Пальцы помогают говорить.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Башкатова Ирина Андреевна

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения нервной центральной системы. В чем причина задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, -это степень речевого общения детей с  окружающими взрослыми людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривать с ребенком. Тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.        Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развития познавательной, эмоционально – волевой сфер ребенка, является Су – Джок терапия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paltsy_pomogayut_govorit.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Пальцы помогают говорить.

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения нервной центральной системы. В чем причина задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, -это степень речевого общения детей с  окружающими взрослыми людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривать с ребенком. Тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.        Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развития познавательной, эмоционально – волевой сфер ребенка, является Су – Джок терапия. В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже  Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия, сходства руки и стопы с телом человека. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.

        Су –Джок терапия является одной из  не традиционных методов коррекции в логопедии. Использование Су-Джок  массажеров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.

 Главными достоинствами Су-Джок терапии являются:

-высокая эффективность;

-абсолютная безопасность применения;

-универсальность метода:

-доступность метода для каждого ребенка;

-простота применения.

         При правильном применении выраженный эффект часто наступает уже через несколько минут, иногда секунд. Эта лечебная система создана не человеком – он  только открыл её,- а самой природой. В этом причина её силы и безопасности. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто не эффективно. С помощью Су - Джок терапии можно лечить любую часть тела, любой орган, сустав и соответственно применять в работе ДОУ, как с детьми, имеющими общее недоразвитие речи и с детьми обычных групп. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться ежедневно, применяя во время занятий с детьми. Ваша рука и знания всегда с вами, это и является простатой применения Су-Джок терапии. Что же такое Су-Джок терапия?
          В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су- Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма.  В строении кисти и стопы проявляется удивительное подобие строению человеческого тела. В теле человека можно выделить туловище и пять выступающих частей – голову с шеей и четыре конечности. Посмотрев на свою кисть, мы видим, что кисть тоже состоит из ладони и пяти выступающих частей – пальцев.

   Большой палец, состоящий из двух фаланг, напоминает голову и шею. Каждая из четырёх конечностей тела состоит из трех частей. В руке выделяют плечо, предплечье и кисть; в ноге – бедро, голень и стопу. Каждый из четырёх пальцев кисти, со второго по пятый, состоит из трёх фаланг. Эти и другие признаки подобия подтверждают, что большой палец соотносится с головой, второй и пятый – с руками, а третий и четвёртый – с ногами. Среди всех частей тела стопа наиболее подобна кисти и находится на втором месте по степени подобия телу. Подобие является свидетельством глубоких внутренних связей, существующих между телом, кистью и стопой, и объясняет те большие возможности Су- Джок терапии, которые испытали на себе уже тысячи людей. При ходьбе, беге, работе руками происходит естественная стимуляция точек соответствия и защита тела от болезней. Поэтому всем известно, что лучшее лекарство от болезней – движение и работа.

  Речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Именно поэтому в коррекционной работе и логопеды, и воспитатели  большое внимание уделяют развитию мелкой моторики: пальчиковым играм, вырезанию, играм с мозаикой, с песком, играм с манипулированием мелкими предметами и т.п.

 В нашем случае воздействие на речевые зоны коры головного мозга заключается в использовании Су-Джок – тренажеров-шариков и иппликаторов Кузнецова. Их можно преобрести в любой аптеке не требуя больших затрат. Данный вид работы может быть применен как элемент занятия (фронтального, подгруппового или индивидуального), как пальчиковая или в самостоятельной деятельности детей, например самомассаж, в различные режимные моменты в условиях ДОУ. В начале учебного года в нашу группу приходят дети, которые не владеют тонким движением рук. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Применяя элементы Су-Джок терапии на каждом, подгрупповам и индивидуальном занятии помогают добиться хороших результатов. Упражнения выполняются в медленном темпе 2-3 минуты

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

 Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее  воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец,

отвечающий за голову человека.

          Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эту работа проводится перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом.

Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т.д.

В логопедических целях мы проводим Су – Джок терапию совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.

Упражнение «Один-много». Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»

 Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания.

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.

         На столе коробка, по инструкции воспитателя ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и  детей в детском саду.

Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, по изучаемой лексической теме, например, «Транспорт»)

Автобус, троллейбус, машина, трамвай -

О них ты на улице не забывай.

(поочередно надевать колечко на пальцы правой руки)

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

(поочередно надевать колечко на пальцы левой руки) .

      Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления. Путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей. Этот метод создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо - логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей. 

 Литература:

  1. Алямовская В.Г. Современный подход к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование -2004.//
  2. Ахутина Т.В. Здоровье сберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход //Школа здоровья. 2007.//
  3. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пальцы помогают говорить

развитие мелкой моторики у детей-консультация для родителей...

Пальцы помогают говорить

Буклет для родителей с игровым массажем пальчиков ребенка...

Мастер-класс "Пальцы помогают говорить"

Представляла опыт работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста педагогам детских садов города....

Родительское собрание « Пальцы помогают говорить» ( нетрадиционная форма проведения- семинар-практикум)

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»(В. А. Сухомлинский) Ученые на основе обследования детей выявили : если развитие движений пальцев рук соответствует  возрасту , то и речевое р...

Развитие мелкой моторики рук у детей. Пальцы помогают говорить

Консультатция для родителей по развитию мелкой моторикики у детей....

" Связь движений пальцев рук и речи. Пальцы помогают говорить"

В консультации говорится о,том, что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, а только потом появляются артикуляция слогов. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие р...