Семинар- практикум для педагогов по теме: «Общаться позитивно – что это значит»
методическая разработка по логопедии по теме

 Кошелева Татьяна Алексеевна

Развитие коммуникативной компетентности  педагога в общении с родителями, детьми  и коллегами важнейшее направление в работе ДОУ.  В статье представлен теоретический и практический материал, который поможет осознанию педагогами собственных достижений и проблем в общении; развитию способности педагога адекватно, без оценочно, с позиции партнера воспринимать родителей, своих воспитанников и коллег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар- практикум для педагогов по теме:

«Общаться позитивно – что это значит»

Подготовила: Учитель-логопед Кошелева Т.А

Цель: Развитие коммуникативной компетентности  педагога в общении с родителями, детьми  и коллегами.

Задачи:

- Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;

- развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей, своих воспитанников и коллег.

План проведения семинара - практикума:

1. Основная часть - теоретический материал.

«О значении стиля общения  для развития личности».

2. Задания  - практический материал:

Игра  «Вы еще не знаете, что я…» (продолжить фразу, любым высказыванием о себе).

Игра: «Составим письменный портрет».

Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…» (продолжить стихотворение в положительном ключе, смысле – работа в малых группах)

Тест «Важней всего погода в ДОУ»

Рефлексивно-оценочная игра «Найди плюсы и минусы».

3.Работа с компьютером.

Просмотр презентаций «Иллюзии восприятия» и «Позитив в нашей жизни»

Основная часть

Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы  мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром.  Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие.

Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо человеку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику человека, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье, а также в детском саду и школе.

Но даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения. Американский психолог Карл Роджерс — назвал его «личностно центрированным», то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

 Оказалось, что большинство тех родителей  «трудных» детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль взаимодействия взрослого с ребёнком непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.

Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

Вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения.

Как мы можем догадаться из самого термина, позитивное общение, в первую очередь, фокусируется, естественно, на позитиве. Соответственно, мы не жалуемся, не ворчим, не употребляем никаких деструктивных фраз и предложений. Мы все живые люди и даже, применяя навыки позитивного общения, мы должны свободно общаться с родными и близкими людьми. Просто при этом мы работаем на уровне позитивного мышления и тогда видим вещи под другим углом. В процессе позитивного общения следует чаще употреблять позитивные слова и образы, мыслить красочно и позитивно. Проявлять интерес не только к себе, но и к тому, что говорит собеседник. К теме беседы. Если она совершенно не интересна, и вам не интересен человек — избавляйте себя от этого окружения.

Общайтесь с теми, кто разделяет ваши интересы, поддерживает вас на пути к успеху. Позитивное общение с людьми, которые всегда только ноют все равно невозможно, потому что это будет игра в одни ворота.

Поддерживать других тоже нужно. Но тут следует не помогать человеку искать виноватых в сложившихся обстоятельствах, а вместе искать выход из ситуации и размышлять на тему — как быстро и эффективно решить задачу.

Один общий принцип, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с человеком оказываются безуспешными — безусловное принятие. 

Безусловно принимать человека — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития любого человека. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете человеку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас есть», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе...». 

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Вопрос: «Если я принимаю человека, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?»

Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом.

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями человека, но не человеком в целом.

Можно осуждать действия человека, но, не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными» бы они вам не казались.

Недовольство действиями человека не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятия его.

ЗАДАНИЯ:

Задание первое

Посмотрите, насколько вам удается принимать ребенка или любого  человека. Для этого в течение дня (а лучше двух-трех дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько — с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

Задание второе

 Я предлагаю  следующую игру в круге, чтобы настроиться на позитивное общение.

«Вы еще не знаете, что я…» и продолжаете фразу, любым высказыванием о себе.

(научилась кататься на коньках, или люблю путешествовать…) и т.д.

Задание третье

 «Составим портрет»

- 1 подгруппа «Самый приятный родитель в общении» (описать качества)

-2 подгруппа «Самый трудный родитель в общении»

Задание четвёртое

Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…»  

Нам приходится всегда быть в творческом поиске. И я вам предлагаю сейчас проявить свою фантазию, воображение. Раздаются  листочки с началом  стихотворения. Вы должны продолжить в положительном ключе, смысле

 - Все любят послушных, приветливых деток.

  Капризных, упрямых – не любит никто…

- Утром настроение плохое,

 Глаз накрасить не могу никак…

- Родители часто сердясь и бронясь,

С ребенком теряют душевную связь…

-Генетику можно во всем обвинять,

На зеркало даже не стоит пенять…

- Чтобы значимость другому показать,

Щеки вовсе и не стоит надувать…

Задание пятое

 Тест «Важней всего погода в ДОУ»

Примите результаты теста без обид и задумайтесь …

Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой  и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри.  Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1.Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете  взамен другие.

2.Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик. Или съедаете что-то другое.

3.Съедаете что-то другое.

4. Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.

Если Вы выбрали первый вариант, значит это человек, не поддающийся панике, знающий, что к его советам чаще всего прислушиваются. Такой сотрудник оценивает себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда такой сотрудник относится к коллегам с некоторым превосходством – уж он-то не позволит застать себя врасплох.

Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и коллеги могут найти у него утешение и поддержку. Такой сотрудник не любит шума и суеты, готов уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Всегда оказывается в нужное время в нужном месте. Иногда кажется нерешительным, но способен отстаивать убеждения, в которых уверен.

Выбор третьего варианта свидетельствует об умении данного сотрудника быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать.

Готов принять на себя главную роль в любом деле, авторитарен. В отношениях с коллегами может быть настойчив и резок, требуя четкости и ответственности. Поручая такому сотруднику подготовку и проведение серьезных мероприятий, нужно проследить, чтобы не было конфликтов.

Выбор четвертого варианта ответа говорит о способности данного сотрудника к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам такой сотрудник относится как к партнерам по игре и может обижаться, если играют не по его правилам. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

Зная об особенностях людей, можно грамотно использовать их сильные стороны и не дать проявиться слабым.

Задание шестое

Рефлексивно-оценочная игра «Найди плюсы и минусы».

Из прочитанной фразы нужно найти положительные и отрицательные моменты  для себя  как педагога.

- Коллеги отозвались не лестно о вас…

-Родители группы воспринимают вас как неопытного педагога…

-Вы сегодня  поздно встали и не успели  накраситься и попить кофе...

и т.д.

Итоговая часть

 Все мы разные, по  разному видим и воспринимаем мир, по разному его оцениваем. Иногда желаемое принимаем за действительность. В спорной ситуации нужно попробовать посмотреть на неё с другой стороны, со стороны своего оппонента, «его глазами». И тогда, может быть, ситуация изменится (как в просмотренной  презентации про иллюзии восприятия). Необходимо учиться видеть мир с разных сторон, уважать мнение других людей. Учитывать их видение, уметь прощать и просить прощение.

Итак, что еще нужно, чтобы ваше общение стало позитивным?

- Фокусируйтесь на своих успехах и достижениях. Говорите о них с другими.

- Рассказывайте о своих интересах и увлечениях. О своих открытиях и новой интересной информации, которую вы узнали.

- Обязательно отслеживайте свои речевые привычки. Говорите только чистой и красивой речью, используя только позитивные слова и выражения.

- Чтобы ваше настроение было позитивным — мыслите позитивно и позитивно ведите себя.

- Отмечайте в себе и окружающих положительные стороны и черты характера. Говорите им и себе об этом.

- Вызывайте людей на открытое общение. Создавайте среду доверия между вами. Помогайте людям раскрываться с лучшей стороны рядом с вами.

- Помогайте людям, создавая для них эмоциональную поддержку, но не обременяйте их своими жалобами и проблемами.

- Если от вас ждут поддержки — дайте поддержку. Если ждут эмоционального единения — дайте это. Воспитывайте близких людей помогать и вам так же как вы им.

Позитивное общение привлечет к вам нужных людей.

Несите свет, пользу, добро и любовь к людям и вы сполна получите его взамен.

Используемая и рекомендуемая литература и материалы:

  1. Ю. Б. Гиппенрейтер «УРОКИ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ» (Москва, 1995)
  2. Довгаль Марина Валериевна, Педагог-психолог МДОУ 245 г. Барнаула. «Общаемся позитивно» Материалы с сайта ivalex.vistcom.rukonsultac182.html
  3. Мария Риш «Позитивное общение» Материалы с сайта http://momsbusinessclub.ru/pozitivnoe-obshhenie-dlya-biznesledi/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Общаться позитивно – что это значит». Семинар - практикум для педагогов

«Общаться позитивно – что это значит».Семинар - практикум для педагогов                                     ...

Семинар-практикум для педагогов "Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов"

Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях  внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов....

Семинар-практикум для педагогов «Общаться позитивно»

Семинар-практикум для педагогов «Общаться позитивно»...

Семинар-практикум для педагогов "Общаться позитивно-что это значит?"

  На сегодняшний день общение педагога с родителями воспитанников остается одним из наиболее сложных направлений деятельности ДОУ.    Общение играет огромную роль в жизни лю...

Семинар-практикум с родителями на тему "Общаться с ребенком. Как?"

Партнерские взаимодействия педагога с родителями на вопросы общения с ребенком, с опорой на советы известного детского психолога Ю.Б. Гиппенрейтер....

Семинар-практикум для педагогов "Общаться позитивно - что это значит"

Цель: Развитие коммуникативной компетентности  педагога в общении с родителями, детьми  и коллегами.Задачи:- Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;- развитие с...

Семинар-практикум для педагогов "Построение партнерских отношений с родителями через позитивное общение"

Цель: познакомить педагогов с правилами  позитивного общения с родителями....