Логопедический фестиваль «УМНИКИ И УМНИЦЫ» Возрастная группа: дети подготовитель-ной к школе группы с диагнозом ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Трубина Светлана Викторовна

 

          В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

            В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. Визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия.

           Дети, имеющие диагноз общее недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении  у них наблюдается ошибки в лексико – грамматическом строе речи, помимо прочих нарушений часто снижена познавательная мотивация, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

            Нестандартные логопедические занятия, в течение которых разворачиваются определенные сюжетные линии любимых сказок, очень нравятся детям. Преимущество компьютерных средств обучения в том, что мультимедийные презентации позволяют  погрузиться ребенку в сказочный мир, и  это играет роль дополнительной стимуляции учебной деятельности.

           К занятию предлагается презентация, в которой обобщаются и  закрепляются знания, умения и навыки, полученные ранее на занятиях. Это занятие можно использовать как развлечение для детей подготовительной группы и  этот материал могут использовать как воспитатели, так и логопеды. Данное занятие я провела в конце обучения детей в логопедической группе. Целью такого занятия было показать достижения детей родителям и педагогам.

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад  «Солнышко» пгт. Мортка

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

«УМНИКИ И УМНИЦЫ»

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: ДЕТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ДИАГНОЗОМ  ОНР

Подготовила: учитель-логопед

I квалификационной категории

Трубина Светлана Викторовна

2013г.

Аннотация.

        В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

        В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. Визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия.  

Преимущества использования презентаций на занятиях учителя-логопеда:

  • качество наглядного материала;
  • мультимедиа среда выше по информационной плотности;
  • представление учебного материала в доступной форме;
  • реализация развивающего обучения, проблемно-диалогического и дифференцированного подхода;
  • решение проблемы дефицита подвижной наглядности.

        Дети, имеющие диагноз общее недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении  у них наблюдается ошибки в лексико – грамматическом строе речи, помимо прочих нарушений часто снижена познавательная мотивация, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

        Нестандартные логопедические занятия, в течение которых разворачиваются определенные сюжетные линии любимых сказок, очень нравятся детям. Преимущество компьютерных средств обучения в том, что мультимедийные презентации позволяют  погрузиться ребенку в сказочный мир, и  это играет роль дополнительной стимуляции учебной деятельности.  

        На занятии мною используются различные методы: наглядный метод (демонстрационный, иллюстрационный материал), практический (произношение гласных звуков), словесный (рассказ, беседа, объяснение, словесная игра), игровой (дидактические игры, которые активизируют артикуляционную моторику). Занятие по образовательной области "Коммуникация" через интеграцию образовательных областей: "Чтение художественной литературы", "Социализация", "Здоровье". К занятию предлагается презентация, в которой обобщаются и  закрепляются знания, умения и навыки, полученные ранее на занятиях. Это занятие можно использовать как развлечение для детей подготовительной группы и  этот материал могут использовать как воспитатели, так и логопеды. Данное занятие я провела в конце обучения детей в логопедической группе. Целью такого занятия было показать достижения детей родителям и педагогам.

        

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ФЕСТИВАЛЯ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Возрастная группа: дети подготовительной к школе группы с диагнозом  ОНР

Цель: Закрепление изученного материала.

Образовательная область: «Коммуникация»

Направление:          Познавательно-речевое развитие

                           Социально-личностное развитие

Интеграция образовательных областей:

  • «Социализация»
  • «Здоровье»
  • «Физическая культура»
  • «Безопасность»
  • «Музыка»

Виды детской деятельности:

  • Игровая
  • Двигательная
  • Коммуникативная
  • Познавательно-исследовательская
  • Музыкально-художественная

Предшествующая работа:

  • Автоматизация по звукопроизношению
  • Чтение, рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
  • Беседа.  
  • Разучивание упражнений на развитие координации речи с движением.
  • Разгадывание ребусов, загадок, шарад
  • Обучение приемам самомассажа.

Содержание работы с родителями.

Домашние задания для родителей и детей.

Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми

Решаемые задачи:

Область «Коммуникация»

  • Совершенствовать практические умения и навыки детей:
  • Закрепить  навыки  пользования  исправленной речью, правильно произносить все звуки.
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.
  • Закрепить умения на слух выделять гласные звуки из слов,  определять количество слогов в слове,  дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки.
  • Совершенствовать навык звуко-слогового анализа и синтеза.
  • Развивать грамматический  строй речи;
  • Совершенствовать навыки свободного общения со взрослыми и детьми;
  • Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
  • Отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.  
  • Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Область «Познание»

  • Продолжать развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать быстроту, сообразительность, ориентировку в пространстве, во времени.
  • Учить детей ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы  в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение
  • Воспитывать интерес к НОД через использование занимательных упражнений.

Область « Социализация»

  • Воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
  • Продолжать формирование привычки слушать собеседника и не перебивать его.
  • Вызвать у родителей интерес и желание активно участвовать в коррекционной работе.

Оборудование:

        Мультимедийный проектор, экран, слайды по сказкам, слайды к игре «Четвёртый лишний»,  мяч, 2  обруча (синий и зелёный), восемь игрушек:  название 4 игрушек начинается с твёрдого согласного звука и  название 4 игрушек начинается с мягкого согласного звука.

Методы и приемы

  • Словесные
  • Прием мотивации  
  • Централизация внимания (быстрая смена действий, указаний педагога)

Здровьесберегающие технологии:

  • Самомассаж;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Оздоровительные упражнения для горла;
  • Подвижные игры;
  • Дыхательная гимнастика.

Актуальность продиктована одной из важнейших задач коррекционной педагогики на современном этапе:

  • Совершенствование логопедической работы, направленной на определение путей и способов эффективного преодоления нарушений грамматического строя при общем недоразвитии речи.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент.

Логопед: - Здравствуйте ребята! В течение года мы с вами многому научились: хорошо  говорить,  различать гласные и согласные звуки и многое другое.

- Сегодня в мы проведем  необычные соревнования. В соревнованиях будут принимать участие 2 команды «УМНИКИ» И «УМНИЦЫ».

- Команда «УМНИКИ». Ваш девиз.

ЯСНО, ЧЕТКО ГОВОРИМ, ПОТОМУ, ЧТО НЕ СПЕШИМ.

 

- Команда «УМНИЦЫ». Ваш девиз.

ГОВОРИМ ВСЕГДА КРАСИВО, ЧЕТКО И НЕТОРОПЛИВО.

- Оценивать наши команды будет уважаемое жюри. Ну, а болельщики будут дружно поддерживать своих товарищей. Итак, мы начинаем…

2. Разминка. Проговаривание слов сложной слоговой структуры.

- У нас во рту живет язык,

К словам знакомым он привык.

Легко сказать ему: «Вода,

Утенок, небо, нет и да»,

Скажите дружно: «Черепаха”

Не задрожал язык от страха?

- Повторите за мной слова:

«УМНИКИ»: - ТЕЛЕВИЗОР, КОРИДОР, ПОДОДЕЯЛЬНИК, НАВОЛОЧКА

«УМНИЦЫ»: - СВЕТОФОР, РЕГУЛИРОВЩИК, УНИВЕРСАМ, МОТОЦИКЛИСТ

Жюри оценивает правильность воспроизведения.

3. Логопед:  - Следующее задание называется «Отгадай, какая сказка?» (Детям предлагается посмотреть  на экране предметы из сказок и вспомнить  название сказки. Каждой команде по  4 сказки)

- 1,2,3 - На экран ты посмотри

Какая сказка расскажи?

«УМНИКИ»:                                        «УМНИЦЫ»:

Лягушка. «Царевна-лягушка».

Туфелька. «Золушка».

Золотой ключик. «Буратино ... ».

Умывальник. «Мойдодыр».

Корыто. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Яичко. «Курочка Ряба"

 Таракан. «Тараканище»

 Щука «По щучьему велению…»

Жюри оценивает правильность ответов.

4. Логопед:  - Следующее задание называется «Думай-ка» (на экране  появляются  изображения  предметов,  каждой команде дается задание перечислить предметы и назвать обобщающее слово).

- Думай, думай,  рассуждай,

Одним словом называй!

«УМНИКИ»:                                        «УМНИЦЫ»

Шкаф, стол, стул, кресло

Морковь, огурец, помидор

Корова, овца, лошадь, собака

Снегирь, ласточка, воробей, голубь

Комар, бабочка, муха, пчела

Клюква, смородина,  малина

Автобус, машина, самолет, велосипед

Волк, белка, лиса, заяц

Жюри оценивает правильность выполнения.

Физминутка «МАЛАНЬЯ»

У Маланьи у старушки                Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Жили в маленькой избушке        Сложить руки углом, показать избушку.

Семь сыновей,                        Показать семь пальцев.

Все без бровей,                        Очертить брови пальцами.

Вот с такими ушами,                Растираем уши.

Вот с такими носами                Трем кончик носа.

Вот с такими усами,                        Очертить пальцами носогубные складки.

Вот с такой головой,                Пальчики «бегут» по лицу

Вот с такой бородой!                Пальчики»опускаются» от ушей к подбородку

Они не пили, не ели,                        Повороты головой

На Маланью все глядели                Глазами смотрим вверх-вниз, вправо-влево

5. «Задание на внимание».

Логопед: 

- А сейчас задание

На ваше внимание!

1. Мама зовет дочку домой. Кто на улице?  (ДОЧКА)

2. Волк съел овцу. Кто слабее?  (ОВЦА)

3. Охотник убил утку. Кто стрелял? (ОХОТНИК)

1. Витю слушал воспитатель. Кто говорил? (ВИТЯ)

 2. Петю ударил Ваня. Кто драчун? (ВАНЯ)

 3. Собаку укусила оса. Кто кусался? (ОСА)

6. «Мой, моя, мое, мои…» ( задание на согласование существительных с местоимениями).

Логопед:  

- Мой, моя, моё, мои

Ты картинки назови…

- Найдите картинки,  которые подходят к словам: «МОЙ», МОЯ»

- Найдите картинки,  которые подходят к словам: «МОЁ» «МОИ»

Дети выбирают  картинки.  Жюри оценивает правильность выполнения.

7.  Логопед:  

- Мяч лови и мяч бросай,

Дни недели называй!

Логопед бросает мяч детям  по очереди и задаёт вопросы:

2-ой день недели,

5 день недели,

1 день недели,

Если сегодня понедельник, то какой день был вчера?

6 день недели,

4 день недели,

7 день недели.

Если сегодня вторник, то какой день будет завтра?

Логопед:  

- А сейчас пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

МОЛОДОЙ - СТАРЫЙ

СИЛЬНЫЙ - СЛАБЫЙ

ТЯЖЁЛЫЙ - ЛЁГКИЙ

ТОЛСТЫЙ - ХУДОЙ

 УМНЫЙ - ГЛУПЫЙ

 ВЕСЁЛЫЙ - ГРУСТНЫЙ

 ВЫСОКИЙ - НИЗКИЙ

 ДОБРЫЙ - ЗЛОЙ

Жюри оценивает правильность выполнения.

Логопед:  

Носом – вдох, а выдох – ртом,              шумный вдох, тихий выдох;

Дышим глубже, а потом –                      шумный вдох, задержать дыхание, тихий выдох;

Вдохнули носом, не спеша:                   вдох; 

«ШшшшА - СссссА - ШшшшА»           на выдохе.

8. Логопед:  

-  Много со звуками хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построишь четко в ряд,

Превратятся звуки в слово

И с тобой заговорят…

-  Какие звуки вы знаете? (Гласные и согласные).

- Какие звуки называются гласными? (Ответы детей).

- Какие звуки называются согласными? Какими бывают согласные звуки? (Ответы детей).

Логопед:  

- Мяч лови и мяч бросай,

В словах гласный называй?

(Логопед называет слова, а дети называют гласные звуки)

«УМНИКИ»:                                        «УМНИЦЫ»

МАК, СУП, НОЧЬ, СЫН

ШКАФ, СЫР, СТУЛ, СОК

Жюри оценивает правильность ответов.

9. Игра «Найди игрушкам свой домик» 

Логопед: - Внимание! Я хочу вам предложить задание «Найди игрушкам свой домик». На столе стоят предметы. Назовите их. Я приготовила 2 обруча: синий и зеленый.

 

        - «Умники» - в синий обруч - собирают предметы, названия которых начинаются на твёрдый согласный звук (машинка, кукла, кубик, собака, бык, гном, кошка, змея…) 

        - «Умницы» - в зелёный обруч -  собирают предметы, названия которых начинаются на  мягкий согласный звук (мишка, мяч, пирамидка, лиса, белка, филин…)

Проверка выполнения. Жюри оценивает правильность выполнения

10. Игра «Слово рассыпалось». 

Логопед:  

- Я взяла большое слово,

Слоги перепутала,

Слоги правильно поставьте

И слова нам называйте!

        ЦА, ОВ – овца                                           РАН, БА — баран

        КА, КОШ- кошка                                       ЯЦ, ЗА – заяц

        БА, КА,СО – собака                                  РО, ВА, КО – корова

        ПА, ХА, ЧЕ, РЕ – черепаха                          ДИЛ, КРО, КО - крокодил

Жюри оценивает правильность выполнения

11. Игра «Исправь предложение»

- Ехал дядя без балета /билета/ —

Заплатил он штраф за это.

- Жучка будку /булку/ не доела:

Неохота, надоело.

- Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей /грачей/.

- На поляне лесной

Вырос зуб /дуб/ молодой.

Логопед: - А сейчас наше жюри объявит итоги. Слово жюри.

12. Итог занятия.

Логопед:

- Ну вот, закончилась игра

И расходиться нам пора.

Мы все надеемся, что с ней,

Вы стали чуточку умней,

Узнали много новых слов,

И много всяких всячин,

И если вам понравилось, -

Не зря  наш день потрачен!

Используемые ресурсы.

  1. Баба-яга учится читать: обучающая игра. vborskom.ru…
  2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. — М., Владос, 2008 г.
  3.  Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287.
  4. Репина З.А., Буйко В. И. «Уроки логопедии» Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 1999.
  5. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркин а Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. — М., 2008.
  6. Филичева Т. Е., Туманова ТВ., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — М., 2009.Картушина М. Ю. «Логоритмика для малышей» - М.: ТЦ Сфера, 2004.
  7. Ярош Е. А. «Путешествие по городу красивой речи» Екатеринбург: Издательство «Центр Проблем Детства», 2001.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Солнышко» пгт . Мортка Подготовила: учитель-логопед I квалификационной категории Трубина Светлана Викторовна пгт . Мортка 2012 г. Логопедический фестиваль с детьми подготовительной к школе группы УМНИКИ И УМНИЦЫ

Слайд 2

«Отгадай, какая сказка?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Думай, думай, рассуждай, одним словом называй!»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физминутка «МАЛАНЬЯ»

Слайд 2

ЗАДАНИЕ НА ВАШЕ ВНИМАНИЕ!

Слайд 3

Мой, моя, моё, мои Ты картинки назови…

Слайд 4

«Мяч лови и мяч бросай, дни недели называй»

Слайд 5

Пришел черед сыграть в игру «Наоборот»

Слайд 6

«А теперь, давай, в словах гласный называй»

Слайд 7

«Найди игрушкам свой домик»

Слайд 8

«Слово рассыпалось»

Слайд 9

«Исправь предложение»

Слайд 10

Молодцы, Умники и Умницы!!!

Слайд 11

Используемые ресурсы . Баба-яга учится читать: обучающая игра. vborskom.ru… Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. — М., Владос , 2008 г. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287. Репина З.А., Буйко В. И. «Уроки логопедии» Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 1999. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркин а Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. — М., 2008. Филичева Т. Е., Туманова ТВ., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — М., 2009.Картушина М. Ю. «Логоритмика для малышей» - М.: ТЦ Сфера, 2004. Ярош Е. А. «Путешествие по городу красивой речи» Екатеринбург: Издательство «Центр Проблем Детства», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника в логопедической подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи "В стране Лукоморье".

 Познакомить детей с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина. Вызвать интерес к литературному наследию А.С. Пушкина.Развивать устную речь.Учить понимать идейное содержание послови...

Родительское собрание ( с присутствием детей) в подготовительной к школе группе на тему «Скоро в школу».

Родительское собрание ( с присутствием детей) в подготовительной к школе группе на тему «Скоро в школу».    План подготовки и проведения родительского собрания.Беседы с...

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе детей с ОНР Тема: «Зимующие птицы»

Образовательные задачи: 1.Расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках лексической темы « Зимующие птицы».2.Уточнение семантики слов.3.Практическое усвоение нав...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью Тема: Звук и буква У.

Ц               Цель:  систематизировать знания детей о гласном звуке и букве У.Задачи: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на мат...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью Тема: Звук и буква О.

            Цель: систематизировать знания детей о гласном звуке и букве О.Задачи: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале речевы...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью Тема: Звук и буква И

Цель: Закрепление звука [И], знакомство с буквой  «И».Задачи:Коррекционно-образовательные:- закрепить навыки четкого различения и произношения звука И в слогах, словах, ...