Доклад «Использование ТСО и ИКТ в работе по развитию лексики, грамматики, связной речи детей старшей группы в рамках общеобразовательной программы по дополнительному образованию «Речецветик»
статья по логопедии (старшая группа)

Ширяева Надежда Геннадиевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

          МБДОУ Детский сад «Колокольчик»

Доклад

«Использование ТСО и ИКТ  в работе по развитию лексики, грамматики, связной речи детей старшей группы в рамках общеобразовательной программы по дополнительному образованию «Речецветик»

Учитель-логопед Ширяева Н.Г.

п. Усть-Уда

2022 - 2023 учебный год

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

В разделе программы «Речевое развитие» предусматривается использование логопедической поддержки.

          В 2022-2023 учебном году педагогическим советом МБДОУ Детский сад «Колокольчик» была утверждена  Общеразвивающая программа по дополнительному образованию «Речецветик».  

Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой работы детского сада, отвечает Федеральным государственным стандартам (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации. Данная программа разработана для реализации в условиях детского сада общеразвивающего вида и предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет.

Цель программы:

1.Формирование полноценной системы языка, соответствующей биологическому возрасту ребенка, совершенствование грамматического строя, уточнение лексики, обогащение словарного запаса, развитие связной речи

В процессе логопедического обучения решаются следующие задачи:

  • уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;
  •  осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ.
  •  забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.

В соответствие с «Тематическими блоками в годовой циклограмме образовательной деятельности  МБДОУ Детский сад «Колокольчик» и с использованием  пособий У.М. Сидоровой «Домашняя логопедическая тетрадь №1 «Учим слова и предложения» разработано тематическое перспективное планирование групповой работы с детьми старшей группы.  В течение года с детьми изучается 34 лексических темы.

В начале каждой недели  проводится подгрупповое занятие с обозначением лексической темы, на котором дети запоминают существительные по теме  - игра «5шагов»; учат наизусть стихотворения, сопровождаемые пальчиковой гимнастикой, выполняют упражнения для развития речевого дыхания, практикуются в образовании множественного числа существительных, в согласовании существительного с числительным, составляют  первые описательные рассказы.

Разработаны специальные рабочие листы для воспитателя группы – в течение рабочей недели  педагог, работающий на группе, повторяет стихи и рассказы, проводит разработанные логопедом речевые игры. В выходные дни родители совместно с детьми выполняют рекомендации учителя-логопеда по изучаемой лексической теме в специальных альбомах. 

Работа с родителями ведется и в специальной родительской группе в Ватсапе. В день проведения логопедического занятия в родительскую группу логопедом размещаются ссылки на развивающие видео для детей, даются общие рекомендации по теме.

В настоящее время в дошкольной педагогике большое внимание уделяется  использованию технических средств обучения и информационных технологий в процессе обучения и воспитания детей. Это связано с развитием науки, появлением более совершенных электронных устройств и широкого доступа к интернету.

Технические средства обучения – это устройства, помогающие педагогу  в наглядной форме донести информацию до воспитанников, оптимизировать процесс запоминания и применения знаний, контролировать эффективность обучения, презентовать результаты логопедической работы родителям.

Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные.

Материальное оснащение логопедического кабинета МБДОУ Детский сад «Колокольчик» соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольным образовательным учреждениям. Для работы с детьми и обработки информации используется персональный компьютер.

Современные технические средства обучения и информационные компьютерные технологии применяются во время занятия, при его подготовке, в проектной деятельности и в работе с родителями.

Использование ИКТ  в образовательном процессе  помогает сделать процесс передачи знаний более динамичным, внести элемент разнообразия и в доступной игровой форме пополнить знания детей.

В настоящее время логопедом собраны медиатеки, содержащие презентации Power Point к занятиям по развитию речи по лексическим темам. В работе применяется Многоцелевой инструмент «Специальные образовательные технологии», развивающие видео серии «Веселые карандаши», «Развивающие мультики».

Практическое использование технических средств обучения и информационных компьютерных технологий показывает свою эффективность и становится неотъемлемой частью образовательного процесса, средством оптимизации взаимодействия с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие лексики, грамматики, связной речи у дошкольников"

В данной презентации представлены игры и упражнения на развитие лексики, грамматики и связной речи у дошкольников с ОНР....

Перспективный план для формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи детей старшей группы

перспективный план старшей группы (сколько занятий, лексика-грамматика, связная речь)...

Перспективный план формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи детей старшей группы

перспективное планирование (сколько занятий, лексика-грамматика, связная речь)...

Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей старшей группы «Зимующие птицы».

Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей сиаршей группы «Зимующие птицы».ЦЕЛЬ: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.ЗАДАЧИ:Расширение словаря существительн...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы в рамках общеобразовательной программы по дополнительному образованию «Речецветик» Лексическая тема: «Знакомство с животными жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы в рамках общеобразовательной программы по дополнительному образованию "Речецветик". Лексическая тем: "Знакомство с...

Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи

Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...