Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе по развитию связной речи.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Светашова Ирина Евгеньевна

Тема: "Птицы наших лесов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.odt22.89 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе по развитию связной речи в детском саду общего типа.

Форма занятия: командная игра-викторина.

Тема: Систематизация и закрепление знаний детей, полученных на занятиях связной речи в подготовительной группе по теме: «Птицы наших лесов».

Цели:

  1. определить уровень сформированности представлений детей об окружающем мире;
  2. закрепить умение классифицировать по группам;
  3. исследовать уровень сформированности лексической системности;
  4. закрепить понятия: оседлые и перелётные птицы;
  5. закрепить понятия: часть и целое;
  6. оценить сформированность чёткости и плавности речи;
  7. закрепить знания о народных приметах;
  8. установить умения образования адекватных связей между предметами и явлениями;
  9. выявить уровень сформированности темпо-ритмической стороны речи;
  10. проверить умение использовать в речи пословицы;
  11. развивать связную речь детей;
  12. выработать положительный эмоциональный настрой у детей;
  13. обучить взаимодействию в команде.

Оборудование: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, колонки), диск «Голоса природы», презентация в Power Point, весы.

Материал: предметные картинки, разрезные картинки, карточки с вопросами, кормушка, пакет с пшеном и семечками, мерный стаканчик, текстильные мешочки для каждой команды, загадки, скороговорки.

Примечание: Перед игрой, были проведены занятия по темам:

  • Птицы наших лесов
  • Голоса птиц(презентация)
  • Птицы в пословицах и поговорках
  • Птичьи приметы
  • Птички малые (лепка)
  • Изготовление кормушек
  • Изготовление эмблемы (рисование)  

Ход занятия.

Группа делится на две команды. Команда девочек – «Свиристели», команда мальчиков – «Клесты». У каждой команды речёвка в виде скороговорок.

  • Клесты не просты, клювы как кресты.
  • Прилетели свиристели и запели, как свирели.

(капитаны представляют команды, дети произносят речёвку)

  1. Организационный момент.

Инструкция: Ребята, чтобы начать игру надо занять места за игровыми столами. Давайте определим тему нашей игры, для этого вам предстоит разгадать загадки. За правильный ответ вы получите картинку-отгадку.

ЗАГАДКИ

  • Не дровосек, не плотник,
    А первый в лесу работник.
    Ответ: Дятел
  • Как трещотка птица эта,
    Одного с берёзой  цвета.
    Ответ: Сорока
  • Кто за птица?
    Никогда не строит для себя гнезда,
    Соседкам яйца оставляет
    И о птенцах не вспоминает.
    Ответ: Кукушка
  • Спинкой зеленовата,
    Животиком желтовата,
    Чёрненькая шапочка
    И полоска шарфика.
    Ответ: синица.
  • Кто без нот и без свирели
    Лучше всех выводит трели,
    Голосистее, нежней?
    Кто же это?
    Ответ: Соловей
  • Чернокрылый, красногрудый,
    И зимой найдёт приют:
    Не боится он простуды —
    С первым снегом - тут как тут!
    Ответ: снегирь.
  • Носит серенький жилет,
    Но у крыльев — чёрный цвет.
    Видишь, кружат двадцать пар
    И кричат всегда – кошмар!
    Ответ: Ворона
  • Маленький мальчишка
    В сером пиджачишке,
    По дворам шныряет,
    Крохи собирает,
    В поле ночует,
    Коноплю ворует.
    Ответ: воробей
  • Кто там прыгает, шуршит,
    Клювом шишки потрошит?
    Голоском речистым, чистым –
    Клё! клё! клё – поет со свистом.

Ответ: Клёст

  • Посмотрите, к нам на ели
    Прилетели и запели.
    С хохолками прилетели
    И запели как свирели.
    Ответ:Свиристель

Инструкция: Тема нашей викторины … «Птицы наших лесов». Давайте посчитаем ваши картинки и выберем команду победителя, которая получит выигрыш в свой мешочек. Цель нашей игры – заработать как можно больше корма для наших пернатых друзей.

  1. Викторина.

Инструкция: Перед вами картинки четырёх предметов. Надо определить признак, объединяющий три картинки из четырёх, и отличающий четвёртую. Объясните свой выбор.

  • Гнездо с кладкой яиц, дупло, машина, дом. (машина)
  • Воробей, девочка со скакалкой, змея, заяц. (змея)
  • Ворона, самолёт, мальчик, собака. (мальчик)
  • Соловей, певец, танцор, хор. (танцор)

(после обсуждения, команды дают ответ, за правильный ответ пополняется мешочек крупой или семечками)

Инструкция: У вас на столах лежат карточки с вопросами, выберите карточки и ответьте на вопрос (дети отвечают и за правильный ответ получают пёрышко, после подсчёта команда победитель получает корм в мешочек)

  1. Назвать птиц, каких знаешь.
  2. Какие птицы относятся к оседлым? (воробей, ворона, сорока, синица, голубь, галка и др.)
  3. Какие птицы относятся к кочующим и перелётным? (снегирь, свиристель, соловей, дятел, клёст, кукушка, аист, утка, ласточка, дрозд и др.)
  4. Чем птицы отличаются от остальных животных? (летают, есть крылья, откладывают яйца, у большинства перья)
  5. Назови части тела птиц. (голова, грудь, шея, туловище, крылья, лапы, хвост, перья)
  6. Какие части тела птиц позволяют птицам летать, а какие управлять? (крылья, руль -хвост)
  7. Как у птиц появляются птенцы? (из яиц)
  8. Где птицы делают гнёзда? (на деревьях, в траве, в скалах, в земле)
  9. Из чего птицы делают гнездо? (из веточек, корешков, травы, мха, лишайников, пуха, перьев, шерсти, соломы, из глины)
  10. Какую пользу приносят птицы? (уничтожают вредных насекомых, разносят семена растений, поют)
  11. Какие птицы относятся к певчим? (дрозды, соловьи, жаворонки, свиристели, синицы, скворцы и др.)
  12. Как люди помогают птицам? (не разорять гнёзд, подкармливать зимой, делать кормушки, скворечники и гнездовья, лечить раненых птиц)

Инструкция: Молодцы ребята! Давайте теперь соберём разрезные картинки и определим, какие птички на них.

  1. Динамическая пауза.

(дети произносят стихотворение и выполняют под него движения)

Маленькие птички, птички-невелички,

По лесу летают, песни распевают.

Буйный ветер налетел, птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.

(машем руками, как крылышками)

(руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

(приседаем на корточки, закрываем голову руками)

  1. Продолжение викторины.

Инструкция: А теперь проведём конкурс – верю или не верю. За правильный ответ вы также получите пёрышко. А затем победители пополнят свои мешочки.

  • Клесты выводят птенцов зимой.
  • У кукушки есть гнездо. (Не верим)
  • У синицы 15 птенчиков.
  • У воробья большой сильный клюв. (Не верим!)
  • Дятел улетает на юг. (Не верим)
  • Сорока громко трещит при опасности.
  • У свиристеля на голове хохолок.
  • Снегирь любит сало. (Не верим!)
  • Ворона питается остатками пищи.
  • Клесты любят семена шишек.
  • Соловей поёт осенью. (Не верим!)
  • Клёст выводит птенцов летом. (Не верим!)

Инструкция: Продолжим наше состязание. Сейчас вы вытяните бумажки и каждый попробует произнести свою скороговорку о птичках. Кто правильно произнесёт, тот получит пёрышко.

  • Проворонила ворона вороненка.
  • Птица синица в водицу глядится.
  • Дятел дуб долбил, да не додолбил.
  • Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом.
  • Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.
  • Три свиристели свистели на ели.
  • Три сороки-тараторки тараторили на горке.
  • Птица – синица в водицу глядится.
  • Клёст на сосне веселится по весне.
  • Галка села на палку, палка ударила галку.
  • Скворцы и синицы - веселые птицы.
  • Свиристель свиристит свирелью.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон.

Инструкция: Выберите в своих командах самых умных игроков, они должны сейчас будут объяснить пословицы.

  • Где птица не летает, а свое гнездо знает
  • Изба без детей, что гнездо без птиц
  • Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.
  • Птицы сильны крыльями, а люди дружбой.

Инструкция: Давайте ребята вспомним, как же поют наши птички. Мы будем слушать и угадывать их голоса. Соберём пёрышки и подсчитаем результат.

(звучит запись голосов птиц, после ответа появляется картинка птички на экране)

Инструкция: А сейчас самое последнее задание. Надо будет досказать приметы.

  • Дятел стучит о сук – будет …(дождь).
  • Соловей поёт всю ночь – днём будет погода …(хорошая).
  • Вся воронья стая раскаркалась – будет …(мороз).
  • Сколько раз кукушка прокричит столько и …(лет).
  • Синица пищит – будет …(зима).
  • Снегирь чирикает под окном, будет - …(тепло).
  • Воробьи купаются в песке к …(дождю).
  • Сорока летает близко к жилью, будет …(метель).

Инструкция: Наша игра подошла к концу. Давайте определим победителя. У кого тяжелее мешочек с кормом, тот и победил. Эта команда получит право повесить кормушки и насыпать в них корм для птичек.

Итог.

Инструкция: Сегодня наша игра показала нам как важно заботиться о других, о тех, кто попал в трудное положение. Наша награда не сладость, которую мы сможем скушать, а возможность покормить других. Спасибо вам, ребята, за помощь нашим маленьким друзьям. А для вас птички тоже постараются, они споют вам колыбельную, когда вы ляжете отдыхать.

(во время дневного сна дети услышат диск «Голоса леса»)

 

Учитель-логопед Светашова И.Е.