Тема: "Ударение"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Кузнецова Татьяна Юрьевна

Цель: дать понятие об ударении.

Задачи: учить правильно ставить ударение; работать над ритмико-слоговой структурой слова; дать понятие о смыслоразличительной роли ударения в слове; учить анализу и синтезу слов II и IV класса; развивать фонематическое восприятие, внимание, память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udarenie.docx14.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия . Тема: «Ударение»

Ударение

Цель: дать понятие об ударении.

Задачи: учить правильно ставить ударение; работать над ритмико-слоговой структурой слова; дать понятие о смыслоразличительной роли ударения в слове; учить анализу и синтезу слов II и IV класса; развивать фонематическое восприятие, внимание, память.

Оборудование: предметные картинки (рука, уши, зубы, нос, лоб, глаза, ирис, ирис), таблички со словами: эхо, волосы, голова, посуда, мыло, ирис, ирис; звенящий кубик (молоточек), раздаточный материал для составления схем слов.

Ход занятия

I. Организационный момент.        

Узнавание слов по беззвучной артикуляции.

На наборном полотне выставлены картинки с изображениями: рука, уши, зубы, нос, лоб, глаза.

Логопед.Сядет тот, кто отгадает, какую картинку я назвала.

II. Повторение пройденного материала.

– Какие звуки называются гласными?

– Назовите гласные звуки.

– Вспомните, какими способами мы определяем количество слогов в словах.

III. Объяснение нового материала.

1. Работа над ритмом. Игра «Повтори – не ошибись».

Простучать ритмический рисунок.

    ! ! !!!,    !!  !  !,      !!! ! ! …  

2. Сообщение темы занятия.

Повторить слоговую цепочку, выделяя ударный слог.

        ПА – па – па, па – ПА – па...

Логопед. Чем отличается произнесение этих слогов?

Дети. Один слог звучит громче.

Логопед. Как вы думаете, почему? (Предположительные ответы детей.)

Логопед. На него падает ударение.

Дети повторяют слоговую цепочку, акцентируя ударный слог движением руки с кубиком (молоточком, мячиком).

Логопед. Итак, тема нашего занятия – «Ударение».

3. Выделение ударного звука.

Произнесение слов с отстукиванием (отхлопыванием), ударный слог выделяем с большей силой.

Волосы, малина, эхо, голова, посуда, мыло.

Логопед. На какой же звук падает ударение в слове «волосы», и какой это звук?

Дети. В слове «волосы» ударение падает на гласный звук [о]. И т. д.

Логопед. Итак, ударение падает только на гласный звук. Этот гласный называется  ударным, а остальные гласные – безударными.

4. Слоговой анализ слов I и II класса.

Составить схемы слогового состава слов из предыдущего задания. Обозначить ударный слог. Назвать ударные и безударные гласные звуки.

Малина

___________

___   _`_   ___

Дети. В этом слове ударный звук [и], безударные звуки [а], [а].

Эхо

_______

_`_   ___

Дети. В слове «эхо» ударный звук [э], безударный звук [а].

Логопед. Обратите внимание на то, что в слове «эхо» слышится звук [а], а пишется буква о.

Предъявляется табличка со словом «эхо».

Аналогичная работа проводится с остальными словами.

Физкультминутка

Игра «Звуковая цепочка».

Дети, подбирая слово на последний звук предыдущего слова, перекидывают мяч своему соседу.

5. Смыслоразличительная роль ударения.

Вывешиваются картинки: ирис – ирис.

а) Показать ирис.

Логопед. Что это?  

– Выложите слоговую схему, поставьте ударение.

б) Логопед показывает ирис.

Дети выкладывают слоговую схему слова, отмечают ударение.

в) Логопед. Подберите под эти картинки таблички с соответствующими названиями.

– Сравните схемы и буквенное написание.

– Чем они похожи?

– В чём отличие?

– Произнесите слова, выделяя движением руки с кубиком (молоточком, мячиком) ударный слог.

– На какой звук падает ударение в слове «ирис»? В слове «ирис»?

– Что же сделало ударение с одним и тем же словом?

Дети. Изменило значение.

Логопед.

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

– Придумайте предложения со словами «ирис» и «ирис».

IV. Закрепление нового материала.

1. Игра «Найдите ударение».

Логопед. Я буду называть слова, вы постарайтесь услышать, на какой слог падает ударение, покажите цифрой его место в слове и назовите ударный гласный.

Называются слова I, II, IV классов (типа: лиса, мыло, карета, молоко, веник…), дети показывают цифру соответствующего ударного слога, называя ударный гласный звук.

2. Нахождение в словах ударных слогов.

Вспомните слова с ударением на первом слоге, на втором, на третьем.

V. Итог занятия.

– Какой гласный звук в слове называется ударным?

– Как называются остальные?

– Почему?

– Может ли влиять ударение на смысл слова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД по подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет на тему "Ударение"

План занятия1. Знакомство с мальчиком Васей, который не правильно ставит ударение в словах.2. Повторение правил.3. Работа с карточками "На какой слог падает ударение".4. Знакомство с друзьям...

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму. Тема. Ударение.

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы.  Основы чтения и подготовка к обучению письму.Тема.  Ударение.Формы работы: речевая ситуацияЦель.  Знакомить детей с...

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему "Ударения"

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему "Ударения"...

Методическая разработка по теме "Ударение"

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Ударение"...

Тема "Ударение"

Обучение детей старшего дошкольного возраста правильно ставить ударение....