Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Несмачных Марина Анатольевна

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе

Тема:«В стране потерянных звуков»

Цель: закрепление умений и навыков, полученных на логопедических занятиях.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Закреплять произнесение звуков [ш], [ж], [л], [р].

(Интеграция образовательной области «Познание»)

- Совершенствовать умение составлять простые предложения;

- Закреплять формирование навыка подбора антонимов, умения делить слова на слоги;

- Способствовать формированию умения отстаивать свою точку зрения.

(Интеграция образовательной области «Коммуникация»)

Коррекционно-развивающие задачи:

- Способствовать развитию фонематического восприятия;

- Способствовать развитию артикуляционной моторики;

-Способствовать развитию мыслительных процессов дошкольников (активизировать слуховое, зрительное внимание, память) и мелкой моторики рук;

(Интеграция образовательной области «Познание»)

- Совершенствовать координацию речи и движений старших дошкольников;

(Интеграция образовательной области «Физическая культура»)

- Обогащать музыкальные впечатления детей;

(Интеграция образовательной области «Музыка»)

- Продолжать развивать интерес к художественной литературе;

(Интеграция образовательной области «Художественная литература»)

- Совершенствовать навык правильного речевого дыхания;

(Интеграция образовательной области «Здоровье»)

- Закреплять умения согласовывать свои действия с действиями педагога;

(Интеграция образовательной области «Социализация»)

Коррекционно - воспитательные задачи:

- Воспитывать дружеские отношения между детьми в игре;

- Воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.

(Интеграция образовательной области «Социализация»)

- Приучать детей аккуратно и бережно относится к пособиям;

(Интеграция образовательной области «Труд»)

- Воспитывать привычку следить за осанкой в различных видах деятельности;

(Интеграция образовательной области «Здоровье»)

Оборудование для детей: указка, паровозик с вагончиками, волшебный мешочек с картинками, коврик «лужок».

Оборудование для педагога: музыка для релаксации, мультимедийная презентация «В стране потерянных звуков», иллюстрация Колдуньи

Приемы и методы работы:

Словесный: художественное слово, беседа.

Наглядный: использование наглядного материалов: презентация.

Игровой: игра «Скажи наоборот»,

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: проявляет интерес к участию в совместных развивающих играх, умеет отвечать на вопросы педагога полным ответом, умеет отстаивать свою точку зрения, умеет составлять простые предложения, умеет согласовывать свои действия с действиями педагога, подбирает слова противоположного значения.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, чтение художественной литературы, музыкально- художественная, познавательно-исследовательская.

Формы работы с детьми: коллективная, индивидуальная.

Содержание организованной деятельности детей

1.Вводная часть

Приветствие

- Доброе утро!(звучит спокойная музыка)

Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Вдохнем через нос в себя свежесть, доброту и красоту, а выдохнем через рот все обиды и огорчения(вдох - выдох).

Общее расслабление

Кладем руки на колени,

А теперь немного лени

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело.

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

-  Я предлагаю вам послушать сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве в городе Знаек жила-была злая Колдунья, которая больше всего на свете не любила всякое ученье. (Появляется заставка злой Колдуньи.) Как только не вредила она старательным в учебе детям, а однажды решила заколдовать некоторые буквы, а вместе с ними и звуки. Бедным детишкам в городе совсем стало тяжело разговаривать.

Хотят сказать ЖУК, а получается УК.

- Какой звук заколдовала Колдунья? (Звук Ж)

 - Не ШУМ, а УМ.

- Какой звук заколдовала Колдунья? (Звук Ш)

- Не ЛОДКА, а ОДКА.

- Какой звук заколдовала Колдунья? (Звук Л)

 - Не РАКЕТА, а АКЕТА.

- Какой звук заколдовала Колдунья? (Звук Р)

- Загоревали жители и решили, во что бы то ни стало победить колдовство злой Колдуньи. А после того как узнали, что дети из нашего детского сада научились выговаривать эти звуки, решили позвать их на помощь. Ну что, поможем детям из города Знаек?

2. Основная часть

Развитие артикуляционной моторики (биэнергопластика)

- Путешествие нам предстоит непростое, надо подготовиться, как следует! Предлагаю вам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью пальцев рук.

Раз - скорее улыбнулись.

(Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены.)

Два – язык опустим вниз.

(Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз.)

Три – язык наверх потянем.

(Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.)

На четыре – позеваем.

(Ладонь собрана в щепоть, открываем и закрываем пальчики.)

Пять – варенье облизать.

(Ладонь в форме «чашечки».Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.)

Шесть – по небу постучать.

(Пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки.)

Семь – лошадка скачет звонко.

(Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.)

Восемь – гриб на ножке тонкой.

(Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки.)

Девять – можно поболтать

(Четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному.Четыре пальца производят быстрые движения вверх-вниз.)

Десять – нужно отдыхать.

(Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.)

- Итак, наше приключение начинается!

Упражнение «Скажи наоборот» (мультимедийная презентация)

- Ребята, для того чтобы спасти звуки, нужно выполнить задания. Я предлагаю вам поиграть в игру «Скажи наоборот». Вам нужно в каждое предложение добавить, подходящее по смыслу слово со звуком Л. Справиться с заданием помогут пары картинок.

У березки ствол тонкий, а у дуба ….(толстый)

Заяц трусливый, а лев - … (смелый)

Суп горячий, а эскимо… (холодное)

Собака сытая, а волк… (голодный)

Воздушный шар легкий, а гиря… (тяжелая)

Великан сильный, а Дюймовочка… (слабая)

- Молодцы, ребята, с заданием Колдуньи вы легко справились. Правильно произносили звук Л.  Я вас поздравляю, звук Л вы расколдовали! (На экране появляется буква Л)

- Освобождаем следующий звук.

Игра «Отгадай загадки»

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын... (жираф)

«И-го-го», – кричит ребёнок.

Значит  это... (жеребёнок)

В небе кружит,

Весело жужжит.

Приземлился на сук

Кто же это?.. (жук)

Упражнение «Веселый поезд»

Помогите пассажирам отправиться в путешествие на веселом поезде. Назовите пассажиров, выделяя звук Ж. Прохлопайте в ладоши количество слогов в каждом слове, и вы узнаете, кто в каком вагоне поедет. (….)

- С заданием Колдуньи вы легко справились. Я вас поздравляю, звук Ж вы расколдовали!

- Ребята, для того чтобы набраться сил и продолжить наше путешествие в поиске звуков, я предлагаю вам немного отдохнуть.

Самомассаж

Все ребята дружно встали,

(встают со стульчиков)

Свои ручки показали.

(протягивают согнутые в локтях руки вперед)

Спинки прогибаются,

(слегка прогибаются назад)

Ребятки улыбаются.

(улыбаются)

Глазками похлопали,

(моргают глазами)

Ладошками пошлепали.

(хлопают в ладоши)

Застучали по ногам-

(хлопки по ногам снизу-вверх)

Шлеп-шлеп-шлеп,

Тарам-пам–пам!

А потом, потом, потом

Кулачком все разотрем,

(кулачком растереть руки)

Ладошками себя погладим

И спинку свою распрямим.

(погладить себя мягкими движениями ладоней, встать, хорошо выпрямив спину)

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

- Следующее задание

- Помогите змейке доползти до домика, правильно произносите звук Ш. (Мультимедийная презентация)

Упражнение «Исправь предложение»

- Колдунья решила вас запутать и специально перепутала все слова в предложениях. Помогите правильно их составить. В этом вам помогут картинки.

Наша мышка ловит кошку. А как правильно? (Наша кошка ловит мышку.) (Дети с помощью указки показывают картинки на экране компьютера).

Маша надела голову на шапку. (Маша надела на голову шапку.)

У шеи шарфик на мишке. (У мишки на шее шарфик.)

Кошка гладит бабушку. (Бабушка гладит кошку.)

Камыши сидят в лягушках. (Лягушки  сидят в камышах.)

В картошку положили мешок. (В мешок положили  картошку.)

- Молодцы ребята с заданием Колдуньи вы легко справились. Правильно произносили звук Ш. Я вас поздравляю, звук Ш вы освободили! (На мольберт прикрепляется бука Ш)

- Ребята Колдунья знает, что самый сложный - это звук Р. И, конечно, этот звук мы также должны освободить. Для этого нужно выполнить задание колдуньи и правильно произносить звук Р.

Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного восприятия.
«Найди букву».

- Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].(На ватмане написаны буквы, дети по одному подходят и обводят маркером букву Р)

Р

В

Ь

Р

Б

С

Р

Ь

Ю

Ю

Р

Б

Ъ

У

Р

В

С

Я

З

Р

Ч

Ы

Л

Д

Р

Р

Й

Игра «Найди место звуку в слове» (мультимедийная презентация)

-Ребята, обратите внимание на экран. Колдунья для вас приготовила еще одно задание. Вам  нужно подобрать схему к картинке.

- Где находится звук Р в слове Буратино? (В слове Буратино звук Р находится в середине слова.)Покажи схему.(Ребенок указкой показывает схему.)

- Где находится звук Р в слове повар? (В слове повар  звук Р находится в конце слова.)

- Где находится звук Р в слове робот? (В слове робот звук Р находится в начале слова.)

(На экране появляется звук Р)

- Ребята, вы помогли жителям  города Знаек и расколдовали заколдованные звуки. Теперь все дети в этом городе будут правильно разговаривать.

3. Итог

- Какие звуки мы сегодня расколдовывали?

- Какие задания мы выполняли?

- Какие задания вам больше всего понравились?

Рефлексия

- Ребята, если вам понравилось занятие-похлопайте в ладоши.

Самоанализ логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе

Занятие  «В стране потерянных звуков» проведено с воспитанниками, посещающими логопедический пункт ДОУ. Данное занятие носит коррекционно-развивающий характер и проведено с учетом возрастных, психических особенностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Цель: закрепление умений и навыков, полученных на логопедических занятиях.

Мною были поставлены следующие задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- Закреплять произнесение звуков [ш], [ж], [л],  [р];

(Интеграция образовательной области «Познание»)

- Совершенствовать умение составлять простые предложения;

- Закреплять формирование навыка подбора антонимов, умения делить слова на слоги;

- Способствовать формированию умения отстаивать свою точку зрения.

(Интеграция образовательной области «Коммуникация»)

Коррекционно-развивающие задачи:

- Способствовать развитию фонематического восприятия;

- Способствовать развитию артикуляционной моторики;

-Способствовать развитию мыслительных процессов дошкольников (активизировать слуховое, зрительное внимание, память) и мелкой моторики рук;

(Интеграция образовательной области «Познание»)

- Совершенствовать координацию речи и движений старших дошкольников;

(Интеграция образовательной области «Физическая культура»)

- Обогащать музыкальные впечатления детей;

(Интеграция образовательной области «Музыка»)

- Продолжать развивать интерес к художественной литературе;

(Интеграция образовательной области «Художественная литература»)

- Совершенствовать навык правильного речевого дыхания;

(Интеграция образовательной области «Здоровье»)

- Закреплять умения согласовывать свои действия с действиями педагога;

(Интеграция образовательной области «Социализация»)

Коррекционно - воспитательные задачи:

- Воспитывать дружеские отношения между детьми в игре;

- Воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.

(Интеграция образовательной области «Социализация»)

- Приучать детей аккуратно и бережно относится к пособиям;

(Интеграция образовательной области «Труд»)

- Воспитывать привычку следить за осанкой в различных видах деятельности;

(Интеграция образовательной области «Здоровье»)

Оборудование для детей: указка, паровозик с вагончиками, волшебный мешочек с картинками, коврик «лужок».

Оборудование для педагога: музыка для релаксации, мультимедийная презентация «В стране потерянных звуков», иллюстрация Колдуньи

Приемы и методы работы:

Словесный: художественное слово, беседа.

Наглядный: использование наглядного материалов: презентация.

Игровой: игра «Скажи наоборот»,

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: проявляет интерес к участию в совместных развивающих играх, умеет отвечать на вопросы педагога полным ответом, умеет отстаивать свою точку зрения, умеет составлять простые предложения, умеет согласовывать свои действия с действиями педагога, подбирает слова противоположного значения.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, чтение художественной литературы, музыкально- художественная, познавательно-исследовательская.

Формы работы с детьми: коллективная, индивидуальная.

Для создания благоприятной психологической обстановки на занятии использовался метод психологического настроя. С целью привлечения внимания воспитанников – сюрпризный момент. В ходе проведения занятия мною применялись разные виды здоровьесберегающих технологий. Дыхательные упражнения были предложены детям для развития правильного речевого  дыхания. Динамическая пауза позволила дошкольникам легко переключиться с одного вида деятельности на другой, снизить их утомляемость на занятии. Проведение кинезиологического упражнения «Ухо-нос» способствовало развитию психических процессов (память, внимание, речь) развитию пространственных представлений, мелкой и крупной моторики, снижению утомляемости, повышению способности к произвольному контролю. Развитию зрительного восприятия способствовало задание «Найди букву». Артикуляционные упражнения с с использованием биоэнергопластики способствовали координации движений и мелкой моторики. Такая коррекционно-развивающая игра как «Найди место звуку в слове» способствовала развитию фонематического восприятия. Игра «Скажи наоборот» способствовала закреплению навыка подбора антонимов и автоматизации звука [л]. Использованное мною мультимедийное оборудование позволило не только разнообразить  наглядный материал, но и активизировать внимание дошкольников.

На этапе рефлексии от воспитанников получена обратная связь о проведении занятия.

Считаю, что поставленные мною задачи на занятии реализованы полностью. Воспитанники закрепили умения и навыки, полученные на логопедических занятиях. В ходе всего занятия чувствовалась заинтересованность детей, эмоциональный положительный настрой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»

Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: Домашние животные и их детеныши (обобщающая беседа)...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в Шотландию»

Данное занятие не первое и не последнее в системе занятий по автоматизации звука [ш], предыдущие занятия были  направлены на автоматизацию звука в изолированном произношении и в слогах (открытых,...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...

Подгрупповое логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с речевыми нарушениями "Звук и буква (Й)-(А); Я "

Тема: Звуки [Й] [А]. Буква Я.Цель: Познакомить со звуками [Й] [А], объяснить, что они образуют букву Я. Учить выкладывать на колодке-шеститочии букву Я.Задачи:Образовательная:- уточнить представления ...