ИНТЕГРИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Основной формой организации обучения в дошкольных образовательных учреждениях являются непосредственно образовательная деятельность. Дошкольная наука и практика всегда уделяли внимание поиску путей совершенствования этой формы организованного обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Ушакова Надежда Викторовна, телефон 89525000883

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 350 г. Челябинска (МАДОУ ЦРР Д/с № 350)

Основной формой организации обучения в дошкольных образовательных учреждениях являются непосредственно образовательная деятельность. Дошкольная наука и практика всегда уделяли внимание поиску путей совершенствования этой формы организованного обучения. Коллектив нашего детского учреждения также постоянно ищет новые формы работы с детьми с ограниченными возможностями. Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми можно, если изменить форму мероприятий и использовать интегрированную форму проведения. Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами, которые определяют его как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья. Интеграция более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, т.к. позволяет максимально реализовать потенциальные возможности детей.

Предлагаемая образовательная деятельность: способствует повышению мотивации обучения; формирует познавательный интерес детей; сохраняет здоровье ребенка; комплексно корректирует нарушения развития; уменьшает сроки коррекции; эмоционально развивает детей.

В нашем детском учреждении есть  группы компенсирующей направленности, где находятся дети с ограниченными возможностями здоровья. У этих детей присутствуют недоразвитие познавательной деятельности, различные психомоторные нарушения, недостаточное развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, трудности при выполнении определенных практических действий, нарушены общие движения. Уровень развития этих детей снижен на два-три года, пятилетние дети находятся на уровне развития  3-летних малышей. Почти у всех нарушена речь. Речевые нарушения, как правило, не возникают на фоне полного здоровья. Большинство детей имели различные отклонения во время внутриутробного развития, натальные патологии или серьезные заболевания в первые годы жизни.

Нарушения речи отражаются на психическом развитии детей, формировании его личности и поведения. Именно поэтому коррекционная (логопедическая) работа с этими детьми должна способствовать не только исправлению речевых нарушений, но и оздоровлению всего организма ребенка, способствовать его полноценному психическому, физическому и личностному развитию. Как и каждый педагог, я в процессе работы определяю для себя оптимальную модель построения непосредственно образовательной деятельности. Учитывая все эти перечисленные особенности детей, я поняла, что наиболее подходящая форма проведения  коррекционно-образовательного процесса - интеграция.

Интегрированные коррекционные мероприятия рекомендуется проводить с привлечением различных специалистов, так как взаимопроникновение различных образовательных областей оказывается крайне эффективным.

Почему возникла мысль объединиться именно с музыкальным руководителем? На начальных этапах развития языковой системы логопед большое внимание уделяет формированию базовых предпосылок становления речевой функции: развитию коммуникативных навыков, формированию речевого дыхания, голоса, развитию мелкой моторики, формированию темпо-ритмической организации слова. Похожие задачи ставит перед собой и музыкальный руководитель на своих занятиях, только с участием музыки. А музыка оказывает положительное влияние на ребенка, вызывая радостные эмоции, активные действия, создает основу контакта между детьми. Музыка помогает организовать детей, привлечь к предлагаемым заданиям, научить преодолевать возникающие трудности. Найдя эти точки соприкосновения, мы решили проводить совместные интегрированные мероприятия.

Основной целью использования такой модели построения непосредственно образовательной деятельности является решение речевых задач в процессе интеграции с другими видами деятельности для снижения и перераспределения учебной нагрузки, для снижения статических нагрузок на ребенка.

Вместе с музыкальным руководителем определили, что такую форму работы будем проводить один раз в последнюю неделю месяца, как обобщение, итог. организованы таким образом, что в их проведении участвуют оба педагога, чередуясь и дополняя друг друга. Содержание проводимых  интегрированных занятий носит коррекционно-развивающий характер. Непосредственно образовательная деятельность насыщена ситуациями, которые побуждают детей к речевой деятельности и общению. Мы учим задавать вопросы и составлять связное высказывание, побуждаем мыслительную деятельность, активизируем внимание, развиваем память. Каждое занятие имеет одну тему, общий сюжет (например, «Вот и весна к нам пришла», «Приключения щенка»). Общий сюжет создает игровую ситуацию, развивает интерес и вызывает желание играть, принимать активное участие. Игровую ситуацию помогает создать присутствие необходимого количества атрибутов, костюмов, натуральных предметов. В содержание непосредственно образовательной деятельности включается соответствующий речевой материал (слова, словосочетания, стихи, песенки, диалоги и др.), который отбирается с учетом уровня речевого развития детей.

Планируя непосредственно образовательную деятельность, мы помним о повышенной утомляемости детей: они быстро становятся вялыми и раздражительными, с трудом сосредотачиваются на задании, при неудачах быстро утрачивают интерес. Поэтому проводим коррекционную работу ненавязчиво, в процессе тех видов детской деятельности, которые для детей привлекательны: распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях; танцевальные движения; хороводные игры с пением; подвижные игры; речевые и музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха, внимания, речи; ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве.

На первом этапе пропеваем гласные. Это вокализы, попевки на слоги (например, ма-мэ-ми-мо-му). Мы их произносим громко, тихо, высоко, низко, в разном темпе. В распевание включаем упражнения на развитие дыхания, голоса. Певческая фраза позволяет научить ребенка удержать дыхание до конца фразы. Дети очень любят голосовые игры, например, «Самолет», «Лошадка», «Поезд». Мелодекламация полезна для воспитания выразительности голоса, поэтому пропеваем короткие ответы и вопросы сказочных героев с разной интонацией (вопросительной, сердитой, ласковой и т.д.).

Благоприятный эмоциональный момент создают игры с именами, которые проводим в начале образовательной деятельности. Вводится простая мелодия, под которую распеваются имена. Сначала они произносятся шепотом, каждое последующее повторение - все громче. Вначале каждый ребенок поет свое имя, затем предлагаем пропеть имя своего соседа или своего друга.

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Поэтому пальчиковую гимнастику включаем в каждую образовательную деятельность. На первых этапах это статические упражнения (например, «Домик», «Петушок»), затем упражнения с речевым сопровождением («Моя семья», «Осенние листочки» и др.), впоследствии подключается музыка. Взаимосвязь речи, музыки и движения способствует развитию мелкой моторики, речевого, интонационного, ритмического и музыкального слуха детей.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Для этого проводим гимнастику органов речи, которая является подготовительным этапом при постановке звуков. Все упражнения артикуляционной гимнастики подбираю в соответствии с дефектом речи ребенка, основной комплекс артикуляционной гимнастики доступен и безречевым детям. Разучивание упражнений провожу с каждым ребенком в ходе индивидуальной деятельности.  В ходе интегрированной деятельности использую только хорошо выученные артикуляционные упражнения. Чтобы заинтересовать детей, я использую разные приемы: привлекаю любимую игрушку («Давай покажем кукле, как правильно выполнять гимнастику для язычка»); к каждому упражнению подобрала картинку-образ, картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету; использую стихи о язычке, любят дети и  сказки о приключениях язычка.

Считаю, что игра является необходимостью, без которой невозможны положительные результаты. Интегрированная непосредственно образовательная деятельность, проводимая в игровой форме, позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса.

Постоянно используем магнитную доску, т.к. эти приспособления избавляют ребенка от пассивного восприятия картинного материала, учат самостоятельно манипулировать картинкой, перемещая ее с одного игрового поля на другое, и при этом комментировать, «проговаривать» свои действия, ориентироваться на плоскости и создавать из частей (предметных картинок) целостную (сюжетную) картину.

Материал преподносим постепенно, используем яркие интересные игрушки, тщательно подбираем музыкальное сопровождение.

Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребенка к разным видам деятельности: с помощью музыки у детей можно вызвать определенное эмоциональное состояние: бодрое, задорное, спокойное, доброжелательно; в процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем; речевые упражнения под музыку создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие; музыкальные упражнения развивают у детей координацию движения, возможность переключаться с одного движения на другое, планировать движения в пространстве, устанавливать связи между длительностью звучания и интенсивностью движения.

Именно эти достоинства логопедической ритмики используем для коррекции произношения, формирования речевого выдоха, развития ритмико-мелодической стороны речи, фонематического и ритмического слуха, ведь ритмический рисунок музыкального произведения позволяет определить ритмический рисунок слова.

В процессе непосредственно образовательной деятельности стараемся чередовать речевые задания с музыкальными, двигательными. Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Ритм чистоговорок, слоговых дорожек, стихов, песен способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Так как воспитанники группы имеют разный уровень умственного развития и речи, то в коррекционной работе, к определенным группам детей, мы стараемся относиться бережно, чтобы не было переизбытка материала, учитываем психическое состояние и степень поражения нарушенных функций каждого ребенка.

Проанализировав результаты проводимых мероприятий мы поняли, что не ошиблись в выборе подхода к организации воспитательно-образовательного процесса для детей с подобными проблемами в развитии, так как непосредственно образовательная деятельность интегрированного характера вызывают у детей интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости у них за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности, позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Литература:

ВолковаГ.А. Логопедическая ритмика: Учеб, для студ, высш. учеб, заведений. –М.: Гуманит,  изд. Центр ВЛАДОС, 2002. -272с . – (Коррекционная педагогика.)                                                

Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. - М.:  ТЦ Сфера,  2003.  – 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в системе логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В статье освещается вопрос использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ....

Логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации по работе с детьми с ограничееными возможностями здоровья....

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования...

Арт-терапия как один из видов здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми ...

«Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями, как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей».

   Дети с ОВЗ, независимо от диагноза, воспринимают окружающий мир не так как все, поэтому от правильного выбора методики коррекции и обучения зависит целесообразность всех усилий. В ...

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. Сказка, будучи воспринятой и понятой (как правило, на бессознательном уровне), решает или, точнее, помогает решать некоторые...

Курсы повышения квалификации "Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" 2022-2023

quot;Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" (108ч)...