Речевой материал для анализа звукового состава речи.
картотека по логопедии
Речевой материал для анализа звукового состава речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевой материал для анализа звукового состава речи.
Карточка 1. Условные обозначения. Карточка 2. звук у.
1. Условные обозначения: гласный звук – красный квадрат; твёрдый согласный – синий квадрат; мягкий согласный – зелёный квадрат; слог – короткая полоска; слово – длинная полоска.
2. Закрепить с детьми:
а) слова делятся на части (слоги);
б) слоги делятся на звуки. В слоге есть и один или несколько согласных. Есть звуки из одного гласного звука;
в) слово отличается от слога и звука тем, что имеет значение (слово – папа, слог – па, звук – п, а);
г) мы говорим предложениями. Предложения состоят из слов;
д) можно сосчитать количество и порядок слов в предложении (без предлогов и союзов). Например: Таня купила яблоко. (В этом предложении 3 слова: 1-е слово - Таня, 2-е - купила, 3-е - яблоко.);
е) есть короткие слова (предлоги): на, под, в, из, над, у. Короткие слова соединяют слова в предложения;
ж) при анализе предложения мы считаем и длинные, и короткие слова. Коля пьёт сок (3 слова). Коля пьёт сок из стакана (5 слов). 1. Звук у – гласный звук (его можно спеть, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук у, губы вытянуты трубочкой. Произнеси звук у 2 – 3 раза медленно и четко.
2. Хлопни в ладоши, если услышишь звук у: и – у – ы – у – а – у – и – у – а – и – ы – у – а – у – у – а – и – у.
3. Назови первый звук в словах: угол, Ира, Аня, улица, Алик, Оля, Игорь, осень, Алла, ослик, окна, удочка.
4. Подбери картинки, наклей их или нарисуй предметы. В названии которых звук у первый: утка, утюг,ухо, улитка, удав. Уля, улей, уход.
5. Определи, в каких словах слышится звук у: муха, дом, паук, мак, кот, сок, магазин, утюг, иголка, какаду, ива, машина.
6. Определи позицию звука у в словах: утка, муха, паук, какаду, эму.
7. Выучи:
Устала утка на пруду
Учить своих утят.
Утята плавать на виду
У мамы не ходят.
Карточка 3. звук а Карточка 3. звук а
1. Звук а – гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук а, рот широко открыт, язык отодвинут назад. Произноси звук а 2 – 3 раза медленно и четко.
2. Подними руку, когда услышишь звук а: и – а – о – у – а – и – а – а – ы – а – у – о – а – у – а – и.
3. Назови 1-й звук в словах: уши. Аня, улитка, апельсин, обувь, индюк, облако. Арка, астры, овощи, аист, удочка, озеро, антенна, утюг, армия.
4. Подбери картинки, наклей их или нарисуй предметы, в названии которых первый звук а: аист, Аня, Алик, апельсин, ананас, антенна, аптека, азбука, автобус.
5. Послушай и назови, в каких словах слышится звук а: утюг, аист, индюк, Алик, ослик, санки, танк, мука.
6. Определи позицию звука а в словах: Алик, танк, мука, аист, мак, пила.
7. выучи:
Аист, азбука, айва
Начинаются на а.
Карточка 4. звук и Карточка 5. Звук о
1. Звук и – гласный звук (его можно петь. Тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда произносим звук и, губы улыбаются, язык находится внизу. Произнеси звук и медленно и четко 2 – 3 раза.
2. Открой глаза, когда услышишь звук и: и – о – у – а – и – у – и – о – э – и.
3. Назови 1-й звук в словах: ива, Аня, окна, уши, иней, Алик, осень, утка, искры, угол, иглы, обувь, иволга.
4. Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы, в названии которых звук и первый: ива, иней, Инна, иголка, Иван, индюк.
5. Определи, в словах слышится звук и: ива, дом, вилка, мак, малина, утка, петух, кот, мухи, пауки, суп, Инна.
6. Определи позицию звука и в словах: ива, иней, малина, бинт, мухи, пауки.
7. Выучить:
Иней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
1. Звук о – гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук о, губы округленны. Произнеси звук о медленно и четко 2 – 3 раза.
2. Подними руку, когда услышишь звук о: о- и – у – о – а – и – о – у – а – и – о – и – у – о.
3. назови 1-й звук в словах: Оля, Аня, улитка, ива, обувь. Аист. Уши, иней, азбука, улица, Ира, окна.
4. Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы, в названии которых слышишь звук о: окна, муха, мак, обувь, ива, дом, паук, кот, бинт, яйцо.
5. Определи, в словах слышится звук о: окна, обувь, Оля, окунь, овод.
6. Определи позицию звука о в словах: обувь, дом, пальто, окунь, кот, окно.
7. Отгадай и выучи:
Вот так дом – одно окно,
А в окне идёт кино.
(телевизор.)
Карточка 6. Звук э Карточка 7. Звук ы
1. Звук э – гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук э, губы в улыбке, язык внизу. Произнеси звук э медленно и четко 2 – 3 раза.
2. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук э: и - э – о – у – э – а – э – и – о – у – э – о – у – э – а – и – э.
3. Назови 1-й звук в словах: эхо, уши, осы, аист, эму, Эдик, Оля, Эмма, Аня, Эля, иней.
4. Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы, в названии которых слышишь звук э: Эмма, Эдик, эхо, Эля.
5. Определи, в словах слышится звук э: Эмма, дом, мак, Эдик, кит, эхо, паук, Эля, муха, Аня, утка.
6. Определи позицию звука э в словах: Эмма, поэт, галифе, эхо, дуэт, эльф, этикетка.
7. Выучи:
Эхо, эхо, вот потеха!
8. Послушай, сколько звуков, назови первый, второй, третий звуки: ау, а, и, аэ, эаи, уиэ. 1. Звук ы – гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук ы, губы в улыбке, язык внизу за зубами. Произнеси звук ы медленно и четко 2 – 3 раза.
2. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук ы: ы - а – и – э – ы – у – о – ы – и – о – ы – о – у – э – ы.
3. Назови 1-й звук в словах: эхо, уши, осы, аист, эму, Аня, осень, Эму.
4. Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы, в названии которых слышишь звук ы в середине и в конце: дым, дыня, тыква, паук, бык, бинт, дубы.
5. Определи, в каких словах слышится звук ы: дым, кот, мак, дыня, утка, тыква, паук, бык, бинты.
6. Определи позицию звука ы в словах: дым, бык, конфеты, тыква, дубы, ноты, бегемоты, дыня.
7. Выучи:
Когда ноги вы,
Когда ноги мы,
Когда ноги ты,
Тогда ноги вымыты.
Карточка 8. Гласные звуки. Карточка 9. Звук п
1. Расскажи, какие звуки называются гласными. (Звуки, которые можно петь, тянуть, которые произносятся легко, свободно, без преграды и с голосом, называются гласными.)
2. Назови, сколько всего гласных звуков. (6 – а, о, и, ы, у, э.)
3. Вспомни и назови слова, которые начинаются с гласного звука: а, о, и, э, у.
4. Повтори ряд звуков: а – о – у – и; у – э – о – а; и – о – ы – у; о – э – у – ы и т. д.
1. Звук п – согласный звук, твердый. При произнесении звука п губы смыкаются, язык лежит внизу. Губы – это преграда для воздушной струи. Звук п глухой, произносим его без голоса. Произнеси п быстро и четко 2 – 3 раза.
2. Повтори за мной: ап – оп - уп; оп-уп-ап; ап-оп-уп-ип; оп-уп-ип-ап; уп-ип-ап-оп.
3. Сделай звуковой анализ обратного слога.
Повтори слог. Сколько всего звуков в слоге? Какой 1-й звук? Какой 2-й? произнеси слог, проговаривая последовательно 1-й и 2-й звуки: ап, оп, уп, ип.
4. Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы со звуком п в начале слова: поляна, паук, пакет, пальма, павлин, панама, пальто, пулемёт, паутина, подкова, Полина.
5. Определи, в каких словах слышится звук п: паук, мак, муха, бант, танк, пакет, дом, пальма, кот, ток, куст, пальто.
6. Отхлопай слово. Назови, сколько частей (слогов) в таких словах: папа, панама, липа, пух, паук, пулемёт, плита, потоп, топ.
Карточка 9. Звук п Карточка 10. Звук т
7. Закрепи произношение звука п в словах. Игра «Чего не стало».
Образец: паук – нет паука, пауки – нет пауков. Слова: липа, пакет, пальма, панама, поляна, подкова.
8. Выучи скороговорку:
От топота копыт
Пыль по полю летит.
1. Звук т – согласный звук, твердый. При произнесении звука т рот открыт, кончик языка упирается в верхние зубы. Произносим его без голоса, звук т глухой. Произнеси т быстро и четко 2 – 3 раза.
2. Повтори за мной: ат – от- ут-ит; от-ут-ит; ут-ит-ат-от; ит-ат-от-ут.
3. Сделай звуковой анализ обратного слога.
Повтори слог. Сколько всего звуков в слоге? Какой 1-й звук? Какой 2-й? произнеси слог, проговаривая последовательно 1-й и 2-й звуки: ат, ут, ит.
4. Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы со звуком т в начале слова: Тома, тыква, Таня, тополь, танк, туфли.
5. Отхлопай слово. Назови количество частей (слогов) в слове.
6. Игра «1, 2, 5». Образец: 1 тополь – 2 тополь – 5 тополь.
Слова: тыква, Таня, танк, туфли.
7. Выучи скороговорки:
У кита китовый бок.
Вика и Ника идут в кино.
Карточка 11. Согласные звуки Карточка 12. Звуки п – т – к.
1. Скажи, какие звуки называются согласными. (При произнесении согласных звуков на пути воздушной струи образуется преграда.)
2. Скажи, чем образуется преграда. (Губами, зубами, языком.)
3. Назови пройденные звуки (п – т – к.)
4. Скажи, чем похожи и чем различаются эти звуки. (Все они согласные, глухие; различие в том, как образуется преграда: п – губами, т – кончиком языка, к – спинкой языка.)
1. Повтори звуки п – т – к. Назови слова со звуками п, т, к (3 – 4 слова на каждый звук) по картинкам в тетрадке.
2. Определи последний звук в словах: мак, кот, веник, паук, кит, потоп, бант, индюк.
3. Запомни и повтори: па-ка-та; ка-та-па; ко-то-по; ак-ап-ат.
4. Определи (отхлопай) количество слогов в слове: кабина, батон, туфли, пеликан, конь, пони, панама, пулемёт, ток. (В слове пеликан – 3 слога: 1-й – пе, 2-й – ли, 3-й – кан.)
5. По картинкам (в тетрадке) составь простые предложения из трёх слов. (Паук плетёт паутину. Паук, паутина – опорные слова.)
6. Повтори скороговорки:
Купи кипу пик.
От топота копыт пыль по полю летит.
За гиппопотамом по пятам.
Топает гиппопотам.
Карточка 13. Звук х Карточка 13. Звук х
1. Звук х – согласный, твёрдый, глухой (произносим без голоса). Когда произносим звук х, рот полуоткрыт. Губы в положении следующего гласного, кончик языка опущен вниз, спинка языка сближается с мягким нёбом. Произнеси звук х 2 – 3 раза.
2. Определи позицию звука х в словах: мох, хлеб, хобот, петух, пух, хомяк, мех, хоккей (дети делают иллюстрации к этим словам-названиям).
3. Сделай звуковой анализ обратного слога: ах, ух, ох.
4. Закрепи звук х в произношении. Игра «Один - много».
Образец: поход – походы. Слова: муха, кухня, яхта, петух, хомяк, мех, монах.
5. Объясни пословицы:
Делано наспех, сделано на смех.
Поспешишь, людей насмешишь.
Хоть ноги длинные у спеха, но не доводят до успеха.
6. Выучи скороговорку:
Хохотуньи хохотали:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха,
Хохотали: ха-ха-ха,
Увидали петуха.
Карточка 14. Звук хь Карточка 14. Звук хь
1. Звук хь – согласный, мягкий (произносим ласково, глухой (произносим без голоса). Преграда для воздушной струи – спинка языка, прижата к нёбу. Когда произносим звук хь, рот полуоткрыт, губы в улыбке, кончик языка опущен вниз и прижат за нижними зубами, спинка языка прижимается к нёбу. Произнеси звук хь 2 – 3 раза.
2. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук хь в словах: халат, кот, хитрый, голубь, муха, хек, кино, гири, хобот, голова, кит, мухи, ухо, петухи, кеды, гамак, духи.
3. Послушай внимательно и повтори. (Выделенные слоги подчеркни интонационно.) Хи – хи – хи. Хи – хи – хи. Хе – хе – хе. Хе – хе – хе.
4. К выделенным в задании 2 словам-названиям подбери или сделай рисунки в тетрадке, определи позицию звука хь в словах.
5. Закрепи звук хь в произношении слов. Игра «Много - один».
Образец: мухи – муха. Слова: петухи, вдохи, выдохи, папахи. 6. Выучи чистоговорку:
Хи-хи-хи,
Хи-хи-хи,
В поле пели петухи.
Карточка 15. Звук ль Карточка 16. Звук Й
1. Звук ль – согласный, мягкий. Когда мы произносим звук ль, губы улыбаются, кончик языка прижимается к альвеолам за верхними зубами. Произнеси звук ль 2 – 3 раза.
2. Подбери или нарисуй в тетради картинки к словам-названиям со звуком ль.
3. Определи позицию звука ль в словах: филин, лимон, ель, уголь, малина, лейка, медаль, билет, лента, пальто.
4. Закрепить звук ль в произношении. Игра «Чего (кого) не стало».
Образец: олени – нет оленей. Слова: плиты, вафли, валенки, поляны, тюльпаны, блины.
5. Составь предложения (по картинкам) со словами из задания 3 – «Что у кого?»: У Лены лейка (лимон, лента и т. д.). У Коли пальто (уголь, медаль).
6. Выучи скороговорку:
Мы еле, еле
Поймали налима на мели.
1. Звук й - согласный, мягкий, звонкий. При произнесении звука й губы улыбаются, кончик языка внизу за зубами, спинка языка выгибается дугой. Воздушная струя тёплая, короткая. Произнеси звук й 2 – 3 раза.
2. Подбери и наклей или нарисуй картинки к словам – названиям со звуком й.
3. Определи позицию звука в словах: йод, йога, йогурт; чай, май, соловей, воробей, дуй, пей, мой; майка, лайка, балалайка, сойка.
4. Сделай звуко – слоговой анализ слов: май, майка.
5. Составь слово из слогов: вей, ло, со; ба, лай, ка, ла; гурт, йо; ро, бей, во.
6. Закрепи звук й в произношении. Игра по картинкам «Чего нет?»: йод–нет йода и т. д.
7. По картинкам составь предложения.
Сосчитай слова в каждом предложении.
Карточка 16. Звук Й Карточка 17. Звук б
8. Составь предложение правильно. Работа с деформированным предложением: Чайник, на, стоит, стол. Лайка, кота, лает, на, громко. На, соловей, поёт, ветка.
Какое короткое слово (предлог) встречается во всех предложениях?
9. Запомни чистоговорку:
Ехали мы, ехали,
До ели доехали,
Ель мы объехали
И дальше поехали.
1. Звук б – согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука б губы крепко сжимаются, язык спокойно лежит во рту, воздушная струя быстрая; произносится с голосом. Произнеси звук б 2-3 раза.
2. Подбери в тетради рисунки к словам-названиям со звуком б.
3. Определи позицию звука б в словах: бык, бак, балкон, бутылка, батон, автобус, глобус, бант, ботинки, банка, бусы, банан, будильник, хобот, собака, соболь, бумага, азбука, кабан.
4. Сделай звуко-слоговой анализ слов: бант, бусы, батон.
5. Составь слово из слогов: ка, бул; ки, со, ба; бан, ба, ра; ба, шка, бу.
6. Закрепи произношение звука б. Игра
«Назови ласково».
Образец: бант – бантик. Слова: банан, бык,
балкон, бутылка, буква, бумага, банка.
7. Составь по картинкам 5-6 предложений. Сосчитай, сколько слов в предложении.
Карточка 17. Звук б Карточка 18. Звук д
8. Составь предложение правильно. Работа с деформированным предложением: Бабушка, поставить, в, банка, шкаф. Банан, в, пакет, лежать. Собака, спать, в, будка. В, азбука, есть, много, буквы.
9. Запомни чистоговорку:
Бан-бан-бан-бан-
по лесу идет кабан.
Бы-бы-бы-бы-
на поляне есть дубы.
Бу-бу-бу-бу-
сидит дятел на дубу.
Бо-бо-бо-бо-
все мы любим «би-ба-бо».
1. Звук д – согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука д губы округлены, кончик языка ударяется за верхними зубами, голос образуется, воздух выходит толчком. Произнеси звук д 2-3 раза.
2. Сделай иллюстрации в тетради к словам-названиям со звуком д.
3. Определи позицию звука д в словах: дом, дым, дыня, два, дуга, душ, Даша; звезды, фундук, солдат, ладонь, гнездо, бидон, посуда.
4. Выполни звуко-слоговой анализ слов: домик, судак, дымок, бидон.
5. Составь слово из слогов: зды, звё; дыш, лан; до, блю; я, ды, го; до, ста; ка, дуд; дат, сол.
6. Закрепи звук д в произношении. Игра «1,2,5»: 1 дом – 2 дома – 5 домов. Слова: дыня, Даша, звезда, солдат, ладонь, гнездо, бидон, судак.
7. Составь предложение правильно. Работа с деформированным предложением: Самолет, лететь, над, дом. Даша, любить, есть, дыни. Звезды, гореть, на, небо. Судак, плавать, в, река.
8. Запомни чистоговорку:
Да-да-да, да-да-да-
моет руки нам вода.
Ды-ды-ды, ды-ды-ды-
мы не можем без воды.
До-до-до, до-до-до-
моем мы лицо водой.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду-
сильно на руки подуй.
Карточка 18. Звук д Карточка 19. Звук г
8. Запомни чистоговорку:
Да-да-да, да-да-да-
моет руки нам вода.
Ды-ды-ды, ды-ды-ды-
мы не можем без воды.
До-до-до, до-до-до-
моем мы лицо водой.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду-
сильно на руки подуй.
1. Звук г – согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука г губы округлены, кончик языка отодвигается назад, корень языка поднимается к нёбу. Голос образуется, воздушная струя сильная, короткая. Произнеси звук г 2-3 раза.
2. Сделай иллюстрации в тетради к словам- названиям со звуком г.
3. Определи позицию звука г в словах: гуси, губы, гамак, голуби, газета, губка, гвозди; вагон, нога, бумага, книга, иголка, кегли, попугай; магазин, гвоздика.
4. Сделай звуко-слоговой анализ слов: вагон, бумага, голуби, гамак, газета.
5. Составь слово из слогов: си, гу; бы, гу; мак, га; и, кА, гол; по, гай, пу; бу, га, ма; ма, зин, га.
6. Закрепи звук г в произношении. Игра «Голубая, голубой, голубые». Слова: гамак, глубь, вагон, попугай, газета, губка, книга, гвоздика.
7. Запомни рассказ. Скажи, сколько слов в каждом предложении. Галя маленькая Галю испугали гуси. Гуси гоготали: «Га-га-га!» Галя гусей не боится. Галя веткой гонит гусей. Гуси бегут от Гали.
Карточка № 20. Звук с Карточка № 21. Звук сь
1. Звук с – согласный, твердый, глухой, свистящий. При произнесении звука с губы улыбаются, широкий кончик языка прижат за нижними зубами, боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам, спинка языка поднята и вогнута в альвеол, воздушная струй холодная. Произнеси звук с 3 – 4 раза медленно и четко.
2. Подбери рисунок в тетради к словам-названиям со звуком с.
3. Определи позицию звука с в словах: санки, носки, весы, лес, автобус, лиса, сумка, кактус, стакан, бусы.
4. Сделай звуковой анализ слога са.
5. раздели слова на части (слоги, отхлопывая: сад, ко – сы, са – ни, а – на – нас, са – мо – лёт, но – сок.
6. Закрепи звук с в произношении. Игра «Скажи ласково». Образец: сад – садик. Слова: лиса, самолёт, лес, пояс, лист, сундук, сын.
7. Закончи предложения и повтори их целиком: Саня и Соня посадили (сосну). В саду стоит высокая (сосна). Скамейку поставили под … (сосну).
8. Выучить:
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Где снег, там и след.
1. Звук сь – согласный, мягкий, глухой, свистящий. При произнесении звука сь губы улыбаются, кончик языка внизу, спинка языка касается нёба, воздушная струя холодная. Произнеси звук сь 3 – 4 раза медленно и чётко.
2. Определи позицию (начало, середина, конец) звука сь в словах: семь, письмо, гусь, синька, сито, такси, кисель, тесёмка, василёк, сетка, высь. Подготовь в тетрадке рисунки к этим словам-названиям.
3. Сделай звуковой анализ слога су.
4. Закрепи в произношении звук сь. Игра «Какой – какая – какое?» Синий, синяя, синее. Дети согласуют прилагательные с существительными, выбранными из задания 2.
5. Составь по картинкам предложения со словами: Сима, василёк; Сёма, гусята; Вася, кисель; Люся, селёдка.
6. Выучить стихотворение:
Мы сидим на лесенке,
И поём мы песенки.
Карточка № 22. Звук з Карточка № 23. Звук зь
1. Звук з – согласный, твердый, звонкий, свистящий. При произнесении звука з губы улыбаются, широкий кончик языка прижат за нижними зубами, боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам, спинка языка поднята и вогнута в альвеол, воздушная струй холодная. Звук произносится с голосом. Какая преграда для воздуха? Произнеси звук з 3 – 4 раза медленно и четко.
2. Определи позицию звука з в словах: зонт, ваза, мозаика, зубы, язык, звонок, замок, азбука, гнездо. Слова оформи иллюстративно в тетрадке.
3. Раздели слова на части (слоги, отхлопывая: за – пад, ко – за, за – но – за, му – зы – ка, фа – зан, зонт.
4. Закрепи звук з в произношении. Игра «Чего (кого) не стало?». Образец: козы – нет коз. Слова: зонты, вазы, зубы, загадки, звуки, гнёзда.
5. По картинкам составь предложения со словами, выбранными из задания 2. Игра «Что у кого?». У Зои … зонт, ваза и т. д. У Лизы … звонок, мозаика и т. д.
6. Выучи скороговорку:
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
7. Объясни выражение «знать на зубок». (Знать что – то очень хорошо.) 1. Звук зь – согласный, мягкий, звонкий (произносится так же, как звук сь, только с голосом). Назови преграду для воздушной струи. (Спинка языка касается нёба.) Произнеси звук зь 3 – 4 раза медленно и чётко.
2. Определи позицию (в начале, в середине слова) звук зь в словах: Зина, земля, изюм, земляника, газета, зима, музей, магазин, зяблик, обезьяна. Сделай иллюстрации в тетрадке.
3. Сделай звуковой анализ слова суп.
4. Закрепи в произношении звук зь. Игра «1, 2, 5». Согласуй числительные 1, 2, 5 со словами из задания 2 (кроме слов изюм, земля).
5. По картинкам составь предложения со словами из задания 2. Что (Кого)любит Зина? Зина любит землянику. И т. д.
6. Повтори:
Зи – зи – зи – сено отвези.
Зе – зе – зе – сено дам козе.
Карточка № 24. Звук ц Карточка № 25. Звук ш
1. Звук ц – согласный, твердый, глухой, свистящий. При произнесении звука ц кончик языка ударяется о верхние зубы (т) и прячется за нижние зубы (с). Голос не образуется. Воздушная струя холодная, сильная, идёт по середине языка. Произнеси звук ц 2 – 3 раза.
2. Сделай иллюстрации в тетради к словам – названиям со звуком ц. Определи позицию звука ц в словах: цыплёнок, пуговица, цепь, цветы, улица, мыльница, пшеница, кольцо, цапля, заяц, овца, полотенце, мельница, синица, гусеница.
3. Сделай звуко – слоговой анализ слов: цветы, цапля.
4. Закрепи звук ц в произношении. Игра «Таня и Танечка». Образец: У Тани голубое платье, а у Танечки – голубенькое платьице. Лексический материал: душистое мыло, тёплое одеяло, вкусное угощение, письмо от бабушки.
5. По картинкам составь предложения из 3 – 4 слов.
6. Выучи чистоговорку:
Ца – ца – ца – на лугу стоит овца.
Цы – цы - цы – у синицы есть птенцы.
Цо – цо – цо - на столе у нас кольцо.
Цу – цу – цу - дам всем детям по кольцу.
1. Звук ш – согласный, твердый, шипящий. При произнесении звука ш губы вытягиваются вперёд, широкий кончик языка поднят вверх, воздушная струя теплая, рассеянная. Произнеси звук ш 3 – 4 раза медленно и чётко.
2. Подбери и наклей картинки, определи позицию звука в словах: шапка, шкаф, шайба, шуба, шина; кошка, мыши, машина, подушка, вишня; малыш, камыш, ландыш, шалаш.
3. Сделай звуковой анализ слов шкаф, штаны.
ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – И согласный, звонкий – глухой, мягкий твердый)
Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики.
Сделаем звуковой анализ слова ДОМ:
1. Выделим голосом первый звук:
ддд-ом – первый звук Д – он согласный, звонкий, твердый - обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.
2. Выделим голосом второй звук :
д – ооо – м - второй звук О – он гласный – обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук: до –ммм - третий звук М – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.
В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный. Согласные звуки Д и М. Гласный звук О.
Назовем звуки по порядку: Д О М.
Напишем слово буквами:ДОМ
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА КИТ
1. Выделим голосом первый звук:
кькькь – ит – первый звук Кь – согласный, глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком.
2. Выделим голосом второй звук – кииит, второй звук И, Обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук – киттт,третий звук Т, он согласный, глухой твердый, обозначим его синим квадратиком.
В слове кит 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т.
ПОДСКАЗКА.
Буквы, обозначающие звонкие звуки: М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.
Буквы, обозначающие глухие звуки: П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.
Звонкий или глухой звук дети определя-ют положив руку на горло. Если во время произнесения звука «горло звенит» - звук звонкий. Если «не звенит» - глухой
Буквы, обозначающие всегда твердые звуки: Ш, Ж, Ц.
Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки: Щ, Ч, Й.
Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий: Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.
Мягкость и твердость звуков дети определяют на слух:
МЕЛЬ – звук ль мягкий.
МЕЛ – звук л твердый.
КОТ – звук К твердый.
КИТ – звук Кь мягкий.
Проконтролировать следующим образом: Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук.
Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук.
Звуков Е,Ё,Ю,Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.
Звонкие согласные звуки на конце слов в речи оглушаются и заменяются парным глухим: Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.
Пишем ЛЁД - говорим [ЛЁТ]
Пишем НОЖ - говорим [НОШ]
Пишем СНЕГ - говорим[ СНЕК]
Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове после согласной обозначают соответственно звуки Э, О, У, А.
Все это необходимо учитывать при выполнении звукового анализа слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ звукового состава слова.
Осознанный анализ звукового состава слова – сложное умственное действие, это умение различать звуки в составе слова и определять их местоположение в слове.Подготовить детей к овладению анализом ...

Таблицы для анализа звукового состава слова и состава предложения: новые варианты традиционной методики
Данный материал является обобщением моего опыта работы по формированию у детей навыков звукового анализа слов. Методика использования таблиц для звукового анализа помогает поддерживать связь полученны...

Конспект занятия в старшей группе ОО «Речевое развитие» по теме: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
Конспект занятия в старшей группеОО «Речевое развитие»по теме: «Звуковая культура речи:дифференциация звуков ц – ч.Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»Цел...
Конспект занятие по речевому развитию на тему: " Звуковая культура речи. Звук [Ц]
Звуковая культура речи. [Звук Ц]. Упражнять детей в произносении звука [Ц] (изолированного, в слогах, в словах).Совершенствовать интонацию, выразительность речи.Учить различать слова со звуком [Ц...
Рекомендации для родителей по речевому развитию "Игры на звуковую культуру речи"
Актуальность данной рекомендации заключается в том, что речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка, формирование ребенка как личности напрямую связано с развитием речи. Для развити...

конспект по речевому разв. под. гр.Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Снежинка»Карасукского района Новосибирской области.Конспект непосредственно образовательной деятельности в под...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте...
