Речевой этикет
методическая разработка по логопедии по теме

Методические рекомендации по развитию речевого этикета у детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_bylo.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой этикет

Как было.

Речевой этикет сопровождает человека всю его земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости».

Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, воспитательницы, учительницы...

«Что надо сказать?» -  с этого вопроса — напоминания каждый из нас осваивал жизненно — необходимые правила поведения, общественные обычаи.

Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни.

Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие  разными способами учили младших.

Великий князь Киевский Владимир Мономах (1053-1125), мудрый правитель, оставляя на княжение сыновьям русскую землю, завещал им:

«иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне».

... При старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться...

... не свирепствовать словом,

...не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...

Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век). В течение почти четырёхсот лет в домашнем обиходе многих русских дворян, купцов, горожан среднего достатка и служилых людей «Домострой» оставался традиционным путеводителем по домоводству, «обрядником всего, что делать и как жить»

«...Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или бедных, монахов или священников,- то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них почитать, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с особым приветом, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать.

Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях русского фольклора и литературы.

Известная русская народная сказка «Набитый  дурак» и по сей день служит забавным учебником вежливости. Мать  учит его, как приветствовать встречных, но он всякий раз попадает впорсак и оказывается битым, потому что употребляет очередное заученное приветствие без учёта речевой ситуации.

Знание правил обхождения всегда считалось непременным качеством, которым должен обладать всякий, кто занимает или намерен занять высокое положение в обществе.

В пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» старик, хотя и с неохотой, со стыдом покорно ходит к рыбке, чтобы исполнить очередную прихоть старухи. И только однажды  старик, взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь

Насмешишь ты целое царство.

А вот героиню другой пушкинской сказки братья — богатыри узнают сразу, без расспросов, кто такая и откуда:

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была.

Вмиг по речи те спознали,

Что царевну принимали.

Меняются времена и нравы, но люди разных поколений, принадлежащие к разным социальным слоям общества, с неизменным вниманием относятся к речевому этикету. Доказательством тому служит огромное количество литературы, посвященное данной теме:  более 200 справочников, немыслимое количество статей, книг, написанных в разное время, но выражающих одну суть.

Как есть.

Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, и, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми.
Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. В детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. Постепенно овладевая этикетными формулами в определенных ситуациях общения, ребенок начинает постигать и соблюдать социально – этические правила речевого поведения, руководствуясь поведенческими установками, выбором стратегии речевого поведения, пониманием смысла социальной ситуации и своей ролевой позиции в ней. Достигнув среднего дошкольного возраста, ребенок начинает осваивать правила ситуативно – ролевого поведения дифференцированно, в зависимости от того, с кем говорит (со «своим» взрослым, «чужим» или сверстником) и в каких условиях. От этих критериев зависит, как ребенок будет разговаривать: грубо, ласково, повелительно, капризно, стеснительно; какие будет использовать языковые средства, т.е. подбирать слова и выражения, закрепленные за типовыми ситуациями общения.

Речь детей с речевой патологией  характеризуется специфическими особенностями, проявляющимися и в сфере этикетного общения (бедность этикетного словаря, наличие лексико – грамматических ошибок при использовании формул речевого этикета, трудности актуализации этикетных выражений), но в тоже время ребенок с речевой патологией обладает потенциальными возможностями для усвоения и правильного использования формул речевого этикета при условии целенаправленного обучения. Ведущим направлением коррекционной работы по формированию у дошкольника с речевой патологией коммуникативной способности (наряду с развитием эмоциональной сферы, общих коммуникативных умений) при этом является обучение речевому этикету, что и делается  на занятиях в кружке «Речевой этикет?»

А что же мы знаем о Речевом эикете?

Итак – что же такое, на ваш взгляд, речевой этикет?

Французское слово «этикет» означает «обхождение, учтивость»

Этикет – это установленный порядок поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного статуса, так трактует понятие «этикет» «Словарь современного русского языка». Этикет – часть нравственной культуры, ассоциируется с категорией прекрасного, связана с такими понятиями, как вежливость, культура, интеллигентность. 

Речевой этикет берет на себя коммуникативную функцию. Зная правила, человек быстро достигнет взаимопонимания с собеседником. Речевой этикет разъясняет, как следует начать, продолжить и закончить беседу.

В интернете люди дали такие ответы:

Как бы чего не ляпнуть.

Сразу не посылать нах

Следить за тем, что и как произносите.

это означает, что нельзя в театре сказать: слышь, мудила, двинь тазом


Во многих источниках выведена формула «Речевого этикета»:

Думай,

• кому говоришь,

• что говоришь,

• где говоришь,

• зачем говоришь,

• какие из этого будут последствия.

Дети, как губки впитывают в себя решительно все, что их окружает, поэтому контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом», подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь. 

Речевой этикет – неотъемлемый компонент вежливости. Вежливость – моральное качество, характеризующие поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим.

Такой человек никогда не нарушит порядок ни словом, ни поступком, не обидит другого. Вежливость украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Вежливые слова – это волшебное украшение нашей речи, украшая ее мы притягиваем, привлекаем внимание, услаждаем слух друг друга и действительно происходит чудо – в ответ хочется ответить что-то приятное или сделать о чем просят.

Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в страну Речевого этикета.

Но чтобы туда попасть, необходимо выполнить задание.

 этой стране все любят играть в игру «Не ошибись, пожалуйста»

- Я буду просить вас исполнять задание, но выполнять их надо тогда, когда я назову «волшебное слово - пожалуйста».

Растает даже ледяная глыба, от слова теплого (спасибо) .

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день) .

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо) .

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте) .

Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста) .

Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья) .

Во Франции и в Дании на прощанье говорят (до свидания)

В стране «Речевого этикета» любят играть в «Волшебный мешочек»

Прошу тебя (вас)

Если вам не трудно

Будьте добры

Будь другом

Вы не могли бы

Извините, пожалуйста

Будь так любезен

Сделай милость

Не в службу, а в дружбу…

Не сочтите за труд

- Составим предложения-просьбы  с этими словосочетаниями

 «Не собьюсь»

Если показываю красный кружок, нужно хлопать в ладоши и говорить: «Здравствуйте! » Зеленый кружок – топать и говорить : «До свидания! »

Игра «Добрый – злой»

Я буду называть героя, если герой добрый вы улыбаетесь, злой – закрываете лицо руками -Дюймовочка, Иван – царевич, Гуси – лебеди, Золотая рыбка, Кощей Бессмертный, Золушка, Баба – Яга, Мальчик – с – пальчик, Бармалей, Доктор Айболит.

Игра с мячом «Что может сделать слово? » Обогатить, растревожить, обидеть, озадачить, успокоить, излечить, побудить, спасти…

Надеюсь, игры вам понравились, и вы проведёте их в группе с детьми.

Итог.

Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить, заклинать и, словно сердце, кровью обливатсья и равнодушно холодом дышать, призывом стать и отзывом, и зовом проклинают, славят и чернят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский речевой этикет в театрализованной деятельности(из опыта работы)

Детский речевой этикет можно рассматривать как процесс овладения ребёнком этическими нормами речевого общения.  В данном процессе важно не только дать понятие этикета, а привить и разв...

Консультация для педагогов "Речевой этикет воспитателя".

Дети   каждой  возрастной  группы  общаются    со   своим  воспитателем     все  время  пребывания  в  де...

Буклет "Речевой этикет или кое-что о вежливости"

Просматривая буклет, родители и дети узнают, что такое речевой этикет, вежливость. Познакомятся с правилами речевого этикета....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Язык - средство передачи и освоения социального опыта, ов­ладения духовной, интеллектуальной и материальной культурой пред­шествующих поколений поколением подрастающим....

речевой этикет

данную работу можно использовать как план работы по речевому этиткету...

Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с речевой патологией

статья по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...