Консультация для родителей "Влияние зубочелюстных аномалий на развитие речи"
консультация по логопедии по теме

Зинченко Галина Владимировна

Консультация для родителей учителя-логопеда МБДОУ ЦРР №5 Зинченко Галины Владимировны на тему: "Влияние зубочелюстных аномалий на развитие речи."

 

 

Влияние зубочелюстных аномалий на развитие речи.

Ребенок рождается без речи и усваивает ее путем подражания взрослым, прилаживания. Те или иные неполадки, которые есть у взрослых, формируются и у ребенка: он как бы верит на слово тому, что принимает. Темп, в котором развивается речь нормального ребенка, поражает всех, что занимается ее исследованиями. Речь опережает развитие мышления и служит средством его осуществления. Особую специфику имеет усвоение ребенком фонематической стороны устной речи, в частности, овладение произношением звуков-главных структурных элементов языка. Поэтому работа над формирование речи у детей с речевыми нарушениями должна начинаться с развития зрительной памяти, восприятия и представлений, их точности, дифференцированности и подвижности. На этом этапе необходимо использовать невербальные приемы и материал.

Порождение и восприятие речи составляют неразрывно связанные между собой компоненты живого общения. При восприятии работа слухового анализатора поддерживается системой кинестезий, которые возбуждаются в рече- двигательном анализаторе в связи с более или менее сокращенным внутренним рефлекторным проговариванием воспринимаемых слов. Участие моторного аппарата речи в механизме ее восприятия служит частным примером рефлекторной природы всякого восприятия, на которую указывал И.М.Сеченов.Воспринимая обращенную к нам речь,мы, по выражению И.М.Сеченова, «слушаем», а не «Слышим». Услышанное сличается, и результаты этого сличения подвергаются переработке, приводящей, в конечном итоге, к схватыванию смысла, заключенного в общении. Слушающий последовательно воспринимает слова и словосочетания, составляющие то или иное предложение, и удерживает их в оперативной памяти до того момента, пока не прослушано все предложение, не произведен его анализ и синтез и не принято решение, определяющее общий смысл. При неполноценном звучании речи значительно возрастает роль переработки поступающей информации на высших уровнях восприятия, требуется значительное повышение встречной активности слушающего.

При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает нормированным произношением.

Неправильное для данного языка произношение оценивается фонематическим слухом как неправильное . речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Для артикуляции необходимо существование артикуляционной базы и умение образовывать слоги. Н.И.Житкин определяет артикуляционную базу как «комплекс умений, приводящих органы артикуляции в позиции, при которых для данного языка вырабатывается нормальный звук».

Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных артикуляционных позиций. С общефизиологической точки зрения «критерием всякой функции как координированной системы аппаратов и механизмов мы должны признать получение приспособительного эффекта в интересах целого организма» Морфологические изменения, возникающие в результате различных этиологических факторов, неизбежно влекут за собой «физиологическую меру организма» возникновение приспособительного эффекта функции.  При патологических изменениях  зубочелюстной системы приспособительный эффект вновь образованной функции будет для данной формы закономерен. Но, в свою очередь, новая фукция начнет поддерживать и усугублять уже сложившуюся форму. Так создается порочный круг связи формы и функции при аномалиях зубочелюстной системы.

Зубная дуга формируется под влиянием многих факторов, в том числе действующих как в покое, так и во время глотания, жевания и речи. Огромное значение для правильного формирования зубочелюстной системы имеет равновесие силового баланса мышц щек, губ, языка с зубной дугой.

Примерно 10% 6-ти летних детей имеют привычку держать язык между зубами. При этом отмечается гипертрофия языка, губ, изменяются глотательные движения т развивается открытый прикус и другие аномалии, в связи с чем и меняется звукопроизношение.

При укороченной подъязычной связке наблюдаются определенные виды движения языка при глотании, звукопроизношении и в состоянии относительного физиологического покоя. Из-за этого возникают типичные аномалии прикуса. Укороченная подъязычная связка ограничивает подвижность языка, его кончик недостаточно поднимается, и язык не оказывает необходимого давления на верхний зубной ряд, не противостоит действию мышц губ и щек. В таком случае случаются трудности в правильной артикуляции и нарушения произношения. Аномалии артикуляционного аппарата (готическое небо, плоское небо, прогения, прогнатия, боковой открытый прикус и т.п.) являются причиной полиморфной дислалии. Дефекты речевого аппарата часто играют ведущую роль и определяют характер нарушения звукопроизношения. Они крайне устойчивы и даже при исправлении неверной формы требуются длительные сроки  для становления правильной функции. Пластичностью коры головного мозга объяснимо самостоятельное  преодоление недостатков речи у многих детей, когда при явных дефектах прикуса и зубной системы звукопроизношение формируется нормально.

В результате исправления звукопроизношения у детей я зубочелюстными аномалиями наблюдаются приспособления в артикуляционном аппарате за счет мышц языка, губ, щек, которые обеспечивают нормальное звучание речи.

При правильном звукопроизношении артикуляционные положения языка у детей с аномалиями прикуса могут отличаться от нормативных. Эти приспособительные варианты нежелательны и даже вредны при исправлении данного нарушения или соотношения зубных рядов. Поэтому артикуляционный уклад языка, его двигательные навыки необходимо перестраивать активно, методами логического воздействия. Чрезвычайно затрудненным у таких детей оказывается процесс слияния звуков в слоги. Для усвоения слитного чтения ребенок должен соотнести букву только с определенным звуком, отдифференцировав данный звук от других. Кроме того, он должен иметь представление об обобщенном звучании данного звука.

Слитному произношению слогов помогает смысловая догадка. Слияние звуков в слоге- это прежде всего произнесение их так, как они звучат в устной речи. Ограниченный словарь и недостаточно развитые грамматические обобщения вызывают трудности понимания прочитанного, так как понимание читаемого обусловливается уровнем языкового развития ребенка, степенью и характером овладения не только значением слова, но и пониманием связи слов и предложений.

Причины дислексии и дисграфии, по мнению Р.И.Лалаевой, могут быть органическими и функциональными, биологическими и социальными. Нарушения чтения и письма могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями в ранний период развития детей, а также с неблагоприятными внешними факторами.

Для правильного определения патогенеза и структуры дефекта речи необходимо привлечение данных клинических исследований, которые имеют важное значение для разработки методики дифференцированного коррекционно-педагогического воздействия и выбора необходимых медико-педагогических мероприятий, направленных на устранение речевого расстройства.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние зубочелюстных аномалий на развитие речи.

Ребенок рождается без речи и усваивает ее путем подражания взрослым, прилаживания. Те или иные неполадки, которые есть у взрослых, формируются и у ребенка: он как бы верит на слово тому, что принимает. Темп, в котором развивается речь нормального ребенка, поражает всех, что занимается ее исследованиями. Речь опережает развитие мышления и служит средством его осуществления. Особую специфику имеет усвоение ребенком фонематической стороны устной речи, в частности, овладение произношением звуков-главных структурных элементов языка. Поэтому работа над формирование речи у детей с речевыми нарушениями должна начинаться с развития зрительной памяти, восприятия и представлений, их точности, дифференцированности и подвижности. На этом этапе необходимо использовать невербальные приемы и материал.

Порождение и восприятие речи составляют неразрывно связанные между собой компоненты живого общения. При восприятии работа слухового анализатора поддерживается системой кинестезий, которые возбуждаются в рече- двигательном анализаторе в связи с более или менее сокращенным внутренним рефлекторным проговариванием воспринимаемых слов. Участие моторного аппарата речи в механизме ее восприятия служит частным примером рефлекторной природы всякого восприятия, на которую указывал И.М.Сеченов.Воспринимая обращенную к нам речь,мы, по выражению И.М.Сеченова, «слушаем», а не «Слышим». Услышанное сличается, и результаты этого сличения подвергаются переработке, приводящей, в конечном итоге, к схватыванию смысла, заключенного в общении. Слушающий последовательно воспринимает слова и словосочетания, составляющие то или иное предложение, и удерживает их в оперативной памяти до того момента, пока не прослушано все предложение, не произведен его анализ и синтез и не принято решение, определяющее общий смысл. При неполноценном звучании речи значительно возрастает роль переработки поступающей информации на высших уровнях восприятия, требуется значительное повышение встречной активности слушающего.

При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает нормированным произношением.

Неправильное для данного языка произношение оценивается фонематическим слухом как неправильное . речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Для артикуляции необходимо существование артикуляционной базы и умение образовывать слоги. Н.И.Житкин определяет артикуляционную базу как «комплекс умений, приводящих органы артикуляции в позиции, при которых для данного языка вырабатывается нормальный звук».

Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных артикуляционных позиций. С общефизиологической точки зрения «критерием всякой функции как координированной системы аппаратов и механизмов мы должны признать получение приспособительного эффекта в интересах целого организма» Морфологические изменения, возникающие в результате различных этиологических факторов, неизбежно влекут за собой «физиологическую меру организма» возникновение приспособительного эффекта функции.  При патологических изменениях  зубочелюстной системы приспособительный эффект вновь образованной функции будет для данной формы закономерен. Но, в свою очередь, новая фукция начнет поддерживать и усугублять уже сложившуюся форму. Так создается порочный круг связи формы и функции при аномалиях зубочелюстной системы.

Зубная дуга формируется под влиянием многих факторов, в том числе действующих как в покое, так и во время глотания, жевания и речи. Огромное значение для правильного формирования зубочелюстной системы имеет равновесие силового баланса мышц щек, губ, языка с зубной дугой.

Примерно 10% 6-ти летних детей имеют привычку держать язык между зубами. При этом отмечается гипертрофия языка, губ, изменяются глотательные движения т развивается открытый прикус и другие аномалии, в связи с чем и меняется звукопроизношение.

При укороченной подъязычной связке наблюдаются определенные виды движения языка при глотании, звукопроизношении и в состоянии относительного физиологического покоя. Из-за этого возникают типичные аномалии прикуса. Укороченная подъязычная связка ограничивает подвижность языка, его кончик недостаточно поднимается, и язык не оказывает необходимого давления на верхний зубной ряд, не противостоит действию мышц губ и щек. В таком случае случаются трудности в правильной артикуляции и нарушения произношения. Аномалии артикуляционного аппарата (готическое небо, плоское небо, прогения, прогнатия, боковой открытый прикус и т.п.) являются причиной полиморфной дислалии. Дефекты речевого аппарата часто играют ведущую роль и определяют характер нарушения звукопроизношения. Они крайне устойчивы и даже при исправлении неверной формы требуются длительные сроки  для становления правильной функции. Пластичностью коры головного мозга объяснимо самостоятельное  преодоление недостатков речи у многих детей, когда при явных дефектах прикуса и зубной системы звукопроизношение формируется нормально.

В результате исправления звукопроизношения у детей я зубочелюстными аномалиями наблюдаются приспособления в артикуляционном аппарате за счет мышц языка, губ, щек, которые обеспечивают нормальное звучание речи.

При правильном звукопроизношении артикуляционные положения языка у детей с аномалиями прикуса могут отличаться от нормативных. Эти приспособительные варианты нежелательны и даже вредны при исправлении данного нарушения или соотношения зубных рядов. Поэтому артикуляционный уклад языка, его двигательные навыки необходимо перестраивать активно, методами логического воздействия. Чрезвычайно затрудненным у таких детей оказывается процесс слияния звуков в слоги. Для усвоения слитного чтения ребенок должен соотнести букву только с определенным звуком, отдифференцировав данный звук от других. Кроме того, он должен иметь представление об обобщенном звучании данного звука.

Слитному произношению слогов помогает смысловая догадка. Слияние звуков в слоге- это прежде всего произнесение их так, как они звучат в устной речи. Ограниченный словарь и недостаточно развитые грамматические обобщения вызывают трудности понимания прочитанного, так как понимание читаемого обусловливается уровнем языкового развития ребенка, степенью и характером овладения не только значением слова, но и пониманием связи слов и предложений.

Причины дислексии и дисграфии, по мнению Р.И.Лалаевой, могут быть органическими и функциональными, биологическими и социальными. Нарушения чтения и письма могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями в ранний период развития детей, а также с неблагоприятными внешними факторами.

Для правильного определения патогенеза и структуры дефекта речи необходимо привлечение данных клинических исследований, которые имеют важное значение для разработки методики дифференцированного коррекционно-педагогического воздействия и выбора необходимых медико-педагогических мероприятий, направленных на устранение речевого расстройства.