Комплексное планирование
календарно-тематическое планирование (логопедия, старшая группа) на тему

Глаголева Лариса Викторовна

Календарное планирование работы учителя-дефектолога на примере интеграции физической культуры и художественной литературы  в занятия учителя-дефектолога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция физической культуры в занятия

учителя-дефектолога

Оздоровительные интегрированные занятия

Интеграция физической культуры в занятия учителя-дефектолога подчинена одной цели: мотивация здорового образа  жизни и формированию здоровья.

В настоящее время предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим речь, движение, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью (профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата)

Система оздоровительных  интегрированных занятий в работе – учителя дефектолога  имеет свои особенности. Они обусловлены комплексными нарушениями    воспитанников коррекционных групп: ЗПР-задержка темпов развития ребенка: физических, эмоциональных, интеллектуальных и речевых.

Е. М. Мастюкова определяет двигательные нарушения у детей с ЗПР как составную часть ведущего дефекта. Своеобразие моторной недостаточности у таких детей проявляется в несформированности сложных координаторных схем. Отставании в развитии пространственной ориентации движений, …Экспериментально установлено, что быстрая утомляемость, колебания работоспособности, неустойчивость эмоционально-волевой сферы, у дошкольников С ЗПР сопровождается сниженными показателями физического развития и физической подготовленности. Поэтому приоритетными направлениями в нашей работе является физическое развитие.

Система оздоровительных  интегрированных занятий в работе

– учителя дефектолога  имеет свои особенности.

 Они обусловлены комплексными нарушениями    воспитанников коррекционных групп: ЗПР-задержка темпов развития ребенка: физических, эмоциональных, интеллектуальных и речевых.

В организации интегрированных занятий с включением физической культуры  проходит 2 способами:

традиционным и нетрадиционным.

К первому можно отнести физкультминутки. Нет такого планирования, где мы бы не увидели включение в детскую деятельность физкультминуток.

Второй способ нетрадиционный: тематические циклы, в которых решаются  коррекционные  задачи, с  включением общеразвивающих упражнений и корригирующей гимнастики,  ритмичных танцев, подвижных игр.

 В  практику учителя- дефектолога такие интегрированные занятия  стали  входить все чаше. Организация таких тематических циклов требует подготовки и продуманного планирования.

При планировании занятия используются 2 приема:

Сюжетно-игровой

Соревновательный.

  1. согласно ФГТ  уточняются  задачи по   физической культуре.

 Учитывая возраст.

  1. Обучение проходит на занятиях по ФИЗО воспитателем- специалистом. Целесообразнее включать в занятие сформированные навыки у детей по физической культуре.  
  2.  Выбираем   лексическую тему.
  3.  Выделяем области,  которые уместно будут интегрироваться с   данной лексической темой и коррекционными задачами.

 (обращаемся к задачам по ФГТ и коррекционному планированию)

 

  1. Составляем план занятия. Оно носит познавательный характер, достаточное количество речевого материала на  разные задачи.   Занятие должно быть динамичным и включать разные виды упражнения, меняя их темп и  нагрузку.
  2.  Составляем тематический цикл пользуясь сеткой  занятий

 на 1-2 недели   (как раздел коррекционно -  тематического   планирования).

  1. Разбиваем спланированный материал на  части  и используем  ЕГО для ознакомления на  других занятиях, в домашних заданиях и в режимных моментах   (это необходимо для отработки  речевых упражнений )

Все занятия    проходят  в одном  тематическом  цикле!

  1. Как заключительное, итоговое по теме проходит  интегрированное занятие.
  2.  В подготовительной группе можно рекомендовать  такие занятия:
  • Дикие животные. Сюжетно-игровой прием
  • День космонавтики «Школа космонавтов» по В.  Баруздину

( Литература+ пересказ (коммуникация) + ФИЗО). Соревновательный прием.

  • «Моя Родина», «День защитника отечества»-соревновательный прием.
  • Рекомендуемая литература:

М. Ю. Картушина  «Быть здоровыми хотим» и др.

  1. Комплексно-тематическое планирование      коррекционно-образовательной работы

2 неделя февраля – Дикие животные жарких стран

Дни

недели

Образовательные области

Содержание работы

понедельник

Развитие речи

(связная речь)

Расширить словарный запас по теме «Животные жарких стран»   закреплять у детей навык составления простых предложений  по картинке; учить правильно  строить фразы с предлогом ПО, формировать навык составления короткого рассказа.

Самомассаж   «Черепаха»

Сюжетно-ролевая игра совместно  с воспитателем

Коммуникативная ситуация

 «У врача» Умение правильно употреблять предлоги  - В    На  Из Под  Через По

вторник

ФЭМП

Подготовка к обучению грамоте

Уточнить и закрепить образование числа 8 на основе сравнения двух совокупностей; называть, обозначать цифрой, соотносить с количеством.

Прыжки со счетом  «Камушки»

Звуки С-СЬ: звучание, произношение,  умение слышать в слове, выделять и называть звук.

Коммуникативная ситуация «В зоопарке»

Учить согласовывать число 8   с сущ. в роде, числе, падеже.

Я вижу 8 слонов, …

среда

ФЭМП

Чтение художественной литературы

Устанавливать последовательность чисел в пределах 8 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. Состав числа 8.

Выложить крокодила из 8-ми прямоугольников.

Сказка «Доктор Айболит» К. И. Чуковский

Познакомить с жанром литературного произведения. Называть автора. Обучать внимательно слушать  логопеда,  называть героев. Описывать состояние героев и эмоционально откликаться на  прочитанное.

Основные движения  «Трудная дорожка» перешагивать через предмет, проползать через обруч….

Отработка обиходных глаголов (прыгнул-перепрыгнул)

четверг

Подготовка к обучению грамоте

Звуки С-СЬ: звуковой анализ слов: типа СУП,  НОС, СУША, СИТО.  Звуковой диктант, выделение и  обозначение мягких согласных.

Игра малой подвижности «Паучок» - зрительное внимание.  (влево-вправо)

Выполнение заданий на тетрадном листе в клетку по образцу и речевой инструкции. Графический диктант «паутинка» по клеточкам.

пятница

Формирование целостной картины мира

(Ознакомление с окружающим)

Тема: Дикие животные (жарких стран)

Активизировать коммуникативные умения в ситуации  игры-путешествия « В Африку». Расширить лексический запас  (предметного и глагольного словаря). Актуализировать ранее изученную лексику, учить употреблять предлоги для обозначения своих действий, приставочные глаголы,  отрабатывать темп речи. Включить  в игру все отработанные движения ходьбы, прыжков, ползания; развивать ловкость, меткость, смелость.  Познакомить с характерными признаками опасных животных.

  1. Комплексно-тематическое планирование
  2. коррекционно-образовательной работы

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Подготовительная группа

  • Правильно выполнять основные виды движения (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание)
  • Прыгать с высоты до 40см.
  • Перебрасывать набивные мячи (до 1 кг)
  • Бросать предметы в цель на расстоянии 4-5 м.
  • Перестраиваться в колонны по 2, по 3.
  • Выполнять физические упражнения по музыку, ритмично, в заданном темпе, по словесной инструкции.
  • Следить за осанкой.
  • Участвовать в играх с элементами спорта
  • ( футбол, баскетбол, хоккей, городки, наст. Теннис)
  • Плавать произвольно на расстояние 15 м

Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка на основе интеграции образовательных областей (декабрь-январь-февраль)

  • Следить за правильной осанкой
  • Активно использовать двигательный опыт в новых обстоятельствах
  • Выполнять физические упражнения ритмично, в заданном темпе,  под музыку, по словесной инструкции.
  • Ходьба: в колонне по одному,  в темпе, с перешагиванием через предметы,  на носках,
  • Прыжки: по камушкам,  подскоки через  скакалку.
  • Проползание под  палкой (Пролезание в  обруч)
  • Выполнять правила и нормы поведения.

  • Сравнивать целый предмет и его часть.
  • Воссоздают из частей и видоизменяют геометрические фигуры по условию и конечному результату; составляют из малых форм большие.
  • Определяют направления движения в пространстве,  двигаются в соответствии с условными обозначениями.
  • Знают некоторых представителей животного мира Африки
  • Знают правила поведения в природе
  • Устанавливают элементарные причинно-следственные связи
  • Знают характерные признаки животных.

Развитие слухового восприятия, слухового внимания и слухомоторной координации

  • Графический диктант «Слушай и Пиши» -  не более  3 мин
  • Обучать ребенка начинать работу вместе с другими и заканчивать, ориентируясь на других.

  • Откликаются на эмоции
  • Умеют работать по правилу, выполняют инструкции взрослых.
  • Учить  использовать приставочные глаголы.  Употреблять  в активной речи предложения с предлогами ПОД, ЧЕРЕЗ.
  • Составлять предложения по картинкам.
  • Закреплять навык правильного произношения звуков.
  • Пересказывать фрагмент сказки

  • Познакомить с жанром литературного произведения – сказка
  •  (К. Чуковский «Айболит»)
  • Выразительно читать стихотворение «А. С. Пушкин «Зима!...»
  •  Называть автора.
  •  Обучать внимательно слушать  логопеда (воспитателя),  называть героев.
  • Описывать состояние героев и эмоционально откликаться на  прочитанное.
  • Познакомить с художниками –иллюстраторами
  1. Комплексно-тематическое планирование
  2. коррекционно-образовательной работы

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Художественная литература

Подготовительная  группа

Планируемые результаты:

Различают жанры литературных произведений

Называют любимые сказки и рассказы; знают наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.

Называют 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов детских книг.

Выразительно читают стихотворение; пересказывают отрывок из сказки, рассказа.

Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка на основе интеграции образовательных областей (март-апрель-май)

  • Следить за правильной осанкой
  • Проявлять элементы творчества  в  подвижных играх;
  • Выполнять физические упражнения  с палками ритмично, в заданном темпе,  под музыку, по словесной инструкции.
  • Ходьба:  приставным шагом, с поворотами;
  • Бросать предметы в цель (обруч) из разных исходных положений.  
  • Ходить по гимнастической скамейке.
  • Выполнять правила и нормы поведения.

  • Формировать элементарные представления об истории человечества, через знакомство с произведениями искусства, игру и продуктивные виды деятельности;
  • Иметь представление о планете Земля,  о России,  истории праздников,  об изобретениях человечества;
  • Уточнение, систематизация и углубление знаний по  лексическим темам: например, Транспорт (наземный, воздушный, водный);
  • Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам природы.
  • Различают отрезок, угол, овал (круг), многоугольники, шар, куб,  проводят их сравнение;
  • Определяют временные отношения (день-неделя-месяц) \, время по часам;
  • Считают до 10-ти:
  • Соотносят цифру и количество
  • Составляют и решают задачи на сложение и вычитание
  • Пользуются арифметическими знаками.
  • Считают, начиная с заданного числа.
  • Развитие слухового восприятия, слухового внимания и слухомоторной координации:
  • Графический диктант «Слушай и пиши» -  не более  3 мин

  • Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • Находить в предложении слова с заданным звуком;
  • Употреблять в речи сложные предложения, синонимы;
  • Учить работать по правилу, выполнять  инструкции взрослых.;
  •  Учить  использовать приставочные глаголы;
  •  Употреблять  в активной речи предложения с предлогами   (все простые)  и         ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД
  • Составлять сложные  предложения по картинкам.
  • Закреплять навык правильного произношения звуков.
  • Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.

  • Познакомить с жанром литературного произведения – рассказ и сказка (Снегурочка-русская народная сказка

«Школа космонавтов» по В. Баруздину);

  •  Называть автора;
  • Выразительно читать отрывок из рассказа;
  •  Обучать внимательно слушать  логопеда (воспитателя),  называть героев;
  • Выучить наизусть  любимое стихотворение.
  1.                    
  2. Комплексно-тематическое планирование   коррекционно-образовательной работы

2 неделя апреля – День космонавтики

Дни

недели

Образовательные области

Содержание работы

понедельник

Развитие речи

(связная речь)

В. Баруздин «Школа космонавтов»

Пересказ.

Упражнение «Гармошка»  на дыхание

Начинаем подготовку-выходи на тренировку.

Сюжетно-ролевая игра совместно  с воспитателем

Коммуникативная ситуация «Мы инопланетяне»

Воспитывать желание улучшить экологическую обстановку на нашей планете.  (Чистый воздух)  Закрепить  навык употребления от\прил.

вторник

ФЭМП

Подготовка к обучению грамоте

Уточнить и закрепить образование числа 9 на основе сравнения двух совокупностей; называть, обозначать цифрой, соотносить с количеством.

Космическая викторина «9 планет» по вопросам

Ходьба и прыжки  приставным шагом, с поворотом  «На Луне»  

Звук  Ж: звучание, произношение,  умение слышать в слове, выделять и называть звук.

Коммуникативная  игра «Нелепицы»

Учить согласовывать  прилагательные  в роде, числе, падеже.

( земной-земное, земная…, звездный, звездная)

Графический диктант « Ракета»

среда

ФЭМП

Чтение художественной литературы

Устанавливать последовательность чисел в пределах 9 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. Состав числа 9.

Познакомить с отрезком.

«Космическая дорожка» - заданный отрезок  8 клеточек-9 клеточек. Сравнение отрезков.

 А. Митяев «Первый полет»

Познакомить с жанром литературного произведения - рассказ

Основные движения  «Комплекс упражнений с обручами и палками»

Расширить значение предлогов От -С-СО.

четверг

Подготовка к обучению грамоте

Звук Ж:   Звуковой диктант, выделение  слов с  данным звуком.  Формировать восприятие по признакам:  согласный твердый, звонкий.  Закрепить понятия «Слог» «Слово» «Предложение»

Составлять предложения с противительным союзом А

Игра «Невесомость» на укрепление мышц спины.

Загадки Л. Сландер «Ракета», «Звезды», «Луна»

Просмотр видеоматериалов. Использование ИКТ

(изобретения в области космонавтики)

пятница

Формирование целостной картины мира

(Ознакомление с окружающим)

Тема: День космонавтики

Активизировать коммуникативные умения в  игре-соревновании  «Школа космонавтов» Расширить лексический запас  (предметного и глагольного словаря). Актуализировать ранее изученную лексику, учить употреблять предлоги для обозначения своих действий, приставочные глаголы и прилагательные.  Отрабатывать диалог. Включить  в игру все отработанные движения ходьбы, прыжков, развивать ловкость, меткость, смелость.  Познакомить с характерными  отличиями нашей планеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное комплексное планирование организованных видов деятельности

Литература:ФГТ в ДОУ: от теориии к практике.Программа "От рождения до школы"...

Комплексно - Планирование

Комлексно-тематическое планирование в старшей группе с учетом ФГТ...

комплексное планирование во второй младшей группе

комплексно - тематическое планирование на год по программе веракса...

комплексное планирование старшая группа

Комплексное планирование старшая группа...

Реализация проекта в комплексном планировании логопеда с воспитателями

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи, недоразвитием психических функций и процессов, с серьезными отклонениями в здоровье. Поэтому вопрос комплексного подхода к к...

Комплексное планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

рекомендации по реализации образовательных областей в процессе различных видов детской деятельности...