Конспект обобщающего занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе "По следам весны"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект обобщающего занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе "По следам весны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_sledam_vesny_d.docx73.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №12

имени Героя Советского Союза И.А. Маликова»

(структурное дошкольное подразделение)

«По следам весны»

Конспект обобщающего занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе компенсирующей направленности https://stihi.ru/pics/2019/04/01/8862.jpg

Составила

учитель-логопед Кузьменко Елена Александровна

Ногинск 2022


Тема: «По следам весны»

Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Весна».

Задачи:

Коррекционно-образовательные

уточнять и расширять словарь детей по теме «Весна”;

- закреплять умение подбирать признаки к существительным;

-упражнять в образовании существительных в уменьшительно- ласкательной форме;

- упражнять в согласовании существительных с числительными;

-закреплять умение отвечать на вопросы простым распространенным предложением.

Коррекционно-развивающие

-совершенствовать фонематическое восприятие;

-развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, память, мелкую и общую моторику;

-развивать длительный плавный вдох и выдох.

Коррекционно- воспитательные

-воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности;

-прививать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: аудиопроигрыватель, мяч, нарисованное солнце, макет дерева, мольберт, проектор, прищепки, карточки «Приметы весны», бумажный кораблик, программируемый робот-пчёлка Bee-Bot, поле с картинками.

Ход занятия:

Слайд 1: Визитка

Орг. момент:

Дети стоят в кругу. Утреннее приветствие:

Логопед и дети: Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!!!

Логопед: - Послушайте звуки, а потом назовите то, что вы услышали.

(звучит аудиозапись) журчание ручейка, пение птиц, капель, весенний дождь и др.)

Дети: Мы услышали пение птиц, весеннюю капель, журчание ручейка.

Логопед: В какое время года тает снег, бегут ручьи, прилетают и поют птицы?

Дети: Это всё происходит весной.

Основная часть:

Логопед: -Мы сегодня будем говорить о весне. К нам в окошко заглянуло солнышко. Весной солнышко начинает светить ярче и сильнее греть, и на улице становится теплее. Природа начинает пробуждаться, настроение у всех поднимается, нам становится радостнее и веселее.

(Логопед показывает нарисованное солнце)

Логопед: - Посмотрите, как солнышко улыбается! Но солнышко наше без лучиков. Сейчас мы поиграем в игру «Подбери словечко». На столе лежат разноцветные прищепки. Представьте, что это лучики от солнышка. Каждый называет свое слово о солнышке (определение) и прикрепляет лучик. Солнышко весной какое?

Ответы детей:

-Солнышко весной яркое.

-Солнышко весной жёлтое.

-Солнышко весной горячее.

-Солнышко весной тёплое.

-Солнышко весной весёлое.

-Солнышко весной круглое.

-Солнышко весной ясное.

-Солнышко весной лучистое.

-Солнышко весной красивое.

-Солнышко весной нежное.

-Солнышко весной замечательное.

-Солнышко весной любимое.

-Солнышко весной ласковое.

-Солнышко весной жгучее.

-Солнышко весной оранжевое.

-Солнышко весной золотистое.

Логопед: - Солнышко вас благодарит за лучики и за красивые слова. Ребята, ранней весной на улице еще не весь снег растаял, но он совсем не такой как зимой. Солнце все больше припекает и снега становится все меньше. Какой снег ранней весной?

Ответы детей:

-Снег ранней весной грязный.

-Снег ранней весной мокрый.

-Снег ранней весной тёмный.

-Снег ранней весной липкий.

-Снег ранней весной тяжёлый.

-Снег ранней весной серый.

-Снег ранней весной некрасивый.

-Снег ранней весной скользкий.

Логопед: -Весной вырастает трава. Какая трава весной?

Ответы детей:

-Трава весной зелёная.

-Трава весной маленькая.

-Трава весной молодая.

-Трава весной свежая.

-Трава весной салатовая.

-Трава весной ароматная.

-Трава весной новая.

Слайд 2: Упражнение «Назови перелётных птиц»

Логопед: -Ребята, что происходит с птицами весной?

Дети: -Птицы возвращаются из тёплых стран в родные края.

Логопед: -Давайте вспомним, каких перелётных птиц вы знаете? (Дети подходят к экрану и называют перелётных птиц). Давайте теперь всех их сосчитаем, а помогут нам в этом наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

Слайд 3: Упражнение «Исправь ошибку»

Логопед: -Ребята, художник нарисовал весну, но что-то перепутал. Назовите, что перепутал художник.

Игра «Ручеёк»

Логопед: - Посмотрите внимательно, что ещё нам передала весна?

Дети: -Бумажный кораблик.

Логопед: -Весной дети пускают кораблики. Где они их пускают?

Дети: -Кораблики пускают по ручейкам.

Логопед: -Давайте поиграем в игру «Ручеёк» (дети встают в круг). Наш кораблик будет плыть быстрей, если весенний ветерок будет подгонять его.

Дыхательная гимнастика «Весенний ветерок»

Дети, стоя в кругу, изображают то сильный, то спокойный ветерок.

Логопед: -Вот вам кораблик. Мы запускаем в ручеёк кораблик и считаем.

Дети считают: -Один кораблик, два кораблика, три кораблика, четыре кораблика, пять корабликов и т. д.

Логопед: - Весной возвращаются перелётные птицы. Давайте посчитаем птиц.

Дети считают: -Одна птица, две птицы, три птицы, четыре птицы, пять птиц и т. д.

Логопед: -Весной вырастают первые цветы. Будем считать цветы.

Дети считают: -Один цветок, два цветка, три цветка, четыре цветка, пять цветов и т.д.

Слайд 4: Картинка «Весна»

Игра с мячом «Назови ласково».

(дети садятся на стулья)

Логопед: -Я буду бросать мяч, а ваша задача поймать мяч и образовать слово с уменьшительно-ласкательным значением.

Ручей-ручеёк

птица – птичка

лист - листик

солнце- солнышко

корабль- кораблик

лужа - лужица

ветка- веточка

ветер- ветерок

дерево- деревце

туча-тучка

трава-травка

почка-почечка

дождь-дождик

облако-облачко

жук-жучок

гнездо-гнёздышко

капля-капелька

росток-росточек

Логопед: -А сейчас игра на внимание «Весенние слова». (сидя)

 Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши.

Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, май, сугробы, скворечник, апрель, половодье.

Физминутка: Игра на координацию речи с движением. (стоя)

«Весною»

Солнышко пригрело,

(потягиваются, подняв руки вверх, раздвинув пальчики широко в стороны, как лучи солнца.)

И растаял снег.

(Бросают руки вниз, свободно помахивают кистями.)

И расцвёл подснежник на виду у всех.»

(Показывают с помощью кистей и пальцев рук бутончик или цветок подснежника.)

По дорожке долго, долго, (Дети идут по кругу)

Взявшись за руки, мы шли. (Берут друг друга за руки)

Усидеть весною дома мы с сестренкой не смогли.

Светит солнце ярко, ярко, (Поднимают руки вверх, разводят пальцы рук)

От цветов пестреет луг, (Хлопают в ладоши)

В небе радуга, как арка, (В воздухе рисуют радугу)

Из семи лучистых дуг.

Игра с Пчёлкой Bee-Bot

Логопед: -А что происходит с насекомыми весной?

Дети: -Весной появляются, просыпаются насекомые.

Логопед: -Правильно. Давайте вспомним каких насекомых вы знаете, а поможет нам в этом Пчёлка Bee-Bot.

Дети задают маршрут Пчёлке, потом называют насекомое.

Игра «Повесь на веточки картинки» (дети садятся на стулья)

Логопед: - Посмотрите, что нам передала весна? Это весеннее дерево. На столе лежат картинки, посмотрите их внимательно. Мы повесим на веточки, только те картинки, которые подходят к весне. Обязательно называете, что у вас изображено. И почему вы выбрали эту картинку.

Логопед: -Посмотрите, какое красивое весеннее дерево у нас получилось?

Итог занятия:

Логопед: -Наше путешествие по следам весны подходит к концу. Вы хорошо справились со всеми заданиями! О чем мы сегодня говорили?

Дети: -Мы сегодня говорили о весне.

Логопед: - Что нам приносит весна?

Дети: -Весна приносит радость, хорошее настроение, первое тепло, птичьи песни.

Логопед: -Как надо относится к природе.

Дети: -Природу надо беречь.

           -Надо ухаживать за цветами, деревьями и птицами.

Логопед: -В какие игры мы сегодня играли?

Дети: -Мы играли в игры: «Подбери словечко», «Назови перелётных птиц», «Весенние слова», «Назови ласково», «Повесь на веточки картинки», «Узнай насекомых»

Логопед: - В какие игры вам понравилось играть больше всего? (ответы детей)

Дети: - Мы сегодня вспомнили названия перелётных птиц и насекомых.

           -Мы сегодня вспомнили приметы весны.

Логопед: -Пришла пора прощаться. Я вас приглашаю встать в круг.

А теперь мы улыбнёмся,

Крепко за руки возьмёмся.

И с улыбкой на прощанье,

Скажем дружно ДО СВИДАНИЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: признаки осени

Вид занятия: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи;Тип занятия: подгрупповое;Тема занятия: признаки осени....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи

Тема: наша дружная семьяТип занятия: подгрупповоеЦель занятия: составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картинПрезентация прилагается....

Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи по теме "Игрушки"

Тема: «Игрушки».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме «Игрушки».Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - учить образовывать сущес...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с ОНР подготовительного дошкольного возраста.

Материал к лексической теме "Семья", может использоваться логопедами и воспитателями логопедических групп на подрупповых занятиях по развитимю речи и в индивидуальной работе с детьми с ОНР....

Конспект фронтального занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме "Посуда".

Закрепить и обобщить знания детей о посуде через  составление описательных рассказов....

Конспект группового занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Лесные и садовые ягоды»

В конспекте представлены игры и упражнения по развитию  лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы с ОВЗ....

Конспект группового занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Лес. Лиственные и хвойные деревья»

В конспекте занятия представлены игры и упражнения по закреплению у детей о лиственных и хвойных деревьях, развитию лексико-грамматического строя и связной речи....