НОД "Поможем гномам помириться"
план-конспект занятия по логопедии по теме
Это сюжетное логопедическое занятие построено в виде сказачного путешествия, в ходе которого дети выполняли различные задания для развития мелкой моторики рук с использованием упражнений с нетрадиционными предметами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.rar | 68.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого просмотра коррекционно-логопедической
организованной образовательной деятельности в старшей группе
Тема «Поможем гномам помириться»
Области интеграции: коммуникация, познание, социализация, здоровье.
Цели:
- Развитие речевой активности у старших дошкольников через коммуникативную деятельность.
- Развитие общей и мелкой моторики у дошкольников.
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
- Развивать у детей речевые коммуникативные навыки.
- Учить дифференцировать шипящие и свистящие, сонорные звуки в предложениях, связной речи; находить слова с заданным звуком.
- Учить детей согласовывать движения со словами при выполнении упражнений для развития мелкой и общей моторики.
Развивающие задачи:
- Развивать у детей навыки позитивного коммуникативного общения между собой и с окружающими.
- Развивать познавательную активность, интерес к путешествиям, умение преодолевать препятствия.
- Развивать интерес и бережное отношение к природе.
Воспитательные задачи:
- Воспитание позитивного социального поведения, доброжелательного отношения друг к другу, умение дорожить дружбой и желание оказывать взаимопомощь окружающим.
Тип: закрепление у детей умения общаться через игровую коммуникативную деятельность.
Форма: игра-путешествие.
Оборудование:
по количеству участников (6 человек):
- еловые шишки, корзина;
- песочницы с песком с подсветкой;
- карточки со «звуковыми дорожками»;
- игрушка – гномик;
- шапочки-колпаки;
- разноцветные плоскостные цветы;
- карточки с фонематическими дорожками;
- посылка с колпачками и диском;
- ТСО: мультимедиа, музыкальный центр, диск К. Костина со сборником новых детских песен «Пойте вместе с нами», песня – «Гномики», диск с «шумом морского прибоя».
Ожидаемый результат:
- Дети активно и охотно общаются, помогают друг другу и окружающим.
- В ходе речевого общения происходит дифференциация нужных звуков, определение их позиции в слове.
- Согласовывают движения со словами при выполнении упражнений для развития мелкой и общей моторики рук.
Формы реализации:
- Вводная беседа о дружбе.
- Использование ТСО - мультимедиа с показом плана-карты и электронных писем; магнитофон с дисками релаксации «Шум морского прибоя», песня «Гномики» К. Костина.
- Создание преднамеренной ситуации – вызвать желание прийти на помощь окружающим.
- Игра-путешествие с выполнением заданий.
- Дидактические игры «Фонетические дорожки», «Найди нужный цветок» на дифференциацию звуков.
- Упражнения на развитие мелкой моторики «Дружба», рисование пальцами на песке, самомассаж с еловыми шишками.
- Чтение стихотворений: «Доброе утро», «Шишки и мышки», «Белка и мишка», «Волшебный колпачок».
- Логоритмика «Гномики».
- Сюрпризный момент – «Волшебные колпачки возвращают детей в детский сад».
Предварительная работа:
- Беседы, чтение художественной литературы, заучивание пословиц о дружбе и взаимовыручке.
- Заучивание чистоговорок на дифференциацию шипящих и свистящих звуков: «Шишки и мышки», «Белка и мишка»,
- Изготовление с детьми плоскостных цветов, «звуковых дорожек», сбор еловых шишек, подготовка и просеивание песка.
- Разучивание упражнений для мелкой моторики рук: «Дружба», «В лес за шишками», рисование на песке.
- Сбор природного материала для развития мелкой моторики.
Содержание организованной образовательной деятельности:
Организационный момент: дети стоят в кругу, хором говорят: Придумано кем-то, просто и мудро - Со всеми здороваться: «Доброе утро!» «Доброе утро!» - солнцу и птицам, «Доброе утро!» - улыбчивым лицам! Логопед: я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день. Посмотрите, как много у нас гостей, давайте поздороваемся с ними - (здороваются). | |
Введение в тему: Логопед: нам пришло электронное письмо: «Дорогие ребята, мы лесные гномики поссорились и просим вас, пожалуйста, помирите нас. А помочь смогут только дружные ребята. Посылаем вам видеокарту, которая покажет дорогу к нам». А мы с вами дружные дети? Дети: да, дружные. | Слайды 2-3 |
Логопед: почему вы так думаете? С чего начинается дружба? Как ведут себя друзья? Дети: друзья помогают друг другу в беде, умеют разделить радость, не смеются над недостатками друга. Друг остановит друга, если он делает что-то плохое. Друзья умеют принять помощь, совет, не обижаются на критику, не обманывают друг друга, умеют признать свои ошибки, относиться к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе. Логопед: с чем можно сравнить крепкую дружбу? Дети: крепкую дружбу можно сравнить с солнышком, песней, ясным днем, канатом, кирпичной стеной, железом. Логопед: дети, назовите своих лучших друзей. (Дети называют) Логопед: а сейчас покажем упражнение для пальчиков «Дружба» Дружат в нашей группе Девочки и мальчики, Мы с тобой подружимся Маленькие пальчики. (ладони в «замок») Раз, два, три, четыре, пять, (поочередно соединяем пальцы обеих рук, начиная с мизинцев) Начинай считать опять. ( ладони сжимаем и разжимаем) Раз. два, три, четыре, пять, (поочередно соединяем пальцы обеих рук, начиная с мизинцев) Мы закончили считать! ( ладони сжимаем и разжимаем) Логопед: молодцы ребята, вы, очень много знаете о дружбе, и я надеюсь, что вы умете дружить, поэтому мы постараемся помочь лесным гномикам помириться. А как мы это сделаем? Дети: мы должны отправиться в лес к гномам и рассказать, что такое – настоящая дружба, что ей нужно дорожить и постараемся помирить гномов. Логопед: правильно дети, только путь к гномам далекий и не простой. Путешествие будет не простым, а волшебным, так как нам надо будет выполнять разные задания. А выполнить их смогут только дружные ребята. Чтобы веселее было идти, выберите себе пару, возьмитесь за руки и в путь-дорожку. | |
Основная часть Логопед: дети, посмотрите на план-карту нашего пути к гномам. С чего мы начнем наше путешествие? Дети: мы пойдем по дорожкам. Логопед: дорожки бывают разные, назовите, какие вы знаете? Дети: лесные, полевые, садовые, узкие и широкие, длинные и короткие, а еще звуковые. | Слайд 4 |
Дети: мы пойдем по звуковым дорожкам. Логопед: Это дорожки не простые, ведя пальчиком по ней, мы должны голосом подражать тому, кто нарисован на карточке – жук, пчела, комар, змея, насос, самолет, поезд, кран и помочь животным и предметам выполнить их действия. Дети: подходят к карточкам и выполняют упражнения на звукоподражание, затем меняются карточками и выполняют еще раз. Логопед: молодцы, дети, у всех получился нужный звук, мы смогли быстро помочь животным и предметам сделать свое дело. | Слайды 5-6 |
Логопед: посмотрите, куда дальше лежит наш путь? Дети: к морю. Логопед: посмотрите, какой песок лежит на берегу моря? Чтобы мы прошли дальше, нам нужно нарисовать на нем таинственные следы, тех персонажей, которые здесь побывали и рассказать о них. А в конце нарисовать для гномиков то, что вы хотели бы им подарить. Песочная терапия: дети рисуют пальцами на песке, под шум морского прибоя (диск с релаксацией «Море, прибой», с музыкальным сопровождением Э. Грик «Колыбельная»). | Слайд 7 |
Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Логопед: вы отлично справились с заданием. Куда дальше лежит наш путь? | |
Логопед: ребята, куда дальше лежит наш путь? Дети: на цветочную поляну, цветочный луг… (На паласе разложены разноцветные плоскостные цветы) Логопед: посмотрите, какая красивая поляна! Какими словами мы скажем об этой поляне? Дети: поляна яркая, цветущая, разноцветная, прекрасная, сказочная и т. д. Логопед: нужно будет найти цветы, в названии цвета, которого есть твердый звук – «Л», а затем, твердый звук «Р» и определить, где стоит нужный звук. Дети: Звук «Л» - алый, голубой, желтый, золотой, белый, алый. Звук «Р» – красный, оранжевый, серый, розовый. Логопед: дети, можно подарить по одному цветку своему другу? Дети: я дарю белый цветок – Ксении. Дети дарят цветы друг другу | Слайд 8 |
Логопед: дети, в какой лес мы пойдем, хвойный или лиственный? Дети: в хвойный лес, где растут сосны и ели. Логопед: в этом лесу нам нужно дружно собрать все шишки и отнести их гномам, так как они живут в лиственном лесу, то у них нет таких шишек. Вспомните, что мы делали с шишками? Дети: мы делали разные поделки – ежей, совят, лесовиков, а еще массаж для наших пальчиков. Логопед: а сейчас мы покажем, как нужно делать массаж для рук с шишками. | Слайд 9 |
Упражнения с еловыми шишками Мы в еловый лес пришли, Много шишек здесь нашли, Посмотрите, а сейчас, Сделаем для рук массаж! (Взяли одну шишку в руку). В руку одну шишку взяли, Меж ладоней покатали, Раз, два, раз, два, Меж ладоней покатали. (Катаем шишки: между ладонями, в вертикальном и горизонтальном положении). Руку ты переверни, Шишку по руке кати, Раз, два, раз, два, Шишку по руке кати. (Рука лежит на колене - ладонью вниз, дети катают шишку по тыльной стороне руки). Крепко шишку ты держи, Пальчиками постучи. Раз, два, раз, два, Пальчиками постучи. ( Дети стучат шишкой по подушечкам пальцев). По две шишки сейчас взяли, Их руками сжимать стали. Раз, два, раз, два, Их сжимать руками стали. (Дети держат руки ладонями вверх, сжимают и разжимают их). Шишки словно ежики, Колются чуть-чуть, Массаж сделать пальчикам - Друг мой не забудь! ( Дети держат шишки в раскрытых ладонях). Логопед: дети, давайте вместе расскажем стихотворения о шишках. Шишки и мышки Жили-были на сосне Две большие шишки, Жили-были под сосной Две смешные шишки. -Эй, вы там на вышке, Вниз спускайтесь шишки! Удивились шишки: - Подождите мышки, Вас на вышку позовем, И как в сказке заживем! Белка и мишка Белка с ветки в свой домишко Перетаскивала шишку. Белка шишку уронила, Прямо в мишку угодила. Застонал, заохал мишка, На носу вскочила шишка. Логопед: какие были в первом стихотворении шишки и мышки? Дети: веселые, дружные. Логопед: а во втором, мишка будет дружить с белкой? Дети: будет, если белка попросит у мишки прощения. Логопед: дети, нам пришло новое электронное письмо от гномов. | |
«Ура, мы помирились! Во время вашего путешествия мы видели и слышали вас и поняли, какие вы умелые, дружные и вместе справились со всеми заданиями. Мы будем брать с вас пример и больше никогда не станем ссориться! В знак благодарности - посылаем вам веселую песню «Гномики» и волшебные колпачки, в которых вы сможете в одно мгновение вернуться обратно, в свой детский сад». (Логопед достает посылку с колпачками и диском.) | Слайд 10-11 |
Логопед: дети, вы рады, что гномы помирились? Что напишем им в электронном письме? Дети: пословицы о дружбе. Логопед: какие пословицы о дружбе мы напишем гномам и пошлем их в письме. Дети: поочередно говорят пословицы о дружбе. Пословицы о дружбе Друзья не разлей вода. Человек без друга, что дерево без корней. Новых друзей наживай, а старых не теряй. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Друга ищи, а нашел - береги. Помогай другу везде, не оставляй его в беде. Старый друг лучше новых двух. Сам погибай, а товарища выручай. Помогай другу везде, не оставляй его в беде. Без беды не узнаешь друга. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. | |
«Милые гномики! Мы очень рады, что вы помирились, постарайтесь больше никогда не ссориться! Спасибо вам за подарки. Посылаем вам посылку с шишками и пословицы о дружбе, постарайтесь их запомнить и никогда не забывать. Живите дружно, до свидания!» Логопед: А сейчас мы наденем колпачки и сделаем веселую зарядку про гномиков, приглашаем и гостей, присоединиться к нам! Логоритмика: комплекс веселых упражнений под песню «Гномики», слова и музыка – К. Костина. | Слайды 12-13 |
Заключительная часть. Логопед: я желаю вам быть верными друзьями и никогда не ссориться! А сейчас волшебные колпачки помогут нам вернуться обратно. Слушаем и повторяем за мной волшебные слова: Ты волшебный колпачок, Помоги-ка нам дружок Чтоб вернулись мы назад, В свой любимый детский сад! Вокруг себя повернулись, В детский сад мы все вернулись! Рефлексия Логопед: Дети, где мы сегодня побывали? И какое хорошее дело мы сделали? Дети: мы сегодня побывали на цветочной поляне, рисовали на песке у моря, бегали пальчиками по звуковым дорожкам и выполняли упражнения с шишками. А самое главное – помогли гномам помириться. Логопед: как мы помогли гномам помириться? Дети: во время путешествия мы все вместе выполняли трудные задания, помогали друг другу, не ссорились и не обижали друг друга. Гномы наблюдали за нами и поняли, что такое – настоящая дружба! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие "Поссорились - помирились"
В игре "Волшебник" дети передают в лицах различные эмоции, а потом находят соответствующую "пиктограмму". С помощью волшебных колечек они обыгрывают ситуации "Драка", "Попроси игрушку у товарища", и ...
конспект занятия по нравственному воспитанию с использованием психогимнастики в младшей группе "Гномы, гномы. гномы, вы малюсенький народ"
У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это б...
История о том, как Карандаш и Гвоздь помирились.
Конспект непосредственно-образовательной деятельностис детьми средней группы с элементами ТРИЗ и РТВ.Реализация образовательных областей: «Познание», « Коммуникация», «Социализация»....
Интегрированная образовательная деятельность "Как помирить овощи" (музыка+развитие речи+аппликация) для детей старшей группы
Интегрированная образовательная деятельность "Как помирить овощи" (музыка+развитие речи+аппликация) для детей старшей группы...
Конспект игры-занятия "Как Карандаш и Гвоздь помирились"
Название игры - занятия: «История о том, как Карандаш и Гвоздь помирились»....
Презентация к логопедическому занятию "Поможем гномам помириться"
Данная презентация является приложением к логопедическому занятию "Поможем гномам помириться"...