Главные вкладки

    Таблицы для анализа звукового состава слова и состава предложения: новые варианты традиционной методики
    методическая разработка по логопедии на тему

    Курносова Светлана Михайловна

    Данный материал является обобщением моего опыта работы по формированию у детей навыков звукового анализа слов. Методика использования таблиц для звукового анализа помогает поддерживать связь полученных детьми знаний на логопедических занятиях с последующим обучением в начальной школе (символы, схемы).

    Новым является способ передачи материала для закрепления звукового анализа слов и включение детей в самостоятельную работу (дети заполняют таблицы, делая необходимые зарисовки цветными карандашами, наклеивают картинки). Данные таблицы очень удобны в практическом применении, доступны в изготовлении. На протяжении последних четырех лет они стали неотъемлемой частью моей работы. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tablitsy_dlya_zais.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида»

    Методическая разработка

    «Таблицы для анализа звукового состава слова

    и состава предложения:

     новые варианты традиционной методики»

    Учитель-логопед: Светлана Михайловна Курносова

    г. Шарыпово

    Данный материал является обобщением моего опыта работы по формированию у детей навыков звукового анализа слов. Методика использования таблиц для звукового анализа помогает поддерживать связь полученных детьми знаний на логопедических занятиях с последующим обучением в начальной школе (символы, схемы).

    Новым является способ передачи материала для закрепления звукового анализа слов и включение детей в самостоятельную работу (дети заполняют таблицы, делая необходимые зарисовки цветными карандашами, наклеивают картинки). Данные таблицы очень удобны в практическом применении, доступны в изготовлении. На протяжении последних четырех лет они стали неотъемлемой частью моей работы.

    Дети старшего дошкольного возраста, имеющие различные речевые нарушения, могут испытывать значительные трудности, как в усвоении программы детского сада, так и в дальнейшем при обучении в школе.

    Нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия нередко препятствуют формированию звукослогового анализа слов – необходимой ступени к овладению ребенком устной и письменной речью.

    Используя традиционные формы работы по анализу звукослогового состава слова (звуковые линейки, звуковые часы, карточки-звуки, индивидуальный раздаточный материал), а также новые (дидактические и подвижные игры, настольные и компьютерные игры для развития фонематической стороны речи), часто приходится сталкиваться с определенными трудностями:

    - в большинстве заданий и игровых приемов с детьми отрабатывается лишь одно из понятий, касающихся звукового состава слова («Определи первый звук в словах», «Найди место звука в слове» и др.);

    - не всегда возможно полноценно, даже с опорой на наглядность, сравнить несколько слов по их звукослоговому составу;

    - достаточно сложно проследить успехи или трудности каждого ребенка при формировании представлений о звуковом составе слова без анализа его достижений в сжатой, наглядной форме.

    Поэтому я разработала и стала применять в своей практической работе специальные таблицы по звуковому анализу слов. Их особенность – в самостоятельной зарисовке детьми графических символов звуков, слогов, места звука в слове, твердости-мягкости согласных звуков, слов в предложениях в специально отведенных ячейках таблицы.

    В левом столбце таблиц кратко изложены задания с графическими подсказками, что поможет родителям и педагогам закреплять полученные детьми знания, а также наблюдать за их успехами при формировании звукового анализа изучаемых слов.

    Таблицы различаются по сложности и объему изучаемого материала. Чем больше объем заданий для звукового анализа слов, тем меньше количество слов (предъявляемых картинок) предлагаемых для разбора.

     Работа с таблицами предусматривает последовательный анализ слов по вертикали, а затем сравнение отдельных данных по горизонтали. Это позволяет находить сходство и различие места звука в словах, количество слогов, место ударения в различных словах, твердость и мягкость различных согласных звуков, количество гласных и согласных звуков в словах.

    Вся работа делится на три периода обучения.

    Первый период обучения

    При определении наличия или отсутствия  гласные звуки в таблицах можно изображать красными кружками или символами звуков (по Т.А. Ткаченко).

    При анализе звукосочетаний из двух-трех гласных звуков (ау, уа, оу и др.) символы звуков рисуются в таблицах по порядку и раскрашиваются красным цветом.

    При выделении гласного в начале слова (Аня), конце слова (пила), середине односложных слов (шар, бык, стол и др.), на линии, обозначающей слово, рисуется кружок и раскрашивается красным цветом.

    При выделении изученных согласных звуков в составе слова (начало, конец, середина), на линии, обозначающей слово, рисуется кружок.

    При различении твердых и мягких согласных звуков,  кружок раскрашивается синим (твердые звуки) или зеленым (мягкие звуки) цветом.

    При полном звуковом анализе трехзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак, и др.) и определении последовательности звуков в слове, пририсовывается соответствующее количество кружков на линии, обозначающей слово, называются гласные и согласные звуки, кружки раскрашиваются красным, синим и зеленым цветом.

    Образцы таблиц представлены в Приложении №1

    Второй период обучения

    При обучении полному звуковому составу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных звуков) и определении последовательности звуков в слове таблицы заполняются, как в первом периоде.

    При обучении деления слов на слоги вводится понятие «слог как часть слова», слоги обозначаются короткими линиями.

    Во время знакомства с понятием «предложение»: составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с предлогами, вводится обозначение слов короткими линиями, а предлогов квадратиками. Закрепляются правила написания предложений: первое слово пишется с прописной буквы, все слова пишутся отдельно, в конце ставится точка.

    Образцы таблиц представлены в Приложении №2

    Третий период обучения

    При обучении звуковому анализу слов из трех-пяти звуков (на материале изученных звуков) и определении последовательности звуков в слове таблицы заполняются, как в первом периоде.

    При подборе слов к моделям, подборе предложений к схемам,  рисуются или приклеиваются картинки.

    Образцы таблиц представлены в Приложении №3

    Анализ самостоятельно заполненных детьми таблиц дает возможность проследить динамику положительных результатов усвоения знаний, умений и навыков в области звукового состава слова. Соответственно видны и пробелы в усвоении материала. Опираясь на уровень развития конкретного ребенка, можно создать индивидуальную таблицу, позволяющую компоновать разнообразный материал для любого ребенка:

    - подбирать предметные картинки в соответствии с состоянием звукопроизношения, используя только правильно произносимые звуки;

    - уменьшать или увеличивать количество картинок для звукового анализа;

    - разнообразить виды заданий по разбору звукового состава слов.

    В результате использования такой формы работы конкретизируется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку, имеющему речевые нарушения.

     Таблицы можно использовать не только при организации непосредственно образовательной деятельности, они становятся неотъемлемой частью выполнения домашних заданий в индивидуальных тетрадях. Анализируя каждое слово и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, развивается пространственная ориентировка на листе бумаги. Ребенок зрительно воспринимает план своих действий. Сжатая форма таблиц сокращает время на выполнение заданий, избавляя детей от переутомления.

    Работая по таблицам в течение учебного года, ребенок быстрее и прочнее усваивает учебный материал, лучше выполняет звуковой анализ любых слов, изучаемых в рамках программы.

    Выполняя различные задания в таблицах, дети способны к самостоятельной работе уже в начале второго периода. Благодаря этому у логопеда появляется возможность для выработки у детей таких важных качеств, как самоконтроль и самооценка, используя при этом две формы работы: по словесной инструкции и по образцу. 

    Если все задания выполнены правильно, детям под таблицей нужно нарисовать большую звезду, если частично – маленькую звездочку.

    При самоконтроле по образцу детям предъявляется лист с правильно выполненным заданием, и они соотносят свою работу с образцом.

    Таким образом, дети самостоятельно оценивают выполнение своего задания, что в последующем повышает их внимание, умение слушать и слышать словесную инструкцию педагога, ответственность за результаты своей работы.

    Практика использования таблиц в составлении схемы слов показывает, что они полезны как для закрепления правильного произношения, так и для формирования грамматического строя речи.

    Данные таблицы можно использовать и в массовых группах детских садов при подготовке детей к обучению в школе, и на первом этапе обучения в начальной школе.

    Список использованной и рекомендуемой литературы

    Глинка Г.А. «Буду говорить, читать, писать правильно». Изд. СПб, Москва, 1996

    Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)». Изд. Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2007

    Соловьева Н.В. «Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи». Изд. Творческий Центр, Москва, 2009


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Различение слов, близких по звуковому составу.

    Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на 6 этапов.  Я бы хотела представить вам несколько игр и упражнений, направленны...

    Анализ звукового состава слова.

    Осознанный анализ звукового состава слова – сложное умственное действие, это умение различать звуки в составе слова и определять их местоположение  в слове.Подготовить детей к овладению анализом ...

    Таблица для анализа перспективного плана воспитательно-образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО.

    в помощь старшим воспитателям и воспитателям групп для контроля и самоконтроля...

    Использование приемов наглядного моделирования в работе над звуковым и слоговым составом слова.

    Моделирование  как наглядно- практический метод получает большое распространение в последнее время. В педагогике под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование в целях ...

    Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с принципами ФГОС ДО

    В данной таблице отражены основные критерии, опираясь на которые создаем  предметно-пространственную развивающую среду для  детей, посещающих  логопедический пункт в ДОУ....

    Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха. РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

    Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха.РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ....