Главные вкладки

    Консультация "Дидактические игры в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста"
    консультация (логопедия, старшая группа) по теме

    Целикова Наталья Петровна

     

    Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне  могут решить игровые технологии. Организация педагогического процесса в форме различных педагогических  игр  отличается от игр вообще своей четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

             

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

    ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА

    ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

    Тема: «Дидактические игры в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста»      

                                     

                                           

                               Воспитатель:

                                                                 Целикова Наталья Петровна

    г.о. Новокуйбышевск

    2014 г.

    «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

    В. А. Сухомлинский

            В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

            Актуальность. Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в дошкольном образовании, а вопрос о состоянии словаря и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.  

            Значение формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста.

            Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества и действия с ними. Дети усваивают слова необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Главное в развитии детского словаря - освоение значения слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в котором происходит общение.

            В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важнейших задач развития речи.

            Особенность словаря дошкольника -  это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

            Задачи словарной работы:

            Принято выделять четыре основные задачи:

    1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а так же новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.

    2. Закрепление и уточнение словаря.

    3. Активизация словаря.

    4. Устранение из речи детей нелитературных слов.

            Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне  могут решить игровые технологии. Организация педагогического процесса в форме различных педагогических  игр  отличается от игр вообще своей четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.

            Игровые технологии, используемые в педагогическом процессе, являются одной из уникальных форм  обучения, средством развития сенсорной сферы, аналитико-синтетической деятельности, моторики, усвоения языковых закономерностей, обогащения словаря,  развития психических функций.

            Внимательно изучив и проанализировав методическую литературу по теме «формирование словаря у детей через дидактические игры» можно сделать вывод, о том, что дидактические игры играют большую роль в формировании словаря у детей. Дидактическая игра служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря детей.  Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей, эффективной работы воспитателя с данным ребёнком.  

            Дидактические игры – это обучающие игры, включающие в себя: дидактическую задачу, игровые правила, игровые действия.

            Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

            Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

            Цель: формирование словаря детей.

            Задачи:

            Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

            Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, развитие воображения, фантазии, творческих способностей, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

            Обучающие: уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

            

                    

            

             

            Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия.

            Для детей с ОВЗ проблема накопления словаря очень актуальна, поэтому в своей работе я постоянно использую традиционные и нетрадиционные игры:

            1. «Развитие ассоциаций» - активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия жилища животных, насекомых и птиц, существительных в форме Д.п. ед. числа (Молоко (кому?) кошке, кость – собаке.)

            Воспитатель дает детям следующую инструкцию: «Я буду  показывать картинку, а вы должны положить её на нужную карточку».

            2. «Назови, одним словом» – активизировать  в речи слова, обозначающие обобщающие понятия «фрукты», «овощи», «игрушки», «птицы» и т.д.

            Детям предлагаются картинки с набором предметов, и дается задание: «Назови одним словом, предметы,  нарисованные на картинках».

            3. «Кто где живёт?» – расширять и активизировать словарь по теме. Закреплять употребление имён существительных, обозначающих названия жилища животных, птиц и насекомых в форме   единственного числа предложного падежа.

            1 вариант

    Детям предлагаются карточки с изображением различных животных (6 изображений) и отдельные картинки с изображением жилищ. Дается задание: «Надо помочь животным найти их домики и правильно расположить на карточке».

            4. «Кто где живет?» -  расширять и активизировать словарь по теме. Закреплять навык употребления существительных в форме П. п. ед.ч.

            2 вариант (пазлы). 

            Детям предлагаются круги с изображением место обитания (пустыня, Антарктида, лес, река  и т.д.). Дается задание: «Подберите животных, которые живут в лесу, пустыне и т.д.».

            5. «Что из чего сделано?» (пазлы) – расширять словарный запас, формировать навыки словообразования относительных прилагательных.

            Детям предлагаются круги с изображением различного материала (дерево, кожа, металл, золото, пшеница, шерсть и т.д.)  

            Даётся задание: «Подберите картинки с изображением того, что сделано из шерсти, дерева и т.д.» и подбери слова, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? ( Кофта из шерсти – шерстяная, носки шерстяные, шарф шерстяной).

            6. «Большой – маленький» – формировать навык образования имён существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

            Детям даются карточки с изображением большого и маленького предмета, и предлагается назвать то, что они видят на карточке.

            7. «Волшебная посуда» – учить детей классифицировать посуду и развивать навыки  словообразования: образование существительных с помощью суффикса -ниц-  со значением вместилища (посуды).

             1 вариант: детям предлагается назвать предметы, которые изображены на картинках (хлеб, сахар, конфеты и т.д.). Затем задаются вопросы, где хранятся эти предметы. (Сахар – в сахарнице, сухарь – в сухарнице, конфеты – в конфетнице и т.д.).

            2 вариант: детям предлагается назвать изображенную посуду и расселить в вагончик на нужное место.

            8. «Плоды и листья» – активизировать в речи слова, обозначающие названия деревьев, листьев и плодов, развивать навыки  словообразования относительных прилагательных при помощи продуктивным суффиксов   -ов, -ев.

    Детям предлагаются картинки с изображением различных деревьев и их плодов и листьев.   Дается задание: «Назови дерево. Подбери картинки с изображением листьев и плодов. Скажи какой лист? (Это берёза. Это лист берёзы, это берёзовый лист.)

            9. «Деревья наших лесов» – формировать навык образования   относительных прилагательных.

            Детям предлагают карточки с изображением деревьев, плодов и листьев. Дается задание: «Назовите, как называется дерево, плоды и листья»

            10. «Поваренок»  –  закреплять в речи существительные, обозначающие названия круп (гречка, овёс, рис, пшено и т.д.),  расширять словарный запас за счёт   относительных прилагательных, образованных при помощи  продуктивных  суффиксов -ов-, -ев-, -н.

            Ребенку предлагается картинка с изображением кастрюли и пакетики с различной крупой и макаронными изделиями.

            Задание: что это? (Это рис.) Положи в кастрюлю пакетик с крупой и скажи, как называется каша из риса, пшена, гречки и т.д. Как называется суп из гороха, риса и т.д.

            11. «Во саду ли, в огороде» – закреплять и дифференцировать обобщающие понятий, развивать  навыки словоизменения и  словообразования.

    Ребенку предлагается круг с изображением контуров овощей и фруктов, прищепки.

            1 вариант. Предлагаются картинки с изображением огорода и сада.

    Задание: обозначь на круге прищепкой, то, что растет в огороде (в саду). Как назовём эти предметы, одним словом. Где растут овощи (фрукты)?

            2 вариант. Предлагаются цветные квадраты. Задание: подбери по цвету овощи (фрукты). Скажи какой, какая, какое? (Яблоко красное, лимон жёлтый и т.д.)

            3 вариант. Предлагается картинка с изображением маленького и большого домика. Задание: назови ласково фрукт (овощ). (Яблоко – яблочко, лимон – лимончик  и т. д.)

            12. «Подбери и назови» – расширять словарный запас (названия одежды, классификация одежды по сезону (зимняя, осенняя, летняя, весенняя), по принадлежности (взрослая, детская, женская, мужская), упражнять в образовании   относительных прилагательных.

            Ребенку предлагаются круги с изображением одежды, прищепки. Задание: посмотри на картинку, определи время года и обозначь одежду, которую носят осенью (зимой, весной, летом).

            13. «Ателье»  – активизировать в речи существительные, обозначающие виды ткани и  расширять словарный запас за счёт навыков словообразования (образования относительных прилагательных.)  

            Ребенку предлагаются круги с изображением контуров одежды, образцы тканей, прищепки. Задание: назови ткань, приложи кусочек ткани и скажи, свитер  из шерсти какой? Юбка, какая? И т.д.

            14. «С какой ветки детки?» - развивать словарный запас, формировать навыки словообразования (относительные прилагательные) и словоизменения (употребление существительных в форме Р. п. ед.ч. с предлогом С).

    Детям предлагается большая карточка с изображением деревьев, в центре   - плоды  и листья, соединённые с деревом  лабиринтом. Задание: определи, с какой ветки упал лист (плод) и  как называется этот лист (плод). Этот лист упал с берёзы. Это берёзовый лист. Этот жёлудь и лист  упал с дуба. Это дубовый лист.

            Таким образом, можно с уверенностью сказать, что  включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.

            Применение игровой технологии даёт возможность  сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала.

            Список литературы:

    1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.

    2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М.: 1992г.

    3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.

    4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г.

    5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.

    6. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .

    7. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г.

    8. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г.

    9. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.- М.: 1976г.

    10. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.: 1993г.

    11. Ушакова О. С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 2.

    12. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). -  СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.

    13. Филичева Т. Б, Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1991.

    14. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Игры для формирования речи детей старшего дошкольного возраста в семье».

    Каждой маме приходится какое-то время проводить на кухне. Но не все мамочки могут похвастаться тем, что их ребенок способен сам играть с машинками или конструктором часами. Стоит маме отлучиться, как ...

    Использование игровых технологий в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста.

    Важным условием формирования словаря дошкольника  является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы. Организация дидактических игр хоть и явля...

    Влияние социальной среды ДОУ на формирование словаря детей старшего дошкольного возраста

    Процесс овладения словарем оказывает серьезное влияние на умственное развитие ребенка-дошкольника, способствует расширению кругозора и ориентировки в окружающей действительности, перестраивает структу...

    Тема самообразования: " Устное народное творчество как средство формирования словаря детей старшего дошкольного возраста."

    Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушива...

    Консультация «Игры для формирования речи детей старшего дошкольного возраста в семье».

    Игры для формирования речи детей старшего дошкольного возраста в семье....

    Научно - исследовательская работа на тему: "Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями родного города посредством виртуальных экскурсий. "

    Научно - исследовательская работа на тему: "Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями родного города посредством виртуальных экскурсий"...