Отклонения в усвоении грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии по теме

Скляр Марина Витальевна

Консультация для воспитателей дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkloneniya_v_usvoenii_gsr.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушение формирования грамматических операций приводит к аграмматизмам. У детей, имеющих речевые проблемы, обнаруживаются нарушения как в овладении морфологическими, так и синтаксическими единицами. У таких детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Исследованиями и наблюдениями установлено, что чаще всего затрудняют дошкольников следующие грамматические формы:

1.     Окончания существительных множественного числа в родительном падеже.                                                В младшем дошкольном возрасте дети добавляют в родительном падеже множественного числа к большинству употребляемых ими слов окончание -ов: «матрёшков», «ботинков», «варежков», «кошков» и т.д. В старшем дошкольном возрасте такого типа ошибки сохраняются в основном лишь в некоторых словах.

Примеры правильных форм некоторых трудных слов: апельсинов, баклажанов, мандаринов, помидоров, яблок; гольфов, носков, сандалий, петель, простынь, рейтуз, рукавов, чулок, шаровар, шарфов; блюдец, оладий, тефтелей, тортов; обручей, ружей; рельсов, шоферов.

2.    Образование множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных: гусята, жеребята, львята, ягнята;     склонение существительных, обозначающих животных: волка, волков, кур, медведей.

3.           Употребление несклоняемых имён существительных (перечисляются в последовательности ознакомления с ними детей): пальто, кофе, какао, пюре, пианино, кино, радио, желе.

4.                  Род существительных, особенно средний: печенье, яблоко, колесо, мороженое, небо.

Следует обратить внимание на род следующих существительных: жираф (м), зал (м), занавес (м), калоша (ж), клавиша (ж), кофе (м), манжета (ж), мышь (ж), овощ (м), оладья (ж), помидор (м), рельс (м), сандалия (ж), туфля (ж), тюль (м).

5.      Ударение при склонении существительных:

а)  постоянное ударение (его место во всех падежах неизменно): грабли, петля, туфли, ясли;

б)   подвижное ударение (место его меняется при склонении): волк - волки - волков; доска - доску; доски - досок - доскам; простыня - простыни, простыни - простынь - простыням;

в)    перенос ударения на предлог: на голову, под гору, из лесу, на ноги, на пол.

6.     Образование сравнительной степени прилагательных:

а)   простым (синтаксическим) способом при помощи суффиксов -ее (-ей), -е, особенно с чередованием согласных: выше, длиннее, дороже, жиже, звонче, проще, резче, слаще, суше, туже;

б)   при помощи других корней: хороший - лучше, плохой - хуже;

7.     Образование глагольных форм:

а)   спряжение глаголов хотеть, бежать (разноспрягаемые);                                                                                                                                                                                                               б) спряжение глаголов с особыми окончаниями в личных формах: есть, дать (ошибки детей: «едишь булку», «дадишь мне»);

в)        настоящее, прошедшее время, повелительное наклонение глаголов с чередующимися звуками, особенно таких: вытереть, жечь, ехать, ездить, лежать, мазать, махать, стричь, скакать, стеречь, щипать.

8.    Склонение некоторых местоимений, числительных (ошибки детей: «два утёнки», «двое вёдров», «по двух стройтесь», «мене дали»),

9.   Образование страдательных причастий (ошибки детей: «нарисоватая», «оборватая»).

Наблюдаются и другие, менее распространённые ошибки, характерные в основном для детей младшего дошкольного возраста («домы», «в носе», «ухи»), иногда они носят индивидуальный характер («А Наташа ставится на стул!»).

При формировании синтаксической структуры предложения можно отметить несогласованность слов в предложении, пропуск членов предложения, необычный порядок слов ( Много в лесу. Вместо: Дети собрали в лесу много грибов). Трудности возникают и при составлении сложноподчинённых предложений.

Знание наиболее частых речевых ошибок, свойственных ребёнку-дошкольнику, поможет каждому педагогу правильно определить содержание работы по развитию грамматического строя речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

       Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться р...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое  руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат...

Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"...