Анализ звукового состава слова.
статья по логопедии по теме
Осознанный анализ звукового состава слова – сложное умственное действие, это умение различать звуки в составе слова и определять их местоположение в слове.
Подготовить детей к овладению анализом звукового состава слов – это, прежде всего, объяснить им значение слов-терминов «звук» и «слово».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ звукового состава слова.
Осознанный анализ звукового состава слова – сложное умственное действие, это умение различать звуки в составе слова и определять их местоположение в слове.
Подготовить детей к овладению анализом звукового состава слов – это, прежде всего, объяснить им значение слов-терминов «звук» и «слово».
Вначале предоставить детям возможность познакомиться со значением термина «звук», как составным элементом слова.
Дети слушают звуки, производимые различными предметами, а логопед обращает внимание на причину их образования (движения предметов), на возможность самим извлекать звуки, разными способами, приводя в движение предметы или их части: удар палочками о дно барабана, постукивание деревянными ложками о колено и др.
Для того чтобы полностью раскрыть значение термина «слово» можно познакомить детей с основными его признаками: 1) слово представляет собой звуковую совокупность; 2) слово всегда имеет определенное значение (о чем-нибудь говорит или что-нибудь означает).
Для большей наглядности можно провести игру.
Цель: ознакомление ребенка со значением термина «слово».
Логопед готовит кружочки красного, синего цвета.
Только притронулся ребёнок к первому, как он зазвучал протяжно «а». Ребенок нажимает на красный кружочек и произносит звук «а». Нажимает на синий кружок, слышит: «б», а третий кружок, будто ветерок, запел «в». Можно нажимать подряд на все кружочки и слушать как они звучат:
«ш» – шипит синий кружок,
«у» – гудит красный,
«ж» – жужжит синий,
«о» – поет красный.
«Что же это за кружочки, на них нажимаешь, и они звучат?» «Это звуки» – довольно быстро догадывается ребенок.
«Для чего нужны звуки. Давайте и мы подумаем, для чего нужны звуки» – предлагает логопед.
Логопед выкладывает на столе набор звукового ряда для слова «мак», сопровождая свои действия объяснением: «Ставлю три звука в ряд. Первый, синий кружок – звук М. Второй, красный – звук А. Третий, синий – К. Слушай внимательно, как я буду произносить эти звуки подряд».
Логопед, интонируя длительность звучания двух первых звуков и акцентируя мгновенность последнего, произносит: МАК. Если ребенок не улавливает слово на слух, то логопед повторно произносит ряд звуков (МАК), укорачивая интервалы между ними, пока ребенок не поймет, что произнесено слово «мак».
Логопед разъясняет: «Я произнес (ла) звук М, и мы с тобой его услышали. Но этот звук нам еще ни о чем не сказал. Звуки А и К тоже нам ничего не сказали. А когда они встали рядом и прозвучали вместе один за другим, то получилось слово. И это слово говорит нам о красивом цветке, который называется «мак».
Приведем пример закрепления знаний дошкольников об основных признаках слова, где в роли звуков выступают сами дети: «Будем играть в «живые звуки», – предлагает логопед. – Мы поставим их в ряд. Пусть они по порядку зазвучат, а мы внимательно послушаем и догадаемся, какое слово получится из этих звуков».
Дети выстраиваются в соответствии с последовательностью звуков. «Внимание, начинайте звучать!» – с этими словами логопед, встав позади детей, поочередно прикасается к плечу каждого ребенка, тем самым приглашая его к действию.
Логопед подводит детей к выводу, что из звуков можно построить слово, которое нам обязательно что-нибудь скажет. «О чем нам говорит слово «суп»? О пище».
Логопед предлагает ребенку самому назвать слово и сказать, о чем оно говорит.
Ознакомление со звуками можно проводить в любую свободную минуту (на прогулках, по дороге домой и т.д.), так и на речевых занятиях.
Полезно включать двух-, трехминутные звуковые упражнения в различные занятия, не нарушая логического ведения. Можно предложить ребенку вспомнить вещи, какие можно связать, в названии которых есть звук ш (шарф, шапку), звук р (рукавицы, свитер, шарф); вспомнить, что растет на огороде со звуком р (редис, горох, картофель); отыскать деревья и кустарники, в названиях которых слышатся звуки б, к (береза, боярышник…); при рассматривании картины отыскиваются предметы, в названиях которых слышатся какие-либо звуки.
Задача логопеда – научить детей выделять в словах любой звук, как легко слышимый и произносимый (р, м, с, у, л, н, о), так и трудно произносимый (к, г, б, п, д, т).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-353086-1385300613.jpg)
Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»
Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение, подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание усидч...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/16/picture-948305-1505556425.jpg)
Таблицы для анализа звукового состава слова и состава предложения: новые варианты традиционной методики
Данный материал является обобщением моего опыта работы по формированию у детей навыков звукового анализа слов. Методика использования таблиц для звукового анализа помогает поддерживать связь полученны...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/15/picture-1017965-1584255430.jpg)
Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»
Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/07/picture-1172065-1570475635.jpg)
Портфолио: «Методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста со слоговым и звуковым составом слова»
Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т.е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступны...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/12/picture-1384343-1665593299.jpg)
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...