Речевая карта для обследования детей с заиканием
материал по логопедии по теме

Образец речевой карты включает в себя материал по обследованию детей с заиканием.

Материал полезен для начинающих логопедов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_karta.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА

ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

Анкетные данные.

Фамилия, имя__________________________________________________________________________

Дата рождения______________________ Поступил(а) из ______________________________________

Домашний адрес ________________________________________________________________________

Решением МПК от_________________ № протокола __________Принят на срок  _________________

Диагноз при поступлении ________________________________________________________________

Сведения о семье.

Мать__________________________________________________________________________________

Отец__________________________________________________________________________________

Наследственные заболевания_____________________________________________________________

Характеристика речи окружающих ребенка людей___________________________________________

Материально-бытовые условия в семье_____________________________________________________

Общий анамнез.

Какая по счету беременность ________ Особенности протекания беременности (токсикозы, падения, травмы, психозы, инфекции)______________________________________________________________

Особенности течения родов (досрочные, срочные, быстрые, стремительные,обезвоженные) _______________________________________________________________________________________

Вес и рост ребенка при рождении__________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электро) ____________________________________________

Асфиксия ____________________ Когда закричал __________________________________

После выписки из роддома:

Особенности сна______________________________________________________________________

Особенности бодрствования____________________________________________________________

Особенности грудного вскармливания______________________________________________________

Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице:

До одного года________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

после одного года_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие.

Стал держать голову с __________________________  Сидеть__________________________________

Стоять __________________________  Ходить_______________________________________________

С какого времени стал раздеваться ____________________ Одеваться___________________________

Обувать ботинки _____________________  Застегивать пуговицы______________________________

Особенности моторики: излишне подвижен ________________________________________________

излишне заторможен _______________________________________________

Ранее речевое развитие.

Время появления гуления____________  Лепета_________________

Первых слов_________________ Фразы___________________

Особенности речевого развития__________________________________________________

Занимались ли с логопедом _______________________________________________________________

Возникновение заикания.

Время появления заикания _________________ Предполагаемые причины _______________________

_______________________________________________________________________________________

Как проявилось заикание _________________________________________________________________

Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)______________________________

Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года_______________________________________

_______________________________________________________________________________________

Возможные причины ухудшения или улучшения речи ________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________

Бывают ли периоды плавной речи__________________________________________________________

Ситуации, когда заикание наиболее выражено_______________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:

В семье____________________________________________________________________

В общении со сверстниками___________________________________________________

В д/с ______________________________________________________________________

В незнакомой обстановке_____________________________________________________

Отношение ребенка к заиканию__________________________________________________

Есть ли страх речи_____________________ Страх общения __________________________

Отношение в семье к заиканию ребенка___________________________________________

Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей) ____________

_____________________________________________________________________________

Состояние дыхания.

Тип дыхания _________________________ Ритмичность ____________________________

Характер вдоха  при речи_______________________________________________________ Продолжительность речевого дыхания ___________________________________________

Состояние просодических компонентов речи.

Темп речи_____________________________ Ритм речи______________________________

Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания__________________

_____________________________________________________________________

Характеристика голоса:

Сила голоса________________________ Высота_____________________________

Тембр______________________ Особенности модуляций______________________

Интонированность речи (употребление основных видов интонации)___________________

_____________________________________________________________________

Внятность речи______________________________________________________________

Симптоматика заикания.

А.  Внешняя (физическая) симптоматика заикания.

I Проявление заикания в различных формах речи (на материале беседы, чтения коротких стихов, воспроизведения небольших рассказов и сказок, рассказа по картинке и др.)

Шепотная речь________________________ Сопряженная речь_______________________

Отраженная речь____________________ Вопросно-ответная речь_____________________ Пересказ прослушанного текста (с опорой и без опоры на сюжетную картинку)____________________________________________________________________

Рассказ по серии картинок, по картинке___________________________________________

Самостоятельный рассказ_______________________________________________________

Особенности (зафиксировать данные о сохранных речевых возможностях; частоту, силу, длительность и степень выраженности судорог, зависимость судорог от речевого материала: места во фразе, в слове; при произношении отдельных слов, звуков; зависимость судорог от звуко-слоговой структуры слов, длины фразы и др.; зависимость судорог от формы речи, от громкости речи)________________________________________

_____________________________________________________________________________

II.

Форма судорог (тонические, клонические, смешанные)______________________________

Локализация судорог:

  1. Дыхательные (экспираторные, инспираторные, респираторные) ___________________
  2. Голосовые (смыкательные, размыкательные, вокальные)_________________________
  3. Артикуляционные (губные, язычные, мягкого нёба)______________________________
  4. Смешанные________________________________________________________________

Степень заикания _____________________________________________________________

III. Наличие сопутствующих судорог тела, лица (тики, гримасы) _____________________

_____________________________________________________________________________

Б.  Внутренняя (психическая) симптоматика заикания.

I. Наличие или отсутствие логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков и др.)_______________________________________

_____________________________________________________________________________

II. Наличие или отсутствие защитных приемов (уловок), частота и эффективность их использования:

1. Моторных__________________________________________________________

а) произвольные ______________________________________________________________

б) непроизвольные ____________________________________________________________

2. Речевых:___________________________________________________________

а) произнесение отдельных звуков и междометий___________________________________

б) произнесение слов и словосочетаний___________________________________________

3. Изменение стиля речи________________________________________________________

III. Степень фиксированности на заикании (нулевая, умеренная, выраженная)__________

_____________________________________________________________________________

IV. Формы речи и ситуации, когда заикание наиболее выражено _____________________

_____________________________________________________________________________

Индивидуально-психологические особенности ребенка.

Контактность с окружающими и характер общительности, взаимоотношений __________ _____________________________________________________________________________

Особенности психических процессов памяти, внимания, мышления_________________

_____________________________________________________________________________

Динамика психической деятельности и поведения ребенка:

– активность или вялость психической деятельности, движений, речи (в игре, в учебной деятельности)_________________________________________________________________

– устойчивость и преобладающий фон настроения__________________________________

– степень эмоциональной возбудимости___________________________________________

Другие особенности__________________________________________________________

Исследование неречевых психических функций.

1. Исследование слухового внимания:

а) дифференциация звучащих игрушек _________________________________________

б) определение направления звука _____________________________________________

2. Восприятие и воспроизведение ритма __________________________________________

3. Исследование зрительного восприятия:

а) узнавание цветов __________________________________________________________

б) подбор картинок к данному фону ____________________________________________

4. Исследование зрительно- пространственного гнозиса и праксиса:

а) право, лево _______________________________________________________________

б) верх, низ, сзади, спереди ___________________________________________________

в) складывание разрезных картинок ____________________________________________

г) складывание фигур из палочек:

- по образцу ______________________   - по памяти _________________________

5. исследование общей моторики:

Сила _____________________________ Точность ________________________________

Темп _____________________________ Координация ____________________________

Переключаемость ___________________________________________________________

6. Исследование мелкой моторики:

Ведущая рука _____________________Точность движений ________________________

Темп ___________________ Синхронность правой и левой руки ____________________

Переключаемость ___________________________________________________________

Исследование анатомического строения артикуляторного аппарата.

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы…) ___________________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов) _________________________

Прикус (прогения, прогнадия, открытый боковой, перекрёстный, открытый передний) ______________

Твёрдое нёбо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина) ___________________

Мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) _______________________

Язык (массивный, маленький, укороченная подъязычная связка) ______________________________

Звукопроизношение.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование речевой моторики.

1. Состояние мимической мускулатуры.

Поднять брови ( удивиться) _________________Нахмурить брови ____________________

Прищурить глаза _____________________ Втянуть щёки __________________________

Надуть щёки __________________ Сглаженность носогубных складок ______________

2. Состояние артикуляторной моторики (выполнение упражнений – «Маятник», «Бегемотик», «Качели», «Оскал – Хоботок» и другие)

а) наличие или отсутствие движений ___________________________________________

б) тонус (нормальный, вялый, напряжённый) ____________________________________

в) темп движений (быстрый, медленный, нормальный) ___________________________

г) переключение от одного движения к другому _________________________________

д) объём движений (полный, неполный) ________________________________________

е) точность выполнения ______________________________________________________

ж) длительность удержания заданного положения ________________________________

з) замены движений _________________________________________________________

и) добавочные и лишние движения ____________________________________________

к) наличие тремора _______________________ саливации ________________________

Исследование звукослоговой структуры слова.

1. Воспроизведение слов:

помидоры ________________  сквозняк ________________  свисток _________________

температура ________________________ простокваша _________________________

милиционер ________________________ скворечник __________________________

лекарство ________________ сковорода ________________ аквариум _______________

2. Воспроизведение предложений:

Мальчики слепили снеговика _________________________________________________

Водопроводчик чинит водопровод _____________________________________________

Волосы подстригают в парикмахерской _________________________________________

Регулировщик стоит на перекрёстке ____________________________________________

Исследование состояние фонематических функций (восприятия, анализа, синтеза, представления).

1. Повторение слогов:

па-ба ________ ба-на _________ ва-та __________ та-да __________ на-га __________

ка-га ________ ба-ма _________ са-ша _________

ба-ба-па _____________ та-да-та ____________ га-ка-га ____________

2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (покажи, где удочка, а где уточка и т.д.) __________________________________________________

3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

Миска – мишка ______________________  Крыса – крыша _______________________

Речка – редька _______________________  Вечер – ветер ________________________

4. Выделение заданного звука на фоне слова (слышишь ли ___ звук в слове?):

__________________________________________________________________________

5. Выделение ударного гласного в начале слова (какой первый звук?):

___________________________________________________________________________

6. Определение согласного звука

- в начале слова _____________________________________________________________

- в конце слова ______________________________________________________________

- место заданного звука в слове (начало, середина, конец) _________________________

7. Определение

- последовательности звуков __________________________________________________

- количества звуков __________________________________________________________

- соседей заданного звука _____________________________________________________

- какой по счёту заданный звук ________________________________________________

8. Придумать слово

- с заданным звуком _________________________________________________________

- с заданным количеством звуков ______________________________________________

Исследование понимания речи (импрессивный словарь).

1. Пассивный словарь:

Объём _____________________________________________________________________

Точность понимания значения слов ____________________________________________

Задания: покажи куклу, посади куклу на стул и т.д.

2. Понимание словосочетаний и простых предложений: _____________________________

а) понимание словосочетаний

- покажи ключом карандаш                                - где собака хозяина

- покажи карандашом ключ                                - где хозяин собаки

б) понимание простых предложений: __________________________________________

Девочка рвет цветы.    Девочка поливает цветы.      Девочка играет в мяч.

в) понимание вопросительных предложений:  ___________________________________

Кого ловит девочка?           Кто ловит бабочку?

3. Понимание сложноподчинённых предложений и сложных лексико-грамматических конструкций: _________________________________________________________________

Петю догоняет Миша. Кто бежит первым? ______________________________________

Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш? _____________

Исследование лексики и грамматического строя (экспрессивной речи).

I. Исследование активного словаря: ______________________________________________

1) Существительные

а) предметный словарь (назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Животные» и т.д.) ____________________________________________________________

б) обобщающие понятия (назвать одним словом) _________________________________

в) части предметов (объектов) _________________________________________________

2) Глагольный словарь

Употребление глаголов при ответах на вопросы: Что ты делаешь в течении дня? Кто как кричит? Кто что делает? ________________________________________________________

3) Прилагательные

а) называние цвета __________________________________________________________

б) называние формы _________________________________________________________

4) Подбор антонимов (с 6 лет)

Добро - ______________ Горе - ______________ Высокий - ________________

Давать - _____________  Друг - ______________ Покупать - _______________

II. Состояние словоизменения:

а) существительные в именительном падеже ед. и мн. числа

Слон - ____________ Кукла - ____________ Ухо - _____________ Окно - ____________

Пень - ____________ Воробей - ____________ Дерево - ____________ Рот - ____________

б) существительные в косвенных падежах

У меня есть (карандаш) _________________ У меня нет _______________

Я рисую _______________

в) форма родительного падежа мн. числа (много чего?)

Шар - ____________ Стол - ____________ Лист - ____________ Карандаш - ____________

Мяч - ____________ Ключ - ____________ Дом - ____________ Стул - _____________

г) согласование существительных с прилагательными (какого цвета):

шар _____________ ведро ____________ ботинки _____________ машина _____________

д) согласование числительных 2 и 5 с существительными

Дом – 2 ____________ 5 ____________ Кукла – 2 ____________ 5 ____________

Жук – 2 ____________ 5 ____________ Рыба – 2 ____________ 5 ____________

Ключ – 2 ____________ 5 ____________ Ведро – 2 ____________ 5 ____________

е) Употребление предлогов ___________________________________________________

III. Состояние словообразования

а) Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Стол - _____________ Мяч - _____________ Дом - _____________ Шкаф - _____________

Воробей - ____________ Гриб - ____________ Лист - ____________ Цветок - ___________

б) называние детёнышей животных

У кошки - ____________ У утки - ____________ У белки - ____________

У коровы - ____________ У собаки -_____________ У лошади - _____________

в) образование прилагательных от существительных

Дерево - _______________ Бумага - _______________ Солома - _______________

Черника - ________________ Снег - _______________ Шерсть - _______________

г) образование притяжательных прилагательных

Сумка мамы - ____________ Хвост лисы - ____________ Берлога медведя _____________

д) образование приставочных глаголов

Ходит - ______________________________________________________________________

Бежит - ______________________________________________________________________

е) образование глаголов совершенного вида

Рисовал – _______________ Писал - _______________ Делал - _______________

Состояние связной речи.

Перессказ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассказ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата обследования: __________________          Логопед:__________________________

Решением МПК от  ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                             Члены комиссии:

Решением МПК от ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                             Члены комиссии:

 

Решением МПК от ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                             Члены комиссии:

Решением МПК от ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                              Члены комиссии:

Решением МПК от ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                              Члены комиссии:

Решением МПК от ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                              Члены комиссии:

Решением МПК от ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                              Члены комиссии:

Осмотр специалистов:

Дневник логопеда:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта логопедического обследования детей в ГБДОУ №86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Для определения уровня развития речи ребёнка и постановки логопедического диагноза  необходимо проведение логопедического обследования с помощью речевой карты....

Речевая карта для обследования детей с ОНР( 5-6 лет).

Не один год  для обследования детей с 5-6 лет с ОНР пользовалась речевой картой Н. В. Нищевой. Она показалась мне несколько громоздкой и неудобной, много времени уходило на её заполнение и анализ...

Речевая карта (логопедическое обследование детей 5-6 лет)

Речевая карта Фамилия, имя  ___________________________________________________________________Возраст...

Речевая карта для обследования детей старшего дошкольного возраста

В данной речевой карте представлены пункты для обследования разных сторон речи, чтобы в результате обследования ребенка иметь полную картину о состоянии его речи и дать грамотное заключение....

Речевая карта для обследования детей 4 - 7 лет

За основу взята карта, Серебрякова Н. В. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного обр...

Речевая карта для обследования детей с задержкой психического развития

Речевая карта разработана на основе "Речевой карты ребенка с общим недоразвитием речи от 4 лет до 7" Н.В. Нищевой...

Речевая карта для обследования детей с задержкой психического развития

Речевая карта разработана на основе "Речевой карты ребенка с общим недоразвитием речи от 4 лет до 7" Н.В. Нищевой...