НОД "Поможем гномам помириться"
план-конспект занятия по логопедии по теме

Кривошеева Людмила Павловна

Это сюжетное логопедическое занятие построено в виде сказачного путешествия, в ходе которого дети выполняли различные задания для развития мелкой моторики рук с использованием упражнений с нетрадиционными предметами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.rar68.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого просмотра коррекционно-логопедической

организованной образовательной деятельности в старшей группе

Тема «Поможем гномам помириться»

Области интеграции: коммуникация, познание, социализация, здоровье.

Цели:

  • Развитие речевой активности у старших дошкольников через коммуникативную деятельность.
  • Развитие общей и мелкой моторики у дошкольников.

 Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Развивать у детей речевые коммуникативные навыки.
  • Учить дифференцировать шипящие и свистящие, сонорные звуки в предложениях, связной речи; находить слова с заданным звуком.
  • Учить детей согласовывать движения со словами при выполнении упражнений  для развития мелкой и общей моторики.

Развивающие задачи:

  • Развивать у детей навыки позитивного коммуникативного общения между собой и с окружающими.
  • Развивать познавательную активность, интерес к путешествиям, умение преодолевать препятствия.
  • Развивать интерес и бережное отношение к природе.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание позитивного социального поведения, доброжелательного отношения друг к другу, умение дорожить дружбой и желание оказывать взаимопомощь окружающим.

Тип: закрепление у детей умения общаться через  игровую коммуникативную деятельность.

Форма: игра-путешествие.

Оборудование:

по количеству участников (6 человек):

  • еловые шишки, корзина;
  • песочницы  с песком с подсветкой;
  • карточки со «звуковыми дорожками»;
  • игрушка – гномик;
  • шапочки-колпаки;
  • разноцветные плоскостные цветы;
  • карточки с фонематическими дорожками;
  • посылка с колпачками и диском;
  • ТСО: мультимедиа, музыкальный центр, диск К. Костина со сборником новых детских песен «Пойте вместе с нами», песня – «Гномики», диск с «шумом морского прибоя».

Ожидаемый результат:

  • Дети активно и охотно общаются,  помогают друг другу и окружающим.
  • В ходе речевого общения происходит дифференциация нужных звуков, определение их позиции в слове.
  • Согласовывают движения со словами при выполнении упражнений для развития мелкой  и общей моторики рук.

Формы реализации:

  1. Вводная беседа о дружбе.
  2. Использование ТСО - мультимедиа с показом плана-карты и электронных писем; магнитофон с дисками релаксации «Шум морского прибоя», песня «Гномики» К. Костина.
  3. Создание преднамеренной ситуации – вызвать желание прийти на помощь окружающим.
  4. Игра-путешествие с выполнением заданий.
  5. Дидактические игры «Фонетические дорожки», «Найди нужный цветок» на дифференциацию звуков.
  6. Упражнения на развитие мелкой моторики «Дружба», рисование пальцами на песке, самомассаж с еловыми шишками.
  7. Чтение стихотворений: «Доброе утро», «Шишки и мышки», «Белка и мишка», «Волшебный колпачок».
  8. Логоритмика «Гномики».
  9. Сюрпризный момент – «Волшебные колпачки возвращают детей в детский сад».

Предварительная работа:

  1. Беседы, чтение художественной литературы, заучивание пословиц о дружбе и взаимовыручке.
  2. Заучивание чистоговорок на дифференциацию шипящих и свистящих звуков: «Шишки и мышки», «Белка и мишка»,
  3. Изготовление с детьми плоскостных цветов, «звуковых дорожек», сбор еловых шишек, подготовка и просеивание песка.
  4. Разучивание упражнений для мелкой моторики рук: «Дружба», «В лес за шишками»,  рисование на песке.
  5. Сбор природного материала для развития мелкой моторики.

Содержание организованной образовательной деятельности:

Организационный момент: дети стоят в кругу, хором говорят:

Придумано кем-то, просто и мудро -

Со всеми здороваться:

«Доброе утро!»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам,

«Доброе утро!» - улыбчивым лицам!

Логопед: я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день.

Посмотрите, как много  у нас гостей, давайте поздороваемся с ними - (здороваются).

Введение в тему:

Логопед: нам пришло электронное письмо: «Дорогие ребята, мы лесные гномики поссорились и просим вас, пожалуйста,  помирите нас. А помочь смогут только дружные ребята. Посылаем вам видеокарту, которая покажет дорогу к нам».

А мы с вами дружные дети?

Дети: да, дружные.

Слайды

2-3

Логопед: почему вы так думаете? С чего начинается дружба? Как ведут себя друзья?

Дети: друзья помогают друг другу в беде, умеют разделить радость, не смеются над недостатками друга. Друг остановит друга, если он делает что-то плохое. Друзья умеют принять помощь, совет, не обижаются на критику, не обманывают друг друга, умеют признать свои ошибки, относиться к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

Логопед: с чем можно сравнить крепкую дружбу?

Дети: крепкую дружбу можно сравнить с солнышком, песней, ясным днем, канатом, кирпичной стеной, железом.

Логопед: дети, назовите своих лучших друзей.

(Дети называют)

Логопед: а сейчас покажем упражнение для пальчиков «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Мы с тобой подружимся

Маленькие пальчики.

(ладони в «замок»)

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередно соединяем пальцы обеих рук, начиная с мизинцев)

Начинай считать опять.

( ладони сжимаем и разжимаем)

Раз. два, три, четыре, пять,

(поочередно соединяем пальцы обеих рук, начиная с мизинцев)

Мы закончили считать!

( ладони сжимаем и разжимаем)

Логопед: молодцы ребята, вы, очень много знаете о дружбе, и я надеюсь, что вы умете дружить, поэтому мы постараемся помочь лесным гномикам помириться. А как мы это сделаем?

Дети: мы должны отправиться в лес к гномам и рассказать, что такое – настоящая дружба, что ей нужно дорожить и постараемся помирить гномов.

Логопед: правильно дети, только путь к гномам далекий и не простой.  Путешествие будет не простым, а волшебным, так как нам надо будет выполнять разные задания.  А выполнить их смогут только дружные ребята. Чтобы веселее было идти, выберите себе пару, возьмитесь за руки и в путь-дорожку.

Основная часть

Логопед: дети, посмотрите на план-карту нашего пути к гномам. С чего мы начнем наше путешествие?

Дети: мы пойдем по дорожкам.

Логопед: дорожки бывают разные, назовите, какие вы знаете?

Дети: лесные, полевые, садовые, узкие и широкие, длинные и короткие, а еще звуковые.

Слайд 4

Дети: мы пойдем  по звуковым дорожкам.

Логопед: Это дорожки не простые, ведя пальчиком по ней, мы должны голосом подражать тому, кто нарисован на карточке – жук, пчела, комар, змея, насос, самолет, поезд, кран и помочь животным и предметам выполнить их действия.

Дети: подходят к карточкам и выполняют упражнения на звукоподражание, затем меняются карточками и выполняют еще раз.

Логопед: молодцы, дети, у всех получился нужный звук, мы смогли быстро помочь животным и предметам сделать свое дело.

Слайды

5-6

Логопед: посмотрите, куда дальше лежит наш путь?

Дети: к морю.

Логопед: посмотрите, какой песок лежит на берегу моря? Чтобы мы прошли дальше, нам нужно  нарисовать на нем таинственные следы, тех персонажей, которые здесь побывали и рассказать о них. А в конце нарисовать для гномиков то, что вы хотели бы им подарить.

Песочная терапия:  дети рисуют пальцами на песке, под шум морского прибоя (диск с релаксацией «Море, прибой», с музыкальным сопровождением Э. Грик «Колыбельная»). 

Слайд 7

Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

  • «Машинки». Поскользить ладошкой по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, санки и др.)
  • «Змейки». Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро.
  • «Необычные следы». «Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.
  • «Что это?» Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка.
  • «Маленькие человечки». «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательным, затем – средним, безымянными, большими и наконец мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять.
  • «Пианино». Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.
  • «Экскаваторы». Сгребать песок ребрами ладоней.

Логопед: вы отлично справились с заданием. Куда дальше лежит наш путь?

Логопед: ребята, куда дальше лежит наш путь?

Дети: на цветочную поляну, цветочный луг…

(На паласе разложены разноцветные плоскостные цветы)

Логопед: посмотрите, какая красивая поляна! Какими словами мы скажем об этой поляне?

Дети: поляна яркая, цветущая, разноцветная, прекрасная, сказочная и т. д.  Логопед:  нужно будет найти цветы, в названии цвета, которого есть твердый звук – «Л», а затем,  твердый звук «Р» и определить, где стоит нужный звук.

Дети:  

Звук «Л» - алый, голубой, желтый, золотой, белый, алый.

Звук «Р» – красный, оранжевый, серый, розовый.

Логопед: дети, можно подарить по одному цветку своему другу?

Дети: я дарю белый цветок – Ксении.

Дети дарят цветы друг другу

Слайд 8

Логопед: дети, в какой лес мы пойдем, хвойный или лиственный?

Дети: в хвойный лес, где растут сосны и ели.

Логопед: в этом лесу нам нужно дружно собрать все шишки и отнести их гномам, так как они живут в лиственном лесу, то у них нет таких шишек. Вспомните, что мы делали с шишками?

Дети: мы делали разные поделки – ежей, совят, лесовиков, а еще  массаж для наших пальчиков.

Логопед: а сейчас мы покажем, как нужно делать массаж для рук с шишками.

Слайд 9

                    Упражнения с еловыми шишками

Мы в еловый лес пришли,

Много шишек здесь нашли,

Посмотрите, а сейчас,

Сделаем для рук массаж!

(Взяли одну шишку в руку).

В руку одну шишку взяли,

Меж ладоней покатали,

Раз, два, раз, два,

Меж ладоней покатали.

(Катаем шишки: между ладонями, в вертикальном и горизонтальном положении).

Руку ты переверни,

Шишку по руке кати,

Раз, два, раз, два,

Шишку по руке кати.

(Рука лежит на колене - ладонью вниз, дети катают шишку по тыльной стороне руки).

Крепко шишку ты держи,

Пальчиками постучи.

Раз, два, раз, два,

Пальчиками постучи.

      ( Дети стучат шишкой по подушечкам пальцев).

По две шишки сейчас взяли,

Их руками сжимать стали.

Раз, два, раз, два,

Их сжимать руками стали.

(Дети держат руки ладонями вверх, сжимают и разжимают их).

 Шишки словно ежики,

Колются чуть-чуть,

Массаж сделать пальчикам -

Друг мой не забудь!

( Дети держат шишки в раскрытых ладонях).

Логопед: дети, давайте вместе расскажем  стихотворения о шишках.

Шишки и мышки

Жили-были на сосне

Две большие шишки,

Жили-были под сосной

Две смешные шишки.

-Эй, вы там на вышке,

Вниз спускайтесь шишки!

Удивились шишки:

- Подождите мышки,

Вас на вышку позовем,

И как в сказке заживем!

Белка и мишка

Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила,

Прямо в мишку угодила.

Застонал, заохал мишка,

На носу вскочила шишка.

Логопед: какие были в первом стихотворении шишки и мышки?

Дети: веселые, дружные.

Логопед: а во втором, мишка будет дружить с белкой?

Дети: будет, если белка попросит у мишки прощения.

Логопед: дети, нам пришло новое электронное письмо от гномов.

«Ура, мы помирились! Во время вашего путешествия мы видели и слышали вас и поняли, какие вы умелые, дружные и вместе справились со всеми заданиями. Мы будем брать с вас пример и больше никогда не станем ссориться! В знак благодарности - посылаем вам веселую песню «Гномики» и волшебные колпачки, в которых вы сможете в одно мгновение  вернуться обратно, в свой детский сад».

(Логопед достает посылку с колпачками и диском.)

Слайд

10-11

Логопед: дети, вы рады, что гномы помирились? Что напишем им в электронном письме?

Дети: пословицы о дружбе.

Логопед: какие пословицы о дружбе мы напишем гномам и пошлем их в письме.

Дети: поочередно говорят пословицы о дружбе.

Пословицы о дружбе

Друзья не разлей вода.

Человек без друга, что дерево без корней.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Друга ищи, а нашел - береги.

Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

Старый друг лучше новых двух.

Сам погибай, а товарища выручай.

Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

Без беды не узнаешь друга.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

«Милые гномики! Мы очень рады, что вы помирились, постарайтесь больше никогда не ссориться! Спасибо вам за подарки. Посылаем вам посылку с шишками и пословицы о дружбе, постарайтесь их запомнить и никогда не забывать. Живите дружно, до свидания!»

Логопед: А сейчас мы  наденем колпачки и сделаем  веселую зарядку про гномиков, приглашаем и гостей,  присоединиться к нам! 

Логоритмика: комплекс веселых  упражнений под песню «Гномики», слова и музыка – К. Костина.

Слайды 12-13

Заключительная часть.

Логопед: я желаю вам быть верными друзьями и никогда не ссориться! А сейчас волшебные колпачки помогут нам вернуться  обратно. Слушаем и повторяем за мной волшебные слова:

Ты волшебный колпачок,

Помоги-ка нам дружок

Чтоб вернулись мы назад,

В свой любимый детский сад!

Вокруг себя повернулись,

В детский сад мы все вернулись!

Рефлексия

Логопед:  Дети, где  мы сегодня побывали? И какое хорошее дело мы сделали?

Дети: мы сегодня побывали на цветочной поляне, рисовали на песке у моря, бегали пальчиками по звуковым дорожкам и выполняли упражнения с шишками. А самое главное – помогли  гномам помириться.

Логопед: как мы помогли гномам помириться?

Дети: во время путешествия мы все вместе выполняли трудные задания, помогали друг другу, не ссорились и не обижали друг друга. Гномы наблюдали за нами и поняли, что такое – настоящая дружба!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие "Поссорились - помирились"

В игре "Волшебник" дети передают в лицах различные эмоции, а потом находят соответствующую "пиктограмму". С помощью волшебных колечек они обыгрывают ситуации "Драка", "Попроси игрушку у товарища", и ...

конспект занятия по нравственному воспитанию с использованием психогимнастики в младшей группе "Гномы, гномы. гномы, вы малюсенький народ"

У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это б...

История о том, как Карандаш и Гвоздь помирились.

Конспект непосредственно-образовательной деятельностис детьми средней группы с элементами ТРИЗ и РТВ.Реализация образовательных областей: «Познание», « Коммуникация»,  «Социализация»....

Интегрированная образовательная деятельность "Как помирить овощи" (музыка+развитие речи+аппликация) для детей старшей группы

Интегрированная образовательная деятельность "Как помирить овощи" (музыка+развитие речи+аппликация) для детей старшей группы...

Конспект игры-занятия "Как Карандаш и Гвоздь помирились"

Название игры - занятия: «История о том, как  Карандаш и Гвоздь помирились»....

Презентация к логопедическому занятию "Поможем гномам помириться"

Данная презентация является приложением к логопедическому занятию "Поможем гномам помириться"...