи по развитию речи: исправление и формирование правильного произношения, развитие фонематических представлений, формирование лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания.

Изучив специальную литературу, отметила единство взглядов авторов (Д.Б.Эльконин,А.Р.Лурия, Ф.А.Сохин, Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Г.Е.Чиркина) в том, что успешное развитие   этих стороны речевой работы зависит от уровня сформированности  фонематического восприятия и фонематического анализа.

Данную мысль подтверждает и практика:

- восприятие  и различение окончания слов, приставок, общих суффиксов, выделение предлогов в предложении и т.д. происходит намного лучше при планомерной работе по развитию фонематического слуха;

- при усвоении грамматического строя родного языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую форму морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки;

- умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Таким образом, адекватное развитие фонематических процессов опосредованно стимулирует речевое развитие дошкольника, создаёт основу для обучения грамоте и, в конечном итоге, хорошо готовит ребёнка к школе.

Основной контингент логопедических групп –дети с общим недоразвитием речи второго и третьего уровня речевого развития, обусловленным стёртой формой дизартрии.

В исследованиях, посвященных проблеме речевых расстройств при стёртой форме дизартрии[1],  отмечается, что фонетико-фонематические нарушения являются распространенными и  носят стойкий характер.Фонематическое недоразвитие проявляется в незаконченности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Особенностью детей с тяжелыми нарушениями речи является то, что они с трудом используют исправленный звук в речи.  Поэтому работа по формированию фонематического восприятия и устойчивых фонематических представлений является условием успешной автоматизации звуков.

Впервые эта связь: связь  между дефектами артикуляции и развитием фонематического восприятия была установлена Р.М. Боскис и Р.Е.Левиной[7]:  «неполноценное кинестетическое восприятие звуков речи ведёт к неполному их различению на слух,поэтому накопление чётких представлений о звуковом составе слова в этих случаях затруднено».

Чтобы достичь нормы звукопроизношения предстоит решить комплекс  задач: не только развивать фонематическое восприятие и  навык звукового анализа, но и   нормализовать речевое дыхание,  речевую моторику, постановить звук в речь.

Автоматизация звука в речи – работа не одного дня.

В этом направлении для достижения динамичных положительных  результатов и используются различные современные образовательные технологии,  к числу которых относится и метод наглядного моделирования.

Современная научно-педагогическая литература рассматривает моделирование как процесс применения наглядных моделей (Л.А Венгер, О.М.Дьяченко и др.). Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Л.М. Хализева и др.). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка,  владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначении, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Методика наглядного моделирования обладает мобильностью, гибкостью, высокой вариативностью, результативностью, благодаря которым поддерживается высокий темп коррекционной работы. Динамичность проведения игр и упражнений позволяет не злоупотреблять «сидячим» положением детей за столами, а проводить их сидя на ковре, за стульчиками. У детей не возникает утомления, поддерживается стойкий интерес, что позволяет отмечать здоровьесберегающий характер представленного метода работы.

Прием фишек – один из приёмов метода наглядного моделирования. Он использовался различными авторами: Л.С.Цветковой, Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелёвой,  как одно из средств развития фонематического слуха. Названные авторы использовали фишки для обозначения  гласных и согласных звуков в работе над звуковым анализом слова. Я же, используя этот приём, соотношу звук с фишкой для того, чтобы при произношении определённого звука ребёнок использовал фишку как средство самоконтроля. То есть,  услышав звук в словах, слогах, в контекстной речи, воспитанник обозначает звук определённой фишкой, тем самым, совершенствуя процесс развития фонематического восприятия, и, следовательно, процесс автоматизации звуков в речи.

Так как в работе над произношением выделяется два этапа[8]:  собственно постановка звука при изолированном произношении; отработка его в сочетании с другими звуками на соответствующем речевом материале, то приём фишек, в основном,  использую на этапе автоматизации.

Игра с фишками «Зажги фонарик» помогает материализовать звук: то, что можно было только услышать, становится видимым, осязаемым и динамичным. Фишка превращается в «фонарик» из плоскостной фигуры в объёмную и подвергается различным манипуляциям: сжимание, надавливание. Налицо – увеличение объёма кинестезий и выстраивание связей между анализаторными системами: зрительной, слуховой, тактильной.

В достижении хороших результатов помогает взаимодействие «логопед-воспитатель-родитель».

Воспитатель выполняет рекомендации учителя-логопеда по данному виду индивидуальной коррекционной работы. Для этого подобран соответствующий речевой материал в папках на автоматизируемый звук СЛАЙД и индивидуальных тетрадях СЛАЙД.

Стойкий характер фонетических нарушений  вызывает немалую тревогу у родителей. Поэтому стараюсь нацелить их  на систематичность в выполнении домашних рекомендаций. На консультациях и совместных занятиях знакомлю с логопедическими приёмами, разъясняю нюансы работы с ребёнком в домашних условиях.

Использование в работе приёма фишек позволило сделать работу по автоматизации звуков, а, следовательно, и процесс формирования фонематического восприятия и развития звукового  анализа у старших дошкольников с нарушением речи интереснее и эффективнее, и решать следующие задачи:

  • знакомить детей с понятием «звук»;
  • выделять звук в слове;
  • называть слова с заданным звуком;
  • определять место звука в слове (в начале, середине, конце);
  • изображать звуки с помощью зрительных символов;
  • дифференцировать звуки, близкие по акустическим признакам;
  • развивать психологическую базу речи.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов. – М., АСТ: Астрель: Хранитель, 2006г.
  2. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений – 5-е издание, преработанноеи дополненное. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2009.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт,2009.
  4. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1987.
  5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. –М.: Просвещение, 1985, - с. 3-5
  6. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит.изд. центр «Владос», 1997.
  7. Репина З.А. Нарушения письма у школьников с ринолалией: Учеб.пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Урал. гос. пед. унт. Екатеринбург, 1999
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. – М.: «Просвещение», 2010.
  9. http://www.pomochnik-vsem.ru/load/39-1-0-4012

опыт учителя-логопеда высшей квалификационной категории

Татьяны Адольфовны Тропиной



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия специалистов в процессе коррекционно - развивающей работы по преодолению речевых нарушений в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДО.

В статье представлена организация взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционно - развивающей работе по преодолению речевых нарушений в условиях логопедического пункта...

Методика преодоления фонематических нарушений речи.

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Левина Р.Е., Никишина Г.А. и др.) отводят формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспр...

Использование танцетерапии в преодолении двигательных нарушений у дошкольников логопедических групп

У дошкольников с дизартрией  на всех возрастных этапах наблюдается недостаточность развития общих движений по многим параметрам. В большей степени затруднения детей проявляются при удержании равн...

Реализация модели взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.

Согласно Федеральным Государственным образовательным стандартам  к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ одной из задач является вовлечение родителей в образовательный процесс. В с...

Использование образовательного пространства мини-музея Русская изба в коррекционной работе учителя-логопеда

Как в корркционной работе учителя-логопеда можно использовать музейное пространство....

Статья на тему: "Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи"

Статья и презентация с результатами исследования на тему "Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи"....

"Коррекционная работа по преодолению фонетико-фонематических нарушений у младших дошкольников с дизартрией"

Коррекционная работа по преодолению фонетико-фонематических нарушений у младших дошкольников с дизартриейОдной из важнейших задач современного дошкольного образования является речевое развитие детей в...