Анализ звукового состава слова.
статья по логопедии по теме

Осознанный анализ звукового состава слова – сложное умственное действие, это умение различать звуки в составе слова и определять их местоположение  в слове.

Подготовить детей к овладению анализом звукового состава слов – это, прежде всего, объяснить им значение слов-терминов «звук» и «слово».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_zvukovogo_sostava_slova.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ звукового состава слова.

Осознанный анализ звукового состава слова – сложное умственное действие, это умение различать звуки в составе слова и определять их местоположение  в слове.

Подготовить детей к овладению анализом звукового состава слов – это, прежде всего, объяснить им значение слов-терминов «звук» и «слово».

Вначале предоставить детям возможность познакомиться со значением термина «звук», как составным элементом слова.

Дети слушают звуки, производимые различными предметами, а логопед обращает внимание на причину их образования (движения предметов), на возможность самим извлекать звуки, разными способами, приводя в движение предметы или их части: удар палочками о дно барабана, постукивание деревянными ложками о колено и др.

Для того чтобы полностью раскрыть значение термина «слово» можно познакомить детей с основными его признаками: 1) слово представляет собой звуковую совокупность; 2) слово всегда имеет определенное значение (о чем-нибудь говорит или что-нибудь означает).

Для большей наглядности можно провести игру.

Цель: ознакомление ребенка со значением термина «слово».

Логопед готовит кружочки красного, синего цвета.

 Только притронулся ребёнок к первому, как он зазвучал протяжно «а». Ребенок нажимает на красный кружочек и произносит звук «а». Нажимает на синий кружок, слышит: «б», а третий кружок, будто ветерок, запел «в». Можно нажимать подряд на все кружочки и слушать как они звучат:

«ш» – шипит синий кружок,

«у» – гудит красный,

«ж» – жужжит синий,

«о» – поет красный.

«Что же это за кружочки, на них нажимаешь, и они звучат?» «Это звуки» – довольно быстро догадывается ребенок.

«Для чего нужны звуки. Давайте и мы подумаем, для чего нужны звуки» – предлагает логопед.

Логопед выкладывает на столе набор звукового ряда для слова «мак», сопровождая свои действия объяснением: «Ставлю три звука в ряд. Первый, синий кружок – звук М. Второй, красный – звук А. Третий, синий – К. Слушай внимательно, как я буду произносить эти звуки подряд».

Логопед, интонируя длительность звучания двух первых звуков и акцентируя мгновенность последнего, произносит: МАК. Если ребенок не улавливает слово на слух, то логопед повторно произносит ряд звуков (МАК), укорачивая интервалы между ними, пока ребенок не поймет, что произнесено слово «мак».

Логопед разъясняет: «Я произнес (ла) звук М, и мы с тобой его услышали. Но этот звук нам еще ни о чем не сказал. Звуки А и К тоже нам ничего не сказали. А когда они встали рядом и прозвучали вместе один за другим, то получилось слово. И это слово говорит нам о красивом цветке, который называется «мак».

Приведем пример закрепления знаний дошкольников об основных признаках слова, где в роли звуков выступают сами дети: «Будем играть в «живые звуки», – предлагает логопед. – Мы поставим их в ряд. Пусть они по порядку зазвучат, а мы внимательно послушаем и догадаемся, какое слово получится из этих звуков».

Дети выстраиваются в соответствии с последовательностью звуков. «Внимание, начинайте звучать!» – с этими словами логопед, встав позади детей, поочередно прикасается к плечу каждого ребенка, тем самым приглашая его к действию.

Логопед подводит детей к выводу, что из звуков можно построить слово, которое нам обязательно что-нибудь скажет. «О чем нам говорит слово «суп»? О пище».

Логопед предлагает ребенку самому назвать слово и сказать, о чем оно говорит.

Ознакомление со звуками можно проводить в любую свободную минуту (на прогулках, по дороге домой и т.д.), так и на речевых занятиях.

Полезно включать двух-, трехминутные звуковые упражнения в различные занятия, не нарушая логического ведения. Можно предложить ребенку вспомнить вещи, какие можно связать, в названии которых есть звук ш (шарф, шапку), звук р (рукавицы, свитер, шарф); вспомнить, что растет на огороде со звуком р (редис, горох, картофель); отыскать деревья и кустарники, в названиях которых слышатся звуки б, к (береза, боярышник…); при рассматривании картины отыскиваются предметы, в названиях которых слышатся какие-либо звуки.

Задача логопеда – научить детей выделять в словах любой звук, как легко слышимый и произносимый (р, м, с, у, л, н, о), так и трудно произносимый (к, г, б, п, д, т).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»

Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение,  подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание  усидч...

Таблицы для анализа звукового состава слова и состава предложения: новые варианты традиционной методики

Данный материал является обобщением моего опыта работы по формированию у детей навыков звукового анализа слов. Методика использования таблиц для звукового анализа помогает поддерживать связь полученны...

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...

Портфолио: «Методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста со слоговым и звуковым составом слова»

         Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т.е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступны...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты»  (схемы для звукового анализа слов)...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...