Главные вкладки

    Конспект фронтального логопедического занятия "Звук и буква Л"
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Сергеева Елизавета Сергеевна

    Подробный конспект открытого занятия в подготовительной группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon l_den_novatora.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Звук [л]. Буква Л»

    Цель:  уточнить и закрепить акустические и артикуляционные свойства звука [л], познакомить с буквой Л.

    Задачи:

    Образовательные:

    познакомить с буквой Л;

    развивать умение последовательно  и грамотно давать характеристику звука;

    автоматизировать чёткое произнесение звука [л] в слогах, словах и предложениях;

    учить грамматически правильно строить предложение;

    закреплять умение делить слова на слоги, определять количество звуков в слове;

    совершенствовать первичные навыки чтения;

    совершенствовать навыки работы с кассой;

    закреплять навыки работы с загадками;

    закрепить в речи детей употребление многозначных слов;

    Коррекционно - развивающие: развивать фонематический слух и восприятие, мелкую моторику, внимание, память, логическое мышление;

    развивать ориентировку в пространстве;

    развивать буквенный гнозис и зрительное восприятие;

    способствовать развитию навыков конструирования у детей;

    Воспитательные: воспитывать отзывчивость и интерес к занятиям.

    Оборудование:  изображение печатной буквы Л, дидактическая игра «Подбери слово», предметные картинки, предметные картинки отображающие многозначные слова (лук, лапа, ласты, иголка), счётные палочки, синие мисочки с манной крупой, нитки, фасоль, кассы букв и слогов по количеству детей.

    Ход занятия.

    1. Организационное начало занятия

    (На  доске карточки с силуэтами  ласточки, лопаты, лося, лампочки)

    - Здравствуйте!

    - Внимательно посмотрите на доску. Я расположила здесь силуэты предметов и животных. Рассмотрите их и назовите, кто изображён?

    - Послушайте эти слова: ласточка, лопата, лось, лампочка.

    - С какого звука они начинаются?

    2. Сообщение темы занятия

    - Как вы думаете, о каком звуке мы будем говорить сегодня на занятии?

    3. Работа по теме занятия

       а)  Характеристика звука

    - Произнесем звук [л].

    - Рассмотрим положение органов артикуляции (губы в улыбке, между зубами небольшая щель, кончик языка упирается в верхние зубы).

    - Дадим характеристику звуку. У вас на столах карточки, отберите нужные и выложите схему характеристики. (синяя карточка и карточка с колокольчиком).

    - Кто расскажет всё секреты про этот звук?

    - Молодцы!

       б) Упражнения на развитие фонематического слуха.

    - Сколько раз я хлопну, столько раз … произнесёт слог «ла».

       в) Знакомство с буквой

    - Как вы думаете, как называется буква, которой обозначается на письме звук [л].

    - Внимательно рассмотрите букву. Из скольких элементов состоит эта буква?

    - Из каких элементов состоит буква Л?

    - На что похожа эта буква?

    (Логопед выставляет картинки)

    - Сейчас я вам покажу, как мы будем печатать букву Л.

    (Логопед демонстрирует написание большой и маленькой букв Л у доски с комментированием)

    - Для чего нужна большая буква?

       г) Письмо буквы в воздухе

       д) Конструирование буквы из различных материалов.

    (Счётные палочки, перловая крупа, фасоль, манная крупа и т. д.)

    - Встанем с мест и покажем букву Л.

    - Что нам нужно сделать? (руки вдоль туловища, ноги широко расставить.)

       е) Игра «Подбери слово»

    (У детей схемы слов из 3-4 звуков, на доске картинки, в названии которых есть звук [л], состоящие из 3-4 звуков)

    - Внимательно посмотрите на схему, найдите на доске, подходящую картинку.

    - … какое слово ты подобрал?

    - Объясни, как ты подбирал слово к своей схеме?

        ж) Работа с кассой

    - Выложите своё слово в кассе.

    - Будьте внимательны!

    - Обратите внимание на осанку.

    (Дети выкладывают каждый своё слово)

    - Молодцы!

    - Сколько слогов в твоём слове… ?

    - Как ты узнал?

    - Назови первый, второй.

    - Назови слово по звукам.

    - Назови по порядку гласные звуки.

    4. Физминутка.

    - Немного отдохнём.

    (Дети выходят на ковёр и играют с мячом)

    - Наступила весна. Яркое солнышко светит к нам в окошко! Давайте подберём слова, какое солнышко весной. Но в этих словах обязательно должен быть звук [л]. (Желтое, ласковое, улыбчивое, лучистое).

    - Небо весной какое? (голубое)

    - Облака весной какие? (белое)

    5.  Работа по теме занятия (продолжение)

        з) Кроссворд

    - У вас на столах карточки с таким же кроссвордом. Мы будем вместе отгадывать слова, я свои буду записывать у доски, а вы на местах самостоятельно.

    - Отгадывать слова будем по горизонтали, т. е. слева направо.

    - Сколько букв в первом слове?

    л

    у

    к

    л

    а

    п

    а

    л

    а

    с

    т

    ы

    и

    г

    о

    л

    к

    а

     - Итак, отгадываем первое слово:

    Скинули с Егорушки
    Золотые перышки —
    Заставил Егорушка
    Плакать и без горюшка.
    Заставит плакать
    всех вокруг,
    Хоть он и не драчун,
    а...   (лук)

    - Как вы думаете, что это?

    - Как вы догадались?

    - Есть ли другие предметы, которые обозначаются этим словом?

    (Лук – оружие для стрельбы)

    (Логопед вывешивает картинки лука – овоща и лука - оружия)

    - Следующее слово

    Есть у кошки, нет у папы,

    У папы руки, у кошки …

    (Лапы)

    - Есть ли другие предметы, которые обозначаются этим словом?

    (Пушистая еловая ветка называется «лапа»).

    - Отгадываем третье слово по горизонтали:

    - Как называются передние лапы у таких животных, как тюлень, морской котик, морж? (Ласты)

    - Что ещё можно назвать ластами? (Приспособление для плавания)

    - Молодцы!

    - Отгадываем последнее слово:

    Маленько, светленько,
    Весь мир одевает.
    (Иголка)

    - Как вы думаете, что это?

    - Как вы догадались?

    - Есть ли другие предметы, которые обозначаются этим словом?

    (у ежа, у ели)

    - Посмотрите, какая буква напечатана во всех выделенных клетках?

        ж) Работа над предложением

    - Кто справился с предыдущим заданием, придумайте предложение с одним из слов кроссворда. Постарайтесь употребить слова в различном значении.

    - Какое предложение придумал …?

    - Сколько слов в твоём предложении?

    6. Подведение  итогов занятия

    - С какой буквой знакомились на занятии?

    - Какие задания выполняли?

    (Оценка деятельности детей)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

    Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы «звук и буква Ж»

    Занятие проводится в подготовительной группе для детей с ФФН на этапе обучения грамоте....

    Конспект фронтального логопедического занятия "Звуки [Т] - [Ть] и буква "Т".

    Занятие посвящено развитию фонетико - фонематических представлений детей старшей логопедической группы для детей с ОНР....

    Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Звук и буква Жж. Семья."

    Заключительное занятие по звуку и букве Ж в подготовительной логопедической группе на лексическом материале темы "Семья"....

    Конспект фронтального логопедического занятия по звукопроизношению в старшей логопедической группе. Тема: «Как мы встречали гостей! Звуки [П] [П’] и буква П»

    Задачи:          Коррекционно-образовательные:- закрепить полученные знания об акустических особенностях звуков  [П] [П’];- закрепить навыки различени...

    Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»

    На этом занятии дети окажутся на острове в гостях у Весёлого Пирата. Они выполнят все задания Пирата и его верного друга – попугая Кеши....