Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей старшей группы «Зимующие птицы».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей сиаршей группы «Зимующие птицы».
ЦЕЛЬ: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.
ЗАДАЧИ:
Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме «Зимующие птицы».
 Образование сложных прилагательных, 
Совершенствование грамматического строя речи.
Воспитывать у детей усидчивость, желание заниматься.
 
Предметно- пространственная образовательно- развивающая среда: предметные картинки с изображением птиц, разрезные картинки, мяч, цветные карандаши, снежный ком.
Индивидуальная работа: Самат Ч. Алёна Т. Елизар К. Даша К.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Л. –Ребята, какое сейчас время года?
Д.- Зима.
Л. – Какая зима? (передаю снежный ком)
Д. Зима морозная, снежная, холодная, метельная и.т.п.
2. Введение в тему.
 1. Л.- Как называются птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях? 
Д. – Это зимующие птицы.
Л. – Мы с вами сегодня будем говорить о зимующих птицах. Многих из них вы видели на улицах нашего города. Предлагаю детям поиграть.
 
2.Физминутка.
Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)
Птички прыгают, летают. (Имитируют руками взмахи крыльев
Птички прыгают, поют. и совершают повороты туловища в стороны)
Чик-чирик, чик-чирик
Птички крошки собирают, (Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе,
Зернышки клюют постукивать по коленкам)
Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой)
Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой)
Клювики почистили, (Повороты головы вправо – влево)
Клювики почистили.
Дальше полетели (Имитируют руками взмахи крыльев)
И на место сели. (Дети садятся на стульчики)
 
3.Беседа с детьми. Каких птиц мы называем зимующими? (зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края) Назовите известных вам зимующих птиц (дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел)
4.Сейчас предлагаю вам  отгадать загадки о зимующих птицах (дети отгадывают загадки, логопед выставляет картину птицы)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)
 
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
 
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор (Дятел)
 
Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка -
Это …(Синичка) 
 
Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь)
5. Упражнение «Найди ошибку»
- черный ворона,
- серое голубь,
- сорока сидел на заборе,
- длиннохвостый снегирь,
- красногрудая синичка.
6. Игра «Пожалуйста»
7. «Скажи наоборот»: Закончи предложения:
Воробей маленький, а ворона - …
У синицы хвост короткий, а у сороки - …
Голубь тяжёлый, а воробей  - …
У синицы клюв тонкий, а у вороны - …
8. Игра «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
птица – птичка, пичужка
синица – синичка
воробей – воробышек – воробьишко
снегирь  – снегирек, снегирюшка, снегиречек
голубь – голубка, голубок
галка – галочка
 
Логопед. Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.
 
9. Игра «Снежки». Лепить будем не простые снежки из снега, а снежки из слов.
- Если у дятла длинный клюв, он какой? (длинноклювый)
- Если у сороки длинный хвост, она какая? (длиннохвостая)
- Если у вороны черная голова, она какая?  (черноголовая)
- Если у синицы короткие ноги, она какая? (коротконогая)
- Если у снегиря красная грудь, он какой? (красногрудый)
- Если у сороки белые бока, она какая? (белобокая)
10. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей             ритмично сжимают и разжимают кулачки    
Прилетело? Мы расскажем.                     Машут перекрестно сложенными ладонями         
Две синицы, воробей,                              на каждое название птицы дети      
Шесть щеглов и голубей,                     загибают по одному пальчику на обеих руках,
Дятел в пестрых перышках.          начиная с больших
Всем хватило зернышек!                          Трут большими пальчиками об указательные
11.  Какое слово лишнее? Почему?
Ворона, синица, лебедь, воробей. (Лишнее слово – лебедь, потому что это - перелетная птица, а все остальные – зимующие.)
Крыло, клюв, снегирь, хвост.  (Лишнее слово – снегирь, потому что это- целая птица, а остальные  – части птицы.)
Ворона, сорока, снегирь, сова.  ( Лишнее слово – ворона, потому что слово начинается на звук (В), а остальные  - на звук (С)
Сорока, ворона, синица, воробей. ( Лишнее слово – синица, потому что начинается на мягкий звук, а остальные на твердый  звук )
12. Дорисуйте птицу. Какая птица получилась?
13. Итог: - Сегодня мы  с вами говорили о зимующих птицах. Что нового и интересного вы узнали?
Дети отвечают.
- А что мы должны сделать для зимующих птиц.
Дети:  Повесить кормушку, насыпать в нее семечек, крошек.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zim_ptitsy.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей подготовительной группы «Зимующие птицы».

ЦЕЛЬ: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

ЗАДАЧИ:

  1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме «Зимующие птицы».
  2.  Образование сложных прилагательных,
  3. Совершенствование грамматического строя речи.
  4. Воспитывать у детей усидчивость, желание заниматься.

Предметно- пространственная образовательно- развивающая среда: предметные картинки с изображением птиц, разрезные картинки, мяч, цветные карандаши, снежный ком.

Индивидуальная работа: Самат Ч. Алёна Т. Елизар К. Даша К.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Л. –Ребята, какое сейчас время года?

Д.- Зима.

Л. – Какая зима? (передаю снежный ком)

Д. Зима морозная, снежная, холодная, метельная и.т.п.

2. Введение в тему.

 1. Л.- Как называются птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях?

Д. – Это зимующие птицы.

Л. – Мы с вами сегодня будем говорить о зимующих птицах. Многих из них вы видели на улицах нашего города. Предлагаю детям поиграть.

2.Физминутка.

Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

Птички прыгают, летают.                (Имитируют руками взмахи крыльев

Птички прыгают, поют.                и совершают повороты туловища в стороны)

Чик-чирик, чик-чирик                        

Птички крошки собирают,                 (Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе,

Зернышки клюют                                постукивать по коленкам)

Перышки почистили,                                (Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой)

Перышки почистили,                                (Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой)

Клювики почистили,                                (Повороты головы вправо – влево)

Клювики почистили.

Дальше полетели                                (Имитируют руками взмахи крыльев)

И на место сели.                                (Дети садятся на стульчики)

3.Беседа с детьми. Каких птиц мы называем зимующими? (зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края) Назовите известных вам зимующих птиц (дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел)

4.Сейчас предлагаю вам  отгадать загадки о зимующих птицах (дети отгадывают загадки, логопед выставляет картину птицы)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор (Дятел)

Белые щечки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Желтая грудка -

Это …(Синичка)

Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь)

5. Упражнение «Найди ошибку»

- черный ворона,

- серое голубь,

- сорока сидел на заборе,

- длиннохвостый снегирь,

- красногрудая синичка.

6. Игра «Пожалуйста»

7. «Скажи наоборот»: Закончи предложения:

Воробей маленький, а ворона - …

У синицы хвост короткий, а у сороки - …

Голубь тяжёлый, а воробей  - …

У синицы клюв тонкий, а у вороны - …

8. Игра «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

птица – птичка, пичужка

синица – синичка

воробей – воробышек – воробьишко

снегирь  – снегирек, снегирюшка, снегиречек

голубь – голубка, голубок

галка – галочка

Логопед. Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

9. Игра «Снежки». Лепить будем не простые снежки из снега, а снежки из слов.

- Если у дятла длинный клюв, он какой? (длинноклювый)

- Если у сороки длинный хвост, она какая? (длиннохвостая)

- Если у вороны черная голова, она какая?  (черноголовая)

- Если у синицы короткие ноги, она какая? (коротконогая)

- Если у снегиря красная грудь, он какой? (красногрудый)

- Если у сороки белые бока, она какая? (белобокая)

10. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей             ритмично сжимают и разжимают кулачки    

Прилетело? Мы расскажем.                     Машут перекрестно сложенными ладонями        

Две синицы, воробей,                              на каждое название птицы дети      

Шесть щеглов и голубей,                     загибают по одному пальчику на обеих руках,

Дятел в пестрых перышках.          начиная с больших

Всем хватило зернышек!                          Трут большими пальчиками об указательные

11.  Какое слово лишнее? Почему?

Ворона, синица, лебедь, воробей. (Лишнее слово – лебедь, потому что это - перелетная птица, а все остальные – зимующие.)

Крыло, клюв, снегирь, хвост.  (Лишнее слово – снегирь, потому что это- целая птица, а остальные  – части птицы.)

Ворона, сорока, снегирь, сова.  ( Лишнее слово – ворона, потому что слово начинается на звук (В), а остальные  - на звук (С)

Сорока, ворона, синица, воробей. ( Лишнее слово – синица, потому что начинается на мягкий звук, а остальные на твердый  звук )

12. Дорисуйте птицу. Какая птица получилась?

13. Итог: - Сегодня мы  с вами говорили о зимующих птицах. Что нового и интересного вы узнали?

Дети отвечают.

- А что мы должны сделать для зимующих птиц.

Дети:  Повесить кормушку, насыпать в нее семечек, крошек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе.Тема: "Одежда, обувь, головные уборы".

Тема: «Одежда, обувь и головные уборы». Развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.Упражнять в об...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Новый год».

Цель: Расширять словарный запас по лексической теме. Учить подбирать эпитеты к слову «елка». Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Закреплять умение состав...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"...

Доклад учителя-логопеда на тему: "Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Теоретический материал для учителей-логопедов по развитию лексико-грмматических категорий у детей с ОНР....

Конспект занятия по развитию лексико- грамматической стороны речи в старшей группе на тему: «На ферме».

Цели занятия:Образовательные:- учить детей образовывать притяжательные прилагательные;- учить детей употреблять существительные в форме единственного числа родительного падежа;- закрепить и уточнить з...