опыт работы по теме: "Влияние развития мелкой моторики в коррекции звукопроизношения"
опыты и эксперименты по логопедии (подготовительная группа) по теме

Казарова Марина Антоновна

содержание написанного является практическим опытом логопедической работы по коррекции фонетической стороны речи с включением развития мелкой моторики в коррекционном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_2013_god_2.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                        детский сад компенсирующего вида №1

                                                   г.Курганинск

                                          Опыт работы по теме:

      «Влияние развития мелкой моторики в коррекции звукопроизношения»

   

     Автор работы:  Казарова Марина Антоновна             учитель-логопед МБДОУ детский сад компенсирующего вида  №1.  

                 2013г.        

Казарова Марина Антоновна

Содержание:

  1. Информация об опыте ……………………………………………………3
  2. Технология опыта ………………………………………………………...5
  3. Результативность опыта…………………………………………………11
  4. Библиографический список……………………………………………..13
  5. Приложения к опыту…………………………………………………….15

Казарова Марина Антоновна

Представление, что при любом двигательном тренинге…упражняется не рука, а мозг, в начале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.

                               Н.А.Бернштейн    

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Дошкольное воспитание состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и способностей ребёнка, его неповторимости и самобытности.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. Правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации. Среди расстройств языка и речи у детей нарушения звуковой ее стороны являются наиболее распространенными.

Актуальным становится, то что нарушения звукопроизношения отрицательно влияют на формирование личности ребенка, которые могут вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Отсюда - необходимость повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формирования звукопроизношения детей.

               В последнее время всё чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Одной из частых причин является неумение владеть своим артикуляционным аппаратом. При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюстей, из-за этого звуки особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения. Они становятся вялыми,

Казарова Марина Антоновна

замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков. Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей подверженных частым заболеваниям, у них задерживается усвоение системы звукопроизношения. Вследствие этого они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции.  

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи.

 Учёные доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны, а значит, мне представляется возможным оптимизировать логопедическое воздействие путём включение в систему работы над звукопроизношением заданий на развитие тонких координированных движений рук. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный аппарат.

М.М.Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.  Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость - по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

И.И.Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Собственно, она является её частью. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями.

 Казарова Марина Антоновна

Важность развития мелкой моторики состоит в том, что в дальнейшем ребёнку предстоит использовать точные движения. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как, по –видимому, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук; такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2-2,5 месяца, что для маленького ребёнка достаточно много. Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли головного мозга, контролирующей мышление, речь и поведение. Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций, В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Что же такое мелкая моторика? О мелкой моторики в последнее время написано немало книг и пособий, и это неслучайно. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной, другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

Проблема изучения мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования учёных доказали исключительную роль движений двигательно-кинестетического ализатора в развитии речи и мышления.

Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с нарушением звукопроизношения. Он нуждается в постоянном комплексном коррекционном воздействии, которое должно быть начато как можно раньше. Если этот факт упущен то может развиться вторичное нарушение – общее недоразвитие речи или боязнь речевого общения.

Работая с детьми имеющими речевые нарушения и низкий уровень развития мелкой моторики, я пришла к выводу, что нарушение звукопроизношения является серьёзной проблемой, так как влечёт за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже после исправленного звукопроизношения ошибки на письме долго остаются, так

Казарова Марина Антоновна

как не подавлены условно-рефлекторные связи дефектного произношения в коре головного мозга, нарушены фонематические процессы.

У ребёнка с дефектным произношением зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведёт к формированию комплекса неполноценности. Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем:

-задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает     мышление содержанием, но и формирует его.

-тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам).

-затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: дислексия, дисграфия)

        -в будущем – личные проблемы и ограничения в выборе профессий.

Основной целью моей работы над опытом, является: выявить влияние мелкой моторики рук на коррекцию звукопроизношения у детей 6-7 года жизни, а так же формирование правильного звукопроизношения путём проведения специальных занятий, включающих в себя задания по развитию мелкой моторики.

Прежде чем приступить к работе по коррекции звукопроизношения посредством развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, считаю, что, в начале необходимо их обследовать, изучить их личностные качества и учитывать то обстоятельство, что у некоторых из них помимо недостатков развития речи встречаются сопутствующие отклонения в нервно – психологической сфере (повышенная возбудимость, расторможенность, расстройство внимания, неспособность к волевым усилиям). (Приложение №1, 2 ), а так же провести диагностику и определить уровень сформированности мелкой моторики, используя тест Н. Озерецкого (Приложение № 3), и опросник для определения ведущей руки (Приложение №  4 ) 

Коррекция звукопроизношения – это сложный и трудоёмкий процесс, так как постановка звука, автоматизация и дифференциация растягиваются на длительные сроки. В своей работе я соблюдаю системность и комплексный подход в решении возникших проблем, что ведёт к благополучному её завершению.

Основными задачами обучения являются:

-развитие мелкой моторики;

-развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук;

-коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;

-формирование и развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи; -развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение

Казарова Марина Антоновна

самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями;

-совершенствование движений рук;

-развитие психических процессов;

-консультирование педагогов и родителей по формированию речевого развития.

Успешность логопедической работы будет зависеть так же от принципов работы:  

-комплексность взаимодействия при речевых нарушениях;

-дифференцированный подход   в устранении речевых нарушений;

-поэтапный подход речевого воздействия;

-учет ведущего вида деятельности при коррекции звукопроизношения.(Приложение №5 )

На каждом этапе логопедической коррекционной работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается сопутствующей группой методов и средств. Так, для этапа постановка звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используется беседа, пересказ, рассказ, т.е. словесные методы работы.(Приложении № 6 ).                  

Таким образом, выбор методов и средств коррекции речевых нарушений определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы. Основной целью логопедического воздействия при нарушениях звукопроизношения считаю, является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребёнок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их восприятии (т.е. отличать один звук от другого по акустическим признакам); отличать нормированное произнесение звука от ненормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука; варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи. Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определённая задача, подчинённая общей цели логопедического воздействия. С целью повышения эффективности работы по формированию правильного произношения предлагаю сочетать упражнения, традиционно используемые на каждом этапе работы, с упражнениями на развитие мелкой моторики.

1.Подготовительный этап:

Основная цель его - включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Для этого необходимо решить ряд общепедагогических и  

Казарова Марина Антоновна

специальных логопедических задач. Одной из важных общепедагогических задач является формирование установки на занятия: педагог должен установить с ребенком доверительные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включиться. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми. Важной является задача формирования производных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям. Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научиться выполнять инструкции педагога, активно включаться в общение. Решению этих задач может способствовать активное включение в практику рисуночных методик. Рисуночные методики можно использовать с разными целями:

-для установления контакта с ребенком;

-пробуждения интереса к себе, к взаимодействию;

-сплочения группы детей, участвующих в занятиях;

-изучения динамики коррекционного процесса и т.д.

Рисуночные методики могут быть элементом занятия. Одним из главных преимуществ использования рисуночных методик в моей работе становится возможность приблизить развивающую среду к ситуации стихийного формирования речи - когда ребенок говорит, чтобы выразить себя, найти контакт, изучить что-то, т.е. когда речь ребенка встроена в его общее развитие и жизнь. Навыки и знания, полученные в ходе спонтанного формирования, имеют более широкий спектр применения, быстрее автоматизируются, но остаются открытыми для анализа и рефлексии.

Оптимальным путем освоения рисуночных методик в практике представляется изучение базовых рисуночных упражнений. Их можно модифицировать относительно разных целей в своей работе. Например, рисуночное упражнение "Свободный полет" (закорючки). (Приложение № 7 ) Это упражнение упоминается в работах многих западных и отечественных психологов (Е.Е. Кравцова, К. Виттакер). Оно позволяет установить контакт с замкнутым ребенком, постепенно разговорить его, включить механизмы использования речи.

Я прошу ребенка нарисовать на чистом листе бумаги любую линию, и затем дорисовывать ее до чего-нибудь осмысленного. Потом я и ребенок предлагаем рисовать друг другу разные закорючки и без слов продолжать их, а затем описывать рисунки друг друга. Важно использовать два карандаша разного цвета, чтобы видеть исходную линию и то, что дорисовывает партнер по игре. Условия можно варьировать.

Казарова Марина Антоновна

К специальным логопедическим задачам подготовительного этапа относятся: умение опознавать (узнавать) и различать фонемы и формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. (Приложение № 8 ) Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются целенаправленно. Работа ведется над отдельными собственно речевыми движениями, которые не сформировались у ребенка в процессе речевого развития. На данном этапе работы я предлагаю проводить сопряжённую гимнастику, объединяющую традиционные артикуляционные упражнения и моторный пальцевый тренинг. (Приложение № 9) Эти упражнения помимо формирования артикуляторных движений и навыков способствуют энергетическому обеспечению деятельности мозга, нормализации тонуса мышц, развитию подкорковых структур. Комплексы гимнастики разработаны на основе методических рекомендаций А.В. Семенович и А.Л Сиротюк.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать). Постановка звука достигается применением технических приемов, подробно описанных в специальной литературе. Традиционно выделяются три способа: по подражанию (имитативный), с механической помощью и смешанный.

Для работы на уровне произношения изолированного звука, звукосочетания я предлагаю использовать прием рисования вальдорфских форм. (Приложение № 10)

Рисовать можно ручкой, фломастером на листе бумаги, пальчиком на ладони другой руки. Например: произносим звук громче - спираль раскручивается, звук тише - закручивается, звук от громкого к тихому, спираль переходит из раскрутившейся в закрутившуюся. Казарова  Марина Антоновна                                                                                                                                                                             Кроме того, такое рисование можно использовать и в психорегулирующих целях т.е. рисование вальдорфских форм, непоседливому ребенку лучше рисовать закручивающуюся спираль «рисунок 2», а тихоне, нерешительному и замкнутому – раскручивающуюся спираль «рисунок 1».

С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи - речевого звука - в более сложные последовательные речевые структуры - в слова и фразы. Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и

Казарова Марина Антоновна

выработку новых. Для оптимизации процесса задания по автоматизации правильно сформированных у детей звуков речи в словах, предложениях, самостоятельной речи сочетались с пальчиковыми играми и упражнениями. Использовались следующие виды заданий (речевой материал подбирался с учётом фонетического дефекта, по устранению которого проводилась работа): игра "Волшебный мешочек" (определить на ощупь и назвать, какие предметы находятся в мешке или найти одинаковые предметы в разных мешочках); пальчиковые игры с палочками; элементы Пальчиковой азбуки и др. С учётом характера речевого нарушения, в ряде случаев проводилась работа по разграничению поставленного звука с другими звуками, т. е. по дифференциации. В основе этого процесса лежит дифференцировочное торможение. При работе над дифференциацией звуков одновременно подключаются не более пары звуков, если для работы необходимо большое количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно. Работа по дифференциации заключалась в тренировочных упражнениях с использованием заданий и игр, развивающих мелкую моторику: контуров и вкладышей, шнуровок и др.

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель его - сформировать у ребенка умение и навык безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. Для достижения цели на занятиях широко применялись тексты, а не отдельные слова, использовались различные формы и виды речи, творческие упражнения (например, "Теневой театр" или "Пальчиковый театр": с помощью разнообразных пальчиковых поз и серий движений обыгрывается сюжет рассказа, сказки.

(Приложение №  11)

Как показала практика, реализация данной методики коррекционной работы с дошкольниками, а именно, одновременная работа над исправлением звукопроизношения и развитием мелкой моторики, повышает результативность и сокращает сроки коррекции звукопроизношения.

Но картина не будет полной если в коррекционном процессе нет взаимодействия с семьёй, в концепции дошкольного воспитания семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.

Практика работы учителем – логопедом в ДОУ доказывает, что современным родителям нужны постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно — сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Таким образом, модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума; сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более

Казарова Марина Антоновна

востребованным; и как учитель-логопед я ищу новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей — основа совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями — достаточно сложный процесс, требующий качественной подготовки специалиста по нескольким направлениям.

Основным содержанием и структурой взаимодействия с родителями я считаю  следующее:

- показать актуальность данной проблемы;

- убедить родителей в том, что работа с педагогами ДОУ — важное условие успешной коррекционной работы с детьми по исправлению речевых нарушений;

- познакомить родителей и педагогов с моими традиционными и нетрадиционными формами и методами взаимодействия;  

- познакомить с разнообразными практическими материалами в виде анкет, схем, памяток, папок-передвижек, буклетов, презентации, вариантов консультаций и родительских собраний по решению конкретных задач коррекционно-педагогического процесса. (Приложение № 12)

Данный материал посвящён вопросам сотрудничества логопеда и семьи по коррекции речевых нарушений у детей, предупреждать возможные или корректировать уже возникшие отклонения с непосредственной помощью специалистов, либо опираясь на их рекомендации. Именно в обязанности родителей входит грамотное видение проблем своего ребёнка и своевременное обращение за помощью, а также умение доказать необходимость этой помощи на том или ином этапе жизни.

К настоящему времени в отечественной и зарубежной педагогике разработаны разнообразные формы взаимодействия детского сада с семьей. Многие из них уже показали свою эффективность. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы в этой области. Одна из таких проблем – это короткий период пребывания ребенка в логопедической группе (1-2 года), что создает определенные трудности в налаживании контакта логопеда с родителями.

Поэтому на сегодняшний день стала актуальной проблема их взаимодействия. В этой связи передо мной встала задача найти какие-то новые, более эффективные, нетрадиционные формы работы с родителями по приобщению их к совместной работе с детьми, по укреплению сотрудничества логопеда, воспитателя и родителей.

Формы работы с родителями:(Приложение № 13)

– консультативно-рекомендательная;

(индивидуальные беседы, консультации для получения точной информации о нарушениях речи ребенка и совместного составления плана дальнейших действий и т.д)

лекционно-просветительская;

Казарова Марина Антоновна

(проведение лекционных занятий для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей, участие родителей в тематических собраниях. Элементом лекционно-просветительской работы является стенд для родителей, информационно-методические выставки, папки-передвижки, буклеты где в занимательной форме собрана вся полезная информация. Рубрики обновляются ежемесячно.)

практические занятия для родителей;

(во время занятий использую личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, что необходимо им для успешного сотрудничества со своим ребёнком. Семинары-практикумы по обучению приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук, элементам дыхательной гимнастики, релаксационным упражнениям.)

– организация «круглых столов», «педагогических гостиных»;

(«круглые столы» и «педагогические гостиные» проводятся в непринуждённой обстановке, что позволяет родителям познакомиться, рассказать о себе, о своих детях и их проблемах, услышать о других. Эти встречи дают родителям много полезной информации, очерчивают круг вопросов, на которые они ещё не смогли получить ответы. Такие мероприятия проходят с участием специалистов детского сада.)

 – проведение совместных досуговых мероприятий, детских утренников и праздников; (для участия привлекаются родители). В конце года родители становятся участниками итогового занятия-праздника, где дети демонстрируют свои знания, умения и навыки, полученные за время обучения в логопедической группе)

– индивидуальные и подгрупповые занятия с родителями и их ребёнком.

              Индивидуальная работа с родителями совместно с их детьми включает следующие формы: демонстрация приемов работы с ребёнком по коррекции звукопроизношения, выполнение специальных упражнений, выполнение домашних заданий со своим ребёнком, чтение рекомендованной литературы, реализация творческих замыслов в работе с ребенком.                                                                                                        

              Благодаря использованию представленных форм работы с родителями отмечаются существенные позитивные изменения: в коррекции речи дошкольников; в динамике взаимоотношений логопеда и родителей и даже родительского отношения к детям, которое становится более тёплым, принимающим. Родители более адекватно оценивают речевое состояние своих детей. Получив всесторонние сведения о закономерностях развития, различных моделях воспитания и обучения, особенностях личности и поведения детей, члены семьи более оптимистично оценивают перспективы своего ребенка.

Казарова Марина Антоновна

Главное к чему я стремилась, разрабатывая материалы консультаций, бесед, практических заданий – это помочь родителям организовать занятия с детьми дома так, чтобы это было интересно, увлекательно и самое главное – полезно детям. (Приложение №14 )

Еще одной формой взаимодействия с родителями, которая способствует воспитанию у них самосознания, помогает обучать и развивать детей играя, стало выступление в печати. (Приложение № 15  )

Включение в педагогический процесс информационных и телекоммуникационных образовательных ресурсов позволяет успешнее решать коррекционные и воспитательные задачи, повысить познавательную мотивацию детей, включить их родителей в активную коррекционно-воспитательную работу. Поэтому я использую в образовательном процессе электронные учебно-методические комплексы «Развитие речи. Учимся говорить правильно»         

Анализируя результаты работы с детьми, я убедилась, как верны были мои предположения, насколько оправданы надежды на более быструю и качественную коррекцию речи детей, (это подтверждают таблицы и схемы анализа деятельности) когда в ней принимают непосредственное участие их родители.                

Результаты коррекционной работы с детьми нас радуют. Родители убедились, насколько совершеннее стала речь их детей, насколько твёрдыми, быстрыми и умелыми стали движения пальцев. Да и сами родители стали более заинтересованными, вовлеченными в коррекционно-воспитательный процесс. От нашего тесного сотрудничества выиграли все, а главное – ребенок.

Казарова Марина Антоновна

Библиографический список:

1.  Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями/Москва «Феникс», 2011г.

2.  Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов педвузов.-М.:АСТ; Астрель, 2006г..

3.Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки. Издательство «ТЦ. СФЕРА» 2012г.

4.Баскакина И.В., Лынская М.И. «Свистелочка», «Звенелочка», «Цоколочка», «Жужжалочка», «Шипенлока», «Чаепитие на даче у Ч», «Дент рождение Р», «Приключения Л»

5.  Борисенко М.Г., Лукина Н.А.Начинаем говорить.-СПб.: Паритет, 2004г.

6.  Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. -М.:Владос, 1996г.

7.  Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. -М.: Просвещение, 1985г.

8.  Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь.-СПб.: Каро, 2003г..

9. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи./Секачев В.Ю., «Сфера», 2007г.

10. Громова О.Е. Инновации в логопедическую практику.-М.: Линка-Пресс, 2008г.

11.Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет (три тетради). Москва, Издательство ГНОМ, 2011г.

12.Жихарева Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми (9 альбомов)  

13. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.-СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2013г.

14.  Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет.-М.: Ювента, 2004г.

Казарова Марина Антоновна

15.  Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь.-СПб.: Литера, 2009г.

16.  Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. -СПб.: Литера, 2006г.

17. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях.

18. Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Движение.-СПб: Дельта, 1997г

19.Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. Упражнения в стихах.-Дельта, Санкт-Петербург. 1998г.

20.   Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок? - М.: Мозаика – Синтез, 2005г.

21. Миронова СЛ. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.,  2007г. 22. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. -СПб.: Детство-Пресс, 2005г.

23. Нищева .В. Кабинет логопеда. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.-СПб.: Детство-Пресс, 2008г.

24. Научно-методический журнал «Логопед». №8, 2008г.

25.. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи.-СПб.: Дельта, 2001г.

26.  Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.-М.: Владос, 2002г.

27.  Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание.  1998. № 11. С. 47—49.

28. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада.  Ч. П.  Второй год обучения (подготовительная к школе группа). М., 1993.

Казарова Марина Антоновна

                                                           Приложения

1. Приложение №1- Таблица обследования детей перед началом коррекции.

2. Приложение №2 – Таблица обследования детей после коррекции.

3.Приложение №3-Результат диагностики. Тест Н. Озерецкого (перед коррекцией и после).

4.Приложение №4 – Опросник для определения ведущей руки.

5.Приложение №5 –Принципы логопедического воздействия.

6.Приложение №6 – Методы логопедического воздействия.

7.Приложение №7 – Рисуночные методики: упражнение «Свободный полёт».

8.Приложение №8 – Комплексы артикуляционной гимнастики.

9. Приложение №9 -  Сопряжённая гимнастика.

10.Приложение №10 –Приёмы рисования: «Вальдорфские формы»

11.Приложение №11 –Конспект индивидуального занятия с детьми.

12.Приложение №12 –Консультации для воспитателей и родителей. Презентация на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

13. Приложение №13 –Формы работы с родителями

14. Приложение №14 –Конспект итогового занятия с детьми и родителями в форме КВН.

15.Приложение №15-Статья из журнала «Информационный вестник» г.Армавир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей дошкольного возраста»

Краткое описание опыта (система работы, отдельных приемов или методов): C середины 80-х годов доказано известен тот факт, что развитие мелких мышц пальцев руки стимулирует развитие определенных зон го...

Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка. Опыт работы.

Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка.Картотека игр с песком.Использование песочной те...

Педагогический опыт работы "Комплексный подход к развитию мелкой моторики в условиях ДОУ"

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.Вопрос развития мелкой моторики детей стоит доволь...

«Опыт работы с семьей по развитию мелкой моторики рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» - писал русский педагог  В.А. Сухомлинский....

«Опыт работы с семьей по развитию мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Мелкая моторика – волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем....

Опыт работы по творческой теме: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста (крупотерапия)»

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая раб...