Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Л.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Клеймёнова Галина Дмитриевна

Конспект логопедического занятия в старшей группе по автоматизации звука Л.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kleymyonovoy.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по формированию правильного    звукопроизношения.

Цель: автоматизация звука [л].

Задачи:

Образовательные:

-закрепить моторный и слуховой образ звука [л];

-автоматизировать звук [л] изолированно, в слогах,  словах, словосочетаниях;

-формировать навыки грамматического строя речи, через согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

-Развивать навыки звуко-слогового анализа;

Коррекционные:

-развивать мимическую мускулатуру;

-формировать речевое дыхание (нижнедиафрагмальное дыхание; длительный речевой выдох)

-Развивать фонематический слух и слухоречевую память;

-совершенствовать общую моторику;

-развивать мышление, через умение анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику;

Воспитательные:

-воспитывать культуру речевого общения;

-прививать желание говорить красиво и правильно.

Подготовка:

  1. Отработка у детей правильной артикуляции звука [л], знакомство с его характеристикой.
  2.  Формирование понятий «согласный», «звонкий» звук.
  3.  Просмотр мультфильмов и чтение книг о приключениях Лунтика.

Оборудование:

  1. Предметные картинки со звуком [л]: лошадь, волк, белка, осёл,лось, козёл, (вол), лук, …
  2. Магнитная доска
  3. Лодочки-схемы
  4. Колокольчики
  5. Мяч
  6. Голубая ткань
  7. Предметные картинки инструментов  и  транспортных средств

со звуком [л]  

  • Пила
  • Игла
  • Молоток
  • Вилка
  • Ложка
  • Метла
  • Мыло
  • Лопата

  • Лодка
  • Велосипед
  • Плот
  • Автобус
  • Поезд
  • Мотоцикл
  • Теплоход

  1. Разноцветные звёзды

  1. Плоскостное изображение грустного  и весёлого Лунтика.

  1.  Карандаши.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!

-Сегодня на занятие к нам придёт необычный  гость.

А чтобы узнать кто он, нужно отгадать загадку.

«Он родился на другой планете,

Но упал он вдруг с неё и прямо в пруд!

Любят его взрослые и дети,

А вы узнали, как его зовут?

-Верно!

Здравствуйте ребята (грустно)

-А как вы догадались?

-А на какой планете родился Лунтик?

-Как он попал на  Землю?

-Давайте с ним поздороваемся!

-Здравствуйте.

-Это Лунтик!

Прикрепить к магнитной  доске изображение  грустного Лунтика.

………

Лунтик родился на Луне.

…….

 - Здравствуй Лунтик!

  1.  Мимическая гимнастика

-Ребята, а вы не заметили ничего необычного в нашем Лунтике?

Посмотрите на его лицо!

-Да, действительно наш Лунтик сегодня грустный.

А какое у вас лицо, когда вы грустные?

- А если весёлые?

-А если вы испугались?

-А если разозлились?

-А если вы удивились?

-А когда вы серьёзны и внимательны?

-Он грустный!

Дети показывают при помощи мимики разные эмоциональные состояния.

  1.  Сообщение темы.

- Лунтик  хотел  поиграть со своими друзьями в школу  и приготовил для них много интересных заданий, но друзья  заняты и Лунтику не с кем играть.

-Попробуем поднять настроение Лунтику?

-Как это можно сделать?

-Верно. А как вы думаете, какой звук Лунтик любит больше всего?

-Почему ты так думаешь?

- Верно, и чтобы прогнать грусть Лунтика,  нужно постараться справиться со всеми его заданиями, а главное правильно произносить звук [л].

-Да!

-Можно с ним поиграть!...

(другие версии детей)

-Любимый звук Лунтика – [л].

-Имя Лунтика  начинается со  звука [л].

  1. Схема

-Кто из вас скажет, что нужно для  этого сделать?

- Звук  [л] согласный или гласный?

- Твёрдый или мягкий?

- Звонкий или глухой?

- Почему?

Губы в улыбке, зубы разомкнуты

Язык широкий, поднят за верхние зубы, кончик прижат. Воздушная струя идёт через боковые края языка.

Голосовые связки работают. (горлышко  дрожит)

- Согласный.

- Твёрдый.

- Звонкий

- Горлышко гудит.

  1. Изолированное проговаривание звука.

-А кто из вас знает, на каком транспортном средстве Лунтик может вернуться обратно на Луну?

- Вспомните, какой звук любит Лунтик?

Тогда какой транспорт подойдёт больше?

- Почему?

Какой звук издаёт тарелка при движении, если она приближается?

- а когда удаляется?

-Молодцы ребята, справились с заданием!

- На ракете!

- На летающей тарелке  и т.д.

-…звук  [л].

- Летающая тарелка.

-Потому что в её названии есть звук  [л]

Дети складывают ладони одна на другую и  имитируют движение летающей тарелки.  

-   ллллЛЛЛ (тихо - громко)

 -  ЛЛЛлллл  (громко - тихо)

-А сейчас Лунтик хочет проверить, сможете ли вы говорить как жители Луны и поиграть с вами в игру: «Будь внимателен, смотри, без ошибки повтори»

ла-ло; лу-лы;

ла-ло-лу

ал-ол-ул

-Замечательно,молодцы! Приземлитесь на свои места.

Дети хором  и по одному повторяют за логопедом слоги с движением рук.

 

VIII.

А какой транспорт Лунтик выбирает, для передвижения по нашей планете?

Посмотрите на доску, сколько транспортных средств. Вам нужно оставить только те, в которых есть, какой звук?  

-Верно!  (почему вы так думаете?)

На доске картинки с транспортными средствами: автобус, мотоцикл, велосипед, лодка, теплоход, поезд, машина.

- звук [л].

1 вариант: Дети по одному выходят к доске, выбирая транспортные средства, в названии которых нет  звука  [л],  объясняя свой выбор.

2 вариант:  (карандаши) Сделать каждому задание на листе бумаги; Один ребёнок выполняет задание у доски, убирая лишние картинки, а остальные на листах, обводят  карандашом транспортные средства со звуком [л]. Затем идёт проверка  задания.   Дополнительное  задание для тех, кто справился.

Какие транспортные средства остались на доске?

- Кто обвёл эти же транспортные средства  поднимите правую руку.

- Лодка, велосипед, мотоцикл, теплоход.

Игра с транспортными средствами «Что пропало?»

IX.

Лунтик  предлагает вам поиграть на его полянке. Хотите?

Вы к пенёчку подойдите  колокольчики возьмите, Как услышите звук  [л], колокольчиком звоните.

- Да! Хотим!

Дети становятся полукругом и «ловят» звук [л].

   XI.  Физминутка.

-А на чём удобнее  всего путешествовать по лесу?

 -Стоп! Перед нами пруд. На чём же мы через него переберёмся?

-На велосипеде.

Дети идут цепочкой за логопедом  по тропинкам огибая препятствия и имитируя при помощи рук езду на велосипеде.

- На плоту

-на лодке.

     XII.  

-Посмотрите, кто это столпился около пруда?

-Они хотят перебраться на другой берег, но не могут  разобраться, кто в какой лодке поплывёт.

Поможем им, ребята!

Лось, белка, лошадь, осёл, козёл, слон, лама, заяц(?)

 

  (На магнитной доске три лодки  со схемами и предметные картинки с животными, у детей на столах аналогичные листы с заданием. Один ребёнок выполняет задание на доске, остальные за столами, соединяя каждое животное с лодкой с соответствующей схемой. Затем идёт проверка.)

-Лера, кого ты посадила в первую лодку?

Почему?

Назови, кто это, произнеси название животного.

А как думает Лена?

Лёша, кого ты посадил во вторую лодку?

                           И т.д.

Артём каких зверей ты ты посадил в третью лодку?   И т.д.

- Вы помогли всем животным!

 

Я посадила в первую лодку лося и лошадь.

Звук [л] в их названиях стоит в начале слов.

…..

…….

……

 

XIII.

Лунтик очень любит помогать бабе Капе и генералу Шеру, и пользуется при этом разными инструментами и предметами.

Он хочет поиграть с вами в игру«Что чем делал» с мячом.

 «Мяч лови- действие назови»

Я буду называть инструменты и предметы, а вы - называть  действие, которое делал Лунтик с этим предметом.

- пилой –

- иглой –

- метлой –

- молотком –

- ручкой –

- мылом –

-вилкой –

-ложкой –

Дети ловят мяч и называют действия, которые выполнял этими предметами Лунтик, затем бросают мяч обратно логопеду.

XIV.

Посмотрите, у вас на столах появились картинки с этими предметами.

Возьмите каждый свою картинку. Сейчас, все эти предметы земные, потому что находятся на планете Земля. А какими они станут, если окажутся на Луне?

Назовите каждый свой предмет со словом «лунный»

(Составьте словосочетание со словом «лунный» и предметом, который изображён на картинке.)

- Посмотрите на нашего Лунтика, что вы заметили?

- А почему?

- Они будут лунные.

Дети составляют словосочетания со словом «лунный».

-Лунный молоток

-Лунная лопата

-Лунное мыло

-Лунная метла и т.д.

-Он стал весёлым!

-Потому что мы справились со всеми его заданиями и правильно произносили звук [л].

Итог:

- Чем мы сегодня занимались?

- В какие играли игры?

- Что вам понравилось на занятии?

- Лунтику тоже очень понравилось играть с вами, он благодарит  вас и хочет подарить интересные книги о Луне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука для воспитателей

Этот конспект дает подсказку для воспитателей общеобразовательных групп какие методы и приемы можно использовать для работы над звуками...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л]

Конспект логопедического занятия по  автоматизации звука Л для дете 5-6 лет...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] «Прогулка по лесу»

Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях. Обогащение словаря по лексической теме «Грибы». Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа.Коррекционно-развивающие...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков [р - рь] в словах, фразе, связной речи по лексической теме "Зимующие птицы"

Автоматизация звуков [р -рь] в словах, фразе, связной речи по лексической теме "Зимующие птицы"...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...