Статья "О развитии речи и особенностях звукопроизношения детей дошкольного возраста"
статья по логопедии по теме

Безрукова Анастасия Алексеевна

Доступная информация о процессе формирования речи у детей, возрастных особенностях и развитии речи в онгогенезе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_razvitii_rechi.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

 «О развитии речи»

Развитие речи — одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.

Исследования показывают, какую большую работу проделывает ребенок, овладевая фонологическими средствами языка. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Количество правильно произносимых речевых звуков психологи связывают с расширением и активизацией словарного запаса детей.

Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных ему людей. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир, что влечет за собой развитие речи. Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.

Некоторые родители считают, что звукопроизношение у ребенка развивается непроизвольно, и он самостоятельно, постепенно и непринужденно овладевает правильным произношением звуков, слов и т. д. На самом деле взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как речевые недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не позволяют ребенку полноценно развиваться.

Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то, следовательно, он неправильно выговаривает слова, строит предложения. Отсюда могут возникнуть трудности в общении ребенка со сверстниками и взрослыми: скоро он почувствует себя неполноценным, все чаще станет отмалчиваться, так постепенно будет развиваться неуверенность в себе. Такие дети, поступив в школу, очень часто плохо пишут и читают.

Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция (положение органов речи), и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.

Формирование речи у детей

По мнению многих ученых и специалистов в области логопедии, к концу первого полугодия жизни ребенка в его лепете можно различить вполне ясные звуки [а], [б], [п], [м], [г]. К началу второго года жизни в речи малыша постепенно появляются гласные звуки [э], [у], [ы], [о], [и], а также согласные [в], [т], [д], [к], [х], [л'], [с], [ф]. Большинство твердых согласных звуков формируется лишь после становления соответствующих мягких — [в'], [т'], [д'], [н'], [с'], [р'], [л']. На третьем году жизни (иногда даже позже) формируется произношение согласных звуков [ш], [ж], [ч], [ш'] , [з], [ц]. Твердые звуки [л] и [р], вследствие особой сложности артикуляции, дети осваивают часто лишь к пятому-шестому году жизни.

Формирование правильного произношения при нормальном речевом развитии завершается к 5-7 годам. В этом возрасте ребенок должен правильно произносить все звуки своего родного языка и использовать их в своей речи.

Нужно сказать, что при формировании речи ребенка всегда проявляется его индивидуальность. Так, у одних детей речь формируется рано и развивается очень быстро и интенсивно. У других детей речь появляется с задержкой, развивается медленно; таких детей следует учить правильному произношению звуков.

На формирование произносительной стороны речи часто указывают некоторые моменты грудничкового периода развития ребенка. Если ребенок плохо берет грудь и затрудняется сосать молоко или молочную смесь, долгое время ест только жидкую пищу, а затем плохо жует, то это может свидетельствовать о патологии развития органов речи ребенка, что впоследствии,  несомненно, скажется на формировании  произносительной

стороны речи малыша. В таких случаях родителям необходимо сразу обратиться к специалисту за консультацией и помощью. С целью укрепления мышц артикуляционного аппарата в домашних условиях можно предложить ребенку тщательно вылизывать ложку; давать малышу твердую пищу (яблоко, морковь и т. п.).

Особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста

Для каждого возрастного периода характерны свои особенности звукопроизношения.

Дети 3-4 лет часто один и тот же звук могут произносить то правильно, то неправильно (или даже пропускать его). Нередко они переставляют в словах звуки и слоги, а при произнесении сочетания согласных один из звуков пропускают или произносят неправильно (при этом каждый звук в отдельности произносят верно). У некоторых детей наблюдается сокращение слов. Трехлетние малыши часто заменяют звуки [р] и [л] более мягкими звуками. Недостатком является также произнесение мягких согласных вместо твердых.

У детей 4-5 лет, как правило, появляется устойчивый отдельный звук [р], но он еще недостаточно автоматизирован в речи и часто в словах заменяется другими звуками. К этому возрасту большинство детей осваивает шипящие звуки, хотя может наблюдаться неустойчивость их произношения.

К 5-7 годам дети в основном правильно произносят все звуки речи родного языка, их произношение соответствует фонетической норме языка. Однако у некоторой группы детей речевые недостатки остаются. В этом возрасте может наблюдаться неправильное произношение шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [ш'], а также сонорных звуков [л] и [р].

Статья написана остновываясь на материалах И.Ю. Кондратенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи и мышление у детей дошкольного возраста

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ИНАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Собственная методическая разработка на тему: "Изонить,как средство развития речи и моторики у детей дошкольного возраста"

Достоинство изонити в том, что выполняется она довольно быстро; придумать можно много интересных картинок. На занятиях по изонити, работая над развитием зрительно-моторной координации, а в частно...

Влияние игр на развитие речи и речевое общение детей дошкольного возраста

Выступление на педагогическом совете  21.02.2013 г. P.S.   Данные восстановлены с сайта   dou654@edusite.ru...

«Средства развития речи, обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Предлагаемый материал способствует развитию речи и обогащению словарного запаса в игровой форме. Ненавязчиво, просто и доступно поможет ребенку преодолеть речевой барьер в общении....

Советы родителям по формированию правильной речи и коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста

Формирование правильной речи ребёнка в руках родителей. Ваша любовь и забота - залог успеха....