Различение слов, близких по звуковому составу.
консультация (логопедия) по теме

Лутохина  Юлия Юрьевна

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на 6 этапов.  Я бы хотела представить вам несколько игр и упражнений, направленных на различение слов, близких по звуковому составу.  Данные задания соответствуют третьему этапу работы по развитию фонематического восприятия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Различение слов, близких по звуковому составу.

Ведущее место в комплексном подходе в коррекции ОНР отводится формированию фонематического восприятия, то есть способности воспринимать и различать звуки речи. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии  это оказывает положительное влияние и на освоение письма. Несомненна связь фонематических и лексико- грамматических представлений.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на 6 этапов. Я бы хотела представить вам несколько игр и упражнений, направленных на различение слов, близких по звуковому составу. Данные задания соответствуют третьему этапу работы по развитию фонематического восприятия. Работу необходимо осуществлять « снизу вверх»  то есть от простых упражнений к более сложным, использовать слова  простые по звуковому составу и постепенно переходить к более сложным.

Упражнение «Кто внимательный?»

Взрослый дает ребенку два кружка - синий и зеленый- и предлагает игру:если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное- красный. Затем показывает картинку и  громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван ,ванан.

Альбом, айбом, аньбом, авьбом, авьбом, альпом.

Витамин, митанин, фитамин, витаним, виталим.

Клетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка.

Упражнение» Послушай, повтори».

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в  названном порядке:

Мак-бак-так, ток-тук-так, бык-бак-бок, дам-дом - дым.

Моток-каток-поток, батон-бутон-бетон, будка-дудка-утка, нитка-ватка-ветка, клетка-плетка-пленка, тыква-буква-будка.

Примечание: При  воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого и следующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.

« Упражнение «Внимательные ушки».

Из четырех слов , отчетливо произнесенных взрослым , ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

Канава-канава-какао-канава, ком-ком- кот- ком, утенок-утенок-утенок-котенок. Будка-буква-будка-буква, винт-винт-бинт-винт, минута-монета-минута-минута. Буфет-букет-буфет-буфет, билет-балет-балет-балет, дудка-будка-дудка-дудка.

Упражнение  «Доскажи словечко»

Вариант № 1.

Взрослый читает 2 стихотворные строчки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово  из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные ….(перина, подушка, рубашка)

Сказала дверь: «Мой дорогой!

Не открывай меня …. « ( плечом, коленом, ногой)

Катя Лену просит дать

Краски, карандаш, ….(ручку, тетрадь, книгу)

При трудностях поиска нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант- тот, где слова самые похожие.

Вариант № 2.

Взрослый  просит ребенка подобрать слово в рифму

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке …. (жук)

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась …. (шишка)

Как то вечером две мышки

Унесли у Пети …. ( книжки)

Пес козе принес букет,

Сытный будет ей  …. (обед)

Вариант № 3.

Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу , в соответствии с данным определением понятия.

Я тебе задачу дам – все расставить по местам:

Что скатали мы зимой?..

Что построили с тобой?..

На крючок в реке попал?..

Может все, хоть ростом мал?..

(Слова для подстановки: дом, ком, гном сом)

Я еще задачу дам - все расставить по местам:

Вот печать на простыне - …

Зеленеет на окне - …

Волейбольная висит - …

Канарейка в ней сидит - …

(сетка, клетка, метка, ветка)

Понятия метка и сетка уточняются до чтения стихотворения.

Я еще задачу дам – все расставить по местам:

Что стащил игривый кот?..

Детям мамочка плетет?..

С гор спускается, течет?..

Что за скользкий ровный лед?..

( каток, поток, венок, моток)

Понятия моток и поток уточняются с детьми до начала упражнения.