Домашний логопедический альбом рекомендаций логопеда "Развитие речи" Лексика Грамматика Связная речь
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Ширяева Надежда Геннадиевна

Альбом составлен в рамках Рабочей программы  кружка "Речецветик" по подготовке к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста. Альбом содержит речевой материал 34 лексических тем, изучаемых детьми старшего дошкольного возраста, в течение учебного года. Альбом создан для детей и родителей с целью закрепления речевого материала дома. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Домашний логопедический альбом

рекомендаций логопеда / Общеразвивающая программа по дополнительному образованию «Речецветик» по подготовке к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста

«Развитие речи»

Лексика

Грамматика

Связная речь

C:\Users\Надежда\Desktop\общая\логофея оформление кабинета\ЯЗЫКИ.jpg

Воспитанни__  старшей группы

МБДОУ д/с «Колокольчик»

__________________________________

2023-2024 учебный год

ПАМЯТКА

«КАК ЗАНИМАТЬСЯ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОМУ АЛЬБОМУ»

1. Логопедический альбом хранится дома

2. Каждый понедельник учитель-логопед проводит фронтальное занятие по развитию речи с детьми старшей группы и публикует название темы в родительской группе в Вайбере, указывая страницу логопедического альбома.

3. Ежедневно вечером и в выходные родители вместе с ребёнком  в течение 15-20 минут выполняют задание логопеда по определенной лексической теме. В правом нижнем углу листа можно стимулировать ребенка наклейкой после окончания вашего с ним занятия.

4.По каждой лексической теме даются 4 основных задания. Это: Игра «5 шагов», упражнение пальчиковой гимнастики, рассказ и задание нарисовать небольшой рисунок.

-  Игра «5 шагов» - это задание выучить наизусть названия 5ти предметов (названия грибов, фруктов, овощей и др). Ребенок делает 5 шагов и называет наизусть предметы.

- Упражнение пальчиковой гимнастики – задание 2. Это задание выучить с ребенком наизусть стишок одновременно выполняя упражнения пальчиковой гимнастики. Каждое занятие логопеда начинается с того, что дети рассказывают наизусть выученные стишки по лексической теме прошлой недели.

-  Упражнение с заданием расскажи или выучи рассказ. Это задание 3. Учим наизусть рассказ из 4-5 предложений, ежедневно повторяя.

- Задание 4. Нарисуй / раскрась. Все задания по развитию мелкой моторики выполняются карандашом и только ребёнком: недопустимо раскрашивание, штрихование и т. д. за него. Пусть ребёнок выполнит тот объём работы, который сможет, а через время закончит его выполнение.

5. Очень важно учить ребёнка слышать свою речь, особенно во время занятий. Если ребёнок не прислушивается к себе, взрослый корректно его поправляет.

6. Учите ребёнка ответственно выполнять задания, доводить начатое дело до конца. Это хорошая подготовка перед школой!

7. В родительской группе в Вайбере или при личной встрече/ на консультациях/мастер-классах/ родительских собраниях родители рассказывают логопеду о трудностях, задают вопросы, высказывают пожелания.

Желаю успехов в обучении ваших детей правильной речи, ведь основную нагрузку должны взять на себя Вы, уважаемые родители!

С уважением учитель-логопед Ширяева Надежда Геннадиевна

Лексическая тема «Грибы»

1.Игра «5 шагов» Учить наизусть названия 5ти грибов: Масленок, груздь, рыжик, подберезовик, подосиновик  Сделай пять шагов. На каждый шаг называй гриб                                    . 

2. Упражнение «Грибы»                      Нарисуй три гриба:

Ножки, ножки, где вы были? 

За грибами в лес ходили.

Что вы, ручки, работали?

Мы грибочки собирали.

А вы, глазки, помогали?

Мы искали да смотрели —                  

Все пенёчки оглядели.                    

3. Упражнение «Расскажи о грибе» / учим наизусть рассказ «Рыжик»/ с показом на картинке

Это рыжик. Он оранжевого цвета. У рыжика есть шляпка и ножка. Он очень вкусный. Я люблю собирать рыжики.

4.Составление сравнительного рассказа «Рыжик и груздь» »/ с показом на картинке

Это рыжик, а это груздь. Рыжик оранжевого цвета, а груздь белый. И у рыжика, и у груздя есть шляпка и ножка.

Лексическая тема «Овощи»

1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия 5ти овощей: огурец, помидор, капуста, лук, морковь.

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй овощ.

2. Упражнение для пальчиков          5. Нарисуй любимые овощи:

 «У Лариски – две редиски»

У Лариски – две редиски,     / По очереди разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших на обеих руках/

У Алешки – две картошки.

У Сережки – сорванца, -

Два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки,

Да еще у Петьки – две хвостатых редьки.

3. Разучивание наизусть описательного рассказа «Помидор»/ с показом на картинке

Это помидор. Он красный, круглый, сладкий. Из помидора можно сделать вкусный салат.

Лексическая тема «Фрукты»

1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия 5ти фруктов: яблоко, груша, мандарин, апельсин, лимон.

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй фрукт.

2. Упражнение для пальчиков «Апельсин»

Мы делим апельсин /ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук/

Много нас, а он один.

Это долька – для ежа,  /поочередно загибать пальцы на обеих руках

Это долька – для стрижа, Это долька – для утят,        4.  Нарисуй яблоко и грушу. Раскрась:

Это долька – для котят,

Это долька – для бобра, А для волка – кожура,  /развести руками

Он сердит на нас, беда! /погрозить пальчиком

Разбегайтесь, кто куда! /бег пальцами по столу

Лексическая тема «Деревья»

1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия 5ти деревьев: береза, ёлка, сосна, осина, рябина.

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй дерево.

2. Упражнение для пальчиков «Деревья»  5. Нарисуй березу и ель

В поле дерево стоит,

Ветер ветки шевелит.

/покачивать руками из стороны в сторону/

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо!

/покачивать руками вниз – вверх, не сгибая пальцы/

3. Разучивание наизусть описательного рассказа «Береза»/ с показом на картинке

Это береза. Береза – это лиственное дерево. У нее есть ствол, корни, ветки, листья и серёжки. Очень полезен берёзовый сок. Береза – это символ нашей страны России.

4. Составление сравнительного рассказа «Береза и ель»/ с показом на картинке

Это берёза, а это ель. И у берёзы и у ели есть ствол, ветки и корни. У березы ветки растут вверх к солнцу, а у ели вниз к земле. У березы ствол белый, а у ели коричневый. . Берёза это лиственное дерево, а ель хвойное.

Лексическая тема «Дом»

1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия частей дома: фундамент, стена, крыша, дверь, лестница и т.д.

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй части дома.

2. Упражнение для пальчиков «Наша квартира»

В нашей комнате – столовой-              /на каждое название предмета мебели дети загибают по одному пальчику

Есть отличный стол дубовый  Стулья – спинки все резные, Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет Для варенья и конфет. В комнате для взрослых – спальне – Есть для платьев шкаф зеркальный, Две широкие кровати С одеялами на вате. И березовый комод, Мама там белье берет. А в гостиной кресла есть, Телевизор смотрят здесь. Есть диван и стол журнальный, В стенке – центр музыкальный. 3. Разучивание наизусть описательного рассказа «Дом»/ с показом на картинке

Это дом. Он одноэтажный, деревянный. У дома есть фундамент, стены, окна, крыша, труба, крыльцо. В доме есть прихожая, гостиная, спальни, кухня, подвал, чердак.

4. Составление сравнительного рассказа «Сравни два дома»/ с показом на картинке

Это дом одноэтажный, а это двухэтажный. Это дом деревянный, а этот кирпичный. У первого и у второго дома есть фундамент, стены, окна, крыша. У первого дома крыльцо, а у второго подъезд и лифт. Первый дом маленький, а второй большой.

5. Нарисуй и раскрась свой дом

Лексическая тема «Мебель»

1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия частей дома: стул, стол, кровать, диван, шкаф и т.д.

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй предметы мебели.

2й вариант: На каждый шаг называй детали мебели: дверцы, спинка, сиденье, полка, стенка, ножки, ручка, ящики

2. Разучивание наизусть описательного рассказа «Шкаф»/ с показом на картинке

Это шкаф. Он высокий, деревянный, коричневый. У шкафа есть задняя стенка, боковые стенки, дверки, полки, ящики, антресоли, ручки, ножки. В шкафу хранят одежду.

3. Составление сравнительного рассказа «Стул и табурет»/ с показом на картинке

Это стул, а это табурет. У стула и у табурета есть сиденье, четыре ножки. Стул отличается от табурета тем, что у него есть спинка.

Лексическая тема «Мой посёлок Усть-Уда»

1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия учреждений поселка: школа, детский сад, поликлиника, полиция,  магазины и т.д.

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй учреждения нашего поселка.

2. Упражнение для пальчиков «Дом и ворота»

На поляне дом стоит, /пальцы обеих рук под углом друг к другу/

Ну, а к дому путь закрыт. /большие пальцы поднять вверх/

Мы ворота открываем,     /внутреннюю сторону ладоней повернуть к себе/

В этот домик принимаем. /ладони параллельно и пальцы обеих рук под углом друг к другу/

3. Разучивание наизусть описательного рассказа «Мой посёлок Усть-Уда»/ с показом на картинке

Я живу в поселке Усть-Уда. В нашем поселке есть детские сады, школы, поликлиника, полиция, библиотеки, магазины. Я люблю мою Усть-Уду.

Лексическая тема «Байкал. Дикие животные наших лесов»

1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия 5ти  животных: заяц, белка, лиса, волк, медведь.

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй  животное.

2. Упражнение для пальчиков  «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке, / хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно/

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,        /загибают по одному пальчику, начиная с большого/

Воробью, синичке, Мишке толстопятому,

Заиньке усатому — Кому в платок,               /ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками/

Кому в зубок, Кому в лапочку.

3. Разучивание наизусть описательного рассказа «Байкал»/ с показом на картинке

Озеро Байкал – самое глубокое и большое озеро на Земле. Вода в нем чистая и прозрачная. Это очень красивое озеро!

4. Разучивание наизусть описательного рассказа «Лиса»

Это лиса. Она рыжая. У лисы есть голова, туловище, четыре лапы и пушистый хвост. Лиса лает.

5. Составление сравнительного рассказа «Лиса и волк»/ с показом на картинке

Это лиса, а это волк. Лиса рыжая, а волк серый. У лисы и волка есть голова, туловище, четыре лапы и хвост. У лисы хвост пушистый и  красивый. Лиса лает, а волк не только лает, но еще и воет.

6.  Нарисуй и  раскрась лису

Лексическая тема «Домашние животные»

1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия 5ти домашних животных: кошка, собака, корова, лошадь, свинья. Сделай пять шагов. На каждый шаг называй домашнее животное.

2. Упражнение для пальчиков

Раскрась кошечку

3. Разучивание наизусть описательного рассказа «Кот Васька»/ с показом на картинке

Это кот Васька. Он черный, пушистый. У кота есть усатая мордочка, белая грудка, тело, четыре лапы и хвост. Кот любит лакать молоко и играть с детьми.

 4. Составление сравнительного рассказа «Кот и пёс»/ с показом на картинкеЭто кот, а это пёс. Кот черный, а пёс белый. Кот пушистый, а пес гладкий. И у кота и у пса есть голова, тело, четыре лапы и хвост. Кот любит лакать молоко, а пёс любит грызть кости. И кот и пёс любят играть с детьми.

Лексическая тема «Животные жарких стран»

1.Игра «5 шагов»:  Учить наизусть названия 5ти  животных жарких стран: лев, тигр, обезьяна, бегемот, слон. Сделай пять шагов. На каждый шаг называй  животное.

2. Упражнение для пальчиков  «Где обедал воробей?»

-Где обедал воробей? /дети машут перекрещенными ладошками/

-В зоопарке у зверей. /ладошками изображают раскрывающуюся пасть/

Пообедал я сперва за решеткою у льва. /на каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, Подкрепился у лисицы, у моржа попил водицы. /затем на правой руке/

Ел морковку у слона, с журавлем поел пшена. Погостил у носорога, отрубей поел немного.

Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде у мохнатого медведя.

А зубастый крокодил чуть меня не проглотил.

3. Разучивание наизусть описательного рассказа «Зебра»/ с показом на картинке

Это зебра. Она полосатая. У неё есть белые и черные полоски. У зебры есть голова, туловище, хвост и четыре ноги. Зебра это полосатая лошадка. Она умеет бегать, есть траву.

4.Нарисуй животное жарких стран

Лексическая тема «Животные холодных стран»

1.Игра «5 шагов»: 

Учить наизусть названия 5ти  животных холодных стран: белый медведь, морж, тюлень, олень, песец.

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй  животное.

2.  Массаж пальцев рук/на каждую цифру сгибаем один палец – работают обе руки

Раз – отправимся в поход/ большой палец левой руки Два – дикий Север нас зовет./ указательный

Три – тут еще моржи, тюлени/ средний Четыре – волки, лисы и олени./ безымянный

Пять – огромный белый мишка/ мизинец Шесть – песец пушистый слишком/мизинец

Семь – морской огромный слон/безымянный Восемь – лев морской с сынком/средний

Девять – множество зверей/указательный Десять – сосчитай скорей./большой палец правой руки

3. Разучивание наизусть описательного рассказа «Белый медведь»/ с показом на картинке

Это  медведь. Он большой, белый, лохматый. У него есть голова, туловище, четыре лапы и короткий хвост. Белый медведь живет на Севере. Он любит рыбу.

4. Составление сравнительного рассказа «Белый медведь и бурый медведь»/ с показом на картинке

 Это белый, а это бурый медведь. Оба медведя большие, лохматые, косолапые. У них есть голова, туловище, четыре лапы и короткий хвост. Только вот один белый, а второй бурый. Белый медведь живет на Севере, а бурый медведь в лесу. Оба медведя любят рыбу, а вот бурый медведь еще любит ягоды.

5.Нарисуй животное холодных стран

Лексическая тема «Человек»

1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия частей тела человека: голова, туловище, руки, ноги…

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй части тела человека.

2. Упражнение для развития общей моторики

3. Разучивание наизусть описательного рассказа «Расскажи о себе»/ с показом на картинке

Я – мальчик/девочка. Меня зовут … Мне … лет. Я – высокий/ низкий/ среднего роста. У меня русые/ черные  волосы.  У меня голубые / карие глаза. Я похож на папу/ маму.  Я худенький. Я добрый и веселый. Я люблю рисовать, играть с младшим братом. Я – симпатичный.  

4.Нарисуй автопортрет

Лексическая тема «Поздняя осень. Одежда »

1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия 5ти предметов одежды: платье, рубашка, брюки, шорты, куртка. Сделай пять шагов. На каждый шаг называй предмет одежды.

Учить наизусть названия осенних месяцев: хором и по очереди

2. Упражнение для пальчиков

Ходит осень по полям. /пальчики «шагают» по столу/

 – Что ты, осень, принесла нам? /разводят руками в стороны/

 С нами поделись ты! /далее загибают по очереди пальцы на руках/

- Вот рябины кисти, вот орехи спелые, вот грибы вам белые. Вот вам подосиновики, сыроежки синенькие. А еще – тяжелые бронзовые желуди. Мой букет красив и ярок принесла его в подарок.

3. Разучивание наизусть описательного рассказа «Поздняя осень»/ с показом на картинке

Солнце светит, но не греет. Небо серое. Дует ветер. Идут дожди.  Листья на деревьях становятся желтыми и опадают. Животные готовятся к зиме. Поздней осенью земля покрывается снегом, морозно.

4. Составление сравнительного рассказа «Рубашка и брюки»

Это рубашка, а это брюки. Рубашка белая, а брюки черные. У рубашки есть полочки, спинка, воротник, манжеты, пуговицы. А у брюк две гачи, пояс, два кармана и замок. Рубашка и брюки это одежда.

Лексическая тема «Зима»

1.Игра «Назови зимние месяцы»: 

Учить наизусть названия осенних месяцев: хором,  по очереди

2. Упражнение для пальчиков

3. Разучивание наизусть описательного рассказа «Зима»/ с показом на картинке

Пришла зима. Солнце светит, но не греет. Небо серое. Дуют холодные ветра. Часто идет снег. Морозно. Люди одеты в теплую одежду. 4.Нарисуй зиму

Лексическая тема «Зимующие птицы»

1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия 5ти зимующих птиц: воробей, голубь, ворона, синица, снегирь.

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй зимующую птицу.

2. Упражнение для пальчиков                                                                                 4.Нарисуй воробья

Сколько птиц к кормушке нашей /Ритмично сжимают и разжимают кулачки/

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, /На каждое название птицы загибается по одному пальчику/

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. /Сжимают и разжимают кулачки/

3. Разучивание наизусть описательного рассказа «Снегирь»/ с показом на картинке

Снегирь – это зимующая птица. У него черная головка, красная грудка, серая спинка, два крыла и две лапки. Питаются снегири семенами и ягодами. Снегири украшают нашу зимнюю природу!

Лексическая тема «Новый год»

1.Упражнение для пальчиков  «Ёлочка»

Перед нами елочка:  /Пальцы рук переплетены, из больших пальцев «верхушка» ёлочки/

шишечки, иголочки.   /Кулачки, указательные пальцы выставлены/

Шарики, фонарики, / «Шарики из пальцев вверх, вниз/

Зайчики и свечки, / «Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты/

 Звезды, человечки. /Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе/

2. Разучивание наизусть описательного рассказа «Новый год»/ с показом на картинке

Я люблю праздник Новый год. К нам в гости приходит Дед Мороз.  Дети наряжаются в костюмы. На празднике все пляшут, поют, играют со Снегурочкой. Дед Мороз вручает подарки.

3.Нарисуй новогоднюю ёлочку

Лексическая тема «Зимние забавы»

1. Упражнение для пальчиков

Мы слепили снежный ком,             Ребенок имитирует лепку зайчика из снега. -

ушки сделали потом.  

Вместо глаз — угольки

нашлись у нас.

Кролик вышел как живой:

и с хвостом, и с головой.

За усы не тяни — из соломинки они

Длинные, блестящие, точно настоящие!

2. Разучивание наизусть описательного рассказа «Зимние забавы»/ с показом на картинке

Пришла зима. Солнце светит, но не греет. Небо серое. Дуют холодные ветра. Часто идет снег. Морозно. Дети катаются на лыжах, коньках, на санках и с горки. Играют в снежки.

3.Нарисуй любимые зимние забавы

Лексическая тема «Посуда. Продукты питания»

1.Игра «5 шагов»:  Учить наизусть названия 5ти продуктов: хлеб, молоко, мясо, колбаса, сыр.

Учить наизусть названия 5ти предметов посуды: чашка, тарелка, нож, вилка, ложка. раскрась чашку и чайник

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй продукт/ предмет посуды.

2. Упражнение для пальчиков

3. Разучивание наизусть описательного рассказа «Чайная чашка»/ с показом на картинке

Это чашка. Она белого цвета, фарфоровая. У чашки есть стенки, дно, ручка. Из чашки пьют чай. Поэтому её называют чайная чашка.

Лексическая тема «Бытовая техника»

1.Игра «5 шагов»: 

Учить наизусть названия 5ти предметов бытовой техники: мясорубка, миксер, холодильник, чайник, утюг.

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй предмет бытовой техники.

2. Упражнение для пальчиков «Что за шум на кухне этой?» /выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения

Что за шум на кухне этой?                          Все, что нам для крема нужно.                  

Будем жарить мы котлеты.                         Чтобы торт скорей испечь,

Мясорубку мы возьмем,                             Включим мы электропечь

Быстро мясо провернем.                            Электроприборы – это чудо!

Миксером взбиваем дружно                    Жить без них нам было б худо.

4.Нарисуй любимые продукты

5. Разучивание наизусть описательного рассказа «Холодильник»/ с показом на картинке

Это холодильник. Он белого цвета. У него есть морозильная камера и холодильный шкаф. Холодильник нужен для хранения продуктов. Обычно он стоит на кухне.

Лексическая тема «Музыкальные инструменты»

1.Игра «5 шагов»: 

Учить наизусть названия 5ти музыкальных инструментов: барабан, труба, баян, гармошка, балалайка.

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй музыкальный инструмент.

2. Упражнение для пальчиков «Раз – сыграем на гитаре»   Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания от большого пальца левой руки до большого пальца правой)

Раз – сыграем на гитаре, Два – на скрипке и трубе.  Три – еще на барабане. А четыре – на дуде.

Пять – играет саксафон. Шесть – звучит аккордеон. Семь – ты слышишь фортепиано.

Восемь – очень тихо стало. Девять – кончился концерт. Десять – ты теперь эксперт.  

4. Игра «Один - много» / с мячом  

Флейта – флейты, труба – трубы, фортепиано – фортепиано, бабалайка – балалайки, аккордеон - аккордеоны

5. Игра «Сосчитай до десяти» /один белый рояль, два белых рояля…десять белых роялей

Аналогично со словосочетаниями: громкий барабан, звонкая дудочка

6. Разучивание наизусть описательного рассказа «Барабан»/ с показом на картинке

Это барабан. У него есть верх, низ и боковая сторона. Верх и низ белые и кожаные. А боковая сторона красная и железная. Чтобы барабанить нужны барабанные палочки.

7.Нарисуй и раскрась барабан

Лексическая тема «Семья»

1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, брат

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй члена своей семьи.

2. Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук

Как у нас семья большая

Как у нас семья большая / Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно/

Да веселая

Два у лавки стоят, / Загнуть большие пальцы на обеих руках/

Два учиться хотят /Загнуть указательные пальцы на обеих руках/

Два Степана у сметаны объедаются /Загнуть средние пальцы/

Две Дашки у кашки питаются / Загнуть безымянные пальцы/

Две Ульки в люльке качаются. /Загнуть мизинцы/

3. Игра «Один-много» / с мячом  Брат – братья, сестра – сёстры, племянник – племянники, и т.д.

4. Игра «Сосчитай до десяти» /один старший брат, два…, десять старших братьев.

5. Разучивание наизусть описательного рассказа «Моя семья»/ с показом на картинке

В моей семье 4 человека. Это мама, папа, я и брат. Маму зовут ./.имя, отчество. Папу зовут…Брата зовут… Маме 35 лет, папе 36 лет, мне 6 лет, а брату 9 лет. Мама работает учителем в школе, папа водитель, я хожу в детский сад, а брат учится в школе в 3 классе. В выходные всей семьей мы  ходим в гости к бабушке/катаемся с горки  и пр. Я очень люблю своих родных – мою семью!

6.Вклейте в альбом  семейную фотографию

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Лексическая тема «Профессии»

1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия профессий сотрудников детского сада: воспитатель, логопед, повар, дворник, сторож Сделай пять шагов. На каждый шаг называй профессию сотрудников детского сада.

2. Упражнение для развития мелкой моторики   «Повар»

Повар готовил обед, /Ребром ладони дети стучат по столу/

А тут отключили свет.

Повар леща берет

И опускает в компот./ Загибают большой палец на левой руке,/

Бросает в котел поленья, в печку кладет варенье. /Загибают указательный палец/

Мешает суп кочерыжкой, /Загибают средний палец/

Угли бьет поварешкой. /Загибают безымянный палец/

Сахар сыплет в бульон. /Загибают мизинец/

И очень доволен он! /Разводят руками/

3. Разучивание наизусть описательного рассказа «Учитель»/ с показом на картинке

Это учитель. Он работает с детьми в школе. У учителя есть стол, журнал, учебники, указка, ручка. В журнал учитель ставит оценки.  

  4.Выучить с ребенком, где и кем работают родители.

Лексическая тема «Транспорт»

1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия пассажирского транспорта: самолет, поезд, машина, велосипед, лодка

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй пассажирский  транспорт.

2. Упражнение для развития общей моторики

«На лошадке ехали»

На лошадке ехали / скачут

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали / изображают как крутят руль

До реки доехали /»волны»

Трр! Стоп! Разворот!

На реке – пароход /показывают «лодочку» с поднятыми большими пальцами – «труба»

Пароходом ехали,

До горы доехали /руку вверх

Пароход не везет,

Надо сесть в самолет /»крылья»

Самолет летит,

В нем мотор гудит /руки – «моторчик»

У-у-у!!!

3.Оформи альбом. Нарисуй машину/самолет

Лексическая тема «Защитники Отечества»

1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия военных профессий: танкист, летчик, моряк, пехотинец

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй военную профессию.

2. Упражнение для развития общей моторики

3. Разучивание наизусть описательного рассказа «Летчик»/ с показом на картинке

Это лётчик. Он носит лётную форму.  Лётчик управляет самолетом. Он служит в Воздушных войсках. Летчик защищает нашу Родину. 4.Раскрась танк

Лексическая тема «Мамин праздник»

1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия женских профессий: воспитательница, учительница, няня, … Сделай пять шагов. На каждый шаг называй женскую профессию.

2.Упражнение «Выучи наизусть»

Бабушка – это сама доброта.                                   4.Нарисуй букет для мамы
Там где она, там уют, чистота.
Вкусные блинчики и пирожки.
Буйная зелень, с цветами горшки.

3. Разучивание наизусть описательного рассказа «День 8 Марта»

День Восьмое марта – это праздник мам и бабушек. У мамы самые  ласковые руки,  самое доброе сердце. Я очень люблю свою мамочку!

Лексическая тема «Весна»

1.Учить наизусть названия весенних месяцев

Игра «Три шага»    - Сделай три шага и назови весенние месяцы

2.Упражнение для пальчиков «Весна»

Иди, весна, иди, красна,    /Дети пальчиками «идут» по столу/

Принеси ржаной колосок  /Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца/

Овсяной снопок,                                                         4.Нарисуй подснежник

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

3. Разучивание наизусть описательного рассказа «Весна»

Наступила теплая весна. Начали таять снег и сосульки. На дорогах появились ручейки. На деревьях набухли почки. Из теплых стран прилетели птицы. Они стали вить гнезда.

Лексическая тема  «Труд людей весной»

 1.Упражнение «Выучи стихотворение»                                                                                                      

Повторите с ребенком названия весенних месяцев

2. Игра 

3. Разучивание наизусть описательного рассказа «Труд людей весной»/ с показом на картинке

Весной в деревне много работы. Нужно вовремя посадить огород. В огороде разбивают грядки для овощей: капусты, свёклы, моркови, огурцов и помидоров. Посев и посадка в деревне – это самое жаркое время, потому что нужно успеть посадить в свежевспаханную влажную землю. Земледельцы говорят: весенний день – год кормит. Поэтому в деревне работают от зари до захода солнца.

Лексическая тема «Перелётные птицы»

1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия 5ти перелетных птиц: скворец, лебедь, ласточка, кукушка, цапля.

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй перелетную птицу.

2. Упражнение для пальчиков Ласточка

Ласточка, ласточка, милая касаточка. /На каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком,

Ты где, ты где, ты с чем пришла?         начиная с указательного, сначала на правой, потом на левой руке/

- За морем бывала, весну добывала.

Несу, несу, весну – красну!

3. Разучивание наизусть описательного рассказа  «Лебедь»

Лебедь – это перелетная птица. У лебедя длинная шея, красный клюв. Лебеди бывают белые и черные. Птенцы лебедя – лебедята. Лебедь – это очень красивая птица!  

4. Составление сравнительного рассказа «Цапля и воробей». Это цапля, а это воробей. Цапля большая, а воробей маленький. Цапля белая, а воробей коричневый/серый. И у цапли, и у воробья есть голова, туловище, два крыла, две лапки. У цапли длинный клюв, а у воробья короткий. Питаются цапли рыбой и лягушками, а воробьи семенами деревьев, хлебными крошками. Цапли живут на болоте, на берегу моря, а воробьи рядом с человеком. Цапли это перелетные птицы, а воробьи – зимующие.  

Лексическая тема «Космос»

1.Игра «5 шагов»: 

Учить наизусть названия 5ти планет: Земля, Луна, Солнце, Венера, Марс

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй планету. 4.Нарисуй нашу планету

2. Упражнение для пальчиков «На Луне жил звездочет» /выполнять действия – хлопок – кулачки

На Луне жил звездочёт. Он планетам вёл учёт:

Меркурий — раз, Венера — два-с, Три — Земля, Четыре — Марс, Пять — Юпитер,/ загибать по одному пальчику

Шесть — Сатурн, Семь — Уран, Восемь — Нептун, Девять — дальше всех Плутон,

Кто не видит — выйди вон.

3. Разучивание наизусть описательного рассказа «Планета Земля»

Это наша планета Земля. Она круглая и голубая. На нашей планете есть суша и вода. На суше высокие горы, зеленые растения и много животных. А в океанах водятся морские животные и рыбы. С нашей планеты мы можем наблюдать за Солнцем и Луной. А первым нашу планету увидел космонавт Юрий Гагарин. Берегите нашу планету!

Лексическая тема Комнатные цветы

1.Игра «5 шагов»:  Учить наизусть названия 5ти комнатных растений: герань, фиалка, фикус, бегония, кактус

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй комнатное растение.

2. Упражнение для пальчиков «Бегония» /выполнять действия – пальчики «здороваются», большой палец по  два раза с указательным и другими пальчиками, сначала на правой, затем на левой руке

Вот растет бегония – пышная красавица. Красотой своей она во всем мире славится.

6. Разучивание наизусть описательного рассказа «Герань»/ с показом на картинкеКартинки по запросу раскраска герань

Герань – это комнатный цветок. У нее есть корни, стебель, листья и  цветы. Цветы бывают белого, розового, красного цвета. Герань любит, когда её поливают.

Лексическая тема «Профессия Пожарный»

1.Игра «5 шагов»  Сделай пять шагов. На каждый шаг называй то, что нужно для тушения пожара: ведро, лопата, огнетушитель, вода, песок

2. Упражнение для развития общей моторики / дети ударят поочередно кулачками и хлопают в ладоши          «Пожарный»

Кто на вызов, словно птица,

Срочно на машине мчится?

Кто в борьбу с огнем вступил, пеной пламя затушил?

О пожарных речь идет, честь и слава их найдет.

Все пожарные страны и отважны, и смелы.

3. Разучивание наизусть описательного рассказа «Пожарный»/ с показом на картинке

Это пожарный. Он работает в пожарной службе. У пожарного есть костюм, шлем, огнетушитель, лестница, пожарная машина. Пожарный тушит огонь. Он смелый и отважный!

Лексическая тема «День Победы»

1.Упражнение «Выучи наизусть»                              3. Нарисуй праздничный салют

9 мая – весна,

9 мая – цветы,

И голубь летит в небеса До самой высокой звезды.

Повсюду улыбок восторг, Седые солдаты в строю.

Спасибо, родные, за то, Что взяли победу в бою!

2. Разучивание наизусть описательного рассказа «День Победы»/ с показом на фотографии

9 мая  1945 года наша страна победила фашистскую Германию. Война длилась 5 лет. Много солдат и мирных жителей погибло в этой войне. В память о погибших построено много памятников. В нашем поселке это памятник Неизвестному солдату. Каждый год 9 мая люди несут цветы и склоняют головы перед этим памятником. Это благодарность за то, что мы живем под мирным небом.

Лексическая тема «Наша страна. Столица России»

1.Выучить наизусть

Небо синее в России,

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

Есть и клёны, и дубы,

А какие есть грибы!

А ещё пекут в печи

Вот такие калачи!  

Нет страны моей прекрасней - тень лесов и синь озёр,

   Даже воздух счастьем дышит у подножья мощных гор!

Процветает пусть Россия еще множество веков

И под этим небом синим правят радость и любовь!  

2. Разучивание наизусть рассказа  «Столица России» Москва – это большой, красивый и самый главный город нашей страны – России. Поэтому его называют столицей. В Москве есть Красная площадь, Александровский сад, цирк на Цветном бульваре, Большой театр. Мы гордимся своей столицей и своей страной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические игры для работы по формированию связной речи детей 4-6 лет

Обучая навыкам связной речи и побуждая к ней ребенка с общим недоразвитием, речи, логопеду приходится искать интересные для дошкольника формы преподнесения и закреп­ления материала. Это, конечно...

Презентация "Развитие лексики, грамматики, связной речи у дошкольников"

В данной презентации представлены игры и упражнения на развитие лексики, грамматики и связной речи у дошкольников с ОНР....

Рекомендации родителям для развития связной речи детей

Предлагаются игры и упражнения, направленные на развитие связной речи, которые можно проводить с ребенком и в домашних условиях, и на прогулках....

Рекомендации родителям по развитию связной речи детей

Советы логопеда в уголке родителей для развития связной речи старших дошкольников с ОНР....

Рекомендации родителям по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Ни   для   кого    не   секрет,   что   речь    является    одним   из   важнейших ...

Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя речи.

1)Обследование состояние лексики.2)Числительные простые количественные и порядковые.3)Предлоги.4)Антонимы.5)Синонимы....