Картотека "Арткуляционная гимнастика"
картотека по логопедии по теме

Контемирова Светлана Олеговна

Картотека "Арткуляционная гимнастика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Артикуляционная гимнастика60 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков  с, с, з, з, ц

Серия упражнений для губ.

  1. «Улыбочка».  Равномерное растягивание углов губ с оскалом верхних и нижних резцов.
  2. «Трубочка». Вытягивание губ вперед. Необходимо следить за тем, чтобы движение губ вперед не заменялось движением втягивания губ.
  3. «Улыбочка» - «Трубочка». Попеременное растягивание губ и вытягивание их вперед.
  4. «Заборчик». Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.
  5. «Рупор». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.
  6. «Зайчик». Рот закрыт. Поднятие верхней губы. Становятся видны верхние резцы.
  7. «Обида». Рот закрыт.  Опускание нижней губы. Становятся видны нижние резцы.

     Выполнение упражнений под счет: 1) «Зайчик»

                               2) Рот закрыт

                           3) «Обида»

                              4) Рот закрыт

    8. Для детей с боковым сигматизмом упражнение «Кривая ухмылка». Рот  

         закрыт. Поднять один уголок рта, затем другой.

                                                                                                                                                                         

Серия упражнений для языка.

           Упражнения для распластывания языка.

  1. «Накажи непослушный язычок». Просунуть язычок между губами. Помять его губами, произнося слог па. После 5-6 произнесений рот остается полуоткрытым, зафиксировать широкое положение языка.
  2. «Пожуй язычок зубами». Просунуть язычок между зубами. Покусать его зубами, произнося слог та. После 5-6 произнесений рот остается полуоткрытым, зафиксировать широкое положение языка.

          Пропевание гласного и. Длительно на выдохе произносить гласный и.

  1. «Крылья бабочки». При произнесении гласного и прикусить боковые края языка зубами.
  2. «Пожуй боковые края язычка». Язык сдвигается со средней линии в сторону. Пожевать язык с одного края, а затем с другого края.

 Упражнения для кончика языка.

     1. «Язычок шагает». – поместить кончик языка на нижнюю губу, за      

           нижнюю губу, за нижние резцы;

          - поместить кончик язычка на верхнюю губу, за верхнюю губу, за    

            верхние резцы. (Ребенок должен почувствовать разницу между  

          нижним и верхним положением языка);

          - попеременно поместить кончик языка на нижнюю губу, на верхнюю  

             губу; за нижнюю губу, за верхнюю губу; за нижние резцы, за верхние  

           резцы.              

      2. «Выталкивание». Кусочек морковки, яблока (диаметр 1.5 – 2 см)

         кладется к уголкам рта между зубами и щекой (зубы  сомкнуты). Надо

        вытолкнуть кусочек языком из-за щеки. Затем кусочек уменьшается в

        диаметре и кладется глубже за щеку.

     3. «Мостик». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка  

        упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается.

       Главное – широкий мостик.

     4. «Терка». Нижняя челюсть выдвигается вперед, а верхние резцы «трут»

       язык.

  1. «Катушка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка

 упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

  1. Построить и сломать мостик.
  2. «Разводим мосты». Широкий язык поместить за нижние зубы, за верхние зубы.

Серия упражнений на выработку центрального выдоха.

  1. Подуть на кончик широкого языка. (Язык высунут изо рта).
  2. Подуть на кончик высунутого языка в пузырек.
  3. «Подуть через трубочку». Рот открыт. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе.
  4. Построй язык «мостиком», улыбнись, подуй.

        

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков  ш, ж, ч, щ

Серия упражнений для языка.

           Упражнения для распластывания языка.

1.  «Накажи непослушный язычок». Просунуть язычок между губами. Помять его губами, произнося слог па. После 5-6 произнесений рот остается полуоткрытым, зафиксировать широкое положение языка.

2. «Пожуй язычок зубами». Просунуть язычок между зубами. Покусать его зубами, произнося слог та. После 5-6 произнесений рот остается полуоткрытым, зафиксировать широкое положение языка.

  1. Пропевание гласного и. Длительно на выдохе произносить гласный и.
  2. «Крылья бабочки». При произнесении гласного и прикусить боковые края языка зубами.
  3. «Пожуй боковые края язычка». Язык сдвигается со средней линии в сторону. Пожевать язык с одного края, а затем с другого края.

 

Упражнения для подъема средней части спинки языка.

  1. Положить язык на верхнюю губу. Следить чтобы нижняя губа не поднималась. Язык широкий.
  2. «Слизывание». Движения кончика языка по верхней губе внутрь ротовой полости.
  3. Круговые движения кончика языка по верхней и нижней губам (медленно).
  4. «Обними и поцелуй верхнюю губу». Цокающие движения кончиком языка по верхней губе.
  5. «Поцелуй верхние зубки». Цокающие движения кончиком языка по верхним зубам.
  6. «Ступеньки». Упражнение выполняется под счет: 1) язык на верхней губе; 2) язык под верхней губой; 3) язык за верхними зубами.
  7. «Прятки языка». – «Обезьянка». Язык под нижней губой.

- «Бульдог». Язык под верхней губой.

     8.  «Чашечка». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и  

          кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу.

       - «Чашечка» вне ротовой полости;

       - «Чашечка» в ротовой полости за верхними резцами.

     

Серия упражнений на выработку центрального выдоха.

  1. Подуть на кончик широкого языка. (Язык высунут изо рта).
  2. Подуть на кончик высунутого языка в пузырек.
  3. «Фокус». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа.

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звука р

Серия упражнений для языка.

           Упражнения для распластывания языка.

1.  «Накажи непослушный язычок». Просунуть язычок между губами. Помять его губами, произнося слог па. После 5-6 произнесений рот остается полуоткрытым, зафиксировать широкое положение языка.

2. «Пожуй язычок зубами». Просунуть язычок между зубами. Покусать его зубами, произнося слог та. После 5-6 произнесений рот остается полуоткрытым, зафиксировать широкое положение языка.

  1. Пропевание гласного и. Длительно на выдохе произносить гласный и.
  2. «Крылья бабочки». При произнесении гласного и прикусить боковые края языка зубами.
  3. «Пожуй боковые края язычка». Язык сдвигается со средней линии в сторону. Пожевать язык с одного края, а затем с другого края.

Упражнения для подъема средней части спинки языка.

  1. Положить язык на верхнюю губу. Следить чтобы нижняя губа не      
  2.  поднималась. Язык широкий.
  3. «Слизывание». Движения кончика языка по верхней губе внутрь ротовой полости.
  4. Круговые движения кончика языка по верхней и нижней губам (медленно).
  5. «Обними и поцелуй верхнюю губу». Цокающие движения кончиком языка по верхней губе.
  6. «Поцелуй верхние зубки». Цокающие движения кончиком языка по верхним зубам.
  7. «Ступеньки». Упражнение выполняется под счет: 1) язык на верхней губе; 2) язык под верхней губой; 3) язык за верхними зубами.
  8. «Прятки языка». – «Обезьянка». Язык под нижней губой.

- «Бульдог». Язык под верхней губой.

     9.  «Чашечка». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и  

          кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу.

       - «Чашечка» вен ротовой полости;

       - «Чашечка» в ротовой полости за верхними резцами.

 Упражнения для укрепления мышц кончика языка.

  1. «Маляры». Поглаживание кончиком языка всего небного свода начиная от верхних резцов назад. (Небо – потолок, а язычок – кисточка. Красим потолок кисточкой.)
  2. «Орешек». Перекатывание языка в ротовой полости с упором кончика языка в слизистую щеки.
  3. «Цоканье». Цокающие движения языком по небу.
  4. «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей поверхностью  к небу (язык присасывается) и удержать в таком  положении под счет от 1 до 5-10. язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку.
  5. «Пулеметик».Рот открыт.  Язык поднят вверх. Боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам. Кончик языка быстро и многократно ударяется в альвеолы. Произносится звук [д]. Язык все время находится наверху и работает только кончик языка.

     

Серия упражнений на выработку центрального выдоха.

  1. Подуть на кончик широкого языка. (Язык высунут изо рта).
  2. «Фокус». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа.

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звука  л,

Серия упражнений для губ.

  1. «Улыбочка».  Равномерное растягивание углов губ с оскалом верхних и нижних резцов.
  2. «Трубочка». Вытягивание губ вперед. Необходимо следить за тем, чтобы движение губ вперед не заменялось движением втягивания губ.
  3. «Улыбочка» - «Трубочка». Попеременное растягивание губ и вытягивание их вперед.

   

Серия упражнений для языка.

  Упражнениене выработку узкого языка.

1. «Иголочка». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык тянется вперед. Следить, чтобы кончик языка был тонким (дотянуться до пальчика).

2. «Лопатка». Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

3. Попеременное выполнение упражнений: «Иголочка» - «Лопатка».

       Упражнения для кончика языка.

     1. «Язычок шагает». Поместить кончик языка на нижнюю губу, за      

           нижнюю губу, за нижние резцы;

          - поместить кончик язычка на верхнюю губу, за верхнюю губу, за    

            верхние резцы. (Ребенок должен почувствовать разницу между  

          нижним и верхним положением языка);

          - попеременно поместить кончик языка на нижнюю губу, на верхнюю  

             губу; за нижнюю губу, за верхнюю губу;  за нижние резцы, за верхние  

           резцы.      

     2. «Парус».  Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка поднят и упирается  

            в верхние резцы, боковые края опущены.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

«Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.

Закаливающие мероприятия   Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.   Закаливание - это активный процесс, предста...