Речевая карта для обследования детей с ОНР( 5-6 лет).
методическая разработка (логопедия, старшая группа) на тему

Абрамова Елена Леонидовна

Не один год  для обследования детей с 5-6 лет с ОНР пользовалась речевой картой Н. В. Нищевой. Она показалась мне несколько громоздкой и неудобной, много времени уходило на её заполнение и анализ полученных результатов. Поэтому на основе данной карты разработала свою, упростив и скомплектовав материал в табличную форму. Каждый раздел оцениваю по 4-х бальной шкале: 4 балла- высокий уровень, 3 балла- средний, 2 балла- ниже среднего, 1 балл- низкий. Критерии оценки разработала сама, ориентируясь на количество верных ответов ребёнка. При подведении итогов обследования речевого развития детей всей группы составляю таблицу:

Фамилия, имя ребёнкаЗвукопроизношениеСлоговая структураФонематический слухФонематический анализ, синтезСловарный запасГрамматический стройСвязная речьУровень развития речи
Иванов ИванННСНСНСНСНСНС
         

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ   КАРТА

  1. Дата поступления ребенка в группу___________________________________________________
  2. Фамилия, имя______________________________________________________________________
  3. Возраст ____________________________________________________________________________
  4. Домашний адрес____________________________________________________________________
  5. Откуда поступил ребенок____________________________________________________________
  6. Решение ПМПК_____________________________________________________________________

      7.   Анамнез:

Беременность _____________________________________________ _____________________________

_______________________________________________________________________________________

Роды__________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Послеродовый период_____________________________________________________________________________

Раннее развитие:

Стал держать головку____________сидеть___________ходить__________________________________

_______________________________________________________________________________________

Какие заболевания перенес до года?________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Речевое развитии ребенка:

Гуление___________ лепет____________первые слова ________________________________________

Речь фразой____________________________________________________________________________

8.  Слух:_______________________________________________________________________________

9.  Зрение:_____________________________________________________________________________

10. Хронич. заболевания:________________________________________________________________

11.Особенности речи родителей, др. родственников:_______________________________________

_______________________________________________________________________________________

ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ(дыхание, голос, просодика)

Дыхание: норма верхнеключичное, диафрагмальное

Речевой выдох: норма, укороченный

Темп: норма, замедленный, ускоренный

Ритм: норма, дисритмия

Голос: норма, дисфония, слабый, громкий, крикливый, с носовым оттенком

СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Мимика:

5 лет

              6 лет

Поднять брови

Нахмурить брови

Прищурить глаза

Надуть, втянуть щеки

Носогубные складки

Гипомимия

Губы: Улыбка

       Трубочка

       Улыбка - трубочка      

Язык: широкий 5 сек.

           Узкий:  5 сек

          Кончик языка вверх

                                 вниз

          Качели

         Цоканье

         Часики

Тонус: норма, вялый, гипертонус. Темп: нормальный замедленный, быстрый

Переключаемость: нормальная, замедленная, замены, синкинезии, гиперкинеез, тремор, девиация языка влево – вправо.

Губы:  толстые, тонкие, дефекты слева, справа, расщелина, шрамы

Зубы: норма, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют

Прикус: прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный

Твердое небо: высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель

Мягкое небо: влево-вправо девиация, укороченное, раздвоенное, отсутствие

Язык: массивный, маленький, географический, с укороченной подъязычной связкой

Саливация

СОСТОЯНИЕ  ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА_______________________

СЛОВА и ФРАЗЫ:

                    5 лет

6 лет

Пуговица

Лекарство

Скворечник

Сковорода

Велосипед

Сквозняк

Сыворотка

                         *

Сухофрукты

                         *

Парикмахер

                         *

Простокваша

                         *

Комбинезон

                         *

Инструменты

                         *

Мальчики слепили снеговика.

Сестрёнка развешивает простыни.

Волосы  подстригают в парикмахерской.

Водопроводчик чинит водопровод.

                        *

Регулировщик стоит на перекрёстке.

                        *

Экскурсовод проводит экскурсию.

                        *

СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ__

            Звуки

            5 лет

                     6 лет

           Б – П - М

В – Ф

Д – Т - Н

Г – К – Х

Й

С

С΄

З

З΄

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Л

Л΄

Р

Р΄

        гласные

СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1.Повторение слогов с оппозиционными звуками

Слоги

5

 лет

6

 лет

6

 лет

БА-ПА-БА

СА-ША-СА

ПА-БА-БА

ША-СА-ША

ДА-ТА-ДА

СА-ЦА-СА

ТА-ДА-ТА

ЦА-СА-ЦА

ГА-КА-ГА

ЧА-ТЯ-ЧА

КА-ГА-КА

ТЯ-ЧА-ТЯ

ЗА-СА-ЗА

ША-ЖА-ША

СА-ЗА-СА

ЖА-ША-ЖА

ТА-ТЯ-ТА

ЛА-ЛЯ-ЛА

ТЯ-ТА-ТЯ

ЛЯ-ЛА-ЛЯ

ЩА-СЯ-ЩА

СЯ-ЩА-СЯ

  1. Дифференциация оппозиционных звуков в словах

Показать картинки

        5 лет        

6 лет

         Не смешиваемые в произношении:

Уточка-удочка

Мышка-мишка

Бочка - почка

Катушка-кадушка

Корка-горка

Мышка-мошка

*

Пашня-башня

*

Сова-софа

*

Крот-грот

*

смешиваемые в произношении:

Коса-коза

Миска – мишка

Речка-редька

Свет - цвет

Чёлка-щёлка

Рейка - лейка

Лук-люк

*

Марка – майка

*

Ель-гель

*

Плач - плащ

*

СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Задание

5 лет

6 лет

Определение наличия звука «Р»

в ряду звуков

в слове:  майка, шапка, рыба, корова

Выделение начального ударного гласного в слове:(8) Аня,аист,осы,Оля,утка,уши,Ира,иглы

Выделение конечного согласного в слове: кот, сом, суп, лимон, мох, сок (6)

Выделение начального согласного в слове: мост,банка,пол,тапки,дом,нос,вода,фартук,кот,год,хлеб(11)

Определение последовательности звуков в слове: ток, дом, вата, дубы (4)

Определение количества звуков в слове:

бык, ваза, ком, банан (4)

Составь слово из звуков: К-О-Т,

В-О-Д-А, Л-О-Д-К-А

Владение слоговым чтением

 СОСТОЯНИЕ ЛЕКСИКИ

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

1.Пассивный словарь

Объём словаря

 5 лет

 6 лет

Соответствует возрастной норме

Приближен к возрастной норме

Ниже возрастной нормы

2.Понимание различных грамматических форм словоизменения.

  • Выполнение инструкций (хлопни руками над головой________________________,

вытяни руки вперёд__________________________________________________________)

  • Понимание предлогов ( на_____/_____, под_______/________, за______/______,

в_______/________, перед_______/________)

  • Понимание рода_________________________________________________________
  • Понимание числа________________________________________________________
  • Понимание предложн. конструкций:________________________________________

5 лет: «Покажи мамину дочку. Дочкину маму»

6 лет:» Женя потерял мишку, которого взял у Вали. Чей был мишка?»

           «Лошадь обогнала осла. Кто впереди? Кто отстал?»

       

 Исследование состояния экспрессивной речи

Конкретные существительные: (не менее 5 слов)

Лексические

темы

 5 лет

 6 лет

«Игрушки»

         

«Посуда»

«Одежда»

«Обувь»

«Мебель»

«Овощи»

«Фрукты»

«Домашние животные»

«Дикие

животные»

«Транспорт»

*

«Ягоды»

*

«Птицы»

*

«Насекомые»

                   

*

           

 Названия частей тела и предметов :

 5 лет

 6 лет

 5 лет

 6 лет

Ноги

Сиденье

Руки

Спинка

Голова

ножки

Глаза

Рукав

Уши

Воротник

Нос

Пуговица

Рот

Молния

*

Шея

Петля

*

Живот

Кузов

Грудь

Колёса

Локоть

*

Кабина

Ладонь

*

Руль

Затылок

*

Фары

*

Висок

*

Мотор

*

                 

 Обобщающие понятия:

Назвать одним словом

 5 лет

 6 лет

Мяч, кукла, машинка

Чашка, тарелка, ложка

Футболка, куртка, шорты

Тапки, сапоги, ботинки

Стол, стул, шкаф

Яблоко, банан, апельсин

Огурец, помидор, морковь

Кошка, собака, свинья

Волк, лиса, заяц

Автобус, самолёт, пароход

*

Ворона, сова, воробей

*

Клубника, смородина, малина

*

Муха, комар, бабочка

*

Роза, ромашка, тюльпан

*

Берёза, дуб, ель

*

 

Антонимы (с 6 лет):

друг

добро

горе

горячий

лёгкий

длинный

давать

поднимать

Предикативный словарь

Назвать действие (по картинкам)

 5 лет

 6 лет

Как передвигается:        птица

                           рыба

                           змея

                        лягушка

                        человек

Как подают голос:         кошка

                         собака

                         корова

                          петух

                         ворона

*

                        кукушка

*

                         лошадь

*

                           овца

*

                           волк

*

Что делает :    врач

*

                        учитель

*

                       продавец

*

                          повар

*

                           швея

*

             

  1. Атрибутивный словарь

параметры

5 лет

6 лет

Красный

Синий

Зелёный

Жёлтый

Белый

Чёрный

Оранжевый

Голубой

Фиолетовый

*

Розовый

*

Коричневый

*

Серый

*

Солнце круглое

Печенье квадратная

косынка треугольная

Огурец овальный

Руль круглый

*

Окно квадратное

*

флажок треугольный

*

слива овальная

*

Одеяло прямоугольное

*

ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ___________________________________________

Актив

5 лет

6 лет

Употребление имен существительных в именительном падеже единственного  и мн. числа

Стол-столы

Кот-

Дом-

Кукла-

Рука-

Окно-

Рот-

Лев-

Река-

Ухо-

Кольцо-

Глаз-

*

Лист-

*

Стул-

*

Дерево-

*

Пень-

*

Воробей-

*

Употребление существительных в косвенных падежах без предлога

Нет карандаша

Я рисую….

Думаю о …

Употребление формы родительного падежа множественного числа.

Много чего?

Шар- шаров

Ключ-

Берёза-

Ложка-

Окно-

Карандаш-

*

Лист-

*

Книга-

*

Вилка-

*

Ведро-

*

Согласование прилагательных и существительных.

 Назвать цвет предметов

он

она

оно

они

Согласование числительных 2 и 5 с именами существительными

Кот

Машина

Мяч

Роза

Окно

Пень

*

Воробей

*

Книга

*

Ведро

*

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ______________________________________________________________

Актив

5 лет

6 лет

Образование уменьшительно-ласкательных форм

Стол

Чашка

Сумка

Ведро

Замок

Носок

Лента

Окно

Палец

*

Изба

*

Крыльцо

*

Кресло

*

Образование названий детенышей животных

У кошки

У лисы

У утки

У слона

У зайца

У волка

У белки

У козы

У медведя

*

У бобра

*

У барсука

*

У собаки

*

У коровы

*

Образование относительных прилагательных от существительных. Из чего сделано?

(с 6 лет)

Дерево

*

Стекло

*

Солома

*

Кирпич

*

Мех

*

Шерсть

*

Резина

*

Снег

*

Металл

*

Яблоки

*

Обр-е притяжательных прилагательных от существительных (с 6 лет)

Очки бабушки

*

Туфли мамы

*

Усы кошки

*

Хвост лисы

*

Берлога медведя

*

Гребень петуха

*

Образование приставочных глаголов: Что делает мальчик?

(с 6 лет)

Выходит

*

Подходит

*

Переходит

*

Обходит

*

Входит

*

Отходит

*

Употребление предложно-падежных конструкций

Предлог

 5 лет

 6 лет

НА

В

У

ЗА

ПО

ПОД

НАД

-

ИЗ

-

С

-

ИЗ-ПОД

-

ИЗ-ЗА

-

Состояние связной речи

5 лет:
Пересказ «Рыбалка»: Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.        __

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет :
Составление
рассказа по серии картинок________________________________________________________________________________        _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Состояние общей моторики:

Постоять на одной ноге (попеременно)__________________________________________________

Попрыгать на двух ногах______________________________________________________________

Попрыгать на одной ноге (попеременно)_________________________________________________

Постоять на цыпочках________________________________________________________________

Присесть, руки в стороны______________________________________________________________

Выводы:____________________________________________________________________________

Состояние мелкой моторики, ведущая рука:_______________________________________

_______________________________________________________________________________________

Эмоционально-волевая сфера: (активен/пассивен, деятелен/инертен, работает с удовольствием/из подчинения взрослому, неадекватное поведение, избалованность, конфликтность, колебания настроения, агрессивность)_____________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

1.  Слуховое восприятие(Дифференциация звучащих игрушек, Определение направления источника звука) ______________________________________________________________________________________

2.Восприятие и воспроизведение ритма: _______________________________________________________________________________________                                 

3.Сенсорные представления:______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

4.Ориентировка в пространстве:___________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Ориентировка во времени:______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Конструирование(разрезные картинки, палочки)___________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Память:______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

8.Внимание,работоспособность:___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

9.Мышление:

а) классификация  предметов____________________________________________________________

б) выделение «4-го лишнего» ___________________________________________________________

в) способность к логическому мышлению__________________________________________________

г)счетные операции_____________________________________________________________________

Логопедическое заключение

5        лет        ______

______________________________________________________________

Дата        Логопед________________________________

6        лет        _______

_______________________________________________________________

Дата        Логопед________________________________

Характеристика речевого развития

ФИО________________________________________________________

Возраст______________________________________________________

Анамнез_____________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Состояние артикуляционного аппарата__________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Показатели психического развития______________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Состояние словаря____________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Характеристика грамматического строя речи______________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Состояние связной речи_______________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Фонематическое восприятие, навыки звукового анализа____________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Характеристика фонетической стороны речи_____________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Логопедическое заключение___________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Логопед________________________ Дата_________________________



 

Комментарии

Соколова Виктория Константиновна

всё просто и понятно, удобно в использовании