Главные вкладки

    Дрожащие звуки. Лингвистическая характеристика звуков. Логопедическая характеристика фонем
    статья по логопедии по теме

    Макеева Марина Олеговна

    Ключевым понятием фонологии является фонема. Фонема - единица языка, служащая для различения и отождествления слов и морфем. Фонемы как абстрактные единицы звукового строя языка самостоятельного бытия не имеют, а существуют лишь в звуках речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл artikulyatsionnaya_klassifikatsiya_zvukov.docx23.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Основы фонологии»

    Дрожащие звуки. Лингвистическая характеристика звуков. Логопедическая характеристика фонем

    Выполнила:

    учитель-логопед

    ГБОУ СОШ 1191

    Дошкольное отделение

    Макеева Марина Олеговна


    Содержание

    Введение

    1. Дрожащие звуки.
    • Виды дрожащих звуков
    • Характеристика звуков р и р’ по месту и
      способу образования, по степени участия голоса
    • Логопедический профиль
    • Артикуляционный уклад и механизм образования звуков р и р’
    1. Лингвистическая характеристика звуков
    • Артикуляционная классификация звуков
    • Классификация согласных звуков
    • Характеристика отдельных согласных звуков
    • Классификация гласных звуков
    • Характеристика отдельных гласных звуков
    • Акустическая классификация звуков
    1. Логопедическая характеристика фонем
    • Понятие фонемы
    • О соотношении фонемы и звука
    • Функции, выполняемые фонемами
    • Признаки фонем, дифференциальные и недифференциальные
    • Варианты фонем, основные, комбинаторные, позиционные
    • Сильные и слабые позиции фонем

    Заключение

    Введение

    Звуки речи, фоны, в системе языка соответствуют знакам, называемым фонемами. Звуки бесконечно разнообразны, количество их очень велико. Однако далеко не все особенности звуков существенны при общении. В целях общения из всего многообразия характеристик звуков отбирается, фиксируется сознанием только то, что является представителем знака. Так, для говорящих по-русски будут несущественны долгота или краткость [о], высокий или низкий тон этого звука, однако его бемольность (огубленность произношения) оказывается признаком существенным: отсутствие бемольности превратило бы его в звук, очень похожий на [а]. В итоге такие слова, как [дом] и [дам], слушатель воспринимал бы одинаково, т.е. не различал бы их.

    Фонема – это единица языка, служащая для различения (и отождествления) слов и морфем. Конкретной реализацией фонемы в речи служат фоны, звуки. Естественно, что разным фонемам в речи будут в принципе соответствовать разные звуки. Однако это не означает, что каждой данной фонеме в речи соответствует всегда один и тот же звук. Фонема реализуется в речи в виде ряда разновидностей, ряда чередующихся модификаций, которые воспринимаются как один и тот же звук.

    Дрожащие звуки

    Виды дрожащих звуков

    Дрожащие звуки— это звуки человеческой речи, являющиеся результатом быстро следующих друг за другом взрывов экспиративного тока, задерживаемого известным препятствием в полости рта — обыкновенно языком, реже язычком и губами.

    Ряд таких взрывов, как бы ряд вибраций, производит более или менее яркий, вибрирующий, "дрожащий" звук, лежащий в основе различных видов согласного р. 

    Выделяют следующие виды звука р. 

    1) "Церебральное", или "какуминальное" p (r), свойственное новоиндийским языкам, а также некоторым английским говорам. Характерная черта его — отсутствие резкой, раскатистой вибрации.

    2) "Альвеоларное" р, переднее, среднее и заднее, вибрирующее и не вибрирующее. Не вибрирующее p свойственно английскому языку и некоторым северо-западным немецким говорам. При нем затвор между языком и альвеолами неплотен, и легко возникают побочные согласные шумы (спиранты ш, ж). 

    Русское p — альвеоларное среднее, иногда переднее, с довольно яркой вибрацией. Эта категория p вообще самая распространенная и многочисленная.

    3) Язычковое, или "увуларное" p , образуемое вибрациями язычка. Это так называемое картавое или грассирующее p, встречающееся у нас только в индивидуальном произношении, но довольно обычное в некоторых языках (немецкое r, парижское r и т. д.).

    4) Гортанное p.

    5) Губное р, образуемое с помощью вибрации губ, встречается главным образом в междометиях и производных от них словах: русское кучерское тпру и производные тпруська, тпрукать, финское pruu, немецкое рr (глухое) и br как междометия отвращения, протяжное br у немецких кучеров в том же значении, что русское тпру, глухое губное p с глубокой экспирацией у немцев как междометие, выражающее высокую степень утомления. По свидетельству путешественников, этот звук встречается также в языке жителей одного острова вблизи Новой Гвинеи.

    Все эти виды p могут образоваться с участием голосового тона (звонкое р) и без него (глухое р). В русском глухое р встречается почти исключительно в конце слов после глухих же согласных: смотр, министр, магистр и т. д.; в начале слова — перед следующим глухим (ртуть).

    Характеристика звуков р и р’ по месту и способу образования, по степени участия голоса

    Согласные звуки р и р’ по степени участия голоса относятся к сонорным. По способу образования эти звуки дрожащие (вибранты), По месту образования – язычно-альвеольные, р – твердый, p’ мягкий. Резонирует в ротовой полости.

    Логопедический профиль

                       

    Артикуляция р                       Атрикуляция р’

    Артикуляционный уклад и механизм образования звуков р и р’

    Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, что видно, например, при сравнении слогов ра, ро, ру. Между верхними и нижними резцами сохраняется расстояние  4—5 мм. Язык принимает форму ложечки. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые связки сомкнуты и вибрируют, производя голос.

    Мягкая фонема р' отличается по артикуляции от парной твердой дополнительным подъемом спинки языка к твердому нёбу  (примерно, как при гласном и), кончик языка находится несколько ниже, чем при р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

    Лингвистическая характеристика звуков

    Артикуляционная классификация звуков

    Звуки речи образуются в речевом аппарате. Выталкиваемый легкими воздух проходит через дыхательное горло в гортань, где имеются голосовые связки, образующие голосовую щель. Хрящи, к которым прикреплены голосовые связки, могут то сближать связки, то разъединять их. Выдыхаемый воздух приводит связки в колебательное движение, создавая музыкальный звук (голос) разной высоты в зависимости от степени натяжения связок. Когда же голосовая щель открыта и связки выдыхаемым воздухом не приводятся в колебательное движение, тогда голос не создается, а слышится только шум, возникающий от преодоления воздушной струей препятствий в надставной трубе — в резонирующих полостях рта и носа. Конечно, шум неизбежен и при возникновении музыкального звука, иначе говоря, голос всегда сопровождается шумом. Но в одних случаях преобладает голос, в других — шум, в третьих слышится шум при полном отсутствии голоса.

    В образовании звуков принимает участие нёбная занавеска, которая может закрывать или открывать доступ воздуха в полость носа. Полость носа, когда в нее попадает воздух, служит резонатором, и звуки в этом случае приобретают носовую окраску (носовой тембр). Основными органами в производстве звуков являются полость рта, твердое нёбо, альвеолы, зубы, губы и в первую очередь — язык. Органы речи могут производить активную работу при формировании звука, изменяя свое положение, — это голосовые связки, язык, губы. Они считаются активными органами речи. Другие же органы (зубы, твердое нёбо, альвеолы) не производят самостоятельной работы при образовании звука, а выполняют лишь вспомогательную роль. Это пассивные   органы речи.

    Звуки делятся на гласные и согласные. Различие между ними, по образному выражению В.А.Богородицкого, в том, что гласные — это рторазмыкатели, а согласные — ртосмыкатели. При произнесении согласных органы речи образуют преграду, которую потоку воздуха необходимо преодолеть; при произнесении гласных такая преграда обычно отсутствует. Для русского языка можно принять и такое различение гласных и согласных, которое предложил Р.О.Якобсон: гласные образуют слог, согласные же не могут его образовать.

    Произнесение (артикуляция) звука состоит из трех основных фаз: приступа, или экскурсии, выдержки и, наконец, отступа, или рекурсии. Приступ – это переход органов произношения из нейтрального положения или от артикуляции предшествующего звука к такому положению, которое необходимо для произнесения данного звука; выдержка – это нахождение речевых органов в указанном положении; отступ -  возвращение к нейтральному положению или переход к артикуляции следующего звука.

    Классификация согласных звуков

    Основной характеристикой согласных являются шумы, возникающие в полости рта при образовании этих звуков. В этих шумах может присутствовать и голос (музыкальный тон).

    Классификация согласных звуков проводится в зависимости от степени участия голоса и шума, от места образования шума, от способа его образования и от отсутствия или наличия палатализации (так называемого смягчения).

    1. Согласные звуки, при образовании которых голос преобладает над шумом, называются сонорными (от лат. sonorus — 'звучный'), напр. [р],[л]. В системе звуков они ближе к гласным.

    При образовании остальных согласных шум преобладает над голосом либо голос отсутствует вовсе, а звук создается только шумом. Это шумные согласные. Согласные, образованные шумом в сопровождении голоса, считаются шумными звонкими, напр. [б], [г], а образуемые только шумом — глухими, напр. [п], [к].

    2. В образовании шума при произнесении согласных активно участвуют язык и губы. В зависимости от того, какой орган совершает основную работу, согласные делятся на губные  и   язычные.

    Образование губных согласных происходит либо смыканием губ, либо сближением нижней губы с верхними зубами. На этом основании губные согласные делятся на губно-губные (напр. [п], [п'], [б], [б']) и губно-зубные (напр. [в], [в'], [ф], [ф']).

    Язычные согласные образуются смыканием передней, средней или задней части спинки языка с соответствующими частями нёба. На этом основании язычные согласные подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. (Если проводить классификацию не по активному органу — языку, а по пассивному — нёбу, то эти же группы согласных соответственно будут считаться передненёбными, средненёбными и задненёбными.)

    Переднеязычные согласные в зависимости от пассивного органа, с которым входит в соприкосновение передняя часть спинки языка, делятся на зубные, или дентальные (напр. [з], [д], [ц], [л], [н], [н']), и нёбно-зубные (напр. [ш], [ж], [р], [р']).

    При произнесении среднеязычного ([j]) средняя часть спинки языка прижимается к среднему нёбу.

    При произнесении заднеязычных (напр. [г], [к], [х]) преграда, где образуется шум, получается в результате смыкания задней части спинки языка с мягкой (задней) частью нёба.

    Примечание. В зависимости от действующего органа согласные можно подразделять на однофокусные, при произнесении которых шум создается одним органом (т.е. имеется один фокус образования шума, ср. звуки [с], [з], [д], [т])и двухфокусные, при произнесении которых шум создается двумя органами, в двух местах (напр. при образовании шипящих [ш], [ж]).

    З.По способу образования шума согласные делятся на смычные и щелевые (фрикативные). Смычные согласные образуются при полном смыкании органов произношения: выдыхаемый воздух разрывает преграду (затвор), и возникает шум. Щелевые (фрикативные) образуются при сближении активного и пассивного органов произношения, между которыми остается узкая щель. При трении воздуха о стенки щели и получается шум, характерный для щелевых согласных.

    Смычные согласные делятся в свою очередь на взрывные, слитные, носовые, щелчковые, взрывно-боковые и дрожащие.

    При произнесении взрывных (иначе — эксплозивных, или мгновенных) согласных, напр. [п], [б], [г], затвор, образованный смыканием органов произношения, "взрывается" напором выдыхаемого воздуха.

    Слитные (смычно-фрикативные) согласные также образуются при полном смыкании активного и пассивного органов произношения, однако размыкание их происходит не путем взрыва, а в результате перехода затвора в щель. Начало звука такое же, как и у взрывных, а конец — как у щелевых (фрикативных). Поэтому такие звуки, как напр. [ц], [ч], называются иначе аффрикатами.

    При образовании носовых, или назальных, согласных (напр. [н], [м]) возникает преграда, создаваемая полным смыканием органов произношения, но часть воздуха при этом проходит через полость носа.

    Своеобразно происходит артикуляция щелчковых (фаукальных) согласных, напр. [ом], [дн]. Начало артикуляции у этих звуков такое же, как, например, у [б], [д], но завершается артикуляция щелчком. При произнесении [ом] или [им] губы сомкнуты, а язычок, энергично щелкая, открывает проход воздуха в носовую полость. При [дн] или [тн] передняя часть спинки языка прижимается к зубам, и артикуляция завершается щелчком язычка, открывающего проход воздуха в носовую полость.

    При образовании [дл], [тл] язык не отрывается от зубов на протяжении всей длительности этих звуков, а взрывной эффект создается щелчком — отрывом боковых стенок языка от резонатора и протеканием воздушной струи с одной и с другой стороны языка. Поэтому звуки [дл], [д'л'], [тл], [т'л'] называются взрывно-боковыми (или щелчково-боковыми).

    При образовании дрожащих, или вибрантов [р] и [р'], кончик языка, слегка загнутый и поднятый к альвеолам, дрожит (вибрирует) во время прохождения воздушной струи, т.е. последовательно, ритмически то смыкается, то размыкается с альвеолами.

    Щелевые (фрикативные) согласные делятся на срединные и боковые. При произнесении срединных (напр. [с], [з], [ш], [ж], [j], [у]) щель образуется вдоль полости рта и струя воздуха выходит вперед. При произнесении боковых, или латеральных (напр. [л], [л']), вследствие опускания боков, а не передней части языка, щель образуется поперек рта и струя воздуха выходит по бокам. При этом передняя часть языка смыкается с нёбом, а задняя часть языка опущена.

    4. Отсутствие или наличие палатализации (т.е. твердость или мягкость согласных) зависит от отсутствия или наличия дополнительной среднеязычной (йотовой) артикуляции. Палатализованные (мягкие) согласные характеризуются тем, что одновременно с основной артикуляцией средняя часть языка поднимается к среднему нёбу. В результате при произношении таких согласных характерный для них шум приобретает дополнительную тембровую окраску (более высокий тембр).

    Палатализация может сопровождать любую другую артикуляцию, кроме среднеязычной. Поэтому звук [j], для которого среднеязычная артикуляция является основной, называется палатальным.

    Звуки, не имеющие дополнительной йотовой артикуляции, называются непалатализованными (твердыми).

    Характеристика отдельных согласных звуков

    1.Сонорные [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'] не имеют соответствующих глухих, но в позиции после глухих на конце слова могут приглушаться. Такое приглушенное произношение сонорных обозначается подстрочным знаком, ср. в словах: смысл [смысл], бинокль [б'инбкл'], ритм [р'итм], песнь [п'эс'н'], метр [м'этр], вихрь [в'ихр'].

    Возможен и приглушенный [j]: он подобен очень мягкому [х'] и слышится, как отмечает М.В.Панов, "при затяжке произношения йота", напр. былой-хъ [былоj].

    2.Мягкие губные могут встречаться не только в начале или середине, но и в конце слова: глубь [глуп'], вновь [вноф'], семь [с'эм'], верфь [в'эрф'].

    3.Слитные (аффрикаты) — твердый [ц] и мягкий [ч'], напр.: цыплята[цыпл'атъ], борцы [б^рцы], станция [станцызъ]; часто [часть], кончать [кЛнч'ат'], точно [тбч'нъ], мяч [м'ач'] и т.д. В отдельных словах нерегулярно наблюдается смягчение ц: цвет [ц'в'эт] (возможно и [цв'эт]), родственник [рбц'т'в'ьн'ик] (возможно и [рбцтв'ьн'ик]). Очень редко встречается и твердый [ч]: лучше [лучшъ], Ницше [н'йчшъ], Ротшильд [рбчшыл'т]. В положении перед звонкими звуки [ц] и [ч'] озвончаются и произносятся как соответствующие звонкие аффрикаты [дз] и [д'ж']: спецзадание [с'п'эдз^дан'иjь], Шпицберген [шп'идзб'эрг'ьн].

    4.Мягкие переднеязычные зубные смычные [д'] и [т'] произносятся с незначительным приближением к [ц'] и [д'з']. Это получается потому, что размыкание затвора речевых органов происходит не мгновенно; конец артикуляции приводит к образованию свистящего призвука. Считается, что такое произношение мягких [д'] и [т'] в русском языке последнего времени укрепилось не без влияния западнорусских говоров и белорусского языка.

    5.Переднеязычные нёбно-зубные [ш] и [ж] в русском языке всегда твердые:шелест [шэл'ьст], шина [шынъ], шёпот [шбпът], жесть [ жэс'т'], житель [жыт'ьл'], жёсткость [жбсткъс'т']. Долгие [ж'] и — обычно мягкие: жжёт [ж'от], визжать [в^иж'ат'], брызжет[ брыж'ьт], дожди [дЛж'й], щит [ш'ит], плащ [плаш'], дождь [дош'], расчистить [рЛш'йс'т'ит'], из числа [иш'исл'а] и т.п. В последнее время, однако, замечено, что параллельно с [ш'] может произноситься и его вариант — [ш'ч'], особенно на стыках морфем, напр., исчезнуть [иш'ч'-эзнут'], расчертить [ръш'ч'и'рт'ит']. В малочастотных словах отмечается произношение [ж] вместо [ж']: взгромозжу [взгръмЛжу], размозжить [ръзмЛжыт'], можжевельник [мъжыэв'эл'н'ик]. Произношение долгого твердого звука [ж] постепенно проникает и в среднечастотные слова.

    6.Звуки [г] и [г'] — звонкие взрывные: гость [гос'т'], герой [г'иэрой]. При оглушении они произносятся как [к]: берег [б'эр'ьк], стог [ сток], лягте [л'акт'ь]. Звонкий щелевой заднеязычный согласный [у] в русском языке встречается редко, в отдельных словах: господи [убспъд'и],ради бога [рад'и ббуъ], бухгалтер [бууалт'ьр], ага (междометие) [^уа].

    7.Нёбно-зубные дрожащие [р] и [р'] отличаются более сильным шумом по сравнению с остальными сонорными. Звук [р'] образуется при дополнительной средненёбной артикуляции: кончик языка вибрирует у начала альвеол, а передняя часть спинки языка образует сужение по направлению к альвеолам и зубной части твердого нёба, ср.: риск [р'иск], моряк [м^р'ак], зорька[зoр'къ].

    8.Согласные [в], [в'], [ф], [ф'] являются губно-зубными: при их произнесении воздух проходит через узкую щель, образуемую сближением нижней губы и верхнего ряда зубов. При оглушении [в ]и [в'] произносятся как [ф] и [ф']: дворов [дв^рoф], кров [кроф], кровь [кроф'], любовь [л'убoф'].

    Классификация гласных звуков

    Основной характеристикой гласных является музыкальный тон (голос), образующийся в гортани колебанием голосовых связок. Музыкальный тон сопровождается обертонами, т.е. дополнительными тонами, возникающими в надгортанных полостях глотки и рта. Изменение объема и формы резонирующих полостей в результате движений языка, губ и нижней челюсти приводит к изменению обертонов, которые придают каждому гласному особый тембр. Этим и создается различие между гласными.

    Таким образом, классификация гласных звуков проводится в зависимости от участия губ, способа образования и места образования звука.

    1.По участию губ гласные делятся на лабиализованные, в произношении которых губы вытягиваются вперед и округляются (напр. [о], [у]), и нелабиализованные, в произношении которых губы пассивны (напр. [а], [э], [и], [ы]). Лабиализованными остаются звуки [о], [у] и в положении между мягкими согласными или в конце слова после мягких.

    2.По способу образования гласные делятся в зависимости от степени подъема языка по вертикали. Различают три степени подъема: верхний, средний и нижний.

    При произношении звуков верхнего подъема (напр. [и], [ы], [у]) нижняя челюсть приподнята, язык высоко поднят. Эти звуки произносятся при узком растворе рта, поэтому они именуются узкими, или "закрытыми".

    Звуки [э], [о] образуются с меньшим подъемом языка, нижняя челюсть также приподнята немного меньше. Это звуки среднего подъема. Сюда же относятся и звуки, которые произносятся в безударных слогах: [эи](или [иэ]), [ь], [ъ] и [^].

    Звук [а] образуется при широком растворе рта, кончик языка опущен и находится за нижними зубами. Спинка языка почти не приподнимается. Язык находится в спокойном состоянии. Гласный [а] определяется как звук нижнего подъема.

    Звуки среднего и нижнего подъема в отличие от узких, или "закрытых", гласных, можно было бы назвать "открытыми".

    З.По месту подъема языка гласные делятся на группы в зависимости от движения языка по горизонтали.

    При образовании гласных переднего ряда, напр. [э], [и], все тело языка продвигается вперед, кончик языка упирается в нижние зубы. Очень близки к звукам переднего ряда и гласные [у], [эи] (или [иэ]), напр. в словах чуть [ч'ут'], весна [в' иэ сна] или [в' эи сна]. Безударный гласный [ь], оставаясь звуком переднего ряда, приближается по своему образованию к среднему ряду (ср. великоватый [в'ьл'ик^ватъй]).

    При образовании гласных среднего ряда, напр. [ы], тело языка не продвинуто вперед: оно находится в нейтральном положении. К среднему ряду условно относят звук [а], который можно квалифицировать и как гласный средне-заднего ряда. Несомненным гласным звуком среднего ряда является безударный гласный [ъ], напр., в словах голова[г ъл^ва], пароход [пър^хoт].

    Гласные заднего ряда, напр. [у], [о], произносятся при отодвинутом назад языке. Так же образуется и предударный гласный [^], напр. в словах вода [в^да], трава [тр^ва].

    Характеристика отдельных гласных звуков

    Звук [э] в русском языке имеет две разновидности: более передний, который удобнее было бы обозначать буквой [е], напр. в словах если [jёс'л'и], сесть [с'ес'т'], семь [с'ем'], и продвинутый в сторону среднего ряда, напр. в словах эхо [эхъ], эх [эх], а также эй [эй], этика [эт'икъ] и под.

    Безударные гласные [^] и [ъ] различаются тем, что [ъ] — звук среднего ряда, а [^] — заднего. Различие этих двух звуков хорошо проиллюстрировал  Я.К.Грот. Он предложил сравнить два ряда слов, напр. мышка и камыш:

    Мыш-ка-мыш-ка-мыш-ка [ мышкъ].

    Ка-мыш-ка-мыш-ка-мыш [к^мыш].

     "Читая первую строку, — замечает Я.К.Грот, — мы увидим, что в ней слог ка слишком короток для слова камыш; читая же вторую строку, убедимся, что тут слог ка слишком долог для слова мышка". Комментируя это высказывание Я.К.Грота, М.В.Панов справедливо отмечает, что здесь более заметна разница не по долготе, а по качеству произносимых безударных звуков.

    Произношение [^] в первом предударном слоге на месте а и о свойственно не всем говорящим по-русски: многие вместо [^] произносят безударный звук [а], напр. Москва [масква], вода [вада].

    Акустическая классификация звуков

    Классификация звуков в зависимости от уклада речевых органов (так называемая артикуляционная классификация) по существу является производной от другой классификации — акустической. Действительно, звуки мы воспринимаем на слух, а не различаем по способу артикуляции. Кроме того, отмечены случаи, когда при разном укладе речевых органов можно произнести практически один и тот же звук. И наоборот, при одинаковом укладе органов ротовой полости возможно произнесение разных звуков, например, [а] и [а] (разница между ними создается изменением объема глоточного резонатора).

    С точки зрения акустической все звуки — гласные и согласные — объединяются в одну общую классификацию. Эта классификация отличается от артикуляционной тем, что она строго дихотомична.

    Изучение звуков с точки зрения акустической имеет важное практическое значение: запись спектров звуков и их последующий анализ помогают решать задачи автоматического распознавания и воспроизведения звучащей речи.

    Для русского языка оказываются существенными девять парных акустических признаков: вокальность — невокальность, косонантность — неконсонантность, диффузность — компактность, низкая тональность — высокая тональность, бемольность — небемольность, диезность — недиезность, прерванность — непрерванность, резкость — нерезкость, глухость — звонкость.

    Вокальность— невокальностъ

    Признак вокальности (гласности) свойствен всем звукам, которые образуются с участием голоса. Следовательно, все звуки, образуемые при наличии свободного прохода в речевом тракте, будут иметь признак вокальности. Это все гласные ([а], [о], [э], [у], [и] и др.), при образовании которых воздушная струя свободно проходит через ротовую полость; это звуки [м], [м'], [н], [н'] — при их образовании воздушная струя свободно проходит через нос, а также звуки [л], [л'] и [р], [р'], при образовании которых воздушная струя свободно проходит через боковой проход или периодически прерывается, проходя через рот. При образовании [j] остается приоткрытым проход для воздушной струи через рот, и поэтому звук [j] также можно считать вокальным.

    Все остальные звуки характеризуются признаком невокальности.

    Консонантность— неконсонантность

    Признак консонантности (согласности) свойствен всем звукам, которые характеризуются наличием шума. Шум создается тогда, когда в речевом тракте закрыт ротовой проход. При образовании [м], [м'], [н], [н'] для воздушной струи полностью закрыт проход через рот; при образовании [л], [л'] закрыт прямой проход через рот; при образовании [р], [р'] ротовой проход периодически перекрывается; при образовании [п], [п'], [б], [б'], [ф], [ф'], [в],[в'], [т], [т'], [д], [д'], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [ш], [ш'], [ж], [ж'], [ч'], [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'] ротовая полость закрывается полностью (либо почти полностью) на мгновение или на некоторое время. При образовании [j] проход для воздушной струи через рот довольно узкий, что также позволяет относить его к консонантам.

    Все остальные звуки характеризуются признаком неконсонантности.

    Таким образом, русские гласные характеризуются вокальностью и неконсонантностью, шумные согласные — консонантностью и невокальностью, а сонорные согласные — одновременно вокальностью и консонантностью.

    Диффузность— компактность

    Диффузность — один из резонансных признаков звуков. Диффузные звуки характеризуются меньшей концентрацией произносительной энергии. При их образовании резонирующая полость разделяется смыкающимися ротовыми органами на неравные части таким образом, что передняя часть резонатора оказывается значительно меньше задней. К диффузным относятся "закрытые" гласные, напр. [у], [и], лабиальные согласные, напр. [п], [п'], [б], [б'], [ф], [ф'],[в], [в'], [м], [м'], и дентальные согласные, напр. [т], [т'], [д], [д'], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [н], [н'], [л], [л'].

    Диффузные звуки противопоставляются компактным. Компактность определяется более высокой концентрацией произносительной энергии. Точка максимального сближения ротовых органов делит резонансную полость на две почти равные части, причем задняя обычно чуть больше передней.

    К компактным относятся "открытые" гласные, напр. [а], [о], [э], передне- и средненёбные согласные, напр. [ш], [ш'], [ж], [ж'], [ч], [р], [р'], [j], а также задненёбные согласные, напр. [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'].

    При спектральном анализе компактные звуки дают спектр с преобладающей одной центральной областью, а в спектре диффузных звуков таких областей несколько.

    Низкая тональность— высокая тональность

    Звуки низкой тональности создаются в ротовой полости большего объема и при условии меньшей ее расчлененности. Это лабиальные и задненёбные согласные, напр. [п], [п'], [б], [б'], [ф], [ф'], [в], [в'], [м], [м'], [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], а также гласные [о], [у], [а].

    Звуки высокой тональности создаются за счет уменьшения объема ротовой полости и большей ее расчленности. Высоким являются [т], [т'], [д], [д'], [с], [с], [з], [з'], [ц], [н], [н'], [л], [л'], [ ш], [ш'], [ж], [ж'], [ч'], [р], [р'],[j], а также гласные [э], [и].

    Бемольностъ— небемольность

    Признак бемольности (иначе — огубленности) свойствен лабиализованным гласным ([о], [у]) и "огубленным" согласным, т.е. таким согласным, которые в слове предшествуют лабиализованным гласным, напр. тут[т°уг], дом [д°ом], куст [к°уст], путь [п°ут'], где [т°], [д°], [к°] и [п°] — бемольные согласные.

    Все остальные гласные и практически все согласные (если они в слове не предшествуют лабиализованным гласным) характеризуются признаком небемольности.

    Спектральный анализ бемольных звуков показывает, что усиленные обертоны на спектре сдвинуты вниз вследствие сокращения переднего отверстия речевого резонатора (вытянутые и округленные губы).

    Диезность— недиезность

    Признак диезности (иначе — палатализованности) свойствен всем мягким согласным, напр. [п'], [б'], [в'] и др., а также "закрытым" гласным, напр. [э]. Все твердые согласные и открытые гласные являются недиезными.

    Спектральный анализ диезных звуков показывает, что усиленные обертоны на спектре несколько повышены вследствие сокращения объема ротовой полости (часть языка приподнимается к мягкому нёбу).

    Прерванность— непрерванность

    Признак прерванности свойствен тем звукам, при образовании которых ротовая полость хотя бы на миг полностью закрывается. Это смычные согласные [п], [п'], [б], [б'], [т], [т'], [д], [д'], [ц], [ч'], [к], [к'], [г], [г'], а также сонорные [м], [м'], [н], [н'], [р], |р']. Все щелевые согласные, в том числе сонорные [в], [в'], [л], [л'], [j], а также все гласные характеризуются признаком непрерванности (иначе — непрерывности).

    Резкость— нерезкость

    При образовании резких звуков струя воздуха встречает в ротовой полости не одну, а несколько преград. Воздушный поток образует завихрения, которые усиливаются при преодолении следующей преграды. В результате образуются специфические обертоны. Они и характеризуют звуки как резкие.

    К резким относятся аффрикаты [ц], [ч'] и дрожащие [р], [р']. Все остальные согласные, а также все гласные относятся к нерезким.

    Глухость— звонкость

    Признак глухости свойствен тем согласным» которые произносятся без участия голоса, напр. [п], [п'], [т], [т'], [ф], [ф'] и т.д. В отдельных случаях как глухие (точнее приглушенные) могут произноситься и сонорные, напр. в словах метр [м'этр], ритм [р'итм].

    Естественно, согласные, произносимые при участии голоса, будут характеризоваться звонкостью. Звонкими же являются и все гласные.

    Логопедическая характеристика фонем

    Понятие фонемы

    Ключевым понятием функциональной фонетики, или фонологии является понятие фонемы. Термином фонема в языкознании обозначается кратчайшая линейная единица звукового строя языка. Из этих кратчайших звуковых единиц строятся единицы языка, наделенные значением. Следовательно, хотя фонемы как таковые единицами языка не являются, поскольку сами по себе они лишены значения, существование единиц языка - морфем, слов и их форм - принципиально невозможно без фонем, из которых строятся их означающие.

    О соотношении фонемы и звука

    Фонемы не могут быть непосредственно отождествлены со слышимыми и произносимыми людьми в процессе речевого общения звуками. Фонемы представляют собой единицы звукового строя языка, тогда как слышимые и произносимые людьми конкретные звуки - это явления индивидуальной речи. В то же время реальностью, непосредственно данной человеку в восприятии, оказываются именно звуки. И эти слышимые и произносимые людьми в процессе речевого общения звуки представляют собой способ обнаружения и существования фонем. Фонемы как абстрактные единицы звукового строя языка самостоятельного бытия не имеют, а существуют лишь в звуках речи.

    Функции, выполняемые фонемами

    1)Конститутивная, или тектоническая. В этой функции фонемы выступают как строительный материал, из которого создается звуковая оболочка языковых единиц, наделенных значением (морфем, слов и их форм).

    2)Различительная, или дистинктивная. Фонемы могут выступать как в словоразличительной функции, напр. кора - нора, или в форморазличительной, напр. рука - руке.

    Признаки фонем, дифференциальные и недифференциальные

    Фонема - является минимальной единицей языка, это значит, что разделить ее дальше нельзя. Но тем не менее фонема представляет собой сложное явление, так как она состоит из ряда признаков, которые не могут существовать вне фонемы. Так, напр. в фонеме д в русском языке мы можем выделить признаки звонкости (в отличие от глухости т - дом - том), твердости ( в отличие от мягкости д: дома - Дёма), взрывности ( в отличие от фрикативности з: дал -зал; отсутствие назальности (в отличие от н: дам-нам), наличие переднеязычности( в отличие от заднеязычности г: дам-гам).
    Не все признаки в составе фонем играют одинаковую роль, одни из них являются различительными, или дифференциальными (фонологически существенные признаки фонем). Замена даже одного дифференциального признака ведет к изменению фонемы. Например, заменив в фонеме д признак звонкости на глухость, мы получим, при сохранении всех прочих признаков, свойственных фонеме д, фонему т. Заменив признак взрывности на фрикативность, мы получим, при сохранении всех прочих признаков. Свойственных фонеме д, фонему з. Все остальные перечисленные выше признаки фонемы д также оказываются различительными (дифференциальными). Другие признаки оказываются неразличительными в случае, если нет другой фонемы, прямо и однозначно противопоставленной по этому признаку.

    Варианты фонем, основные, комбинаторные, позиционные

    В реализациях отдельных фонем существуют различия, которые носят регулярный характер и поэтому свойственны речи всех носителей языка. Примерами таких регулярных различий в реализации одной и той же фонемы может служить различное произношение корневого гласного в русских словах водный – вода - водяной. Существенно отличающиеся друг от друга гласные о , в приведенных выше словах являются представителями одной и той же фонемы о, так как эти гласные занимают одно и то же положение в звуковой структуре корневой морфемы вод и чередуются друг с другом в силу действующих в современном русском языке фонетических закономерностей. Такие варьирующие в известных пределах регулярные реализации одной и то же фонемы будем называть вариантами данной фонемы или ее аллофонами. Среди вариантов фонемы выделяется так называемый основной вариант, в котором качества данной фонемы проявляются в наибольшей степени.

    Кроме основных вариантов выделяются также комбинаторные и позиционные варианты. Комбинаторные варианты возникают под влиянием ближайшего фонетического окружения. Напр. сне. В начале этого слова представлен мягкий зубной согласный с, который является комбинаторным вариантом русской фонемы с в сочетании с любым мягким зубным, в данном случае мягкое зубное н.

    Позиционные варианты возникают у фонем в определенных положениях в слове. Так гласный является позиционным вариантом русской фонемы о во втором предударном слоге (водяной). В отличие от основного варианта о позиционный вариант утратил качества огубленности и принадлежности к заднему ряду.

    Сильные и слабые позиции фонем

    Различают позиции фонем сильные и слабые. Те положения, в которых фонема наиболее отчетливо может проявить свои признаки, называется сильной позицией. Сильной позицией для гласных фонем является позиция под ударением. Слабой позицией называется положение фонемы слова, в котором происходит нейтрализация признаков данной фонемы (например, позиция конца слова для звонких и глухих согласных в русском и немецком языках - в английском и французском языках эта позиция для того же противопоставления сильная).

    Заключение

    Таким образом, ключевым понятием фонологии является понятие фонемы. Фонема – это единица языка, служащая для различения (и отождествления) слов и морфем.

    Фонемы как абстрактные единицы звукового строя языка самостоятельного бытия не имеют, а существуют лишь в звуках речи. Понятия «фонема» и «звук» отождествлять нельзя. Разным фонемам в речи будут соответствовать разные звуки.

    Имеются разные классификации звуков в зависимости от определенных их признаков. Фонемы же имеют свои признаки, свои особенности и выполняют определённые функции.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов "Лингвистическая характеристика устной речи"

    Консультация для педагогов "Лингвистическая характеристика устной речи"...

    Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

    Конспект логопедического занятия "Звук Ш. Дифференциация  звуков С-Ш "   с презентацией....

    Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

    Конспект логопедического занятия "Звук Ш. Дифференциация  звуков С-Ш "   с презентацией....

    «Гриша в стране дрожащего звука «Р»

    Закрепление двигательных навыков, совершенствование речевой моторики, фонематического восприятия, автоматизация звука «Р» в разнообразном речевом материале, развитие неречевых функций /...

    Лингвистическая характеристика нарушений речи

    Речевая патология является следствием повреждения перифе­рических и центральных отделов слухового, зрительного, двига­тельного анализаторов....

    Индивидуальное логопедическое занятие. Тема: Звук "Л". Постановка звука.

    Индивидуальное логопедическое занятие. Тема: Звук "Л". Постановка звука. На занятии используются игры развивающей игровой технологии В. В. Воскобовича....

    Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"

    При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в ж...