МЕТОДИЧЕСКОЯ РАЗРАБОТКА "ИГРЫ С ПЕСКОМ"
методическая разработка по логопедии по теме

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_peskom.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с песком

дополнение к Программе комплексного развития и коррекции

разных сторон психики детей.

 

Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.

Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Некоторое время назад в нашем центре была создана специальная комната для игр с песком - к ее созданию нас подтолкнула книга Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и Т.Грабенко «Чудеса на песке». Прочитали и поняли, что это то, что нужно!

Игры в песочнице - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, мы передаем в органичной для него форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе - воплощение жизни во Вселенной.

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура и подсказали К. Юнгу эту идею.

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении она установила 2 цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, другой - водой, и приготовила формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М.Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».

Формированием концепции «песочной терапии» (sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Для обучения детей с ограниченными возможностями развития уникальные возможности песка практически не использовались.

Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Для коррекционных игр в песочнице используется следующее оборудование:

1. Деревянный ящик размером 50x70x8 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера. Внутренняя поверхность ящика окрашивается в синий цвет или голубой. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта - небо. Ящик можно заменить и пластмассовой песочницей.

2. Чистый просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика, он может быть влажным или сухим. Песок задает символическую линию горизонта.

3.  «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх.

Наши дети - «особые», с ограниченными интеллектуальными и физическими возможностями – с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому мы предприняли попытку проводить игры - занятия с песком в качестве дополнительного методического приема

Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком.    

«... - Здравствуй, мы пришли с тобой в эту комнату, чтобы поиграть с песком. Давай поздороваемся с ним... Опустим в песочек руки... Что ты чувствуешь, песок какой - теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? А теперь поверни ладошки вверх, правда, теперь песок кажется прохладным? Давай поздороваемся с песком каждым пальчиком, а теперь кулачками. Давай поскользим «змейкой...»

Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины.          

Параллельно с этим важно помогать детям делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубока зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т.д.

После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании.

Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.

Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием.

Затем можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Мы рассказываем сказку и рукой ребенка передвигаем фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно.

Кроме того, с помощью игр на песке можно изучать грамоту, счет.

Занятия в песочнице являются очень полезными. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание, соотнесение речи с предметными действиями. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализованные игры и другие занятия.

В ходе занятий мы выяснили, что действия детей с песком можно условно разделить на 3 типа:

1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);

2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;

3) организация сюжетов, создание композиции.

При создании песочных композиций песочница позволяет использовать 3 формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный материал, который может использоваться для моделирования трехмерных форм.

При помощи разных инструментов и рук на песке можно создавать рисунки и отпечатки. Естественные природные объекты и миниатюрные фигурки ребенок может найти на полках и размещает в песочной композиции. Работа с песочницей позволяет создавать новые образы и не требует специальных умений.

Кроме того, песочница - прекрасный тренажер, пропедевтическое средство для подготовки руки к письму, к трудовой деятельности, для овладения специальными движениями.

 

Так как «Программа комплексного развития и коррекции разных сторон психики детей (психокоррекция)» предполагает 4 цикла обучения, то мы предлагаем в рамках циклов следующие направления работы:

 

Тема программы        

Цели:

Цикл 1 - ориентировочный

Чувствительные ладошки        

- пробуждение интереса, стимуляция внимания;

- знакомство со средой;

- пробуждение интереса к занятиям;

- обучение специальным движениям и их тренировка;

- развитие внимания, связанного с координацией движений;

- развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;

- развитие речи, памяти, мышления.

Цикл 2 - переход от предметно-манипулятивной игры к сюжетно-ролевой

Секреты сухого и мокрого песка        

- пробуждение интереса, стимуляция внимания;

- сравнение качеств сухого и мокрого песка;

- развитие внимания, связанного с координацией движений.

Цикл 3 - переход к самостоятельным действиям

Путешествие по

песочной стране        

- формирование умений произвольно концентрироваться на заданной группе мышц;

- развитие тонких тактильных ощущений;

- развитие умения действовать по инструкции;

- развитие пространственной ориентации;

- учить выстраивать композиции на песке по образцу.

Цикл 4 - подготовка к самостоятельной жизни

Познавательные игры на песке        

- усовершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;

- стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности,

- усовершенствование навыков позитивной коммуникации;

- закрепление представлений об окружающем мире;

- „проигрывание" разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

 

 

ОСЕННЯЯ КАРТИНКА

 Цели: развитие внимания, связанного с координацией движений;

развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;

развитие пространственного мышления,

развитие умений выполнять действия по инструкции,

коррекция умения сравнивать величины.

Оборудование: песочница, сосуд для увлажнения песка, муляжи тучек, пластмассовые формы для песка - «ручки».

 Ход занятия:

1.  Психнастрой

2.  Речевой настрой: Раз вдохнули, два вдохнули,

Хлопнули в ладошки,

А теперь садимся рядом,

Как в земле картошки.

3.  На прошлом занятии мы выяснили, что мы работаем с песком, что он - светлый, прохладный, сухой, сыпучий. На нем остаются следы, следовательно, мы можем рисовать.

- отпечатаем ладошки;

- «погружаем» ладошки в песок;

-   возьмите правую «ладошку» (левую), наложите на нее свою ладошку. Что больше, что меньше?

(с неговорящими детьми комментарий проводит взрослый).

4.  Какое у нас сейчас время года? (осень). Взрослый кладет на песок тучку (или рисует). Часто идет дождь, и мочит землю. Проведем линии от тучки вниз, на землю (с малышами - «рука в руке»).

Идет дождик, и внизу, на земле, получаются лужи (разрываем песок). Что у нас получилось? Настоящая осенняя картинка!  Как мы ее назовем?

5.  Тебе понравилось играть с песком? Твоим рукам приятно? Мне было приятно с тобой играть. У меня сейчас вот такое настроение - рисуем, какое. Я испытываю радость от общения с тобой.

6.  Отряхнем руки, и - в группу. Но по пути зайдем и вымоем руки с мылом. Спасибо, до свидания.

СЕКРЕТЫ МОКРОГО ПЕСКА

 Цели: познакомить со свойствами мокрого песка, вспомнить свойства сухого (подвести к выводу);

научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур,

стабилизация эмоционального состояния.

 Ход занятия:

1.  Приветствие.

2.  Психнастрой.

3.  Повторение свойств сухого песка.

4.  Что нужно сделать, чтобы песок стал влажным? (добавить воды)

Выливаем    немного   воды,    перемешиваем    так,    чтобы   половина песочницы была мокрой, а половина - сухой.

Опустим руки во влажный песок. Что ты чувствуешь? (холод, он влажный, мокрый, сырой, он перестал быть рассыпчатым, из него теперь можно что-нибудь слепить, он не «течет», а падает).

Давайте попробуем что-нибудь слепить из мокрого песка, («пирожки», комочки, можно поработать с формами для песка, а можно и показать, как из мокрого песка слепить буквы, например, или цифры).

Итак, какой вывод мы можем сделать? Мокрый песок - вязкий, из него можно делать любые формы.

 

 

 

отгадай загадку

 

Цель: Развитие мышления, моторики.

Стимульный материал: Песочница, миниатюрные фигурки.

 Ход игры:

Предварительная работа с песком - «Чувствительные ладошки», логомоторная и пространственно-временная ориентация.

Взрослый загадывает загадку, ребенок отгадывает ее, а в песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, он проверяет правильность ответа.

Загадки:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все,

Что хочешь!

Солнце, море,

Горы, пляж...

Что же это?.. (Карандаш)

 Сели птицы

На страницы

Знают быль и небылицы. (Буквы)

 Белый камушек

Растаял,

На доске

Следы оставил. (Мел)

 Прежде, чем его мы съели,

Все наплакаться сумели. (Лук)

 Телятки гладки

Привязаны к грядке,

Лежат рядками,

Зелены сами. (Огурцы)

 По реке плывет бревно.

Ох, и злющее оно!

Тех, кто в речку угодил,

Вниз утащит..(крокодил).

 

 

ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ

 Цель: Развитие и коррекция цветовосприятия, восприятия величины, научить детей определять количество слогов в словах, прохлопывая цвет цветка.

Стимульный материал: Песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках.

 Ход игры:

Взрослый. Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратится в цветочную клумбу.

Взрослый зачитывает стихотворную инструкцию:

На клумбе здесь растут цветы

Необычайной красоты.

Любуются все их цветеньем,

Вдыхают запах с наслажденьем.

Мы в клумбе три бороздки проведем,

Названия цветов на слоги разобьем!

Два слога в верхнюю сажаем,

Четыре слога — в третью грядку.

Теперь все вроде по порядку.

Итак, начнем сажать, друзья!

Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.

Трехсложные слова: ромашка, василек, лилия, гвоздика.

Четырехсложные слова: колокольчик, незабудка, хризантема.

После выполнения задания ведущий задает детям следующие вопросы.

1. Опиши цветок по цвету, форме, оттенку.

2.  Где чаще всего можно встретить этот цветок?

3.  Какие цветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке?

Дети вместе сочиняют сказку про цветы

 

 

 

УГАДАЙ, ЧТО СПРЯТАНО В ПЕСКЕ

 

Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.

Стимульный материал: Песочница, миниатюрные фигурки.

 Ход игры:

Ребенку предлагается, используя устное описание, угадать, что спрятано в песке. Для самопроверки - отыскать. Можно задать направление поиска: справа вверху, слева внизу и т.п.

Итог занятия

 

 

 

ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ

 Цель: Ознакомление  с  окружающим   миром,   развитие  мышления, речи, моторики.

Стимульный материал: Две песочницы, игрушечные овощи и фрукты.

 Ход игры:

По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

Кроме того, обращаем внимание на животных, которые живут рядом с человеком.

Итог занятия

 

 

 

ГОСТИ В ОГОРОДЕ

 Цель: Ознакомление  с окружающим  миром,   развитие  мышления, речи, моторики.

Стимульный материал: Игрушечный домик, песочница, фигурки Вани, Козы, Петуха, Барана, Зайца, овощей, счетные палочки - заборчик.

Ход игры:

Взрослый рассказывает историю:

Нынче Ваня очень занят –

У него не счесть забот,

Грядки нынче полет Ваня,

Поливает огород.

Ох, трудна моя работа,

Ох, болит спина и бок,

Ох, устал я отчего - то,

Ох, пойду посплю часок.

Нынче много дел у Вани,

У него не счесть забот -

Только лег на лавку Ваня –

Гости входят в огород.

 - Это я, Коза Козловна!

Ме-ме-е-е-е, хозяев нет?

Хорошо, когда на грядке

ля тебя готов обед!

(что выберет Коза?)

 - Это я, Петух Петрович!

Ку-ка-ре-ку-у-у-у – хозяев нет?

Хорошо, когда на грядке

Для тебя готов обед!

(что заберет Петух?)

- Это я, Баран Бараныч, Бе-е-е-е – хозяев нет?

Хорошо, когда на грядке

Для тебя готов обед!

(что выберет Баран?)

- Это я, Косой Зайчишка!

Скок - поскок, хозяев нет?

Хорошо, когда на грядке

Для тебя готов обед!

(что выбрал Заяц?)

 Нынче много дел у Вани,

У него не счесть забот,

Только встал с скамейки Ваня –

Гости мигом из ворот.

 Где морковь, а где капуста?

Лук исчез, пропал салат...

Ох, беда, на грядке пусто –

Кто же в этом виноват?!

-Ты один и виноват!

 

По окончании истории взрослый предлагает огородить грядки - помочь Ване сделать забор из цветных палочек.

КОВЕР-САМОЛЕТ ДЛЯ ПРИНЦЕССЫ

 

Цель: Научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше — больше, выше — ниже, справа, слева), закрепить знания о геометрических формах.

Стимульный материал: Треугольники, квадраты, круги, овалы, прямоугольники, различающиеся по цвету и величине.

 Ход игры:

Взрослый рассказывает сказку.

В сказочном царстве принцесса жила,

Очень красива, добра и мила.

Вдруг прилетел огнедышащий змей,

Чтоб на принцессе жениться скорей

И унести в мир страха и тьмы,

Сделать царицей змеиной страны.

Нам надо принцессу от змея спасти,

В заморские страны ее увезти.

Построим, ребята, ковер-самолет,

Нашу принцессу он точно спасет.

Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом.

После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы.

1. Найди и покажи самый маленький круг.

2. Найди и покажи самый большой квадрат.

3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.

4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.

5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т.д.

 

ДЕТСКИЕ СЕКРЕТИКИ

 

Цель: развивать мышление, воображение.

Стимульный материал: Песочница, набор миниатюрных игрушек.

 Ход игры:

У взрослого готова карта-схема с условными обозначениями домов, леса, гор, рек и т.д. Ребенок по данной схеме строит песочную картину.

Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка. Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.

Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.

ЦВЕТНЫЕ ЗАБОРЧИКИ

 

Цель: Развитие у детей сенсорного восприятия.

Стимульный материал: Песочница, счетные палочки (по десять красных, синих и зеленых), миниатюрные фигурки.

 

Ход игры:

На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета.

Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

 

 

 

ОБЩИМ СЛОВОМ НАЗОВИ И ЗАПОМНИ

 Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.

Стимульный материал: Песочница, миниатюрные фигурки.

 Ход игры:

Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное.

По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т.д. В конце игры дети сочиняют сказочную историю.

СТРОИТЕЛИ НА СКАЗОЧНОМ ОСТРОВЕ

 Цель: Развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планом-схемой.

Стимульный материал: Блоки треугольной, прямоугольной и квадратной формы различного цвета, палочки, миниатюрные фигурки животных, птиц, людей, конверт с письмом.

 Ход игры:

Взрослый рассказывает историю о бутылке, выброшенной на берег моря с письмом внутри. Ребенок берет бутылку и достает письмо следующего содержания.

В океане остров был чудесный,

Никому доселе не известный.

Замки, башни и дворцы

Возвели строители-творцы.

Но черные тучи вдруг набежали,

Солнце закрыли, ветер позвали.

Жители спрятаться только успели,

Огонь, ураган и дождь налетели.

Разрушено все: только камни одни.

Вот что осталось от этой страны.

Теперь не существует дивной красоты.

Остались лишь одни мечты, что...

 На этом письмо прерывается.

Взрослый задает детям следующие вопросы для обсуждения.

1.  Как вы думаете, о чем мечтал человек, написавший эту записку?

2. Что это был за человек?

Взрослый: Ребята, посмотрите, на обороте записки нарисованы чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте возьмем волшебную палочку, произнесем «Крибле-крабле-бумс» и переместимся на остров Сказки, где попробуем построить чудесные сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека. В путь!

 

ГОРОД, ГДЕ МЫ ЖИВЕМ

 

Цель: Развитие воображения, творческого мышления, закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, какие работают заводы...

Стимульный материал: Две песочницы, миниатюрные фигурки.

Ход игры

.Дети рассматривают большую демонстрационную песочницу, а в маленькой строят город - дома, улицы, транспорт, сады и парки. Попутно повторяем с детьми сведения о родном городе. Те, кто может читать, выкладывают из букв пластмассовой азбуки название города - Херсон.

 

СЕКРЕТЫ ЗЛОЙ КОЛДУНЬИ

 Цели: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики;

развитие и коррекция навыков тактильного восприятия;

коррекция счетных навыков;

развитие навыков произвольного слушания, выполнения многоступенчатой инструкции, данной в стихотворной форме;

развитие фонетико-фонематического слуха;

развитие мыслительных процессов анализа, сравнения, обобщения;

развитие речи, накопление словарного запаса, коррекция звукопроизношения.

Оборудование: песочницы с сухим и влажным песком, миниатюрные игрушки, цифры, буквы.

 Ход занятия:

1.  Психнастрой.

Раз вздохнули, два вздохнули,

Хлопнули в ладошки...

А теперь садимся рядом,

Как в земле картошки.

2.  Чувствительные ладошки

... Мне приятно, я чувствую прохладу песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. Вы тоже это чувствуете?

Я перевернула руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы?

Мне неудобно держать так руки. А вам? Что сделать, чтобы рукам вновь было удобно и приятно? Может, подвигать ими?

•   «поскользим», как змейки, всей ладонью, кулачками, каждым пальцем;

•   создадим отпечатки ладошек, кулачков, каждого пальчика...

•   «поиграем» на поверхности песка, как на клавиатуре пианино. А теперь так же, только по бортику песочницы. Сравните ощущения, где приятнее, где легче, где труднее?

•   Я спрячу руку в песке, а вы ее освободите. Аккуратно, чтобы я не почувствовала.

3.  Что же спрятано в песке?

Закройте, пожалуйста, глаза - посмотрите на наших гостей. Так, а теперь повернитесь.

В песке что-то спрятано. Что? Что нашел Коля? А что нашел Вадим? Это цифры. Вадим, возьми столько палочек, сколько указывает тебе цифра. Коля, а ты возьми столько, сколько указывает тебе твоя цифра. У кого палочек больше? У кого меньше? Напишите каждый свою цифру. Молодцы!

А теперь я приглашаю вас в сказку. Только это очень непросто. Вы хотите? Тогда перейдем сюда, (к песочнице с влажным песком).

Ну, что? Потянулись, прогнали усталость, начали!

В одну волшебную страну пришла беда большая.

В нее прокралась в темноте колдунья очень злая.

Одну зверушку захватила, и тут же в палку превратила

А буквы имени ее в темницу бросила, на дно.

Что делать, и куда бежать? Зверушку надо выручать!

Ну что, ребята, вы готовы? Там испытания суровы!

Тогда вперед! Сейчас река, а через реку два мостка.

Из буквы Ж и буквы Ш

(строим реку и устанавливаем два мостка)

Спокойно вспомните слова, где буквы Ж и буквы Ш

(называем слова с этими буквами)

Ну, вот, река и позади... Но дальше нет у нас пути

Дремучий лес вслед за рекой стал непролазною стеной.

(сажаем лес из елок, деревьев, веточек)

Лесные звери, помогите! А вы скорей их назовите!

(дети называют, а психолог подает соответствующую игрушку)

Гора возникла на пути - ни обскакать, ни обойти!

(строим гору)

Как научиться нам летать? Пора на помощь птичек звать!

(называем любых птиц)

И птички помогли нам в горе. Теперь на берегу мы моря.

(строим море)

Но как же переплыть нам море?

Ведь это - не широко поле.

Давайте хором рыбок звать! (называем рыб с помощью гостей)

Вы молодцы! Отлично звали.

И вот пришли. Здесь буквы бедные томятся

Нам надо их освободить, и имя правильно сложить.

Как только имя расшифруем, зверюшку мигом расколдуем.!

Итак, заданье к первой букве. Найдите общий звук в словах «Машина», «Музыка» и «мак». – М.

Вторая буква, вам на страх, есть даже сразу в трех словах - «Столы», и «Крыша», и «шары». Вы отгадали? Это - Ы.

А третья есть в словах «Шалаш», «Шарф», «Шапка», «Шкаф» и «Ералаш» - Ш

Ну, а четвертую сейчас вы отгадаете на раз. Слова здесь: «Кошка», «Кукла», «Лук». - К

Ну, а последнюю, друзья, не отгадать никак нельзя. «Арбуз», «Акула», «Ананас» - здесь буква спрятана от нас. - А

Кого же мы расколдовали? Как имя мы его узнали?

Дети читают   «МЫШКА»

Да, мышка - небось,

еще дрожит, трусишка!

А все, ребята, только вы –

Вы мышку бедную спасли!

По окончании сказки - итог и прощание.

ПИСЬМЕНА НА ПЕСКЕ

Цели: обучение грамоте, тренировочные упражнения в узнавании образа буквы, ее написании, развитие фонематического слуха, мелкой моторики, активного слушания.

Ход занятия:

Мы знаем звуки, познакомились с буквами, умеем создавать слоги и читать слова. У нас чувствительные руки и гибкие пальцы. Мы уже много построили из песка. Теперь самое время научиться самим создавать буквы - лепить их и... писать.

Игра "Город волшебных букв" (Стихи Д.Фролова):

Давайте строить Город Букв!

Песок у нас здесь есть.

Какие буквы есть!

На пары делимся друзья,

Здесь ты сидишь, а рядом - я,

Ты лепишь буквочку мою,

А я должна слепить твою.

Вот так мы весело играем

Из букв мы Город собираем!

Перед началом игры взрослый и ребенок берут из набора каждый себе по букве. Называют их, а потом обмениваются, говоря: "Вылепи, пожалуйста, мою букву!". Сгребая песок ребрами ладоней, на поверхности песочницы ребенок и взрослый формируют, лепят буквы. Закончив работу, сверяют, песочную букву с оригиналом, и идут за следующими. И так, пока в песочнице не образуется целый Город Букв.

Как варианты этой игры, можно предложить ребенку задание: "Я - вылеплю букву, а ты - выкопай ее". Или: "Давай посмотрим, какие чудеса могут творить созданные нами песочные буквы! Они могут превращаться одна в другую! Буква Л - в букву А, буква Г в букву Т, буква О в букву Я..." И другие.

Ну, что ж! Теперь можно не только лепить, но и писать печатными буквами слова на песке. Сначала пальчиком, потом -палочкой, держа ее как ручку. Потом можно будет писать на песке печатными буквами известные и любимые ребенком стихотворные строки, часть которых почему-то оказывается засыпанной песком (может, в этом виноват ветер, мышки и другие существа?). Ребенку предлагается восстановить разрушенное, дописав стертое слово (разве это возможно было бы на бумаге?).

А теперь "прикоснемся" к письменным буквам. И помогут нам в этом Змейки (простые веревочки с узелком на месте головы). Сначала ребенок, взяв "змейку" за голову или хвост, просто (без отрыва) проводит ей по песку. Потом, сложив пальцы ведущей руки, как будто он держит ручку, плавно "идет по змеиному следу" (пишет на песке зигзагообразные линии без отрыва).

Следующий шаг. Ребенок берет змейку за голову, как за ручку, и пишет кружочки, палочки, петельки. Этот прием поможет и детям, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата. Ведь на первых порах для них письмо карандашом и ручкой оказывается практически невозможным.

А дальше - сложнее... (Стихи Д.Фролова)                                            

Змейки на песке играли

И хвостом слова писали,

За узором шли петельки –

Это - письма маме Змейке.

Но пронесся ветерок,

И засыпал все песок...

И в печали мама-Змейка:

Письма не прочесть никак!Как узнать ей о змеятах?

Что случилось? Где? И как?

ты теперь у нас Волшебник!

Допиши скорей слова,

Выручи ты маму-Змейку

Доброй силой Волшебства!"

Взрослый проговаривает и пишет на песке с помощью веревочки знакомое слово, ребенок его читает. Теперь, можно предложить ребенку засыпать любую часть слова песком. А потом - восстановить его, написав веревочкой недостающие элементы. Усложненный вариант - ребенку предъявляется сразу фрагмент слова или фразы, без предварительного зачитывания и просмотра написанного.

 ПЕСОЧНАЯ АРИФМЕТИКА  

Цели и методы работы те же, что и в предыдущем занятии, только упор делаем на цифры.

 

ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ

Цели: продолжать знакомство с буквами, тренировочные упражнения в чтении;

для слабых детей - следование за сюжетом сказки, подкрепляя необходимыми деталями.

                        Ход занятия:

"В одной сказочной стране, где текла река (или озеро, или было море - в зависимости от того, что захочет построить ребенок), стоял красивый лес (были поля и долины), жил маленький гномик (или другой сказочный герой). (В это время Вы достаете фигурку и ставите ее в песочницу). У гномика был домик (в это время вы предлагаете ребенку поставить домик в любое место песочного листа). Он в нем жил (Вы ставите фигурку рядом с домиком, или просите это сделать ребенка). Рядом с домиком росло дерево (прекрасный сад и пр. - Вы просите ребенка "посадить" дерево). Гномик о нем заботился, поливал его, разговаривал с ним, укрывал, когда было холодно. У нашего гномика было интересное имя - его звали "С-с-с". Он носил курточку с изображением своего имени (Вы прозрачным скотчем наклеиваете на спину фигурки заранее изготовленную Вами букву "С"). Но самое удивительное было то, что гномик мог произносить, говорить только свое имя: "С-с-с"! Когда он радовался солнышку, выходя утром на крыльцо (ребенок в это время манипулирует фигуркой), он произносил радостно: "С-с-с!". Когда ему было холодно, он прятался у себя в домике, разводил огонь в печи и дрожал. А при этом опять произносил только свое имя: "С-с-с". Когда он злился, он говорил: "С-с-с!". Когда ему было приятно, он ел что-то вкусненькое и получал от этого удовольствие, он говорил: "С-с-с!" (Важно вместе с ребенком произносить этот звук, с различной эмоциональной окраской, чтобы он "ожил"). Но оставим на некоторое время гномика С и познакомимся с еще одним героем нашей сказки.

На другом конце этой сказочной страны тоже стоял домик (мы просим ребенка поставить домик туда, куда он считает нужным). И рядом с ним росло прекрасное дерево (ребенок "сажает" его). А жил в этом домике другой гномик (Вы достаете фигурку и ставите ее рядом с домиком). Звали его - О. Также как и гномик С, гномик О умел произносить, говорить только свое имя. Когда ему было весело, он говорил:-"О-о-о-о! " Когда он грустил, он тихонько говорил: "О-о-о". Когда он узнавал что-то новое, удивлялся, он говорил: "О-о-о-оГ Гномик О носил курточку с изображением своего имени (Вы наклеиваете прозрачным скотчем на спину фигурке заранее изготовленную букву "О"). Но оставим ненадолго гномика О и посмотрим, кто еще живет в этой сказочной стране.

Посмотрите, в нашей стране есть еще один домик (который Вы сейчас незаметно поставили на другой край песочницы)! Кто же в нем живет? Кто поливает все эти прекрасные цветы (ребенок "сажает" цветы около домика)? Это еще один житель сказочной страны. Познакомьтесь - гномик К! Он носит курточку с изображением своего имени. И, как и другие жители этой сказочной страны, может произносить только свое имя: "К-к-к!" Как от говорит, когда радуется? А когда грустит? А когда сердится? А когда удивляется?

Как-то раз гномикам наскучило сидеть по своим домикам и они пошли страну посмотреть, да себя показать. Ведь им так хотелось иметь друзей. (В это время, совместно с детьми, Вы начинаете передвигать фигурки гномиков по песочнице).

Вот на поляне встретились два гномика С и О. Они очень удивились друг другу, и каждый из них/естественно, произнес свое имя. (дети говорят удивленно: "С-с-с!" и" О-о-о!"). Наши гномики были очень любопытны, они подходили все ближе и ближе друг к другу. Им даже захотелось прикоснуться к другому, проверить, не сон ли это?! И когда их руки соединились, вдруг..! Каждый из них произнес: "С-о!" и: "О-с!" Когда их руки соединялись, они могли произносить не только свое имя, но и имя другого! А когда руки разъединялись, каждый мог произносить только свое имя: "С-с!" и: "О-о!"

Гномиков очень обрадовало то, что они могут произносить что-то новое. И они, взявшись за руки, пошли по дорожке, весело распевая: "С-с-о-о!" и: "О-о-с-с!" В это время гномик К тоже гулял и вот вышел на дорожку, по которой шли гномики С и О.

Когда гномик К увидел весело шагающих и поющих С и О, он очень удивился и произнес: "К-к-к!" А С и О уже знали, какие интересные вещи происходят, когда соединяются руки. Поэтому они подбежали к гномику К и взяли его за руки. Но вдруг...

Вдруг все загрохотало, засверкало. Гномики закрыли глаза и плотнее прижались друг к другу. Но все стихло также внезапно и быстро, как и началось. Гномики открыли глаза и удивленно произнесли: "СОК!" И вдруг... у каждого из них в руке оказалось по стаканчику вкусного сока!

Они выпили сок. И радостно заплясали. Разъединяя руки, они произносили только свои имена. Но когда им хотелось сока, они соединяли руки. Они поняли, что умеют творить настоящие чудеса!

А когда солнышко закатилось, наступил вечер, наши гномики разошлись по своим домам. Но каждый из них теперь знал, что он не одинок, и когда им захочется, они вновь встретятся.

Учить малыша выражать словами свои впечатления.

Обогащать впечатления ребенка произведениями поэтического творчества и фольклора.

Занятие «Водичка-водичка»

Цель. «Закрепить первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о воде (прозрачная, течет, льется, журчит, нужна всем - и животным, и людям, и растениям, потому что воду пьют, водой умываются, в воде купаются). Использовать игры с водой для оздоровления ребенка, подчеркнуть целительные свойства воды. В процессе занятия целесообразно использовать малые фольклорные жанры (потешки, пештушки), раскрывающие отношение человека к воде, ее значимость для всего живого.

Материал. Репродукция к потешке «Водичка-водичка» (можно использовать любую картинку, на которой изображен умывающийся ребенок). Прозрачный кувшинчик с кипяченой водой, прозрачные стаканчики (по числу участвующих). Кукла (резиновая), тазик (игрушечный).

Ход занятия.

Взрослый показывает ребенку картинку, на которой изображена умывающаяся девочка. Ребенок рассматривает ее 2-3 минуты. Отвечает на вопросы: «Кто изображен на картинке? Что делает?» Затем взрослый читает потешку:

Водичка-водичка,

Умой Тане (наше) личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтобы смеялся роток,

Чтобы кусался зубок.

Затем взрослый обращается к малышу с вопросом, какую он видел водичку, когда умывался, мыл руки, купался. Если ребенок затрудняется с ответом, сам называет свойства воды: прозрачная, течет, льется, журчит, булькает и т.п.

Далее разыгрывается ситуация с куклой: её умывают над игрушечным тазиком.

Взрослый медленно льет воду, давая малышу возможность прочувствовать слова «вода прозрачная, течет».

В конце занятия мама разливает воду из кувшина – по стаканчикам, сопровождая действия словами: прозрачная, журчит, булькает. Предлагает ребенку попить, пьет вместе с ним.

Занятие «Какого цвета водичка?»

Цель. Использовать игровую ситуацию для ознакомления малыша с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью).

Материал. Гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой; белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей / I8x15см/.

Ход занятия. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что у него

имеется несколько красок, например, красная, зеленая, синяя, желтая. Мама на своем листе белой бумаги «пробует» каждую краску, называет цвет, старается вызвать у ребенка живой интерес, смывает кисть в стаканчике с водой. Ее лист становится разноцветным. Ребенок запоминает названия каждой краски. Мамин листочек откладывается.

Во второй части занятия ребенок действует самостоятельно под руководством взрослого. Мама дает малышу четыре краски и четыре стаканчика с прозрачной водой тряпочку для промакивания кисти.

Вначале малышу предлагается поработать, например, с красной краской. Ребенок наносит красную краску на белый лист, мама показывает прием размывания краски. Ребенок закрашивает весь листочек. Мама обращает его внимание на то, что вода в стаканчике стала красной, особенно после того, как вымыли кисть. Красный листочек откладывается на просушку. Баночка с крашеной водой ставится рядом. «Видишь, от краски вода становится цветной. Значит вода «умеет» окрашиваться»,- говорит мама и предлагает попробовать и другие цвета.

Аналогично проходит ознакомление с другими красками. После того как все листочки просохнут, мама собирает их в стопку, вниз кладет свои разноцветный листок. Всю стопку вкладывает в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой.

Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и «шарики» меняют свои цвет: «Какого цвета шарик?», «А этот какой?» и т.д.

Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили синий-синий

Презеленый, красный шар.

«Какой же шарик?» - «Разноцветный!», - говорит мама, показывает последнюю картинку в трафарете, где появляется расписной воздушный шарик.

Занятие «Волшебные краски»

Цель. Показать, как при смешивании трех основных цветов

получаются другие. Так, например, соединение желтого и синего дает зеленый, красного и желтого - оранжевый; красного и синего - Фиолетовый (сиреневый); красного и черного - коричневый и т.п.

Материал. Гуашь, кисти, 4-5 пустых прозрачных стакана.

Ход занятия. Ребенок выбирает тот цвет краски, которым хочет рисовать; моет кисточку в стакане, таким образом, возникает цветная водичка. «Затем малыш рисует другой краской и промывает кисточку в другом стаканчике, и во втором стакане появляется водичка другого цвета. Ребенок рисует всеми красками поочередно, промывая каждый раз кисть в новом стаканчике. Если малыш повторно обращается к какой-либо краске, то моет кисть в соответствующем по цвету стаканчике.

Взрослый собирает все стаканчики на один поднос и предлагает малышу показать «фокус». Мама наливает в чистый стакан, предположим, красную водичку и туда добавляет желтую воду. «Что у нас получилось? Какой цвет водички? - Оранжевый. Такого цвета бывает солнышко, апельсин, мандарин, цветочки». Аналогично взрослый получает фиолетовый, зеленый, коричневый цвета и т.д.

Примечание. Основными считаются три цвета: красный, желтый, синий. Именно при их соединении получаются все другие цвета спектра. Оттенки (голубой, розовый, салатовый и другие цвета) получают при соединении основных цветов с белилами. В конце занятия малыш и мама разговаривают, рассматривают рисунок, ребенок рассказывает, что нарисовал. Мама может что-то дорисовать, чтобы появилось большее сходство с образом. Конечно, предварительно спросив разрешения у маленького художника.

Занятия «Цветные льдинки»

Цель. В процессе экспериментирования показать ребенку, как вода при охлаждении превращается в лед (замерзшую воду).

Материал. Полиэтиленовые формочки для игр с песком (5-7 шт.); коробка из-под шоколадных конфет; кувшинчик с прозрачной водой; цветная вода в стаканчиках.

Примечание. Данное занятие может стать логическим завершением игровой ситуации, описанной в предыдущих двух занятиях.

Ход занятия. Мама беседует с малышом о зиме, спрашивает о ее признаках (снег, лед, холодно). Подчеркивает, что на морозе вода превращается в лед: «Мы сделаем с тобой льдинки». Расставляет формочки на столе. На глазах у ребенка наливает в одни формочки прозрачную воду, в другие - цветную. «Когда пойдем гулять, мы вынесем их на мороз и посмотрим, что у нас получится».

Примечание. С целью охлаждения воды в условиях дома можно использовать балкон, выставив Формочки на подоконник с другой стороны окна. Ребенок может видеть их через стекло.

Во второй части занятия используется коробка из-под конфет для изготовления «бус». В формовочную упаковку в присутствии детей заливается цветная вода (желательно чередовать контрастные цвета, например, синий, желтый, зеленый, красный, фиолетовый и пр.). Затем в залитые формочки следует положить толстую нитку, которая на морозе должна вмерзнуть в льдинки.

На прогулке взрослый предлагает малышу посмотреть, что произошло с водой. Когда придет время гулять, взрослы в присутствии ребенка вынимает, цветные «нитки бус», и на улице украшает ими елочку, дорожки или снеговика.

Занятие «Снежные Фигурки»

Цель. Используя игровую ситуацию, обратить внимание ребенка на свойства снега (тает, превращается в воду в тепле; снег и снежинки - это капельки воды, которые зимой в воздухе превращаются в снежинки); рассмотреть снежинку на ладошке (на варежке) во время прогулки, подчеркнуть, что снег – «это много-много снежинок». Провести в присутствии малыша эксперимент со снегом, показать, что снег может быть сыпучим или липким: из липкого можно лепить фигурки и делать «пирожки». В помещении, в тепле, снег обязательно растает и превратится в воду.

Материал. Полиэтиленовые формочки (для песка) и совочки. Подносы для формовки, невысокие и широкие емкости для снега.

Ход занятия. Взрослый вносит в комнату емкости со снегом, подзывает к себе ребенка. Показывает на снег, говорит, что он белый, холодный, в помещении начинает таять - становится липким. Далее совочком раскладывает снег в формочки для песка, делает из снега на подносе снежные куличики («рыбка», «цветочек», «бабочка», «птичка» и т.п.).

Во второй части занятия взрослый предлагает малышу сформовать из снега фигурки; поясняет, что снег руками брать нельзя, надо использовать совочек.

Примечание. Перед занятием полиэтиленовые или пластиковые формочки желательно нагреть в воде или на радиаторе отопления.

Взрослый следит за тем, чтобы малыш использовал совочек, самостоятельно переворачивал наполненные снегом формочки на поднос. Малыш делает на подносе 3-5 снежных Фигурки, мама также принимает участие в игре. Поднос устанавливается в поле зрения ребенка: он наблюдает, как снежные фигурки постепенно превращаются в воду.

Мама может в занятии использовать произведения художественной литературы, относящиеся к зимнему времени года

«Снежный кролик»

Мы лепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

И как раз

Вместо глаз

        Л. Никитин

Жгуч мороз трескучий,

На дворе темно;

Серебристый иней

        Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

С. ВысотскаКролик вышел как живой!

Он с хвостом и головой!

За усы

Не тяни -

Из соломинок они!

Длинные, блестящие,

Точно настоящие!

Л.Павлова

«Снеговик»

Два блестящих уголька –

Глазки у Снеговика,

Яркий нос, в руках - метла,

Веселится детвора!

Занятие «Найди колокольчик»

Цель. Научить послуху находить заданный предмет.

Материал. Коробочки (3-4 шт.), в которые закладываются звучащие предметы, например, колокольчик, камешки, погремушка. Одна коробочка остается пустой.

Ход занятия. Мама показывает малышу закрытые коробочки, говорит, что в трех коробочках лежат разные предметы, а в одной - ничего нет. Просит найти коробочку, в которой отсутствуют какие-либо предметы. Подсказывает, как это можно сделать: «Покрути коробочку, послушай: лежит там что-то?» Малыш находит коробочку, которая не издает звук. «Значит, она пустая», - поясняет взрослый.

Во второй части занятия ребенок по слуху определяет, что лежит, в какой коробочке: колокольчик звенит, погремушка гремит, а камешки стучат. Если малыш затрудняется, мама помогает.

На последующих занятиях у ребенка будет формироваться более

тонкая дифференцировка на звуки. Малыш узнает, что содержимое коробочки можно определить по слуху.

После экспериментирования игра с найденными предметами

разворачивается ситуативно, т.е. по замыслу ребенка.

Занятие «Какой «самолетик» улетит дальше?»

Цель. Показать планирование предметов по воздуху.

Материал. Одинаковые листы цветной бумаги, из которых выполняется методом оригами 5-6 цветных «самолетиков» с целью их испытания на дальность полета.

Примечание: взрослый складывает «самолотики», малыш наблюдает и помогает.

Ход занятия. Экспериментировать желательно на дачном участке, в парке, на полянке в лесу, т.е. на открытом и свободном пространстве.

Папа показывает как следует «запускать» самолетик, отрабатывает траекторию движения руки (метод пассивных движений). Если у малыша не получается, взрослый помогает.

Когда все поделки будут испробованы, папа вместе с ребенком отмечают: какой предмет пролетел на самое дальнее расстояние. Далее игра разворачивается ситуативно, т.е. по замыслу играющих участников.

Занятие «Какая машинка уедет дальше?»

Цель. Используя ситуацию экспериментирования, организовать игру с машинками одного размера и одинаковой конструкции, но разного цвета («Чья машина самая быстрая»).

Материал. Цветные машинки 2-3 шт. Доска (скат) шириной 80-100 см, укрепленная с одного края на высоту 40-50 см (зимой в доме, летом - на воздухе).

Ход занятия. Взрослый и ребенок рассматривают машинки. «А чья машинка уедет дальше, твоя или моя?» - спрашивает мама, побуждая тем самым малыша к экспериментированию.

Во второй части занятия взрослый и ребенок поочередно, встав у приподнятого края ската, пускают машины «под горку», сообщив им начальную скорость.

Отмечается, какая машинка уехала дальше. Затем эксперимент повторяется, участники меняются машинками. Если результат повторяется, машинка считается «победительницей».

В следующей части занятия экспериментируется вторая пара машинок, устанавливается наиболее мобильная. И, наконец, - из двух лидирующих машинок путем очередного экспериментирования устанавливается самая призовая машинка. На последнюю можно прикрепить флажок.

Так ребенок опытным путем знакомится с предметами, которые перемещаются с помощью колес, а также с тем, что скорость передвижения зависит от силы толчка.

Если в игре возникает неоднократный повтор, то взрослый учит малыша делать первые умозаключения: эта машинка самая быстрая. Можно игрушки выстроить по степени лидерства, присвоив самой быстрой номер первый, наклеив цифру на ее капот. Точно так же отметить цифрами и другие машинки. Малыш получает опыт символической функции в цифровом обозначении.

Варианты. На повторных занятиях в кузов машинок можно укладывать различные грузы и определять связь скорости и веса перевозимых предметов и их количества. Аналогичную игру можно провести с шариками, мячами, обручами и т.п.

Занятие «Какие предметы держатся на воде?»

Цель. Используя игровую ситуацию, обратить внимание ребенка на то, что одни предметы – на воде держатся, другие - тонут.

Материал. Набор предметов из различных материалов: щепочка (деревянная лодочка), полиэтиленовая планочка (рыбка), железный гвоздик (металлическая рыбка), бумажный кораблик (цветочек), резиновый шарик, ватный «снежок» и др.; ведерко, широкое блюдо, наполненное водой.

Ход занятия. Взрослый предлагает малышу встать около емкости с водой. Он показывает набор подобранных предметов. Малыш рассматривает их. Затем, по предложению мама, ребенок начинает опускать на воду один предмет за другим. Взрослый комментирует происходящее.

В процессе игровых действий опытным путем устанавливается: не все предметы держатся на воде; на поверхности воды плавают легкие предметы, такие как щепочка, резиновый шарик, ватный «снежок»; металлические (железные) предметы более тяжелые - они тонут. Мама предлагает малышу подуть на воду, чтобы можно было дуновением направить плавающие предметы в определенную сторону.

В конце занятия мама предлагает, «испытать» бумажные лодочки: она складывает методом оригами 1-2 лодочки, малыш опускает их на воду. Далее игра разворачивается ситуативно. т.е. по замыслу играющих.

Занятие «Солнечный зайчик»

Цель. Показать, как с помощью зеркала можно отражать солнечный луч, вызывая блики на стенах или на травке, дороге, воде.

Материал. Зеркало небольшого размера (7-10 см в диаметре)

Ход занятия. Занятие проводится в солнечный день в помещении или на улице. «Солнечным зайчиком» мама называет луч от зеркальной поверхности, предлагает малышу посмотреть как зайчик «бегает» по травке (на улице), как играет в прятки (в доме). Игра разворачивается ситуативно по желанию ребенка: он может просто наблюдать, как скачет солнечный зайчик, и попросить самому поиграть с зеркальцем; малыш хочет поймать солнечного зайчика и пытается его взять в руки; взрослый и ребенок делают «солнечных зайчиков» одновременно каждый своим зеркальцем: один зайчик «догоняет» другого; солнечным лучиком играют с котенком и т.п.

Занятие «Где ночует солнышко?»

Цель. Обратить внимание малыша на то, что солнышко в течение дня меняет свое положение на небе. Восход солнышка можно наблюдать в одно окошко, а вечером заход солнышка виден уже с другой стороны, в другое окно.

Ход занятия. Утром, в солнечный денек, поднимая малыша после сна, мама предлагает ребенку «поздороваться» с солнышком. Она подводит его к окну с восточной стороны и предлагает протянуть солнышку ладошки:

«Здравствуй-здравствуй,солнышко!

Солнышко - колоконышко!»

«Лей щедрее, солнышко!

Золото в ладонышки!»

А теперь с солнышком поздороваются твои игрушки: и Заика, и Мишка, и кукла Настя, и все-все твои любимые друзья, все говорят: «Здравствуй, Солнышко!».

В течение дня, если у малыша сохраняется интерес к наблюдению, мама обращает его внимание на то, что солнышко уже не там, где было; солнышко «гуляет».

Вечером взрослый показывает закат солнца и говорит: солнышко уходит, «садится», прячется за горизонт, уходит «спать», отдыхать. «Видишь, совсем в другой стороне, можно наблюдать его в противоположное окошко (с западной стороны). «Скажем Солнышку до завтра. Мы утром опять встанем встречать Солнышко!» - поясняет взрослый.

«Солнце спряталось за ветки,

Спать легли лесные детки,

Кто в берлоге, кто на ветке,

Кто в дупле, а кто в канавке

У воды в зеленой травке,

Мой малыш в своей кроватке».

Занятие «Ловись, рыбка, большая и маленькая»

Цель. Используя ситуацию экспериментирования, познакомить ребенка со свойствами магнита (притягивает металлические предметы). Организовать игру на основе сюжета «Ловись, рыбка, большая и маленькая».

Материал. Магнитные «удочки» (по числу играющих): палочки длиной 50-40 см, в сечении 5-6см, на них засечки для закрепления суровой нитки длиной 30-35 см; на конце нитки крепится магнит.

Примечание. Магниты можно взять из пособия «Магнитная азбука (алфавит)». Вместо палочек - два одноцветных высохших фломастера, которые склеивают широкими концами.

Разноцветные рыбки из картона (с укрепленными на них металлическими скобками или канцелярскими скрепками, которые хорошо притягиваются к магниту).

Большое блюдо или круглая красивая коробка с приподнятыми краями – «озеро».

Ход занятия. Взрослый ставит на стол коробку или блюдо с рыбками: это озеро, в нем живут разноцветные рыбки, мы попробуем их поймать с помощью удочек.

Мама демонстрирует свойства магнита, используя несколько металлических предметов: «Это магнит, видишь, как притягивает к себе гвоздики, шурупы, скрепочки - все металлическое. Попробуем, притянет магнит бумажку или тряпочку, щепочку? Нет, не притягивает!» Далее экспериментирование переходит в игру с удочками. Мама обращает внимание малыша, - что на конце каждой удочки имеется магнит (рыбки будут «клевать» на него и «приклеиваться»; показывает игровое действие.

Малыш самостоятельно ловит рыбок. Взрослый отмечает, какую рыбку удалось выловить, для большего интереса, целесообразно кроме рыбок заготовить изображение каких-либо предметов, например, - сапожок, шляпу, кастрюлю, колесо, калошу и пр. Когда малыш вылавливает вместо рыбки какой-то неожиданный предмет, это вызывает много смеха и веселья. В игре могут принимать участие все члены семьи: интересно узнать, у кого же будет самый большой улов?

В заключение необходимо заметить, что родители могут сами создавать интересные ситуации экспериментирования с игрушками и различными предметами. Ребенку можно показать увеличительное стекло, рассмотреть божью коровку, посчитать, сколько пятнышек на ее крылышках; муравья-труженика; мотылька с разноцветными крылышками; и, конечно, чашечки цветов. Можно наблюдать за подсолнухом, поворачивающим головку вслед за солнцем и многое другое.