Развитие лексики и связной речи у дошкольников в онтогенезе
статья по логопедии на тему

Сабсай Елена Леонидовна

Материал для консультаций педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_leksiki_i_svyaznoy_rechi.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие лексики и связной речи.

        Лексика – это словарный запас человека. Существует: пассивный словарь – это, те слова, который ребёнок понимает; активный словарь – это те слова, которые ребёнок использует в своей речи.

        В норме: к 1-2 годам: дети усваивают слова, которые соотносятся с конкретными предметами (до 500 слов, в основном существительные).

В возрасте 3-х лет дети начинают усваивать слова, обозначающие родовые понятия передавать обобщенно названия предметов, признаков, действий.

Примерно к 5-6 годам дети усваивают слова, обозначающие родовые понятия. Обогащение жизненного опыта ребёнка, усложнение его деятельности, развитие общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря. По мере развития мышления ребёнка, его речи, лексика не только обогащается, но и систематизируется, т.е. упорядочивается. Слова группируются в семантические поля. Семантическое поле – это группировка слов на основе общности признаков (т.е. лексическая тема).

        На первом этапе жизни словарь ребёнка представляет собой набор отдельных слов. Далее с увеличением словарного  запаса в его сознании формируется некоторая система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы.  Название одного слова из группы вызывает у ребёнка названия других элементов этой группы. В дальнейшем ребёнок начинает осознавать сходство определённых элементов ситуации.  Эта организация  слов в группы вызывает развитие антонимов, т. е. ребёнок  начинает противопоставлять слова из одной группы другой.

        Далее возникают синонимы. Как только ребёнок начинает подбирать синонимы, так системная организация словаря ребёнка приближается по своему строению к системе взрослого (5-6 лет).

        Пополнение  словаря происходит у человека всю жизнь.

Работа над развитием словаря напрямую связана с лексической темой и осуществляется по 4 направлениям:

  1. Расширение пассивного словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, т.е. накопление в памяти слов, которые умеет узнавать и понимать ребёнок (существительные);
  2. Уточнение значений слов, над их смысловой сочетаемостью (глаголы);
  3. Работать над систематизацией слов, т.е. формировать семантические поля в соответствии с лексической темой (все части речи);
  4. Активизация словаря, т. е. совершенствовать  процесс поиска слова; перевод слова из пассивного в активный словарь (прилагательные).

Практический материал

  • Обязательно наличие предметных картинок по всем лексическим темам для всех возрастов.
  • Игры:
  • Младше-средний возраст: кн. Упражнения с Монтессори материалом, Рига-Москва, 1999 г.

Селивёрстов «Речевые игры с детьми»

Старше-подготовительный возраст: Васильева, Соколова «Логопедические игры для дошкольников», Москва 1999 г.

Только на определённом этапе развития лексики работа по формированию словаря открывает ребёнку возможности для развития связной речи, т. к выделять в предмете свойства, признаки определять действия, которые предмет может совершать, составляют основу для построения высказываний об этом предмете.

Развитие связной речи осуществляется поэтапно:

  1. ЭТАП: (младший возраст) Речевое сопровождение игры, т.е. ребёнок должен уметь  оречевлять свои действия. Воспитатель ребёнка в этом стимулировать.
  2. ЭТАП: (младше-средний возраст) Развитие диалога, т.е. умение полным предложением отвечать на вопрос. Воспитатель должен всё время обращать на это внимание.
  3. ЭТАП: (с 4-х лет) Развитие пересказа.
  4. ЭТАП: (с 5-ти лет) 1) Умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок. 2) Умение составлять рассказ по сюжетной картине.

Игры: 

  • Опорные схемы, таблицы;
  • Картотеки диалогов, текстов;
  • Серии сюжетных картинок;
  • Сюжетные картинки.

МАТЕРИАЛЫ КОНСУЛЬТАЦИИ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ДОУ№54 САБСАЙ Е.Л.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

АПРЕЛЬ 2014Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие лексики, грамматики, связной речи у дошкольников"

В данной презентации представлены игры и упражнения на развитие лексики, грамматики и связной речи у дошкольников с ОНР....

Проектная деятельность как средство для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями.

Требования ФГОС ДО нацеливают педагогов на формирование у дошкольников умения  владеть грамматическим строем языка, связной монологической и диалогической речью, правильно и грамотно выражать сво...

Картотека заданий для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР

Картотека заданий для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. Лексическая тема: "Посуда"...

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕРАКТИВНУЮ ИГРУ «ОСЕНЬ В ЛЕСУ»

Интерактивная игра — одна из особо продуктивных информационно-коммуникативных технологий, создающих оптимальные условия развития и самореализации участников коррекционно-воспитательного процесса...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями»

Эффективныи средством формирования лексико - грамматического строя детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах детской деятельности....

Использование приёма "обобщенная схема" в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Тесная взаимосвязь между развитием речи и мышления у детей с ОНР предполагает целенаправленную работу над развитием наглядно-образного и наглядно-схематического мышления. Действия  ребенка...