Развитие фонетической стороны речи у дошкольников с ОНР при дизартрии.
статья по логопедии по теме

Коновалова Юлия Викторовна

 

Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи и др.). Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы, и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Ведущими в структуре речевого дефекта у детей с ОНР при стертой форме дизартрии являются нарушения фонетической стороны речи. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы и нарушение его часто приводит к расстройству других, более высоких уровней этой системы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности фонетических нарушений.

Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи и др.). Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы, и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Ведущими в структуре речевого дефекта у детей с ОНР при стертой форме дизартрии являются нарушения фонетической стороны речи. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы и нарушение его часто приводит к расстройству других, более высоких уровней этой системы.

В исследованиях, посвященных  состоянию речи при стертой форме дизартрии, отмечается нечеткое звукопроизношение, смазанность речи, в ряде случаев сопровождающаяся назализацией, различные фонационные и просодические расстройства.

Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, комбинационность нарушений со стороны черепно-мозговых нервов препятствует развитию правильного звукообразования, определяют разнообразие и особенности фонетических нарушений у детей с дизартрией, которые находятся в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей с ОНР при дизартрии выражаются в искажениях, в смешениях, в заменах и пропусках звуков. При этом характерным является упрощение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляционно-акустическим признакам: щелевые – взрывными; звонкие – глухими, шипящие – свистящими, твердые – мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы.

Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. У детей с ОНР при дизартрии нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.

Исследования состояния звукопроизношения у таких детей показывает, что для них характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Наиболее распространенным у них было произношение трех групп звуков (свистящие, шипящие, соноры), а сохранными оказывались заднеязычные звуки.

Распространенность нарушений произношения различных групп звуков у детей с ОНР при дизартрии характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов у данной категории детей. Наиболее распространенными здесь являются нарушения произношения свистящих звуков. На втором месте по распространенности – нарушения произношения шипящих звуков, далее следует нарушение соноров и переднеязычных  т, д, н. Это свидетельствует о том, что распространенность нарушений звукопроизношения отдельных групп звуков у детей с дизартрией определяются не только артикуляционной сложностью звуков, но и их акустической близостью. В связи с этим акустически близкие свистящие звуки нарушаются чаще, чем артикуляторно более сложные, но акустически противопоставленные соноры. По-видимому, вследствие тормозящего влияния речедвигательного анализатора у детей с дизартрией задерживается и слуховая дифференциация звуков отсутствующих, заменяемых или искажаемых  в произношении.

Наиболее характерными для детей с ОНР являются нарушения произношения, проявляющиеся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. На втором месте стоят звукопроизносительные нарушения, характеризующиеся различным видом искажений нескольких групп звуков. Далее следуют нарушения произношения, характеризующиеся различным видом искажений различных групп звуков. Менее распространенным оказываются звукопроизносительные расстройства, проявляющиеся в одновременных искажениях и заменах звуков. Среди искажений в группе свистящих, шипящих, переднеязычных звуков и звука л самым распространенным является межзубное произношение, среди искажений звуков р-р, - велярный ротоцизм.

У дошкольников с ОНР при дизартрии наряду с дефектами звукопроизношения, выявляются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. При этом наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной интонации.

Восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационной стороны речи, предполагающее в данном случае слухопроизносительную дифференциацию повествовательной и вопросительной интонации, вызывает значительные трудности у детей. При этом более нарушенным оказывается процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации.

Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников с ОНР при дизартрии.

Учитывая тесную взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребенка, сложную структуру и условия построения двигательного акта, особенности нарушений моторных функций, артикуляционно-акустические признаки звуков в структуре различных типов слогов у дошкольников с ОНО при дизартрии, разработана методика коррекции нарушений артикуляционной и ручной моторики в процессе преодоления звукопроизносительных нарушений  и последовательность использования речевого материала для формирования правильной артикуляции.

Основное внимание уделяется формированию кинестетической основы движения рук и артикуляторных движений. Система упражнений по развитию моторной функции предусматривает одновременное воздействие на кинетическую и кинестетическую основу движения, на статическую и динамическую координацию движений, формирование различных уровней движений и постепенное их усложнение.

Поскольку фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов (звукопроизношения и просодики) и поскольку у детей с ОНР при дизартрии имеют место нарушения целого ряда просодических элементов речи, разработана методика формирования интонационной выразительности речи.

Работе по формированию интонационной выразительности речи предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают к восприятию интонационной выразительности речи, способностью ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фраз.

Развитие

фонетической стороны речи у дошкольников с ОНР при дизартрии.

Учитель-логопед: Коновалова Ю.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у дошкольников с дизартрией

В ходе изучения методической литературы были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонетико-фонематической стороны речи, предложенные Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефи...

Развитие просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии

Государственный образовательный стандарт не предполагает диагностику в общеоразивающих группах. А вот в логопедических группах мы проводим обязательное комплексное диагностическое обследование и на ос...

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"Учитель-логопед: Днепровская С.М....

Консультация: «Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией».

Нарушения фонетической и просодической стороны речи при дизартрии, внешне сходные по своим проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, имеют, однако, свой специфический механизм, длит...

Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией

В презентации представлен педагогический проект, рассказывающий о системе логопедической  работы по формированию просодических компонентов речи у дошкольников 5-7- с ОНР, в частности у детей с си...

Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией

В статье отражены особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией...

«Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией».

Речевое общение - это сложный и многосторонний процесс. Развитие детской речи - одна из важнейших проблем в общей и специальной психологии и педагогике. В данных программах не выделены разд...