Конспект обобщающего занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе "По следам весны"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект обобщающего занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе "По следам весны"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №12
имени Героя Советского Союза И.А. Маликова»
(структурное дошкольное подразделение)
«По следам весны»
Конспект обобщающего занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе компенсирующей направленности
Составила
учитель-логопед Кузьменко Елена Александровна
Ногинск 2022
Тема: «По следам весны»
Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Весна».
Задачи:
Коррекционно-образовательные
- уточнять и расширять словарь детей по теме «Весна”;
- закреплять умение подбирать признаки к существительным;
-упражнять в образовании существительных в уменьшительно- ласкательной форме;
- упражнять в согласовании существительных с числительными;
-закреплять умение отвечать на вопросы простым распространенным предложением.
Коррекционно-развивающие
-совершенствовать фонематическое восприятие;
-развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, память, мелкую и общую моторику;
-развивать длительный плавный вдох и выдох.
Коррекционно- воспитательные
-воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности;
-прививать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: аудиопроигрыватель, мяч, нарисованное солнце, макет дерева, мольберт, проектор, прищепки, карточки «Приметы весны», бумажный кораблик, программируемый робот-пчёлка Bee-Bot, поле с картинками.
Ход занятия:
Слайд 1: Визитка
Орг. момент:
Дети стоят в кругу. Утреннее приветствие:
Логопед и дети: Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
Логопед: - Послушайте звуки, а потом назовите то, что вы услышали.
(звучит аудиозапись) журчание ручейка, пение птиц, капель, весенний дождь и др.)
Дети: Мы услышали пение птиц, весеннюю капель, журчание ручейка.
Логопед: В какое время года тает снег, бегут ручьи, прилетают и поют птицы?
Дети: Это всё происходит весной.
Основная часть:
Логопед: -Мы сегодня будем говорить о весне. К нам в окошко заглянуло солнышко. Весной солнышко начинает светить ярче и сильнее греть, и на улице становится теплее. Природа начинает пробуждаться, настроение у всех поднимается, нам становится радостнее и веселее.
(Логопед показывает нарисованное солнце)
Логопед: - Посмотрите, как солнышко улыбается! Но солнышко наше без лучиков. Сейчас мы поиграем в игру «Подбери словечко». На столе лежат разноцветные прищепки. Представьте, что это лучики от солнышка. Каждый называет свое слово о солнышке (определение) и прикрепляет лучик. Солнышко весной какое?
Ответы детей:
-Солнышко весной яркое.
-Солнышко весной жёлтое.
-Солнышко весной горячее.
-Солнышко весной тёплое.
-Солнышко весной весёлое.
-Солнышко весной круглое.
-Солнышко весной ясное.
-Солнышко весной лучистое.
-Солнышко весной красивое.
-Солнышко весной нежное.
-Солнышко весной замечательное.
-Солнышко весной любимое.
-Солнышко весной ласковое.
-Солнышко весной жгучее.
-Солнышко весной оранжевое.
-Солнышко весной золотистое.
Логопед: - Солнышко вас благодарит за лучики и за красивые слова. Ребята, ранней весной на улице еще не весь снег растаял, но он совсем не такой как зимой. Солнце все больше припекает и снега становится все меньше. Какой снег ранней весной?
Ответы детей:
-Снег ранней весной грязный.
-Снег ранней весной мокрый.
-Снег ранней весной тёмный.
-Снег ранней весной липкий.
-Снег ранней весной тяжёлый.
-Снег ранней весной серый.
-Снег ранней весной некрасивый.
-Снег ранней весной скользкий.
Логопед: -Весной вырастает трава. Какая трава весной?
Ответы детей:
-Трава весной зелёная.
-Трава весной маленькая.
-Трава весной молодая.
-Трава весной свежая.
-Трава весной салатовая.
-Трава весной ароматная.
-Трава весной новая.
Слайд 2: Упражнение «Назови перелётных птиц»
Логопед: -Ребята, что происходит с птицами весной?
Дети: -Птицы возвращаются из тёплых стран в родные края.
Логопед: -Давайте вспомним, каких перелётных птиц вы знаете? (Дети подходят к экрану и называют перелётных птиц). Давайте теперь всех их сосчитаем, а помогут нам в этом наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Перелетные птицы
Тили-тели, тили-тели –
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!
Слайд 3: Упражнение «Исправь ошибку»
Логопед: -Ребята, художник нарисовал весну, но что-то перепутал. Назовите, что перепутал художник.
Игра «Ручеёк»
Логопед: - Посмотрите внимательно, что ещё нам передала весна?
Дети: -Бумажный кораблик.
Логопед: -Весной дети пускают кораблики. Где они их пускают?
Дети: -Кораблики пускают по ручейкам.
Логопед: -Давайте поиграем в игру «Ручеёк» (дети встают в круг). Наш кораблик будет плыть быстрей, если весенний ветерок будет подгонять его.
Дыхательная гимнастика «Весенний ветерок»
Дети, стоя в кругу, изображают то сильный, то спокойный ветерок.
Логопед: -Вот вам кораблик. Мы запускаем в ручеёк кораблик и считаем.
Дети считают: -Один кораблик, два кораблика, три кораблика, четыре кораблика, пять корабликов и т. д.
Логопед: - Весной возвращаются перелётные птицы. Давайте посчитаем птиц.
Дети считают: -Одна птица, две птицы, три птицы, четыре птицы, пять птиц и т. д.
Логопед: -Весной вырастают первые цветы. Будем считать цветы.
Дети считают: -Один цветок, два цветка, три цветка, четыре цветка, пять цветов и т.д.
Слайд 4: Картинка «Весна»
Игра с мячом «Назови ласково».
(дети садятся на стулья)
Логопед: -Я буду бросать мяч, а ваша задача поймать мяч и образовать слово с уменьшительно-ласкательным значением.
Ручей-ручеёк
птица – птичка
лист - листик
солнце- солнышко
корабль- кораблик
лужа - лужица
ветка- веточка
ветер- ветерок
дерево- деревце
туча-тучка
трава-травка
почка-почечка
дождь-дождик
облако-облачко
жук-жучок
гнездо-гнёздышко
капля-капелька
росток-росточек
Логопед: -А сейчас игра на внимание «Весенние слова». (сидя)
Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши.
Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, май, сугробы, скворечник, апрель, половодье.
Физминутка: Игра на координацию речи с движением. (стоя)
«Весною»
Солнышко пригрело,
(потягиваются, подняв руки вверх, раздвинув пальчики широко в стороны, как лучи солнца.)
И растаял снег.
(Бросают руки вниз, свободно помахивают кистями.)
И расцвёл подснежник на виду у всех.»
(Показывают с помощью кистей и пальцев рук бутончик или цветок подснежника.)
По дорожке долго, долго, (Дети идут по кругу)
Взявшись за руки, мы шли. (Берут друг друга за руки)
Усидеть весною дома мы с сестренкой не смогли.
Светит солнце ярко, ярко, (Поднимают руки вверх, разводят пальцы рук)
От цветов пестреет луг, (Хлопают в ладоши)
В небе радуга, как арка, (В воздухе рисуют радугу)
Из семи лучистых дуг.
Игра с Пчёлкой Bee-Bot
Логопед: -А что происходит с насекомыми весной?
Дети: -Весной появляются, просыпаются насекомые.
Логопед: -Правильно. Давайте вспомним каких насекомых вы знаете, а поможет нам в этом Пчёлка Bee-Bot.
Дети задают маршрут Пчёлке, потом называют насекомое.
Игра «Повесь на веточки картинки» (дети садятся на стулья)
Логопед: - Посмотрите, что нам передала весна? Это весеннее дерево. На столе лежат картинки, посмотрите их внимательно. Мы повесим на веточки, только те картинки, которые подходят к весне. Обязательно называете, что у вас изображено. И почему вы выбрали эту картинку.
Логопед: -Посмотрите, какое красивое весеннее дерево у нас получилось?
Итог занятия:
Логопед: -Наше путешествие по следам весны подходит к концу. Вы хорошо справились со всеми заданиями! О чем мы сегодня говорили?
Дети: -Мы сегодня говорили о весне.
Логопед: - Что нам приносит весна?
Дети: -Весна приносит радость, хорошее настроение, первое тепло, птичьи песни.
Логопед: -Как надо относится к природе.
Дети: -Природу надо беречь.
-Надо ухаживать за цветами, деревьями и птицами.
Логопед: -В какие игры мы сегодня играли?
Дети: -Мы играли в игры: «Подбери словечко», «Назови перелётных птиц», «Весенние слова», «Назови ласково», «Повесь на веточки картинки», «Узнай насекомых»
Логопед: - В какие игры вам понравилось играть больше всего? (ответы детей)
Дети: - Мы сегодня вспомнили названия перелётных птиц и насекомых.
-Мы сегодня вспомнили приметы весны.
Логопед: -Пришла пора прощаться. Я вас приглашаю встать в круг.
А теперь мы улыбнёмся,
Крепко за руки возьмёмся.
И с улыбкой на прощанье,
Скажем дружно ДО СВИДАНИЯ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-324093-1382993154.jpg)
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: признаки осени
Вид занятия: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи;Тип занятия: подгрупповое;Тема занятия: признаки осени....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-324093-1382993154.jpg)
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи
Тема: наша дружная семьяТип занятия: подгрупповоеЦель занятия: составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картинПрезентация прилагается....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/28/picture-182522-1588102278.jpg)
Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи по теме "Игрушки"
Тема: «Игрушки».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме «Игрушки».Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - учить образовывать сущес...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/17/picture-276311-1547748679.jpg)
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с ОНР подготовительного дошкольного возраста.
Материал к лексической теме "Семья", может использоваться логопедами и воспитателями логопедических групп на подрупповых занятиях по развитимю речи и в индивидуальной работе с детьми с ОНР....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/19/picture-833675-1476861148.jpg)
Конспект фронтального занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме "Посуда".
Закрепить и обобщить знания детей о посуде через составление описательных рассказов....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/19/picture-1365246-1637346821.jpg)
Конспект группового занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Лесные и садовые ягоды»
В конспекте представлены игры и упражнения по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы с ОВЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/19/picture-1365246-1637346821.jpg)
Конспект группового занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Лес. Лиственные и хвойные деревья»
В конспекте занятия представлены игры и упражнения по закреплению у детей о лиственных и хвойных деревьях, развитию лексико-грамматического строя и связной речи....