Презентация "Развитие лексики, грамматики, связной речи у дошкольников"
презентация к занятию по логопедии (младшая группа) по теме

Кечаева Ольга Сергеевна

В данной презентации представлены игры и упражнения на развитие лексики, грамматики и связной речи у дошкольников с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx314.38 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие лексики, грамматики, связной речи у дошкольников с ОНР. Игры и упражнения.

Слайд 2

Нарушения речи Клиническая Психолого-классификация педагогическая кл-я -ДИСЛАЛИЯ 1 гр. -ФН -ДИЗАРТРИЯ -ФФН -РИНОЛАЛАИЯ -ОНР -СТЕРТАЯ ДИЗАРТРИЯ 2 гр. НАРУШЕНИЕ В ПРИМИНЕНИИ -ЗАИКАНИЕ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ -АЛАЛИЯ -ЗАИКАНИЕ -АФАЗИЯ -КОМБИНИРОВАННЫЕ ДЕФЕКТЫ -ТАХИЛАЛИЯ (Заикание + недоразвитие речи) -БРАДИЛАЛИЯ -НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА

Слайд 3

КОМПОНЕНТЫ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ СВЯЗНАЯ РЕЧЬ ФН (НАРУШЕНО ТОЛЬКО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ) ФФН (НАРУШЕНО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ, РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ НА СЛУХ) ОНР ( ВСЕ КОМПОНЕНТЫ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ)

Слайд 4

Как помочь ребенку с ОНР в условиях обычного детского сада? 1.Развитие ВПФ. Особенно развитие вербальной памяти, вербального мышления .Самая лучшая игра –это загадки. (педагог- психолог) 2. Развитие графических навыков. Раскрасить, дорисовать, заштриховать провести линию, не касаясь зачеркнуть, обвести по контуру краев

Слайд 5

3.Развитие мелкой моторики. -Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки . ( Сорока-белобока ) , - Выполнение фигурок из пальцев Домик Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел. Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон). 4. Пополнение словарного запаса. На что обратить внимание: -Развитие пассивного словаря. -Наглядность. -Постоянное повторение. -Расширение ассоциативных связей (синонимы, антонимы)

Слайд 6

- Игра «Один-много » ( назвать предметы в единственном и множественном числе ) - Игра «Назови ласково » ( образование уменьшительно-ласкательных форм) - Игра «Скажи наоборот» ( подобрать антоним) - «Подобрать к предмету»: действия (что делает?), признаки (какой?) - « Четвертый лишний » ( выделение из группы предметов лишнего) Сандалии, туфли, сапоги, брюки . Обувь моют, стирают , носят, протирают. - Игра «Угадай, кто это ?» Бурый , косолапый, неуклюжий - ... .Серый, зубастый, страшный - ... . - Игра «Подбери родственные слова» Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик…. Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье…. Мороз – морозный, морозить, замораживать…. - Различные игры с мячом . -

Слайд 7

5. Развитие грамматического строя речи. - Игра «Жадина » ( назвать своим каждый предмет: мой, моя, мое, мои). - Игра «Посчитай » ( от 1 до 5, до 10) - Игра «Прятки» (поочередно закрывать предметы и говорить, чего нет). - Игра «Что из чего сделано». Юбка из шелка (какая?) – шелковая, сок из апельсина – апельсиновый. - Игра «Чья, чей, чьи, чье?» Это чья шапка? - Моя. Это чьи перчатки? - У щуки голова – щучья, хвост - …, плавник - …, туловище - …. - Игра «Исправь ошибку». - Игра «Назови семью» папа - медведь, мама ­медведица, детеныш(и) - медвежонок (медвежата); - Игра «Я, ты, он, она, мы, вы, они». Я иду гулять. Он идет гулять и т.д. -Игра «Почему так называется?» (образование сложных слов): самолет (сам летает) паровоз самокат самосвал

Слайд 8

- Игра «Кто где спрятался», «Откуда вышел»

Слайд 9

6.Развитие слоговой структуры слова -Игра «Хлопки » ( деление слов на слоги хлопками » 7. Развитие связной речи . -Сравнить, кто старше, младше (составление сложносочиненного предложения с союзом а): Папа - сын (папа старше, а сын младше), папа - дедушка, дядя - племянник, внук - дедушка. -Составить предложения с предлогом с . С чем ведро, если в нём… (вода, молоко, бельё, снег, земля…)? С чем кастрюля, если в ней… (суп, борщ, картошка…)? - Прослушать рассказ и пересказать по вопросам.(обязательно с картинками). Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда. Какое время года наступает? Как светит солнышко? Что набухает на деревьях? Кто скоро прилетит из теплых стран? Что будут делать птицы? Объяснить ребенку значение словосочетаний: набухают почки, теплые страны, вить гнезда. -Составить описательный рассказ по схемам и по вопросам.

Слайд 10

Пересказ по схеме: 1. 2 . 3. 4. 5. 6. : 1.Цвет 2.Форма 3. Величина 5. Где растет 6. Что можно приготовить Например: «Это помидор. Он красный, круглый, большой, сладкий, вкусный, сочный, вырос в огороде на грядке, из него можно приготовить салат, томатный суп». Так поговорить о наиболее известных овощах.

Слайд 11

Работа над структурно-синтаксической составляющей речевого высказывания дошкольника с ОНР Слова, обозначающие в речи различные предметы (живые и неживые) Например: Живые – человек, собака, кошка и пр. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛ Неживые – цветок, дом, машина, стол. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛ Слова, обозначающие в речи разнообразные действия , выполняемые предметами или с ними: идти, бежать, играть, бросать и пр. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛ Слова, обозначающие в речи признаки предметов, различающие, объединяющие их или выделяющие среди других: красный, большой, мягкий, быстрый, добрый и пр. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛ Короткие слова, помогающие соединить другие слова для того, чтобы наша речь (фраза, высказывание = предложение) была правильной, красивой : в, на, под, к, от ,и) ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛ Пример: 1. Подобрать к слову – предмету (белка) слова действия. Картинка прыгает Белка сидит грызёт собирает 2. Составить предложение (фразу) с этими словами. Пушистая белка сидит на ветке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лексики и связной речи у дошкольников в онтогенезе

Материал для консультаций педагогов ДОУ...

Нетрадиционные методы формирования лексико-грамматических категорий и связной речи у дошкольников

краткое опсиание методов ТРИЗ, которые помогут вашим воспитанникам быстрее усвоить сложный материал....

Статья на тему "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".

 Восприятие во взаимодействии с другими познавательными процессами, такими как мышление, память, внимание, обеспечивает познание окружающей действительности. Без восприятия не может быть ц...

Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности формирования  лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи...

Статья на тему "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И  ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКАЛэпбук –интерактивн...