Работа над словарем и грамматическими категориями
статья (логопедия, младшая группа) по теме

Балаян Анаит Зориковна

Речь- одна из основных форм психической деятельности,социальная по своему становлению и системная  по строению.Рост словаря напрямую соотносится с образованием различныхсвязей между предметом-образоми словом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл работа над словарем31.94 КБ

Предварительный просмотр:

АСОУ

Кафедра дефектологии

Самостоятельная работа

Тема: «Работа над словарем и

грамматическими категориями»

                                          Выполнила: воспитатель

                                                        МАДОУ № 12 «Березка» г. Реутов

                                        Балаян Анаит Зориковна

                                        Проверила: КПН доцент

                                                    Гайфуллина Ляля Кашфуловна

 

2014 г.

 Речь – одна из основных форм психической деятельности, социальная по своему становлению и системная по строению. Речь перестраивает, организует и связывает все высшие психические функции. Она играет огромную роль в психическом развитии ребенка и формирует на основе восприятия окружающего предметного мира. Рост словаря напрямую соотносится с образованием различных связей между предметом-образом и словом.

Понимание речи также связано с формированием предметных образов, которые являются чувственной основой речи.

Изучение детской речи издавна привлекает внимание специалистов: педагогов, психологов, логопедов, врачей.

Так, А.Н. Гвоздев в своей работе «Вопросы изучения детской речи» выделил периоды в формировании грамматического строя русского языка, в процессе его усвоения ребенком, характеризующийся специфическими особенностями:

Период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в оном неизменном виде во всех случаях, где они используются;

Период освоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категория и их внешнего выражения;

Период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонения и спряжения. Исследования А.Н. Гвоздева легли в основу современной теории и методики развития речи детей.

 Темпы освоения ребенком,  как языковых средств, так и функций речи достаточно высоки. Каждый год жизни здесь характеризуется новыми приобретениями. При всем этом процесс достаточно растянут во времени, вследствие непрочности приобретаемых умений, индивидуальных темпов и путей овладения родным языком.

В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в развитии речи, что обусловлено разными причинами.  Это   прежде всего выход ребенка за пределы узкосемейного круга. Ребенок знакомится с жизнью и деятельностью других людей, ему становятся доступны не только предметы, с которыми он знакомится непосредственно, - все больше места в его жизни занимают: предметы, люди, отношения с которыми он знакомится по рассказам взрослых, по читаемым ему книгам и по рассматриваемым картинкам.

Изменение образа жизни ребенка, формирование новых отношений  со взрослыми и новых вводов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, переживаний, замыслов. Появляется новая форма речи – сообщения в виде монолога, рассказа о пережитом и о увиденном, о замысле игры, о проделанной работе, о просмотренном детском фильме, о прослушанном рассказе, о взаимоотношениях с товарищами – о всем том, что происходило в жизни и деятельности ребенка. На основе развивающейся жизни в коллективе возникает необходимость сговариваться об общем замысле деятельности, о распределении функций и контроле за выполнение правил т.п. В зависимости от характера коллективной деятельности возникают задачи инструктирования, оценки и т.д. На этой основе продолжает развиваться диалогическая речь и возникают новые формы: указания, оценки, согласования, действия и т.п.

В связи с развитием самостоятельной практической деятельности у ребенка возникают потребности в формулировании собственного замысла, в констатации затруднений, в рассуждении по поводу способов выполнения действий. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во «внутреннем монологе», при котором происходит как бы разговор с самим собой. Следует отметить, что функции и формы речи на протяжении дошкольного возраста становятся чрезвычайно разнообразными. Дети дифференцированно используют грамматический строй речи. Наиболее благоприятна для включения и высказываний сложных предложений ситуация, где надо партнеру по игре или взрослому что-то разъяснять, убедить его, доказать.

Рост словаря, как и освоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания, и индивидуальные вариации здесь велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития. Однако словарный запас представляет лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности. И в развитии речи ребенка таким образом становиться наиболее существенным вопрос об усвоении им грамматического строя родного языка.

На основании тщательно проведенного изучения формирования грамматического строя русского языка А.Н. Гвоздев характеризует дошкольный период (от 3 до 7 лет) как период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений. В этот период происходит разграничение ранее смешивавшихся однозначных морфологических элементов по отдельным типам склонений и спряжений. В то же время усваиваются как единичные, стоящие особняком формы.

После трех лет происходит интенсивное овладение сложными предложениями, соединенными союзами. Из общего числа усваиваемых до семи лет союзов 61% усваивается в период трех лет. В это  период усваиваются следующие союзы и союзные слова: что, коли, куда, сколько, который, как, чтобы, в чем, хотя, ведь, все-таки, оттого что, зачем, почему, отчего. Усвоение этих союзов, обозначающих самые разнообразные зависимости, показывает интенсивное развитие связных форм речи. Усвоение падежных форм происходит в основном в раннем детстве, но некоторые из них могут усваиваются и в более старшем возрасте. В 3 года (3 года 3 мес.) усваиваются винительный падеж с предлогом на, имеющий не местное значение; родительный падеж с предлогом до, обозначающий предел; родительный падеж с предлогом с, показывающий положение; дательный падеж с предлогом по, для обозначения распространения движения по поверхности; в 3 года 6 мес. – винительный падеж в значении про с предлогом «для»; родительный падеж с предлогом от для обозначении причины; родительный падеж с предлогом вместе; дательный падеж с предлогом по для обозначения причины.

Так же отмечается, что до трех лет усваиваются суффиксы уменьшительности, ласкательности, уничижительности и увеличительности. Усвоение всех остальных суффиксов происходит после трех лет и растягивается на весь дошкольный возраст. Так, после трех лет усваиваются: суффикс для обозначения женского пола, суффиксы действующего лица, суффиксы отвлеченного действия, суффиксы для обозначения детенышей, суффикс для обозначения собирательности. Около четырех с половиной лет отмечены случаи образования сложного слова с соединительной гласной.

Усвоение форм склонения происходит у детей дошкольного возраста при ведущем значении ориентировки ребенка на форму слова (его окончание) в именительном падеже. Формирование систем связей, появляющихся с ориентировкой на форму, происходит в определенной последовательности на протяжении всего дошкольного возраста.

Прежде всего возникает ориентировка в существительных женского рода на -а и мужского рода на твердую основу. Количество ошибок при конструировании падежных форм от слова этого типа уже у младших школьников является небольшим. Несколько позднее усваивается склонение существительных мужского и женского рода на мягкую основу, а затем уже происходит усвоение имен существительных среднего рода, однако с большим трудом. В отношении усвоения эти существительные очень четко разбиваются на две группы: быстрей устанавливается правильное изменение по падежам у существительных среднего рода с ударными окончаниями и в более продолжительное время – с безударными. Младшие дошкольники при склонении существительных среднего рода еще не всегда ориентируются на их окончания в именительном падеже, смешивая при склонении слов окончания I и II склонения. У старших дошкольников падежные формы образуются целиком по одному из типов склонения. Они уже целиком ориентируются на окончания в именительном падеже в зависимости от того, как они его произносят, производят формы – по первому или по второму типу.

Возрастающая, от 3-х к 5-ти годам активность и самостоятельность в деятельности облегчает детям освоение функций речи: общение со взрослыми и друг другом, умения понять выразить суждение, сопровождать речью свои действия. Благодаря этому уже на пятом году, как никогда в последующем, высока речевая активность. Ребенок произносит в среднем 180-210 слов в течение 30 минут игры.

Об интересе детей дошкольного возраста к жизни, к миру людей свидетельствует наличие в их высказываниях большого числа существительных, обозначающих военные и гражданские профессии, имена собственные.

Ближе к пяти годам в высказываниях увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания, а среди существительных те, которые характеризуют нравственный облик («чистюля», «смельчак»).

Нравственный словарь разнообразится именно за счет глаголов и существительных. Употребляемые наречия и прилагательные довольно однообразны. Они характеризуют выполнения правил и оценивают поведение (правильно – неправильно, плохо – хорошо). Это подтверждает, что правила деятельности, общения усваиваются в младшем дошкольном возрасте, а в 4-5 лет становятся регулятором поведения детей.

Наречия и прилагательные, которые служат для характеристики действий, поступков (дружно, заботливо, без спросу, веселый, верный и др.) редко встречаются и в рассказах, и в повседневном общении детей, и также постепенно усваиваются.

Следует отметить, что у старших дошкольников ориентировка на звуковую форму существительных выражена уже совершенно отчетливо. У младших – ориентировка появляется не столь отчетливо – она только формируется, но и те и другие ориентируются на звуковую форму слова. Психологи отмечают, что усвоение морфологической системы русского языка, столь интенсивно происходящее именно в дошкольном возрасте, происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой (материальной) форме слов. При усвоении грамматического строя родного языка ребенок-дошкольник проходит путь от ориентировки нам звуковую форму морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки. Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест. У своение ребенком грамматического строя языка выражается не только в овладении грамматическими формами, но также и словесным составом речи. Умение выделять слова из целого предложения формируется у ребенка медленно - на протяжении всего дошкольного возраста, но применение специальных приемов обучения помогает значительно продвинуть формирование этого умения. Это умение чрезвычайно важно, так как оно создает предпосылки для усвоения ребенком ребенка не только форм отдельных слов, но и связей между ними внутри смыслового целого. Все это служит началом нового этапа в усвоении языка, который может быть назван собственно грамматическим отличием от дограмматического, охватывающего весь период усвоения до начала школьного обучения. В целом как такового усвоения грамматического строя языка, ребенок достигает к восьми годам.


Формирование грамматического строя речи во второй младшей группе

Во второй младшей группе необходима работа по накоплению, обогащению словаря, совершенствованию грамматического строя речи, обучению разговорной речи. Для этого необходимо организовывать специальные игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием: на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, на активизацию предлогов, на образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

Планировать проведение игр с грамматическим содержанием надо в комплексе со всей воспитательно-образовательной работой. Так, упражняя воспитанников в правильном употреблении названий детенышей, педагог организует наблюдение за животными и их детенышами, читает, рассказывает о том, как животные заботятся о малышах, каковы их повадки, привычки, показывает картинки. Это обеспечивает осознанное усвоение ребенком речевых умений и навыков. Значительная часть заданий должна быть направлена на то, чтобы дети запоминали и правильно использовали грамматические средства, заимствованные из речи взрослого, поэтому основным приемом является образец правильной грамматической формы, который дает воспитатель. Самостоятельно новые формы дети образуют по аналогии с образцом. Задания и вопросы педагога не должны провоцировать ошибки. Допущенную ребенком ошибку повторять не следует. Необходимо дать образец правильной формы и попросить малыша повторить ее. В эмоционально насыщенном разговоре внимание на ошибки вообще не фиксируется. Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач: обогащения и активизации словаря, формирование грамматического строя речи, воспитания звуковой стороны речи.

Для развития связной речи используются пересказ детьми хорошо знакомых им литературных произведений (сказки, рассказы), рассматривание и словесное описание (с помощью педагога) игрушек, картинок.

На начальном этапе дошкольники воспроизводят текст, подключаясь к пересказу взрослого, повторяя за ним отдельные слова или целые предложения. Для того, чтобы восприятие детьми сказки было эмоциональным, следует использовать настольный театр. Взаимосвязь речевых задач проявляется в том, что от выполнения отдельных словарных и грамматических упражнений дети сразу переходят к составлению короткого связного высказывания.

Задания, направленные на развитие связной речи, должны органически входить в содержание занятия. Например, сначала дети рассматривают игрушку, затем отвечают на вопросы, после чего организуется совместное рассказывание. Воспитатель начинает предложение, а ребенок его заканчивает. После совместного рассказывания дети могу самостоятельно повторять текст. В дальнейшем воспитатель учит детей при рассматривании картины замечать в ней главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов, признакам к связным высказываниям. После составления рассказа по картине воспитатель вместе с ребенком составляет рассказ, показывая ему как правильно нужно строить предложение, как соединять предложение между собой.

У ребенка младшего дошкольного возраста уровень связности речи во многом зависит от его умения строить отдельные предложения и соединять их в связный текст с помощью цепной местоименной связи, синонимической замены, лексического повтора. В процессе совместного со взрослым рассказывания ребенок усваивает разные типы синтаксических связей. Именно такое обучение помогает детям в дальнейшем использовать в связном высказывании не только формально-сочинительные средства связи (это очень распространенный способ), но и многое другое. При рассматривании игрушек детей подводят к составлению описательных рассказов. Рассматривание начинается с выполнения детьми лексических и грамматических задач: они подбирают нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строят связное высказывание сначала совместно с воспитателем, а затем и самостоятельно.

Заключение

При выполнении работы была изучена, и обобщена литература по данной теме и сделаны следующие выводы:

Речь ребенка дошкольного возраста, за счет изменения своих функций и форм деятельности начинает очень быстро развиваться (заметно пополняется словарный запас, развивается фонематический слух и т.п.).

Формирование грамматического строя речи ребенка, происходит на каждом году его жизни (т.е. постепенное совершенствование), чему способствуют в первую очередь общение, дидактические игры-занятия, речевые, народные и подвижные игры, экскурсии, прогулки и т.д. и т.п.

Для формирования правильного грамматического строя языка ребенка дошкольного возраста, необходимо  проводить соответствующие той или иной возрастной группе занятия, игры и т.п.

Литература

Бородич А.М. Методика развитие речи детей дошкольного возраста. М.,

1984.

Волина В.В. Учимся играя. М., 1994.

Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1982.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М.,

1978.

Журова Л.Е. Обучение детей грамоте в детском саду. М., 1978.

Левина Р.Е. Восприятие правильной речи у детей. М., 1968.

Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992.

Соколенко Н.И. Посмотри и назови М. – СПб., 1997.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.

Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1997.

Успенской Л.В., Успенского М.Б. Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками М., 1973.
ФиличеваТ.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста М., 1989.

Конспект логопедического занятия во второй младшей группе «Дом» 

Цели:

Образовательные: Продолжать работу над развитием грамматического строя речи: учить согласовывать числительное один с существительными в роде и числе; учить употреблять в речи предлоги в, на, под, из; развивать речевое внимание к произносимым звукам; активизировать словарь по теме;

Коррекционные: Развитие конструктивного праксиса, тонких движений пальцев рук; закрепить знание цвета; развивать мышление (отгадывание загадки), слуховое восприятие;

Воспитательные: Формирование интереса к совместной деятельности со взрослым и сверстниками; поддерживать высокую общую самооценку ребенка; воспитывать умение слушать и слышать педагога, действовать по словесной инструкции.

Оборудование: Игрушка-кошка, домик, предметные картинки: мяч, кукла, машина (по количеству детей), предметные картинки по уточнению звукопроизношения (чайник, сковорода, кран, часы), сундучок, счетные палочки.

Ход:

- Ребята, хотите узнать, кто к нам пришел в гости?

Мохнатенькая, усатенькая,

Молочко пьет, песенки поет.

- Правильно, это кошка! Поздоровайтесь с ней, погладьте. Посмотрите, ребята, у нашей кошки есть домик, вот какой он. Что есть у дома, давайте вспомним, какие части? (стены, крыша, окно, дверь) Хотите поиграть с кошечкой? Смотрите, она зашла в дом, вышла из дома, залезла на крышу, села под окно.

Дети по очереди выполняют действия с кошкой и комментируют их.

- Ребята, у кошки в доме игрушки: мяч, кукла, машинка. Давайте их найдем.

- Лида, где один мяч? Возьми. Что у тебя? (Один мяч) и т.д.

- Что-то кошечка наша загрустила, давайте ей улыбнемся, а теперь удивимся.

Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Бублик».

- Хотите еще поиграть с кошечкой?

Игра «Какие звуки мы слышим дома».

Водичка в чайнике свистит: с-с-с.

Тикают часики: тик-так.

Вода из крана капает: кап-кап.

Шипит масло в сковороде: ш-ш-ш.

- Молодцы, как хорошо у вас получилось. Посмотрите, какой красивый сундучок принесла нам кошечка, хотите посмотреть, что в нем? Тут разноцветные палочки, какого они цвета? (зеленые и красные). А давайте для нашей кошечки построим домики из палочек. Только сначала разбудим наши пальчики (пальчиковая гимнастика «Дом»). Как мы будем строить дом? (пол, стены, потолок, крышу) Дети складывают из палочек домики.

- Кошке очень понравилось с вами играть, а вам понравилось? Что мы сегодня с вами делали? Кошечка говорит вам спасибо и прощается с нами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию лексико - грамматических категорий ОНР, III ур.р.р., 1 период

Перспективный план работы логопеда на 1 период направлен на формирование экспрессивного и импрессивного словаря, развитие  практических навыков по совершенствованию лексико - грамматических навык...

Интегрированный подход в работе специалистов ДОУ по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР.

Презентация мастер-класса по формированию лексико- грамматических категорий у детей с ОНР. Представлен интегрированный подход специалистов и воспитателей  в  коррекционной работе....

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда "Развития лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста через логосказки"

Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда по развитию лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста. В плане отражаются следующие разделы работы: лексико - грамматичес...

Примерное перспективное планирование работы по формированию грамматических категорий речи у детей 5-7 лет в группах комбинированной направленности.

Перспективное планирование разработано в соответствии с тематическими неделями.Включает в себя разнообразные игры и упражнения  по формированию грамматического строя речи детей.Игры проводятся в ...

Выступление на педагогическом совете. Формы и содержание работы над лексико-грамматическими категориями у детей с ОНР

Игра является той деятельностью, которая создаёт оптимальные условия для обучения детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы по формированию грамматического строя речи и разви...