Дифференциация звуков "Л" - "Р".
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

Журавлёва Людмила Михайловна

Занятие по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 3svidetelstvo.pdf1.84 МБ
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_r_-_l.doc35 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация «Л» - «Р».

Цель: Буквы Л - Р. Чтение и печатание слов с данной буквой. Закрепить умение анализировать прочитанный слог. Закрепить слияние букв в один слог и в слова. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов. Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук». Печатание данных слогов.

Учить выделять согласный звук из начала, конца слова.

Учить соотносить звук с символом.

Закрепление знаний о буквах Л, Ы, Ш, Р, А,О,У, М, С, Х.

Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление.

Воспитывать аккуратность, целеустремленность.

Оборудование: предметные картины, символы, буква Л, Ы, Ш, Р, Х, М, А,О,У.

Ход занятия:

I. Организационный момент: 

Игра «Повтори, не ошибись».

Я буду называть названия зимующих птиц, а вы внимательно послушайте, запомните и повторите.

Свиристель, снегирь, воробей, голубь;

Голубь, синица, ворона, воробей;

Свиристель, синица, клест, дятел;

Ворона, голубь, синица, клест;

Дятел, клест, снегирь, синица;

II. Знакомство с новой темой:

1. Артикуляционная гимнастика:

Заборчик;

Вкусное варенье;

Маляр.

2. Дыхательная гимнастика: «Сдуй снежинку».

Сделать глубокий вдох и сдуть с ладошек снежинки. Плечи не поднимаются, щеки не надуваются.

Все снежинки улетели, и получился снегопад.

3. Повторение чистоговорок:

Ла – ла – ла – лопата и пила,

Ра – ра – ра – высокая гора,

Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,

Ру – ру – ру – коза грызет кору,

Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила,

Ры – ры – ры – прилетели комары.

4. Беседа:

Какие звуки мы с вами проговорили четко?

Какой буквой обозначаются эти звуки?

5. Чтение слогов:

ЛА    РО    ЛУ    РЫ;  

РА    ЛО    РУ    ЛЫ;

6. Игра «Правильно, не правильно».

Послушайте слова, если оно правильное – поднимите зеленую фишку, если ошибочное – то красный цвет.

Ладуга –  радуга;

Ландыш – рандыш;

Карусель – калусель;

Каландаш – карандаш;

Работа – лабота;

Ласточка – расточка;

Шар – шар;

Волосы – воросы.

7. Игра «Повтори, не ошибись».

ЛА – РА – ЛА;

ЛО – ЛУ – РУ;

РО – РО – ЛО;

АР – ОР – ОЛ;

ЛЫ – РЫ – РЫ;

АР – АЛ – АР;

ОР – АЛ – ОР;

УР – ЛУ – ЛУ.

ФИЗМИНУТКА «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ».

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

А потом — на коньках,

Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,

А потом снежки катали,

А потом без сил упали.

И домой мы побежали.

8. Чтение предложений:

У мамы мыло.

Мама мыла Лушу.

Мыла мылом.

У Ромы мыло.

Рома мыл раму.

Мыл хорошо.

У Лоры шары.

Лора мыла шар.

У Лоры сыро.

Что означает это слово? Что означает это предложение?

9. Закрепление:  

ЛА      ЛО       ЛУ       ЛЫ;

СЛА   СЛО     СЛУ    СЛЫ;

ШЛА  ШЛО   ШЛУ   ШЛЫ;

СЛУ       ХЛА      САЛО     СУХО   СЫР   ХОРОШ;

СЛУХ    ХЛАМ   СЫРО    МЫЛО  СЫР   ХОРОШО.

III. Итог.

С какой буквой познакомились?

При чтении слогов, паузы должны быть между буквами? Как мы соединяем буквы в один слог?

Тянем  первую букву до тех пор, пока не дойдете пальчиком до второй буквы, паузы между звуками не должно быть!

Список литературы:

  1. Баскакина И.В. День рождения «Р». Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «Р» / И.В. Баскакина, М.И. Лынская. – М.: Айрис – Пресс, 2007 год.
  2. Баскакина И.В. Приключения «Л». Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «Л» / И.В. Баскакина, М.И. Лынская. – М.: Айрис – Пресс, 2007 год.
  3. Волина В.В. Праздник Букваря / В.В. Волина. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1997 год.
  4. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами: пособие для воспитателей и родителей / И.А. Кравченко. – М.: Издательство «Гном – Пресс», 1999 год.
  5. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина – СПб.: «Дельта», 1997 год.
  6. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста / А.Ф. Рыбина. – Волгоград: «Учитель», 2003 год.
  7. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Звуки  «Р», «Л». – М.: «Школьная Пресса», 2006 год.
  8. Ткаченко Т.А. Правильно произносим звук «Р»: логопедический альбом, Екатеринбург «Издательский дом Литур», 2007 год.
  9. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи дошкольника. – М.: «Школьная Пресса», 2006 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

Презентация "Дифференциация звуков К-Г"

В данной презентации показаны все этапы работы по дифферециации звуков "К"-"Г"....

дифференциация звуков Л-ЛЬ

презентация с материалом для дифференциации звуков Л-ЛЬ для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи III уровня...

"Полёт на звездолёте". Конспект занятия в подготовительной группе (ОНР) на дифференциацию звуков "с" - "з"

Цели занятия:1. Различение и правильное произнесение звуков "с" - "з". 2. Закрепление навыка чтения слов. 3. Повторение считалок, скороговорок. 4. Развитие фонематического слуха. 5. Развитие памяти, в...

Дифференциация звуков "с"- "ш"

Данная презентация предназначена для учителей- логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Презентация представляет собой разработку занятия по дифференциации звуков "с"- "ш". Занят...

Конспект фронтального занятия "Дифференциация звуков С-З"

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. На данном занятии дети учатся дифференцировать звуки "С-З" с речевом потоке, в слогах, словах, предложениях. Воспитанники упраж...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...