Конспект фронтального логопедического занятия "Звук и буква Л"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Сергеева Елизавета Сергеевна

Подробный конспект открытого занятия в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l_den_novatora.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук [л]. Буква Л»

Цель:  уточнить и закрепить акустические и артикуляционные свойства звука [л], познакомить с буквой Л.

Задачи:

Образовательные:

познакомить с буквой Л;

развивать умение последовательно  и грамотно давать характеристику звука;

автоматизировать чёткое произнесение звука [л] в слогах, словах и предложениях;

учить грамматически правильно строить предложение;

закреплять умение делить слова на слоги, определять количество звуков в слове;

совершенствовать первичные навыки чтения;

совершенствовать навыки работы с кассой;

закреплять навыки работы с загадками;

закрепить в речи детей употребление многозначных слов;

Коррекционно - развивающие: развивать фонематический слух и восприятие, мелкую моторику, внимание, память, логическое мышление;

развивать ориентировку в пространстве;

развивать буквенный гнозис и зрительное восприятие;

способствовать развитию навыков конструирования у детей;

Воспитательные: воспитывать отзывчивость и интерес к занятиям.

Оборудование:  изображение печатной буквы Л, дидактическая игра «Подбери слово», предметные картинки, предметные картинки отображающие многозначные слова (лук, лапа, ласты, иголка), счётные палочки, синие мисочки с манной крупой, нитки, фасоль, кассы букв и слогов по количеству детей.

Ход занятия.

1. Организационное начало занятия

(На  доске карточки с силуэтами  ласточки, лопаты, лося, лампочки)

- Здравствуйте!

- Внимательно посмотрите на доску. Я расположила здесь силуэты предметов и животных. Рассмотрите их и назовите, кто изображён?

- Послушайте эти слова: ласточка, лопата, лось, лампочка.

- С какого звука они начинаются?

2. Сообщение темы занятия

- Как вы думаете, о каком звуке мы будем говорить сегодня на занятии?

3. Работа по теме занятия

   а)  Характеристика звука

- Произнесем звук [л].

- Рассмотрим положение органов артикуляции (губы в улыбке, между зубами небольшая щель, кончик языка упирается в верхние зубы).

- Дадим характеристику звуку. У вас на столах карточки, отберите нужные и выложите схему характеристики. (синяя карточка и карточка с колокольчиком).

- Кто расскажет всё секреты про этот звук?

- Молодцы!

   б) Упражнения на развитие фонематического слуха.

- Сколько раз я хлопну, столько раз … произнесёт слог «ла».

   в) Знакомство с буквой

- Как вы думаете, как называется буква, которой обозначается на письме звук [л].

- Внимательно рассмотрите букву. Из скольких элементов состоит эта буква?

- Из каких элементов состоит буква Л?

- На что похожа эта буква?

(Логопед выставляет картинки)

- Сейчас я вам покажу, как мы будем печатать букву Л.

(Логопед демонстрирует написание большой и маленькой букв Л у доски с комментированием)

- Для чего нужна большая буква?

   г) Письмо буквы в воздухе

   д) Конструирование буквы из различных материалов.

(Счётные палочки, перловая крупа, фасоль, манная крупа и т. д.)

- Встанем с мест и покажем букву Л.

- Что нам нужно сделать? (руки вдоль туловища, ноги широко расставить.)

   е) Игра «Подбери слово»

(У детей схемы слов из 3-4 звуков, на доске картинки, в названии которых есть звук [л], состоящие из 3-4 звуков)

- Внимательно посмотрите на схему, найдите на доске, подходящую картинку.

- … какое слово ты подобрал?

- Объясни, как ты подбирал слово к своей схеме?

    ж) Работа с кассой

- Выложите своё слово в кассе.

- Будьте внимательны!

- Обратите внимание на осанку.

(Дети выкладывают каждый своё слово)

- Молодцы!

- Сколько слогов в твоём слове… ?

- Как ты узнал?

- Назови первый, второй.

- Назови слово по звукам.

- Назови по порядку гласные звуки.

4. Физминутка.

- Немного отдохнём.

(Дети выходят на ковёр и играют с мячом)

- Наступила весна. Яркое солнышко светит к нам в окошко! Давайте подберём слова, какое солнышко весной. Но в этих словах обязательно должен быть звук [л]. (Желтое, ласковое, улыбчивое, лучистое).

- Небо весной какое? (голубое)

- Облака весной какие? (белое)

5.  Работа по теме занятия (продолжение)

    з) Кроссворд

- У вас на столах карточки с таким же кроссвордом. Мы будем вместе отгадывать слова, я свои буду записывать у доски, а вы на местах самостоятельно.

- Отгадывать слова будем по горизонтали, т. е. слева направо.

- Сколько букв в первом слове?

л

у

к

л

а

п

а

л

а

с

т

ы

и

г

о

л

к

а

 - Итак, отгадываем первое слово:

Скинули с Егорушки
Золотые перышки —
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.
Заставит плакать
всех вокруг,
Хоть он и не драчун,
а...   (лук)

- Как вы думаете, что это?

- Как вы догадались?

- Есть ли другие предметы, которые обозначаются этим словом?

(Лук – оружие для стрельбы)

(Логопед вывешивает картинки лука – овоща и лука - оружия)

- Следующее слово

Есть у кошки, нет у папы,

У папы руки, у кошки …

(Лапы)

- Есть ли другие предметы, которые обозначаются этим словом?

(Пушистая еловая ветка называется «лапа»).

- Отгадываем третье слово по горизонтали:

- Как называются передние лапы у таких животных, как тюлень, морской котик, морж? (Ласты)

- Что ещё можно назвать ластами? (Приспособление для плавания)

- Молодцы!

- Отгадываем последнее слово:

Маленько, светленько,
Весь мир одевает.
(Иголка)

- Как вы думаете, что это?

- Как вы догадались?

- Есть ли другие предметы, которые обозначаются этим словом?

(у ежа, у ели)

- Посмотрите, какая буква напечатана во всех выделенных клетках?

    ж) Работа над предложением

- Кто справился с предыдущим заданием, придумайте предложение с одним из слов кроссворда. Постарайтесь употребить слова в различном значении.

- Какое предложение придумал …?

- Сколько слов в твоём предложении?

6. Подведение  итогов занятия

- С какой буквой знакомились на занятии?

- Какие задания выполняли?

(Оценка деятельности детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы «звук и буква Ж»

Занятие проводится в подготовительной группе для детей с ФФН на этапе обучения грамоте....

Конспект фронтального логопедического занятия по звукопроизношению в старшей логопедической группе. Тема: «Как мы встречали гостей! Звуки [П] [П’] и буква П»

Задачи:          Коррекционно-образовательные:- закрепить полученные знания об акустических особенностях звуков  [П] [П’];- закрепить навыки различени...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»

На этом занятии дети окажутся на острове в гостях у Весёлого Пирата. Они выполнят все задания Пирата и его верного друга – попугая Кеши....

Конспект фронтального логопедического занятия для подготовительной логопедической группы. «Звук и буква Ы» «В ГОСТЯХ У ЁЖИКА ПЫХА»

Конспект фронтального логопедического занятия для подготовительной логопедической группы. «Звук и буква Ы»«В ГОСТЯХ У ЁЖИКА ПЫХА»  Цель: Научить различать и четко про...

Конспект фронтального логопедического занятия « Гласные буквы и звуки»

Содержание проекта"В мире  гласных звуков и букв"Тип проекта: Информационно - творческийПо содержанию: ребенок, семья, ДОУ. По числу участников проекта: групповойПо врем...